В сестринской деятельности используются различные теории и знания. Эти знания сестра использует в информировании пациента, обучая его и руководя им или направляя его.
В настоящее время применяется теория Вирджинии Хендерсон. В рамках этой теории Хендерсон попыталась выделить основные человеческие потребности, на удовлетворение которых и должен быть нацелен уход за пациентом. В числе таких потребностей:
1. Дыхание
2. Питание и употребление жидкости
3. Физиологические отправления
4. Двигательная активность
5. Сон и отдых
6. Способность самостоятельно одеваться и раздеваться
7. Поддержание температуры тела и возможность ее регулирования
8. Соблюдение личной гигиены
9. Обеспечение собственной безопасности
10. Общение с другими людьми, возможность выражать свои эмоции и мнение
11. Возможность соблюдать обычаи и обряды согласно вероисповеданиям
12. Возможность заниматься любимой работой
13. Отдых и развлечения
14. Потребность в получении информации
Хендерсон известна так же своим определением сестринского ухода: "Уникальная функция медсестры заключается в оказании помощи индивиду, больному или здоровому, в выполнении таких мероприятий, содействующих сохранению или восстановлению здоровья, которые он мог бы обеспечить себе сам, если бы имел необходимые для этого силы, волю и знания"
Сестринский процесс – научный метод организации и оказания сестринской помощи, выполнения плана ухода за терапевтическими пациентами, исходя из определенной ситуации, в которой находятся пациент и медицинская сестра.
Результаты исследования, проведенного ЕРБ ВОЗ, свидетельствуют: «Суть сестринского дела состоит в уходе за человеком и в том, каким образом сестра осуществляет этот уход. В основе этой работы должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем... »[1]
Цель сестринского процесса:
· своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы;
· удовлетворять нарушенные жизненно важные потребности пациента;
· оказывать психологическую поддержку пациенту;
· поддерживать и восстанавливать независимость пациента в удовлетворении ежедневных потребностей его повседневной деятельности;
· обучать пациентов и его родственников уходу и самоуходу.
Сестринский процесс при язвенной болезни
I этап: Сбор информации
Для планирования правильного ухода и выявления потребностей пациента медицинской сестре необходимо получить как можно больше информации о состоянии пациента и течении его болезни. Медицинская сестра проводит сестринский осмотр, исследования пульса, АД, ЧДД, tºC, в результате чего выявляется объективная информация о пациенте.
При осмотре медицинская сестра обращает внимание на цвет кожи, состояние слизистых оболочек, состояние подкожно-жирового слоя, изменения настроения, двигательной активности.
При распросе медицинская сестра выслушивает жалобы пациента, узнает об образе жизни пациента; длительности и характере течения заболевания; причине, по мнению пациента вызвавшей заболевание; аллергических реакциях; наследственности; перенесенных заболеваниях; психологическом настрое пациента на выздоровление,.. Данная информация может поступить от пациента лично или его родственников и считается субъективной.
Типичные жалобы пациентов при язвенной болезни:
- Боль в области желудка (ранние, поздние, «голодные», ночные)
- Изжога
- Тошнота
- Рвота
- Отрыжка кислым
- Запоры
- Похудание
II этап: Выявление проблем пациента
На данном этапе выявляются нарушенные потребности и проблемы пациента.
Возможные нарушенные потребности:
физиологические:
- есть (ограничение в диете)
- пить (необходимость ограничения приема жидкости, жажда)
- выделять (запоры)
- спать (ночные боли)
- двигаться (боль в эпигастрии)
- быть здоровым (заболевание)
- избегать опасностей (возможность развития осложнений)
психо-социальные:
- нарушение самореализации (изменение образа жизни)
- работать (ограничение трудоспособности)
Возможные проблемы пациента:
Физиологические:
- боль
- слабость
- изжога
- запор
- тошнота
- рвота
- отрыжка кислым
- снижение физической активности
- головокружение
Психологические:
- депрессия из-за приобретенного заболевания
- недооценка тяжести состояния
- дефицит знаний о болезни
- дефицит самообслуживания
- изменение образа жизни
Социальные:
- снижение трудоспособности
- материальные трудности в связи со снижением трудоспособности
Духовные:
- дефицит духовного участия
Приоритетные:
- боли в эпигастрии
- изжога
- запор
- рвота
Потенциальные:
- риск возникновения осложнений.
III этап: Постановка целей
Цели:
Краткосрочные (достижимы за 1-2 недели; определяют в острой фазе заболевания); направлены на устранение действительных проблем.
Долгосрочные (достижимы за период более 2-х недель; направлены на полное выздоровление пациента, предотвращение рецидивов заболевания, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию).
IV этап: Выполнение сестринских вмешательств
Сестринские вмешательства:
Зависимые (выполняются по назначению врача):
- контроль за соблюдением назначенной диеты;
- введение лекарственных средств по назначению врача.
Независимые (выполняются медсестрой на основе своих знаний и умений):
- контроль за состоянием пациента;
- контроль за передаваемыми родственниками продуктами;
- проведение бесед с родственниками и пациентом.
Взаимозависимые (совместная деятельность сестры с другими специалистами):
- консультация гастроэнтеролога;
- подготовка к ФГС.
V этап: Оценка сестринского процесса
Медсестра проводит оценку эффективности сестринских вмешательств согласно поставленным целям. В случае, если результат не соответствует поставленным целям, медсестра пересматривает этапы сестринского процесса, выявляя ошибки в сестринском уходе. Затем корректирует свои действия и производит сестринский процесс снова с учетом предыдущих ошибок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное исследовние показывает, что гипотеза о том, что язвенная болезнь является инфекционным заболеванием, вызываемым бактерией Helicobacter pylori не является верной так как встречаются случаи заболевания без обнаружения данной бактерии (около 35% больных с язвенной болезнью желудка). Так же язвы чаще локализуются в ДПК, хотя обсеменение НР в желудке выражено сильнее. Это доказывает, что бактерия Helicobacter pylori только способствует развитию заболевания совместно с другими патогенными факторами, но не является первопричиной язвенной болезни.
Изучив этиологию, патогенез, клиническую картину, методы диагностики, лечение и профилактику язвенной болезни можно сделать вывод о том, что данные знания необходимы медицинской сестре для правильного осуществления этапов сестринского процесса и значительно повышают качество сестринского ухода.
Для полноценного выздоровления пациента медицинской сестре необходимо четко представлять все правила ухода и умело выполнять лечебные процедуры. В лечении язвенной болезни главную роль играет соблюдение режима и диеты. Поэтому в обязанности медицинской сестры входит не только качественый уход за больным, но и обучение пациента и его родственников организации режима и питания больного, а также о профилактических мероприятиях по уменьшению риска развития осложнений.
Цель исследования достигнута, в ходе изучения доказано, что применение всех этапов сестринского процесса таких как:
I этап – оценка состояния пациента;
II этап – определение проблем пациента;
III этап – планирование сестринских вмешательств;
IV этап – реализация составленного плана сестринских вмешательств;
V этап – оценка результатов перечисленных этапов,
значительно повышает качественный уровень сестринской помощи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
[1] Мухина С.А., Тарновская И.И. – Теоретические основы сестринского дела- 2 изд., испр. и доп.- М.: - ГЭОТАР - Медиа, 2010. – 368 с.