Ольга Седакова. Подсудимый Христос




Sub specie poeticae

Мы уже говорили о том значении, которое сообщает литургическому песнопению место, на какое оно помещено в богослужении, и способ его исполнения, и распев. Место нашего тропаря очень выделено в богослужениях утрени Великого Четверга и Великой Пятницы, да и всего постного времени (см. комментарий о.Федора Людоговского). Каждое из его немногих слов приобретает, таким образом, необычайный вес. То исполнение, к которому мы привыкли, впечатляет своим видимым контрастом к крайне драматичному моменту евангельского сюжета, о котором повествует тропарь. Этот распев несет сдержанное, печальное и почти колыбельное настроение, ощущение полумрака, надвигающейся тьмы. В тексте же тропаря речь идет о двух противоположных движениях света: ученики «просвещаются» (в этом слове соединены два значения — обретения знания и освещения; на них падает свет мудрости), Иуда «омрачается», наполняется последней темнотой. Это просветление и это помрачение происходит одновременно, как с удивлением отмечено в тропаре: «когда» — «тогда». В каком-то смысле можно сказать, что общий тон тропаря — настроение «погребения Иуды».

Тема Иуды неотделима – трагически неотделима — от учреждения Евхаристии и причастия. Иуду — как остерегающий пример – вспоминают каждый раз в молитве перед причастием:

Вечери Твоея Тайныя

Днесь, Сыне Божий, причастника мя прими:

Не бо врагом Твоим тайну повем,

Ни лобзания Ти дам, яко Иуда,

Но яко разбойник, исповедаю Тебя:

Помяни мя, Господи, во царствии Твоем.

(Трапезы Твоей таинственной сегодня, Сын Божий, прими меня участником: ибо я не открою тайну врагам Твоим, не поцелую Тебя, как Иуда. Но как разбойник (благочестивый), исповедаю Тебя: Вспомни меня, Господи, в Царстве Твоем).

Эту молитву (которую обычно читают, а не поют — миряне дома, а священник перед тем, как подавать причастие) Великая Седьмица выносит на особую высоту: в Великий Четверг — единственный раз в году — она поется на месте песни Входа («Херувимской», «Ныне Силы небесные» на преждеосвященной и «Да молчит всякая плоть» в Великую Субботу).

И тот тропарь, о котором мы говорим, и это уникальное использование причастной молитвы в качестве песни Входа напоминают о том, как до конца времен остаются связанными тема Причастия – и тема предательства. Предательство, и самое страшное, за которым следует гибель души, остается возможным и для того, кто получил дар участия в Трапезе Божией и кому омыл ноги и назвал своим «другом» Сам Господь.

Тропарь, о котором мы говорим сегодня, разделен на две симметричные части: первые три стиха повествуют о событии умовения ног перед совершением Вечери; другие три стиха обращены к слушателю (предостережение о сребролюбии) и к Господу (горестная хвала последнего стиха).

Если писатели последнего столетия, предлагая разнообразные апологии Иуды, ищут в его образе какой-то особой сложности и глубины (эта традиция, впрочем, восходит к древним апокрифам), то литургическая поэзия ничего интересного и сложного в Иуде не видит. Здесь он – не более чем жертва сребролюбия, жадный до денег и неблагодарный человек, и не более. Единственно, что вызывает постоянное изумление песнописцев, так это совместимость этой страсти с близостью Самого Христа. «Недуг сребролюбия» она, исцелявшая прокаженных и слепорожденных, воскрешающая умерших, не излечивает! Неужели любовь к земным приобретениям сильнее проказы и даже смерти?

Итак, первые стихи говорят об одновременном прибавлении света у «славных учеников» и погружении во тьму Иуды. Мне хотелось бы остановиться на третьем стихе, на который обычно не обращают особого внимания, когда комментируют этот тропарь:

и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает.

