Финансовая устойчивость отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором организация, свободно маневрируя денежными средствами, способна путём их эффективного использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции.
Анализ финансовой устойчивости ПАО «Аэрофлот» представлен в Таблице 7.
Таблица 7
Анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости предприятия
№ п/п | Наименование показателя | 2017, тыс.руб. | 2018, тыс. руб. | Абсолютное отклонение, тыс. руб. |
Источники собственных средств (Ис) | -18 515 172 | |||
Внеоборотные активы (F) | ||||
Собственные оборотные средства (Ес) (1-2) | -5602663 | -34843109 | ||
Долгосрочные кредиты и заемные средства | -967891 | |||
Наличие собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников для формирования запасов и затрат Ет (3+4) | -35811000 | |||
Краткосрочные кредиты и займы Kt | ||||
Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (5+6) | -35811000 | |||
Величина запасов и затрат Z (Запасы из актива) | ||||
Излишек (недостаток) собственных оборотных средств для формирования запасов и затрат (3-8) | -15403180 | -37081447 | ||
Излишек (недостаток) собственных оборотных средств и долгосрочных заемных средств для формирования запасов и затрат (5-8) | -7920842 | -38049338 | ||
Излишек общей величины основных источников формирования запасов и затрат (7-8) | -7920842 | -38049338 | ||
Трехмерный показатель типа финансовый устойчивости (9,10,11) | (1;1;1) | (0;0;0) | ||
Тип финансовой устойчивости | Абсолютная | Кризисная | х |
Согласно данным Таблицы 7, наблюдается значительное сокращение собственных средств.
|
Таким образом, в 2018-ом году данный показатель составил 60615220 тыс. руб., что на 18515172 тыс. руб. меньше значения данного показателя за аналогичный период прошлого года. Это является отрицательной тенденцией, т.к. говорит о сокращении доли собственных средств.
Также происходит уменьшение стоимости долгосрочных кредитов и займов на 967891 тыс. руб.Стоимость запасов выросла на 2238338 тыс. руб.
Если в 2017 г. было достаточно собственных оборотных средств для покрытия запасов. Однако, в 2018г. у предприятия не было достаточно собственных оборотных средств и долгосрочных заемных средств для формирования запасов.
По итогам расчетов Таблицы 8 выяснилось, что ПАО «Аэрофлот» находилось в состоянии абсолютной финансовой устойчивости, а в 2018 ситуации значительно ухудшилась - на предприятии наблюдалась кризисная финансовая ситуация.
Предприятие находится на грани банкротства, т.к. в данной ситуации денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность предприятия не покрывают даже его кредиторской задолженности.
Расчет и анализ относительных показателей финансовой устойчивости представлен в Таблице 8.
Таблица 8
Расчет и анализ относительных показателей финансовой устойчивости
Наименование | Нормальное ограничение | Абсолютное отклонение | |||
Коэффициент концентрации собственного капитала | больше или равно 0,5 | 0,43 | 0,35 | -0,08 | |
Коэффициент финансирования (Кф) | больше или равно 1,0 | 0,75 | 0,55 | -0,21 | |
Коэффициент концентрации заемного капитала | меньше или равно 0,5 | 0,57 | 0,65 | 0,08 | |
Коэффициент финансовой устойчивости | Оптимально 0,8-0,9 | 0,47 | 0,40 | -0,08 | |
Коэффициент маневренности собственного капитала | Оптимально 0,5 | 0,37 | -0,09 | -0,46 | |
Коэффициент обеспеченности запасов и затрат | Меньше или равно 0,6-0,8 | 0,78 | -2,98 | -3,76 | |
Коэффициент соотношения внеоборотных и оборотных активов (Ксво) | - | 0,81 | 2,27 | 1,46 | |
Коэффициент имущества производственного назначения | Больше или равно 0,5 | 0,38 | 0,36 | -0,02 | |
Коэффициент прогноза банкротства | - | -0,52 | 0,20 | 0,72 |
|
Коэффициент концентрации собственного капитала незначительно ниже нормального ограничения: в 2017 году – 0,43, а в 2018 году – 0,35 что говорит о сокращении на 0,08.
Коэффициент финансирования за 2017-2018 гг. сократился, что увеличивается зависимость от внешних источников финансирования. Таким образом, в 2017 году данный показатель составил 0,75, а в 2018 – 0,55, что значительно ниже установленной нормы.
Доля заемных источников финансирования в общей величине источников в 2018 г. выросла с 0,57 до 0,65.
Коэффициент финансовой устойчивости в 2017-2018 гг. составил 0,47 и 0,40 соответственно, что означает тревожное положение, поскольку это характеризует отсутствие у авиапредприятия устойчивых источников.
Коэффициент маневренности в 2018г. имел отрицательное значение, а это значит, что у предприятия отсутствуют собственные источники финансирования.
Коэффициент прогноза банкротства за рассматриваемый период показывает, что вероятность банкротства велика. В 2017 году эта вероятность была наиболее велика, поскольку показатель составил -0,52, а в 2018 году он составил 0,2.
|
Коэффициент имущества производственного назначения ниже установленной нормы: 0,38 в 2017 году и 0,36 в 2018 году. Это означает низкую долю имущества, которая обеспечивает основную деятельность предприятия в, в составе активов.
Проведенный анализ финансовой устойчивости позволяет сделать ряд следующих выводов.
За весь рассматриваемый период трехмерный показатель типа финансовой устойчивости к концу анализируемого периода демонстрировал «кризисную» устойчивость, а это говорит о том, что предприятие находится на грани банкротства.
Также у предприятия наблюдается рост долгосрочных источников финансирования и сокращение собственных. К концу 2018 г. наблюдается отсутствие собственных оборотных средств.
Что касается расчетов относительных показателей финансовой устойчивости можно сказать, что ни один из коэффициентов не соответствовал нормальным ограничениям