Урок теоретического обучения
Преподаватель Теплякова Ольга Ивановна olga.teplyakova.67@mail.ru
ОДБ.05 Обществознание (включая экономику и право)
Дата
28.05+ ещё один урок |
Курс: 2 Группа 86 Повар, кондитер
Тема программы: Раздел 7. Обобщение изученного
Тема урока № 65- 66 С оциальные общности и многообразие общественных отношений.
Цель: обобщить знания о социальной стратификации современного российского общества, исследовать природу изменения положения отдельных групп населения в нашей стране, проанализировать социальную политику государства, развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи,
Форма работы: электронное обучение.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Используемая литература:
Учебник Никитин А.Ф. Обществознание. 11 класс: учебник для 11 классов общеобразоват учреждений. М.: «Просвещение», 2015.
Основные понятия: социальные группы, молодежь как социальная группа, этнические общности, социальные статусы, социальный контроль
Интернет – ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=wvdf0H1587c
Ход урока
Организационный этап
Повторим.
Что такое общество?
Какие сферы общества вам известны?
Охарактеризуйте социальную сферу жизни общества, каковы ее главные элементы
Какие социальные связи вам известны.
2. Основная часть.
Записать.
Обществом можно считать:
• обособившуюся от природы в процессе исторического развития, но тесно связанную с ней часть материального мира;
• совокупность всех взаимосвязей и взаимодействия людей и их объединений;
|
• продукт совместной жизнедеятельности людей;
• человечество в целом, взятое на всем протяжении человеческой истории;
• форму и способ совместной жизнедеятельности людей
Выделяют 4 сферы жизни общества – экономическую, политическую. Социальную и духовную.
Социальная сфера состоит из социальных групп, индивидов, их взаимоотношений и взаимодействий.
Социальные связи и взаимодействия охватывают все сферы жизни общества, они могут носить причинно-следственный или функциональный характер, служить для коммуникации, а по своему характеру являться партнерскими или конкурентными.
Решение тестов и выполнение упражнений.
1. Прочитай текст и ответь на вопросы.
В социальной системе непрерывно происходят процессы, которые могут приводить как к возникновению новых элементов, так и к исчезновению ранее существовавших элементов и отношений. Речь идет о проблеме социальных изменений.
Существуют две основные формы социальных изменений: эволюция и революция. Равновесной моделью социальных изменений выступает эволюция. Еще социолог Г.Спенсер определял эволюцию как постепенный процесс появления все более сложных социальных форм.
Неравновесной моделью социальных изменений выступает революция. Социальная революция- это такой способ перехода к новому качеству, при котором социальная система оказывается в неустойчивом состоянии: происходит ее дестабилизация, нарушается баланс социальных сил.
Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нем, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального благосостояния и духовного развития личности.
|
Прогресс как понятие можно применять как к системе в целом, так и к отдельным ее элементам. Отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Часть ученых считают, что надежды на безграничный прогресс не оправдались, что социальные изменения более сложны и противоречивы, типы и темпы их различны. Возможно застойное, попятное развитие общества, движение по кругу. Однако понятие «прогресс» до сих пор используется при характеристике социальных изменений.
Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Чем более прогрессивно общество, тем более высоки эти критерии.
В современной социальной науке оба этих критерия подвергаются сомнению в связи с изменением характера труда (труд становится все более интеллектуальным, а значит, сложнее поддается количественному учету) и усложнением социального поведения человека (феномен «бегства от свободы», открытый Э.Фроммом). В научных дискуссиях о «цене прогресса» постепенно начинает выделяться и утверждаться третий критерий- уровень нравственности в обществе. По- видимому, этому критерию предстоит, развившись и оформившись, стать интегральным критерием, отражающим важнейшие тенденции изменения общественных отношений.
(А.Б.Безбородов, В.П.Филатов и др.)