Иуда не убивает прямо своего Учителя: он предает Его на суд. Справедливый суд должен был бы оправдать невинного. Но Иуда знает, какие судьи ждут Христа. Он предает Его не на «рассмотрение дела», а на неизбежное осуждение.

В этом стихе, по обыкновению гимнографической мысли, сопоставлены несопоставимые, невообразимые вещи: вечного Судью, Судию мира, отдают на земной суд: на суд беззаконных судей. Каждое сопоставление такого рода дает еще один пример того, что «паче ума вся, и выше ведения» («все это за пределами ума и выше понимания»), как говорит другое песнопение Страстной. Но почему Христос представлен здесь как Судья?

Тема суда (и Божьего Суда, и человеческого суда) и закона, по которому производится суд, – важнейшая тема Ветхого Завета. Собственно, и властитель, царь (исторически сменивший управление народа судьями) предстает здесь прежде всего как судья своих подданных. Библейский мудрец – тоже, прежде всего, справедливый судья человеческих дел. Требование справедливости суда «невзирая на лица» и в особенности суда для бедных и униженных (то есть, для тех, кто не может себя обеспечить надежной защитой на суде, чьи иски не принимаются; но при этом, заметим, «подсуживание» бедным и убогим только за то, что они бедные, тоже определяется как нарушение справедливости) – это постоянная тема псалмов и пророческих книг. В случае обиды бедных на суде Бог обещает быть их защитником, адвокатом. Об этом говорит, среди другого, воскресный прокимен 1 гласа (Пс.11,6):

«Страсти ради нищих и воздыхания убогих ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем». – «Из-за страдания нищих и скорби убогих ныне восстану, говорит Господь, стану ему (нищему) защитником, не отрекусь от него». Защитником бедных перед богатыми на суде – и судьей над несправедливыми судьями предстает Бог. То, о чем и намека нет в Ветхом Завете, это та юридическая ситуация, когда Бог оказывается на месте подсудимого. Единственное исключение – «иск» праведного страдальца Иова. Неслучайно паремии из Книги Иова звучат на богослужениях Страстной Седмицы.

Итак, Христос становится подсудимым на земном — и вопиюще несправедливом — суде. Причем суд этот не только «профессиональный» (суд первосвященников и римский суд Пилата: на двух этих судах предъявляются два разных, но одинаково предполагающих смертную казнь обвинения; на Кресте, по воле Пилата, запечатлевается «римский» приговор, провозглашение Себя Царем Иудейским). Это еще и всенародный суд. Невообразимую ситуацию единодушного суда людей над Богом прекрасно передал французский поэт Поль Клодель в своем «Крестном пути»:

«Кончено. Мы судили Бога и постановили Его казнить.

Мы не желаем больше иметь Христа среди нас, ибо он не дает нам жить».

(«Первая остановка»)

В евангельском повествовании Христос не раз отказывается быть судьей в земных делах, неоднократно говорит о том, что пришел «не судить мир, а спасти мир» (Ин 12, 47). И в своих последних словах Он вновь выступает в роли адвоката на Суде Отца: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23, 34), – адвоката тех, кто выносит Ему смертный приговор и исполняет его! К этому моменту обращен последний стих тропаря:

Иже о всех благий, Господи, слава Тебе.

Но, Подсудимому и Защитнику в земной жизни, Ему принадлежит тот Последний Суд, который мы вспоминаем перед началом Великого поста.

_______________

1 Синодальный перевод: Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.

--------------

Е.Н. Никулина. Устав и гимнография

В Великий Четверг вспоминается несколько важнейших событий: • Тайная Вечеря, на которой было установлено Таинство Евхаристии; • Омовение ног ученикам; • Гефсиманская молитва; • Продолжает развиваться тема предательства Иуды.

На утрене после «Аллилуиа» трижды поется известный тропарь Великого Четверга: «Егда славнии ученицы на умовении вечери [умовении ног] просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю [Посмотри, собиратель богатств], [на того, кто] сих ради удавление употребивша [удавился]! Бежи несытыя души [ненасытной души], Учителю таковая [сделать] дерзнувшия. Иже о всех благих Господи, Слава Тебе». В этом тексте мы встречаем не только описание вспоминаемых событий, но и обращение к душе каждого из нас, хотя, казалось бы, время покаяния и самоуглубления уже прошло, и мы должны всецело обратиться к событиям жизни Спасителя. Такой характер имеют все самые яркие, самые важные молитвословия Страстной седмицы. Наряду с изложением евангельских событий и их ветхозаветных прообразов, наряду с изображением тайны искупления человеческого рода, постоянное обращение к нашему сердцу и совести является характернейшей чертой богослужения этого периода. Читается Евангелие от Луки о Тайной Вечере (108-е зачало) и канон одного из лучших православных гимнографов св. Косьмы Маюмского († 787) «Сеченое сечется море чермное…». В этом каноне тема установления Таинства Евхаристии раскрывается через ветхозаветный образ Премудрости, созывающей всех на трапезу (Притч. 9:1–11, паремия на Богородичные праздники): «Тайноводящи [посвящая в таинства] други своя, душепитательную уготовляет трапезу, безсмертия же воистинну Мудрость Божия растворяет Чашу верным. Приступим благочестно и возопиим: славно прославися Христос Бог наш» (песнь 1). Вторая тема канона – умовение ног Тем, Который сотворил «езера [озера] и источники моря» (песнь 2): «Учеником показует смирения образ Владыка, облаки облагаяй небо [покрывающий небо облаками], препоясуется лентием, и приклоняет колена, рабом омыти ноги, в Егоже руце [Тот, в руке Которого] дыхание всех сущих» (песнь 5). И, конечно, в каноне продолжается тема предательства Иуды и последних наставлений Господа Своим ученикам. Ексапостиларий тот же, что и в первые три дня Страстной седмицы: «Чертог Твой». Он поется в последний раз. Эти слова четыре дня подряд трижды звучали на каждой утрене, готовя нас к богослужению Великого Четверга, к участию в Тайной Вечере. В конце утрени, после «Благо есть», Трисвятого и «Отче наш» второй раз поется тропарь Великого Четверга: «Егда славнии ученицы…» На первом часе читается паремия из книги пророка Иеремии (гл. 11:18–23, гл. 12:1– 15) в которой описывается вражда старейшин иудейских против Христа и Его кротость и незлобие, с какими Он предает Себя в их руки. Часы 3-й, 6-й, и 9-й совершаются просто, без пения. Это обычные трехпсалмные часы. К ним присоединяются изобразительные, после которых служится Литургия свт. Василия Великого, соединенная с вечерней. Совершение Литургии на вечерне в этот день связано с тем, что Таинство Евхаристии было установлено Господом вечером. Литургия Великого Четверга – это одна из тех Литургий, на которых нет Херувимской песни. Вместо нее в этот день поется «Вечери твоея тайная днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю тя; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Эти слова поются также вместо причастна, во время причащения мирян и вместо: «Да исполнятся уста наша…» В качестве задостойника на Литургии свт. Василия Великого обычно поется песнопение «О Тебе радуется». Но на этой Литургии задостойник другой, обращающий наши умы к величию Таинства Евхаристии, к бессмертной Трапезе, уготованной для нас Спасителем. Это ирмос 9-й песни канона «Сеченое сечеся» «Странствия Владычня». «Странствия Владычня и бессмертныя Трапезы на горнем месте, высокими умы, вернии, приидите, насладимся, возшедша Слова, от Слова научившеся, Егоже величаем». Литургия Великого Четверга имеет особый отпуст: «Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеником, даже и до Креста и погребения снизшедый нам, Христос, истинный Бог наш…» После заамвонной молитвы в кафедральных соборах в этот день совершается Чин омовения ног (он описан в Большом Требнике)... В Великий Четверг совершается также Мироварение и освящение мира (его совершает патриарх после Великого входа).

______________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь