Священник Федор Людоговский: Тропарь перед Евангелием




Беседы о духовной жизни православного христианина (практика Православия)

ЦИКЛ 3 «ГИМНОГРАФИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА И СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ»

ТЕМА 3.5.4. Страстная Седмица. Великий Четверг.

Страстная Седмица - Пасха Крестная.

Великий четверг. Евангельский смысл. Гимнография. Канон «Сеченое сечеся»

---------------

Из работ архим. Саввы Мажуко

Страстной четверг

Благодарим Тя, Царю Невидимый, иже... множеством милости Твоея от небытия в бытие вся привел еси. Такие чудные слова читает священник в тайной молитве на литургии. Это подлинно христианское чувство — радость и благодарность оттого, что ты жив, ведь в нашей взрослой жизни чаще всего верх берут другие мысли. Нам жить невмоготу, мы, выбиваясь из сил, тянем лямку жизни, и в молитвах своих мы укоряем Бога за то, что Он сделал нас живыми. Что же, бывают такие горькие дни в жизни человека, когда нет сил жить. Наши тени и призраки ходят по улицам и площадям, завтракают без вкуса, разговаривают без интереса, — и боишься даже спросить: жив ли я ещё или сам себе снюсь. Люди вокруг меня — я не чувствую их живыми. И из такого дремотного состояния слова молитвы кажутся нелепицей, даже издевательством. Не лучше ли было и вовсе не родиться, чем так мучиться и мучить других. Но Христос для того и пришёл, чтобы вернуть нас к жизни, напитать нас жизнью с избытком (Ин 10:10). Дар Евхаристии — это и есть дар жизни: Если не будете есть IIлоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин 6:53). К чаше Евхаристии подходят, когда нет сил жить. В Святой Чаше нам даётся жизнь в чистом виде, мы её принимаем по ложечке и оживляем свои души и тела, заражаем их Божественной жизнью. Господь сотворил нас для того, чтобы мы жили и получали от этого радость. В Евхаристии мы получаем не просто какую-то абстрактную жизнь, но радость подлинной жизни, можно даже сказать, что нам возвращается вкус к радости. И это для нас как христиан очень важно, потому что Господь доверил нам особое служение в этом мире: научиться любить людей, с которыми Он нас свёл в этом месте и в этом времени, а это очень тяжёлый труд, порой просто невыносимый. Потому что приятно слушать Горация, очень располагает общество Пастернака и как всегда очарователен Шекспир, но вот этот мой сосед, кашляющий за стенкой, эти ближние, которые шаркают домашними тапочками, чавкают за столом, передают сплетни, выглядывают из-за углов, которые от тебя всё время чего-то хотят — полюбить их? как это возможно? дар Евхаристии — это и дар любви. Просто улыбнуться человеку, выслушать его, принять его боль в своё сердце — для это нужны силы, силы любить. И вот эти силы восполняются в нас через приобщение к подлинному источнику Жизни, Любви и Радости — приобщение Христу-Человеколюбцу. Каждый христианин, подходящий к Чаше и вкушающий дар жизни с благодарностью и благодарением, напитывает всё своё естество жизнью с избытком и сам становится источником радости и любви для своих ближних. Мы видим подтверждение этому в житиях святых. Множество людей стекалось к преподобному Антонию в пустыню за утешением, советом и поддержкой. Его речь была исполнена благодати, его устами говорил Дух Святой. Однажды Преподобный заметил, что один из посетителей никогда ничего не спрашивает: молча приходит, молча уходит. И старец задал ему вопрос: почему он никогда ничего не спросит. Посетитель ответил: “Мне достаточно смотреть на тебя, отче”. В присутствии подлинных христиан у всех, кто с ними рядом, расцветают сердца, возрождается желание жить, такой христианин, как солнце, согревает оледеневшие души людей вокруг. Вот эту солнечную, воскрешающую, пасхальную силу жизни с избытком мы черпаем в чаше Евхаристии.

Великий Четверг — день установления таинства Евхаристии, и тот, кто сегодня подходит к Святой Чаше, таинственно, “чрез все расстоянья и сроки” участвует в той первой Евхаристии, первом хлебопреломлении, которое многие сотни лет назад в далёкой и неизвестной стране совершил наш Спаситель, вступая на Крестный путь. И литургия Четверга важна для нас ещё и потому, что здесь, на этом рубеже Страстной седмицы мы приобщаемся жизни Христовой, чтобы суметь пережить весь ужас Его Креста и смерти. Но тем сильнее наша благодарность и тем искреннее наше благодарение Человеколюбцу за то, что Он не отступил, вся творя, дондеже нас на небо возвел, и Царство даровал будущее.

 

 

К поэтике литургической поэзии. Между Причастием и предательством

Фрагмент книги: Ольга Седакова. Мариины слезы. К поэтике литургических песнопений. Дух i Лiтера, 2017.

См. также второе издание: Ольга Седакова. Мариины слезы. Комментарии к православному богослужению. Поэтика литургических песнопений. Благочестие, 2017.

Тропарь Великого четверга комментируют священник Федор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА.Тропарь Великого четверга:
ТРОПАРЬ ВЕЛИКОГО ЧЕТВЕРГА
Церковнославянский Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает.   Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи слава Тебе. Перевод (Ольги Седаковой): Когда славных учеников омовение ног на Вечери просвещало, Тогда Иуду нечестивого недуг сребролюбия помрачал; И беззаконным судьям он Тебя, праведного Судию, предает.   Смотри же, искатель наживы, как наживы ради пришлось повеситься! Беги от алчной души, осмелившейся такое (сделать) Учителю: Ты же, ко всем благой Господи, слава Тебе!

Священник Федор Людоговский: Тропарь перед Евангелием

Песнопение «Егда славнии ученицы…» представляет собой тропарь Великого четверга, который поется также и на утрене Великой пятницы. Но обычно мы встречаемся с этими словами задолго до Страстной седмицы: в последовании к причащению указано читать их в течение Великого поста.

На утрене Великого четверга тропарь «Егда славнии ученицы…» поется после шестопсалмия, великой ектеньи и «Аллилуия». Поется он трижды, после чего открываются царские врата и читается Евангелие (Лк. 22:1–39 – о тайной вечере).

Второй раз тропарь звучит во время последования Двенадцати евангелий – на утрене Великой пятницы (она обычно служится вечером в четверг). Тропарь поется в том же самом месте службы – после великой ектеньи и «Аллилуия», также три раза, но с большей торжественностью: при открытых царских вратах, «косно (т. е. медленно) и со сладкопением», как указано в Триоди. Во время пения тропаря совершается каждение алтаря и всего храма, затем возглашается малая ектенья – и читается первое из двенадцати евангелий, «самое длинное, самое красивое» (Чехов).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: