Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О неналоговых платежах в Российской Федерации»




 

Проект федерального закона «О неналоговых платежах в Российской Федерации» (далее – законопроект) разработан в целях совершенствования и укрепления законодательной базы Российской Федерации в области установления, введения и взимания неналоговых платежей, и как следствие соблюдения законно установленных прав и обязанностей налогоплательщиков.

Законопроект направлен на:

- создание правовых условий для введения, установления и взимания неналоговых платежей, а именно определение объекта налогообложения, расчетной базы, расчетного периода, расчетной ставки, порядка исчисления платежа, порядка и сроков уплаты платежа.

- установление системного и более полного регулирования общественных отношений, возникающих в сфере налогообложения граждан, путем создания эффективного механизма правового регулирования.

- обеспечение стабильности в развитии системы налоговых правоотношений, в соответствии с принципами налогового законодательства Российской Федерации.

- повышение уровня доверия к публичной власти, путем снижения социальной напряженности в сфере налогообложения граждан.

- снижение неограниченного, неконтролируемого роста неналоговой, фискальной нагрузки.

- формирование доступной и прозрачной системы налогообложения.

В настоящее время количество неналоговых платежей, носящих обязательный характер, насчитывает несколько сотен, при этом они не только «разбросаны» по различным нормативным актам, но и не систематизированы должным образом. Правовое регулирование их установления, введения и взимания во многом пробельно, и не содержит общих правил обложения, не учитывает оптимального соотношения между частными и публичными интересами. Нередки случаи, когда граждане и организации не имеют достаточной информации о таких платежах и порядке их уплаты, что приводит к нарушениям действующего налогового законодательства.

Первые упоминания о необходимости создания реестра неналоговых платежей относятся ко времени принятия Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»; в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2119-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”» было указано на необходимость принятия соответствующего законодательного акта о неналоговых платежах.

Острая необходимость в регламентации неналоговых платежей присутствует на протяжении двадцати лет, об этом свидетельствуют материалы судебной практики Конституционного суда Российской Федерации (Далее – КС РФ).

В Постановлении КС РФ от 17 июля 1998 г. № 22-П «По делу о проверке конституционности Постановлений Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 года № 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" и от 14 октября 1996 года N 1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы» было признано, что плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам взимается вне рамок налогового правоотношения. В Определении КС РФ от 6 июля 2001 г. № 151-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Думы Приморского края о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации» был сделан вывод, что платежи за квоты на вылов водных биологических ресурсов не отвечают признакам налога или сбора.

Неналоговые платежи как отдельный элемент налоговой системы указаны в Бюджетном кодексе Российской Федерации, что обусловлено заинтересованностью государства в получении дополнительных доходов. Получается, что существующая система налогов и сборов, закрепленная нормами НК РФ, дополняется параллельной налоговой системой, включающей обязательные неналоговые платежи различной правовой природы. Они составляют немалую долю доходов бюджетной системы. Подтверждением данного суждения может выступить отчет о доходах федерального бюджета. В 2016 году они составили более 13 трлн. руб., из них доля налоговые и неналоговые поступления определилась в 98,1%. В группе налоговых и неналоговых доходов налоговые поступления составили 64,1% (8,5 трлн. руб.), а неналоговые– 35,9% (4,8 трлн. руб.). Среди неналоговых доходов лидирующее место занимают доходы от внешнеэкономической деятельности (3,2 трлн. руб.)

Появляющиеся неналоговые платежи соответствуют всем сущностным признакам налога и сбора, так как установленные в ст. 8 НК РФ указанные ранее дефиниции обозначены недостаточно четко: под данные понятия могут быть подведены почти любые принятые обязательные платежи и отчисления, являющиеся обязательными, принудительными, безвозмездными, безвозвратными, именуясь при этом «взносами», «платежами», «сборами», «пошлинами». Например, определение понятия «сбор» носит настолько расплывчатый характер, что аналогичные характеристики наблюдаются и у других обязательных платежей, взимаемых государственными, муниципальными или уполномоченными органами. В частности, под определение сбора, данное в НК РФ, по всем признакам подпадают различного рода лицензионные сборы, оплата услуг бюро технической инвентаризации, платежи за оказание услуг жилищными инспекциями и др.

Следовательно, требуется в первую очередь на законодательном уровне разграничить понятия налога и сбора и неналогового платежа.

Так, неналоговые платежи:

- имеют специфику, определенную их объектом;

- не отвечают признаку индивидуальной безвозмездности, поскольку именно их плательщики получают соответствующие блага;

- возникновение обязанности их уплаты основано на несвойственной налоговому платежу свободе выбора;

- последствием неуплаты неналогового платежа является не принудительное изъятие соответствующих денежных средств, а отказ в предоставлении соответствующего блага.

По названным факторам можно разделить налоги и платежи, не являющиеся таковыми. Однако такие критерии не позволяют отграничить сбор от пошлины или взноса (платы), так как результатом их оплаты в любо случае станет получение блага. Следовательно, разграничить сборы от смежных платежей неналогового характера практически невозможно. Возможность присутствует лишь тогда, когда платеж предусмотрен налоговым законодательством, а именно его можно именовать сбором, в остальных случаях данные платежи следует относить к категории платежей неналогового характера.

Провозглашенный в НК РФ принцип законности и определенности платежей, олицетворяющий основные начала всего налогового законодательства, с появлением параллельной налоговой системы потерял свою актуальность. В такой ситуации основные тенденции дополнительного налогообложения не укладываются в классическую теорию российского налогообложения, а именно не всегда являются правомерными с точки зрения закрепленных в НК РФ правил, норм и их правовой обоснованности.

Система неналоговых платежей предопределяет возникновение ситуаций дополнительного и скрытого налогообложения. Такие платежи называют квазиналогами, то есть мнимыми, ненастоящими платежами, которые устанавливаются для определенных категорий налогоплательщиков некоторыми подзаконными нормативно-правовыми актами. В нашем государстве данный вид платежей приравнивается к пошлине и сбору. В эту группу входят, например, такие платежи, как: таможенные пошлины, таможенные сборы за таможенные операции, утилизационные сборы, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Данные платежи не предусмотрены законодательством о налогах и сборах, что позволяет отнести их к категории неналоговых платежей.

Среди неналоговых платежей кроме квазиналогов, можно выделить в отдельную группу парафискальные платежи. В российском финансовом праве понятие парафискальных платежей не является доктринальным и не закреплено в нормативных правовых актах.

Современное состояние и тенденции развития финансово-бюджетной политики государства указывают на значимость и необходимость введения законопроекта, это ярко проявляется в условиях экономического кризиса, так как отсутствие выработанной четкой и структурированной налоговой политики в отношении неналоговых платежей подрывает накопление доходной части бюджета страны

Государство, претендующее на статус правового и социального, должно быть ограничено в праве установления квазиналогов. Несмотря на тот факт, что неналоговые платежи, по мнению Конституционного Суда РФ, являются легитимными, данный вид обязательных сборов должен быть законодательно упорядочен. Введение новых фискальных сборов, не относящихся к налогам и сборам, должно быть экономически обосновано.

Обобщая вышеизложенное, отметим следующее.

В первую очередь введение законопроекта будет способствовать унификации правового режима взимания неналоговых платежей. В нем будут отражены и закреплены основные и общие для всех платежей принципы и правила обложения.

Во-вторых, введение законопроекта на законодательном уровне позволит определить структуру неналоговых платежей, их формы и виды, классифицировать данные платежи, определить процедуру исчисления, уплаты и администрирования неналоговых доходов, что должно стать объектом государственного финансового контроля.

В-третьих, законопроект позволит в полном объеме сформировать перечень уже имеющихся принудительных платежей путем создания единого федерального Реестра.

Вышеизложенными обстоятельствами объясняется актуальность введения законопроекта.

Таким образом, законопроект позволит преодолеть правовой пробел на законодательном уровне, связанный с отсутствием нормативно-правовых актов, нацеленных на определение правовой природы взимаемых платежей, а также повысить конкурентоспособность российской правовой системы и экономики России в целом, создав при этом определенную среду для «экспорта» передовых подходов в государственном управлении.

 


Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих изменению в связи с принятием проекта федерального закона «О неналоговых платежах в Российской Федерации»

 

Принятие проекта федерального закона «О неналоговых платежах в Российской Федерации» потребует внесения изменений в следующие нормативно правовые акты:

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. Федеральный закон № 145.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. Федеральный закон - № 146


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: