Особенности сестринской деятельности при язвенной болезни




В сестринской деятельности используются различные теории и знания. Эти знания сестра использует в информировании пациента, обучая его и руководя им или направляя его.

В настоящее время применяется теория Вирджинии Хендерсон. В рамках этой теории Хендерсон попыталась выделить основные человеческие потребности, на удовлетворение которых и должен быть нацелен уход за пациентом. В числе таких потребностей:

1. Дыхание

2. Питание и употребление жидкости

3. Физиологические отправления

4. Двигательная активность

5. Сон и отдых

6. Способность самостоятельно одеваться и раздеваться

7. Поддержание температуры тела и возможность ее регулирования

8. Соблюдение личной гигиены

9. Обеспечение собственной безопасности

10. Общение с другими людьми, возможность выражать свои эмоции и мнение

11. Возможность соблюдать обычаи и обряды согласно вероисповеданиям

12. Возможность заниматься любимой работой

13. Отдых и развлечения

14. Потребность в получении информации

Хендерсон известна так же своим определением сестринского ухода: "Уникальная функция медсестры заключается в оказании помощи индивиду, больному или здоровому, в выполнении таких мероприятий, содействующих сохранению или восстановлению здоровья, которые он мог бы обеспечить себе сам, если бы имел необходимые для этого силы, волю и знания"

Сестринский процесс – научный метод организации и оказания сестринской помощи, выполнения плана ухода за терапевтическими пациентами, исходя из определенной ситуации, в которой находятся пациент и медицинская сестра.

Результаты исследования, проведенного ЕРБ ВОЗ, свидетельствуют: «Суть сестринского дела состоит в уходе за человеком и в том, каким образом сестра осуществляет этот уход. В основе этой работы должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем... »[1]

Цель сестринского процесса:

· своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы;

· удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности пациента;

· оказывать психологическую поддержку пациенту;

· поддерживать и восстанавливать независимость пациента в удовлетворении ежедневных потребностей его повседневной деятельности;

· обучать пациентов и его родственников уходу и самоуходу.

Сестринский процесс при язвенной болезни

I этап: Сбор информации

Для планирования правильного ухода и выявления потребностей пациента медицинской сестре необходимо получить как можно больше информации о состоянии пациента и течении его болезни. Медицинская сестра проводит сестринский осмотр, исследования пульса, АД, ЧДД, tºC, в результате чего выявляется объективная информация о пациенте.

При осмотре медицинская сестра обращает внимание на цвет кожи, состояние слизистых оболочек, состояние подкожно-жирового слоя, изменения настроения, двигательной активности.

При распросе медицинская сестра выслушивает жалобы пациента, узнает об образе жизни пациента; длительности и характере течения заболевания; причине, по мнению пациента вызвавшей заболевание; аллергических реакциях; наследственности; перенесенных заболеваниях; психологическом настрое пациента на выздоровление,.. Данная информация может поступить от пациента лично или его родственников и считается субъективной.

Типичные жалобы пациентов при язвенной болезни:

- Боль в области желудка (ранние, поздние, «голодные», ночные)

- Изжога

- Тошнота

- Рвота

- Отрыжка кислым

- Запоры

- Похудание

II этап: Выявление проблем пациента

На данном этапе выявляются нарушенные потребности и проблемы пациента.

Возможные нарушенные потребности:

физиологические:

- есть (ограничение в диете)

- пить (необходимость ограничения приема жидкости, жажда)

- выделять (запоры)

- спать (ночные боли)

- двигаться (боль в эпигастрии)

- быть здоровым (заболевание)

- избегать опасностей (возможность развития осложнений)

психо-социальные:

- нарушение самореализации (изменение образа жизни)

- работать (ограничение трудоспособности)

Возможные проблемы пациента:

Физиологические:

- боль

- слабость

- изжога

- запор

- тошнота

- рвота

- отрыжка кислым

- снижение физической активности

- головокружение

Психологические:

- депрессия из-за приобретенного заболевания

- недооценка тяжести состояния

- дефицит знаний о болезни

- дефицит самообслуживания

- изменение образа жизни

Социальные:

- снижение трудоспособности

- материальные трудности в связи со снижением трудоспособности

Духовные:

- дефицит духовного участия

Приоритетные:

- боли в эпигастрии

- изжога

- запор

- рвота

Потенциальные:

- риск возникновения осложнений.

III этап: Постановка целей

Цели:

Краткосрочные (достижимы за 1-2 недели; определяют в острой фазе заболевания); направлены на устранение действительных проблем.

Долгосрочные (достижимы за период более 2-х недель; направлены на полное выздоровление пациента, предотвращение рецидивов заболевания, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию).

IV этап: Выполнение сестринских вмешательств

Сестринские вмешательства:

Зависимые (выполняются по назначению врача):

- контроль за соблюдением назначенной диеты;

- введение лекарственных средств по назначению врача.

Независимые (выполняются медсестрой на основе своих знаний и умений):

- контроль за состоянием пациента;

- контроль за передаваемыми родственниками продуктами;

- проведение бесед с родственниками и пациентом.

Взаимозависимые (совместная деятельность сестры с другими специалистами):

- консультация гастроэнтеролога;

- подготовка к ФГС.

V этап: Оценка сестринского процесса

Медсестра проводит оценку эффективности сестринских вмешательств согласно поставленным целям. В случае, если результат не соответствует поставленным целям, медсестра пересматривает этапы сестринского процесса, выявляя ошибки в сестринском уходе. Затем корректирует свои действия и производит сестринский процесс снова с учетом предыдущих ошибок.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное исследовние показывает, что гипотеза о том, что язвенная болезнь является инфекционным заболеванием, вызываемым бактерией Helicobacter pylori не является верной так как встречаются случаи заболевания без обнаружения данной бактерии (около 35% больных с язвенной болезнью желудка). Так же язвы чаще локализуются в ДПК, хотя обсеменение НР в желудке выражено сильнее. Это доказывает, что бактерия Helicobacter pylori только способствует развитию заболевания совместно с другими патогенными факторами, но не является первопричиной язвенной болезни.

Изучив этиологию, патогенез, клиническую картину, методы диагностики, лечение и профилактику язвенной болезни можно сделать вывод о том, что данные знания необходимы медицинской сестре для правильного осуществления этапов сестринского процесса и значительно повышают качество сестринского ухода.

Для полноценного выздоровления пациента медицинской сестре необходимо четко представлять все правила ухода и умело выполнять лечебные процедуры. В лечении язвенной болезни главную роль играет соблюдение режима и диеты. Поэтому в обязанности медицинской сестры входит не только качественый уход за больным, но и обучение пациента и его родственников организации режима и питания больного, а также о профилактических мероприятиях по уменьшению риска развития осложнений.

Цель исследования достигнута, в ходе изучения доказано, что применение всех этапов сестринского процесса таких как:

I этап – оценка состояния пациента;

II этап – определение проблем пациента;

III этап – планирование сестринских вмешательств;

IV этап – реализация составленного плана сестринских вмешательств;

V этап – оценка результатов перечисленных этапов,

значительно повышает качественный уровень сестринской помощи.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 


[1] Мухина С.А., Тарновская И.И. – Теоретические основы сестринского дела- 2 изд., испр. и доп.- М.: - ГЭОТАР - Медиа, 2010. – 368 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: