Факторы, оказывающие влияние на становление агрессивного поведения




Как отмечают Р. Бэрон и Д. Ричардсон, дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников. Первый источник – семья. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведе­ния и обеспечивать его подкрепление. Второй источник – опыт взаимодействия со сверстниками. Агрес­сии дети могут обучаются и при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых средствами массовой информации. В этом параграфе мы рассмотрим действие каждого из трех источников.

Л.М. Шипицына отмечает, что именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. Огромное значение в плане становления агрессив­ного поведения ребенка в семье и вне ее, а также ха­рактера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают следующие факторы семейного вос­питания (Шипицына 2004):

- реакция родителей на не устраивающее их поведе­ние ребенка;

- характер отношений между родителями и детьми в целом;

- уровень семейной гармонии или дисгармонии;

- характер отношений с родными братьями и сестрами.

Многие исследователи указывают на связь агрессивного поведения детей с такой характеристикой семьи, как «полная или неполная» (Геттинг, Мак-Карти, Берон, Ричардсон). Например, Геттинг обнаружил, что малолетние убийцы зачастую происходят из неполных семей. Мак-Карти сообщает, что малолетние убийцы, как правило, происходят из «семей, где царит атмосфера беспорядка и безмолвия, где безразличие к чувствам других часто идет рука об руку с физической жестокостью и недостаточной поддержкой и заинтересованностью» в жизни ребенка» [Берон, Ричардсон 2000: 93].

Штайнметц сообщает, что для людей, совершавших заказные политические убийства (или покушения), характерно происхождение из распавшихся семей, где родителям было не до ребенка. Жен­щины, на которых в детстве их собственные матери обращали не так много вни­мания и которые не получили от родителей необходимой поддержки, склонны применять карательные меры воспитания и сры­вать гнев на своих детях (Крокенберг, 1987).

Еще один фактор, от которого зависит становление агрессивного поведения детей – взаимоотношения между сиблингами. Изучая последствия родительского вмешательства в драки между детьми в семье, Фельсон обнаружил, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются. Очевидно, взаимоотношения ребен­ка с братом или сестрой являются основополагающими для научения агрессивно­му поведению. В последующих экспериментах Фельсон и Руссо (1988) установили, что вмешательство роди­телей при агрессии между братьями-сестрами может на самом деле по­творствовать развитию агрессии. Поскольку младшие дети на правах более сла­бых могут ожидать, что родители примут их сторону, они не колеблясь вступают в конфликт с более сильным противником. [Берон, Ричардсон 2000: 97]. Исследователи обнаружили, что младшие братья или сестры чаще начинают драку. Кроме того, дети редко ведут себя агрессивно, если родители не наказывают никого из детей, и часто проявляют агрессию, если наказывают старших.

Паттерсон получил сходные результаты относительно вмешательства родителей в ссоры их детей и выдвинул гипотезу о способах уменьшения вероятности подкрепления агрессивного поведения. Если родители не могут игнорировать агрессию, то необходимо применять для ее прекращения эффективные наказания (например, «удаление с поля брани»). В.Г. Степанов считает, что в ряде ситуаций необходимо обсуждение возникшей проблемы, организация переговоров, научение на конкретном примере возникшего конфликта конструктивным, неагрессивным способам его разрешения [Степанов 1997: 338]

Стиль семейного воспитания – также один из важнейших факторов, оказывающих влияние на становление агрессивного поведения детей.

Выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей (Эрон и Хьюсман, 1984; Олуэйз, 1980), а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением (Паттерсон и Стаутхамер-Лебер 1984).

Эрон и его коллеги (Лефковитц и Хьюсман, 1977; Эрон и Хьюсман, 1984) обнаружили, что дети, подвергавшиеся строгим наказаниям, характеризовались своими сверстниками как более агрессивные.

Существуют два теоретических подхода, позволяющие прояснить характер при­чинной зависимости между стилем семейного руководства и детской агрессивнос­тью.

Олуэйз установил, что возбудимые мальчики, выросшие в жесткой и неблагоприятной семейной обстановке, относи­тельно часто оценивались сверстниками как агрессивные. Сходным образом темперамент ребенка был связан со снисходительным отношением мате­ри к проявлениям агрессии.

Паттерсон я его коллеги (1989) разработали базовую модель связи между характером семейного руковод­ства и агрессивностью. Одна из сторон моде­ли – незрелые методы регулирования дисциплины, означающие, что в некото­рых случаях родители могут игнорировать отклоняющееся поведение ребенка или позволять ему вести себя подобным образом, тогда как в других случаях могут угрожать физическими наказаниями, не осуществляя свои угрозы. Иными словами, родители непредсказуемы и непоследовательны в выборе наказаний за неприемлемое поведение.

Современные исследователи также указывают на взаимосвязь между стилем семейного воспитания и агрессивным поведением ребенка. Л.М. Шипицына выделяет следующие стили семейного воспитания: авторитарный, либеральный, попустительский и демократический. Дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робо­стью, почти или совсем не стремятся к независимости, обычно угрюмы и раздражительны. Мальчики, могут чрезвы­чайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили, становясь, иногда непослушными и агрессивными. Девочки же чащe всего остаются пассивными и зависимыми.

Дети либеральных родителей тоже могут быть непослушными и агрессивными. К тому же они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя на людях.

При попустительском стиле воспитания, особенно, когда попустительство сопровождается открытой неприязнью, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам.

Дети демократичных родителей адаптированы лучше всего. По сравнению с другими детьми они более уверены в себе, полностью себя контролируют и социально компетентны. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями с другими стилями поведения (Шипицына 2004).

И.А. Фурманов выделяет целый ряд стилей семейного воспитания, которые способствуют становлению агрессивного поведения у детей:

1. Авторитарная гиперпротекция. При этом стиле семейного воспитания родители уделяют ребенку много времени и вни­мания, однако не оказывают ему эмоциональной поддержки, иг­норируют его потребности в общении с родителями и часто ис­пользуют наказание как основной метод воспитания.

2. Ограничивающая гиперпротекция. Родители уделяют ребенку достаточно много времени, сил и внимания, однако при этом предъявляют к нему чрезвычайно высокие требования, часто не соответствующие реальным возможностям. На ребенка перекла­дываются непосильные заботы и «недетская» ответственность, грозящая ребенку невротическими срывами. При таком подходе к воспитанию у ребенка может формироваться не только агрессивность, но и реакции эмансипации, которые проявляются в открытом непослушании, грубости, игнорировании конвенциональных норм.

3. Снисходительная гиперпротекция. Дети под бдительным неустанным надзором и чрезмерным навязыванием родительской воли во всем: в выборе одежды, предметах развлечений, друзей. При таком воспитании доминирующей эмоцией является обида на окружающих за то, что другим «все дозволено», и, как следствие этого, - бунт против родительского засилья, стремление к конфронтации с другими людьми.

4. Скрытая гипопротекция с жестоким обращением отличается полной устраненностью родителей от решения проблем вос­питания, равнодушным и безразличным отношением к нуждам ребенка, его интересам и потребностям, эмоциональной холод­ностью. К ребенку предъявляются непомерные требования и строгие наказа­ния за невыполнение обязанностей, непослушание и неповино­вение. Это воспитание обусловливает острые аффективные реакции, характеризующиеся открытым проявлением агрессии, выражением гнева и раздражительности.

5. Жестокая гипопротекция характерна для семей с полной отстраненностью родителей от процесса воспитания ребенка. За малейшую провинность или непослушание ребенок сурово на­казывается. В семье существует атмосфера деспотизма и тира­нии со стороны родителей. В итоге у детей могут формироваться жестокость и озлобленность.

6.Эмоциональное отвержение. Такой стиль воспитания характеризуется эмоциональным отвержением ребенка, безразличием и холодностью со стороны родителей, когда ребенок ощущает, что им тяготятся. При этом возможны две модели воспитания:

а) ребенку предъявляются некоторые требования, свобода и самостоятельность ограничиваются жесткой системой запре­тов и ограничений, нарушение которых строго карается. Такая ситуация способствует невротизации, чрезмерной чувствитель­ности к фрустрации, озлобленности детей, а также может при­водить к акцентуациям характера;

б) преобладает вседозволенность, ребенку все можно. Если в семье и существуют какие-то запреты, то он их легко нарушает. Ребенку предоставляется полная свобода в определении собст­венного регламента жизни, выбора друзей, пристрастий.

7. Жестокое обращение. Вся методика воспитания построена только на системе наказаний, часто телесных (И.А. Фурманов 2004)

Каммингз провел эксперимент, в котором специально изучалось воздействие наблюдения агрессии на агрессивность детей в дальнейшем. В результате эксперимента было установлено, что дети из семей, где физическая агрессия родителей по отноше­нию друг к другу не редкость, острее реагируют на гневные интонации, появляю­щиеся в общении их матери и другого взрослого, чем дети из семей без супружес­ких неурядиц.

Итак, лабораторные и полевые эксперименты привели исследователей к следующему выводу: дети, наблюдающие агрессию у взрослых, склонны вести себя во взаимо­отношениях с окружающими агрессивно.

Агрессивные реакции могут быть вызваны не­корректной и нетактичной критикой, оскорби­тельными и унизительными замечаниями со стороны родителей и других близких. Неуважение к лич­ности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и в своих силах (Хорсанд 2006).

Кроме того дети усваивают различные модели поведения в ходе взаимодействия с другими детьми. Р. Берон и Д. Ричардсон пришли к выводу, что игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбление). Шумные игры, в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются и стараются при­чинить друг другу какой-то вред – фактически могут оказаться сравнительно «безопасным» способом обучения агрессивному поведению.

Также частое общение со сверстниками может быть связано с последующей агрессивностью. Хаскинс сообщает, что дети, которые в течение пяти лет перед школой регулярно посещали детский сад, оценивались учителями как более агрессивные, чем посещавшие детский сад менее регулярно [Берон, Ричардсон 2000: 104].

И.А. Фурманов имеет иную точку зрения и считает, что «игры-потасовки», которые сильно раздражает родителей и педагогов, едва ли можно признать агрессивным. Он отмечает, что психологическую основу таких игр составляют желание по­веселиться, разрядиться и удовлетворить потребности, которые блокированы в реальной жизни. Ребенок же с сильно выраженной агрессией и стрем­лением обидеть других детей со временем лишается возможности быть участником «игр-потасовок», так как в большинстве случаев другие дети начинают избегать его или не принимать в игру [Фурманов 2004: 64].

Агрессивных детей сверстники не любят и часто навешивают на них ярлыки. Однако необязательно, что ребенка, к которому неприязненно относятся неко­торые сверстники, будут игнорировать абсолютно все дети. Фактически ребенок, которого не принимает одна группа, может получать одобрение со стороны другой группы и, более того, играть в ней важную роль.

Важным является также вопрос о том, как будут вести себя в дальнейшем дети, ставшие жертвами агрессии со стороны сверстников. Паттерсон, Литтман и Бриккер обнаружили, что учащиеся под­готовительной школы, ставшие в начале учебного года жертвами агрессии со стороны сверстников, к концу года сами зачастую становились агрессивными. Тем не менее, не все жертвы агрессии усваивают подобные уроки. Те, кто чаще подвергался нападениям и успешно защищал себя с помощью агрессивных кон­тратак, как раз и были детьми, наиболее склонными нападать на других детей.

Итак, дети могут усваивать различные формы и модели агрессивного поведения в процессе взаимодействия со сверстниками.

В последние годы наибольшую озабоченность и у родителей, и у специалистов вызывают модели агрессии, демонстрируемые по телевидению. Фурманов указывает на то, что широкое распространение видео- и теле­программ с сюжетами насилия и увлечение ими детей вызывают острую критику педагогов и социальных работников, которые считают, что сцены насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивным и жестоким [Фурманов 2004].

В рамках теории социального научения существует противо­положное мнение, свидетельствующее о том, что переживания, вызываемые даже пассивным наблюдением агрессии и насилия, происходящих как на экране, так и в реальной жизни, ведут не к катарсическому эффекту, как предполагает теория влечений, а, наоборот, к возбуждению агрессии. Это мнение основано на том, что наблюдатель, особенно если он ребенок, проявляет тенденцию совершать те же самые действия, как и лицо, за которым он наблюдает. В частности, указывается, что просто ожида­ние или сам просмотр сцен насилия по телевидению и в филь­мах может увеличивать степень агрессивности [Фурманов 2004].

Тем не менее, существуют данные полевых экспериментов, которые опроверга­ют тезис о том, что демонстрация насилия в масс-медиа способствует проявле­нию агрессивности. Фешбах и Зингер (1971) обнаружили, что мальчики, смотревшие в течение шести недель агрессивные телепрограммы, фактически проявляли во взаимоотношениях с окружающими меньший уровень агрессивности, чем мальчики, смотревшие в течение того же периода неагрессивные программы. На результаты этого эксперимента Фридрих-Кофер и Хастон отреагировали следующим образом: «как представляется, общее систематическое отклонение в этих полевых экспериментах направлено в сторону недооценки воздей­ствия телевизионного насилия» [Берон, Ричардсон 2000: 114].

Существуют различные зачастую диаметрально противоположные точки зрения, касающиеся влияния СМИ на становление агрессивного поведения детей. Но данные исследований в большинстве своем подтверждают наличие взаимосвязи между наблюдением насилия по телевидению и агрессивным поведением детей. Да, не всегда дети демонстрируют все виды агрессии, наблюдаемые ими в передачах, кино и мультфильмах, но некоторые из них они все же берут в свой арсенал взаимодействия с другими детьми, родителями и иными взрослыми. Неутешительно и то, что число сцен насилия на телеэкранах продолжает стремительно расти.

Анализ психологической литературы по проблеме исследования позволил нам сделать следующие выводы:

1. Агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живо­му существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положе­ния: 1) агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; 2) в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; 3) жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.

2. На становление агрессивного поведения детей оказывают влияние три основных источника: семья, опыт взаимодействия со сверстниками и средства массовой информации.

3. Влияние семьи, семейных отношений и стиля семейного воспитания на поведение ребенка носит системный характер. Ребенок ведет себя агрессивно, опираясь на образец родительских отношений, опыт взаимодействия с сибсами, а также в результате неблагоприятного эмоционального состояния, возникающего при неудовлетворительных внутрисемейных отношениях.

4. Дети могут усваивать различные формы и модели агрессивного поведения в процессе взаимодействия со сверстниками. Игры-потасовки со сверстниками дают ребенку возможность научиться агрессивным реакциям, но не все дети переносят опыт агрессивного поведения из игры в реальную жизнь. Агрессивное поведение в процессе взаимодействия со сверстниками усваивают в основном дети социально не компетентные в вопросах коммуникации.

5. Существует взаимосвязь между наблюдением насилия по телевидению и агрессивным поведением детей. Дети не всегда демонстрируют все виды агрессии, наблюдаемые ими по телевидению, но некоторые из них они все же берут в свой арсенал взаимодействия с другими детьми, родителями и иными взрослыми.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: