Прочтите текст и выполните задания 2—14.




(1)Глубокая зимняя ночь. (2)Метель. (3)В доме — ни огня. (4)Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна. (5)Ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой.

(б)Никто не спит. (7)Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту. (8)Прислушиваются, вздыхают...

(9)Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. (10)Прозвучал и замолк... (11)И ещё раз... (12)И ещё...

(13)—Точно зовёт кто-то, — тревожно шепчет мужчина. (14)Никто ему не отвечает.

(15)— Вот опять... (1б)Слышишь?.. (17)Как будто человек...

(18)— Спи, — сурово говорит женщина. (19) — Это ветер.

(20)— Страшно ночью в лесу...

(21)— Это только ветер. (22)Ты разбудишь ребёнка...

(23)Но дитя вдруг подымает голову.

(24)— Я слышу, я слышу. (25)Он кричит: (26) «Спасите!»

(27)И правда: яростный ураган стихает на одно мгновенье, и тогда совсем ясно, близко, точно под окном, раздаётся протяжный, отчаянный вопль:

(28)— Спа-си-те!

(29)— Мама, может быть, на него напали разбойники?.. (30)Мо-жетбыть...

(31)— Не болтай глупостей, — сердито прерывает мать. (32)— Это голодный волк воет в лесу. (33) Вот он тебя съест, если не будешь спать.

(34)— Спасите!

(35)— Жалко живую душу, — говорит муж. (36)— Если бы не испортилось моё ружье, я пошёл бы...

(37)— Лежи, дурак... (38)Не наше дело...

(39)В темноте шлёпают туфли... (40)Старческий кашель... (41)Пришёл из соседней комнаты дедушка. (42)Он брюзжит злобно:

(43)— Что вы тут бормочете? (44)Спать не даёте никому. (45) Какой такой человек в лесу? (46) Кто в эту погоду по лесам ходит?

(47)Все дома сидят. (48)И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки... (49)А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.

(50)Это голос чёрствого благоразумия.

(51)Мать переносит в свою постель ребёнка, и в тишине звучат слова монотонной, старой успокоительной сказки:

(52)— Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. (53)Всё у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. (54)Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. (55)В жилах их текла не простая кровь, а голубая-голубая...

(56)— Спа-си-те!

(57)Молчание...

(По А. Куприну)

 

Ответами к заданиям 2—14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. Укажите фрагмент текста, который имеет символическое значение и косвенно характеризует героев произведения.

1. Предложения 1 — 12

2. Предложения 27—34

3. Предложения 43—49

4) Предложения 52—55

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1. Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна.

1. Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту.

2. Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик.

2. А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.

 

4. Из предложений 35—42 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение».

5. Из предложений 10—17 выпишите глагол, написание безударного личного окончания которого не определяется общим правилом (является исключением).

6. Замените устаревшее слово «дитя» в предложении 49 современным стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «тревожно шепчет», построенное на основе подчинительной связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

8. Выпишите грамматическую основу предложения 46.

9. Среди предложений 1 — 10 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер это
го предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

· Точно зовёт кто-то,(1)тревожно шепчет мужчина. Мама, (2) может быть,(3) на него напали разбойники?..

· Лежи,(4) дурак...

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 48. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текстапронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы),

обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Всё у них было самое дорогое и лучшее,(1) и жизнь их была разумна и спокойна. Соседи их боялись,(2) уважали и ненавидели,(3) потому что они сами никого не боялись,(4) всех презирали, 5) а уважали только самих себя.

13. Среди предложений 28—38 найдите сложноподчинённые предложения с придаточным условия. Напишите

номера этих предложений.

14. Среди предложений 15—28 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

 

 

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15. /, 15.2 или 15.3.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Дитмара Эльяшевича Розенталя: «Изобразительные эпитеты живо и наглядно рисуют предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими видел писатель, создавая произведение».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Д. Э. Розенталя. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «Это голос чёрствого благоразумия».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

15.3 Как Вы понимаете значение слова ЧЁРСТВОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему «Почему человек не должен быть чёрствым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

 

Ответы

Вариант 2

Задание

 

Ответ

 

 

пришёл

 

слышишь

 

ребёнка <или> ребёнок

 

шепчет с тревогой

 

кто ходит <или> ходит кто

 

 

2, 3<или>3, 2

 

 

 

33, 36 <или>36, 33

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: