Введение
Тема работы "Взаимосвязь политики государственных заимствований с бюджетными концепциями".
В работе рассмотрена роль и значение государственных заимствований в ведущих бюджетных концепциях, выявлены позитивные и негативные аспекты использования этих заимствований для финансирования дефицита государственного бюджета.
В условиях глобализации проблема финансирования реального сектора экономики приобретает новое измерение. Скоротечность приоритетов структурной политики под действием глобализационных процессов требует от правительства увеличения государственных расходов на обновление и развитие промышленности, энергетики, сельского хозяйства, транспорта, телекоммуникаций, связи и т.п. Необходимость финансирования указанных направлений ставит перед правительством задачу закладывания в государственном бюджете страны соответствующей суммы денежных средств. В каждом бюджете закладывается определенная величина роста национальной экономики, которая прогнозируется и от достижения которой зависит, будет ли выполнен государственный бюджет. Недостижение запланированных показателей влечет за собой возникновение ряда негативных экономических последствий, что, в свою очередь, вынуждает правительство страны менять свою экономическую политику и применять общепринятые в мировой практике методы решения проблемы бюджетного дефицита.
Цель этой работы заключается в исследовании взаимосвязи теории государственного долга с ведущими бюджетными концепциями, а также в рассмотрении государственных заимствований как метода устранения дефицита бюджета.
Взаимосвязь политики государственных заимствований с бюджетными концепциями
|
Мировая бюджетная практика показывает, что существуют несколько основных путей решения проблемы бюджетного дефицита, среди которых можно выделить пересмотр расходной части государственного бюджета, эмиссию денег, увеличение налоговой нагрузки на экономику и осуществление заимствований на финансовом рынке.
Пересмотр расходной части государственного бюджета как метод борьбы с бюджетным дефицитом используется правительствами стран довольно редко, поскольку содержит определенные противоречия. Так, сокращение расходной части государственного бюджета может, с одной стороны, уменьшить или даже устранить бюджетный дефицит, а с другой - привести к росту политической и социальной напряженности в обществе, поскольку чаще всего правительство пытается снизить расходы на развитие социальной сферы. В свою очередь, это негативно скажется на формировании позитивного имиджа политической силы, которая на данный момент руководит правительством. Поэтому правительства стран пытаются использовать другие методы борьбы с бюджетным дефицитом, избегая тем самым применения такого метода на практике.
Эмиссия денег для покрытия бюджетного дефицита способна решить поставленную перед правительством задачу, хотя и может при этом создать другую, более угрожающую для экономики, проблему - инфляцию. Денежная эмиссия неизбежно увеличит денежную массу в обращении, что и приведет к развитию инфляционных процессов. Рост цен на продукцию массового потребления и обесценение сбережений населения сформируют негативное отношение общества к правительству, находящемуся у власти. Потому этот метод устранения дефицита бюджета редко используется в мировой практике.
|
Использование метода увеличения налоговой нагрузки на экономику для устранения бюджетного дефицита будет стимулировать постепенный переход субъектов предпринимательской деятельности в теневой сектор экономики, что полностью аннулирует пользу от повышения налоговых ставок и сумм разнообразных сборов.
Вариант привлечения денежных средств на финансовом рынке имеет меньше недостатков, чем предложенные пути устранения бюджетного дефицита, поскольку в данном случае, во-первых, правительство может быстро привлечь на этом рынке необходимую сумму денежных средств, а во-вторых, одно правительство занимает денежные средства в долг, а уже совершенно другое ищет пути, как этот долг возвратить. Иначе говоря, вопрос возврата долга будет решаться не сразу, а лишь через некоторый промежуток времени - в соответствии с окончанием сроков погашения кредитов. Именно поэтому такой метод устранения бюджетного дефицита используется в международной финансовой практике чаще всего.
После выбора последнего варианта решения поставленной проблемы правительство делает выбор между внутренним и внешним рынками заимствования денежных средств. Наиболее оптимальным, сточки зрения национальной экономики, можно было бы считать выбор правительством-заемщиком внутреннего заемного рынка, поскольку он предоставляет возможность именно отечественным кредиторам получать доходы в виде процентов за займы, что также будет стимулировать рост национальной экономики, а не финансировать рост экономик других стран. Однако и этот способ привлечения денежных средств имеет свои недостатки, поскольку такое привлечение денежных средств не увеличивает общий объем финансовых ресурсов государства, а лишь осуществляет внутреннее перераспределение ресурсов между отраслями экономики, что, в свою очередь, уменьшает объемы кредитования частного сектора внутри страны и тем самым сокращает производство национального продукта. Другим негативным моментом привлечения денежных средств на внутреннем финансовом рынке является то, что, как правило, такой рынок страны, осуществляющей рыночные преобразования, не способен удовлетворить потребности правительства в необходимой сумме денег. В таком случае правительство-заемщик будет вынуждено искать их на мировом рынке заимствований, который сможет в полной мере обеспечить его необходимыми объемами финансовых ресурсов. Таким образом и возникают государственные заимствования, позволяющие правительствам-заемщикам увеличивать рост национальных экономик в их странах, а кредиторам - получать доход в виде процентов за займы. Рисунок показывает, что сегодня основными потребителями на мировом заемном рынке выступает группа развитых стран, среди которых заметно выделяется главный мощный потребитель - США, на которые приходится около половины заимствованных денежных средств. Кроме этого государства, существенные заимствования осуществляют Испания и Италия: им принадлежат, соответственно, доли в 7,3% и 7%.
|
Рис. 1.Крупнейшие страны-заемщицы по состоянию на 2009 г.
На современном этапе государственный долг уже рассматривается как неотъемлемый элемент государственного регулирования экономики, как инструмент, позволяющий государству смягчить влияние экономической конъюнктуры. Целесообразно отметить, что на сегодня наличие в государственных бюджетах существенных дефицитов является нормой (см. табл.1).
Таблица 1
Доля бюджетного дефицита (профицита) в ВВП (%)
Страны | Годы | ||||
(прогноз) | |||||
Япония...... | -4,0 | -3,4 | -4,7 | -7,1 | -7,2 |
Великобритания | -2,6 | -2,7 | -4,2 | -7,2 | -8,1 |
Канада...... | 1,3 | 1,4 | 0,5 | -1,5 | -1,9 |
Германия..... | -1,5 | -од | -0,1 | -3,3 | -4,6 |
Франция..... | -2,4 | -2,7 | -3,3 | -5,5 | -6,3 |
Италия...... | -3,4 | -1,6 | -2,7 | -3,9 | -4,3 |
США....... | -2,2 | -2,9 | -6,4 | -12,0 | -8,9 |
Австралия.... | 2,1 | 1,6 | 1,7 | 1,8 | 1,7 |
Россия...... | 8,3 | 6,8 | 5,3 | -2,6 | -2,0 |
Китай...... | -0,7 | 0,9 | -0,1 | -2,0 | -2,0 |
Следует заметить, что постоянное увеличение бюджетных дефицитов в соответствии с постулатами кейнсианской программы борьбы с кризисом совокупного спроса, а из-за этого - и заметный рост государственной задолженности (см. табл.2) становятся определенной глобальной тенденцией в современных условиях сближения экономических систем разных стран.
Поскольку сегодня существование сбалансированного бюджета является, скорее, исключением, чем правилом, то важно рассмотреть бюджетные концепции (концепцию циклического балансирования бюджета, концепцию автоматической стабилизации бюджета, концепцию компенсирующего бюджета), в которых по-разному оценивается отношение к государственному долгу как к инструменту бюджетно-кредитной политики государства.
Таблица 2
Доля государственного долга в ВВП ( %)