Я согласен с точкой зрения автора …
Я согласен с точкой зрения автора, но …
Я считаю, что …
Моя точка зрения состоит в следующем: …
Трудно не согласиться с автором. Я тоже считаю, что …
Аргументация своей позиции (с опорой на читательский опыт).
Примеры/цитаты/аналогии из истории, литературы, подтверждающие позицию.
Эта точка зрения подтверждается…
Обратимся к …. (наименование литературного произведения), в которой (-ом)…
Справедливость этого тезиса подтверждает опыт русской литературы. Вспомним, к примеру…
Убедительные аргументы, подтверждающие мое согласие с авторской позицией, можно найти также в публицистической литературе. Приведем пример…
Давайте вспомним слова (писателя, героя литературного произведения), который говорил: «…». Согласитесь,…
5. Вывод, заключение.
Из всего вышесказанного следует, что (…)
Итак, (…)
Можно сделать вывод (…)
Подводя итоги размышлениям, (…)
Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что…
Таким образом, …
Объем – не менее 150 слов.
Каждый пункт плана – новый абзац.
Проверить логические связи между пунктами плана.
Проверить лексические повторы (удалить или заменить синонимами).
Примеры эссе
Исходный текст.
(1)С Ильмень-озера ребятня возвращалась к полудню. (2)Городской гостёк, внук бабы Дуни Станогиной, прямиком полетел к своему двору.
(3)Обедали во дворе, под раскидистым клёном. (4)Баба Дуня кислым молочком обошлась и, пока мальчик ел, успела курам зерна сыпануть, кошке молока налила, сходила в погреб, в сарай.
(5)Бабе Дуне годков уже было немало, но, как и прежде, управлялась она с огородом и скотиною, летом принимала городских внуков на хуторское житьё. (6)Осенью прибаливала.
|
(7) Мальчик ел, а баба Дуня села напротив него, принялась за вязанье.
(8) Они сидели друг против друга, стар и млад: внучек — городское дитя, белолицее, и баба Дуня — с большими лопатистыми руками, тёмным ликом, и лишь глаза её из-под белого платка играли молодо.
(9) Мальчик рассказал о рыбалке, а потом спросил:
— А у тебя тут какие новости?
— (10)Какие наши новости, — засмеялась баба Дуня. — (11)У Митревны ворона утёнка стянула, вот и все новости.
(12)И вдруг вспомнила, всплеснула руками.
— (13)3амрачаюсь умом! (14)Как же, есть у нас новости, есть! (15)Мы уж с Митревной тебя ждали. (16)Говорю, внук приедет, он нам раздиктует. (17)Город такой — Кардабон — где находится? (18)На близу или далёко?
— (19)Не слыхал... — пожал мальчик плечами. — (20)Наверное, ошиблись.
— (21)Нет, он у меня на слуху стоит — Кардабон.
— (22)По радио, что ль, слыхали?
— (23)Какое радио... (24)Женщина с дитём по хутору ходила, собирала...
— (25)Милостыню, что ли? (26)Нищая?..
— (27)Ну да, в попросях. (28)Но она не нищая. (29)Беда у них приключилась. (30)Говорит, жила она в этом городе Кардабон. (31)И такая беда: земля похитнулася, и из неё огнём вдарило. (32)С чем из дома выбежали, с тем и остались. (33)А ныне их к нам привезли, на квартиры становить.
— (34)Куда? — удивился мальчик. — (35)На хутор?
— (36)Да где у нас-то квартиры? (37)Может, на станцию... (38)Женщина с дитём. (39)Такая беда. (40)Говорит, из земли огнём вдарило и всё пожгло.
— (41)Вулкан, что ли? — догадался мальчик.
— (42)Во, во! — взволновалась баба Дуня. — (43)Так-то и она говорила. (44)А город я запомнила, Кардабон.
|
— (45)И вы ей подали?
— (46)Конечно. (47)Деньгами я дала три рубля, сала отрезала, яичек положила.
— (48)Да-а... — протянул внук осуждающе. — (49)Обманщица она, бабаня. (50)Как ты не понимаешь?
— (51)Господь с тобой, — замахала руками баба Дуня.
— (52)Никакого Кардабона нет. (53)Нет такого города.
— (54)Как нет? — недоумённо воззрилась на внука баба Дуня. — (55)Я помню, она много раз говорила: Кардабон. (56)Митревна — живой свидетель.
— (57)Не-ет, — протяжно и настойчиво повторил внук. — (58)Обманула она вас, и всё.
— (59)Да ты, может, не знаешь, — сказала баба Дуня. — (60)Их, городов, по земле страсть как много.
— (61)А такого нет, и вулканов у нас действующих нет — только за границей.
— (62)Может, оттуда? — нерешительно произнесла баба Дуня.
— (63)Оттуда не пустят, — решительно возразил внук. — (64)В честь чего это к нам повезут?
— (65)А почему? (66)У нас и хлебец, и молочко, грех жаловаться.
— (67)Ну, ты даёшь, бабуня! (68)Ну как тебя убедить? (69)У тебя карта есть?
(70)Баба Дуня недолго подумала.
— (71)В чулане погляди: там старые книжки сохраняются. (72)Ещё отец твой учился, Маруся, Ксеня.
(73)Мальчик сходил в чулан, принёс оттуда школьную карту и разложил её на столе. (74)Баба Дуня почтительно склонилась над пожелтевшим листком.
(75)А внук объяснял:
— Вот видишь, наша страна. (76)Мы тут живём, на Дону. (77)И нигде тут вулканов нет. (78)Вот здесь, — прошёл он пальцем длинный путь, — на Камчатке, есть вулкан, но он сейчас не действует. (79)И вот, погляди, нет никакого Кардабона. (80)Она и придумала-то какое-то название иностранное — получше соврать не могла. (81)А вы всему верите.
|
— (82) Она слезьми кричала...
— (83)Ну и что? (84)Притворилась, да и всё. (85)Пять минут поплакала и заработала. (86)Ей же не только ты подала.
— (87)Все, все. (88)Митревна денег дала, носки пуховые. (89)Валентина платье да туфли неношеные. (90)По всем дворам. (91)Одёжей и деньгами, о харчах не говоря.
— (92)Вот так, — вздохнул теперь внук. — (93)3а час — десять пенсий твоих заработала. (94)Притворилась, и всё.
— (95)Ну да... — всё равно не поверила баба Дуня. — (96)Вот такими слезьми плакала, взаправдашними.
— (97)Ох, бабаня, бабаня... (98)Тебе разве докажешь. (99)Обманывают вас, кому не лень. (100)И тот пьяница, ты сама говорила, погорелец.
— (101)Ашаул... — засмеялась баба Дуня и снова принялась за вязание. — (102)Тот на станции попался — милиция его защемила.
— (103)На станции, да не у вас. (104)А вы тоже подавали.
— (105)Подавали, — согласилась баба Дуня. — (106)А как же... (107)Человек говорит: сгорели, детям негде прислониться.
— (108)Да мало ли кто о чём говорит! — разозлился внук. — (109)Разоблачать их надо, а не подавать. (110)А вы как маленькие...
(111)Баба Дуня вздохнула, задумалась, и взгляд её отуманился.
— (112)А ежели взаправду? (113)Не приведи Господь... — проговорила она, отложила вязанье и стала прибирать со стола.
(114)Внук ушёл в дом. (115)А на столе лежала старая карта. (116)И прежде чем закрыть её и унести в чулан, баба Дуня склонилась над пожелтевшим листком. (117)Она ничего там не искала, лишь пощурилась. (118)И чудилось ей, что был, где-то был неведомый город Кардабон — живая беда.
(По Б. Екимову)
Эссе.
Помогать или нет человеку с протянутой рукой? На эту острую социальную и нравственную проблему пишет русский прозаик и публицист Борис Петрович Екимов.
Перед нами две противоположные точки зрения – бабушки и внука. Баба Дуня искренне верит в то, что у нищей с ребенком случилась беда – вулкан уничтожил их родной город Кардабон и пришлось бежать. Она представитель абсолютного милосердия, мифологического сознания воспринимающая происходящие события за абсолютную правду: «Человек говорит: сгорели, детям негде прислониться».
Внук же, наоборот, представляет собой реалистическое мировоззрение, основанное на знаниях. Он сразу разоблачает нищую на основании того, что нет на карте мира никакого вулкана и города Кардабон – и призывает свою бабушку бороться с обманщиками: «Разоблачать их надо, а не подавать». В его словах и действиях нет места милосердию, только объективная оценка происходящих событий.
Обе этих точки зрения противопоставлены, чтобы подчеркнуть острый статус затронутой проблемы.
Авторская позиция в тексте выражена не вполне определенно, так как текст художественный, а не публицистический. Однако финал текста делает акцент в сторону позиции бабы Дуни, за которой, вероятно, стоит сам рассказчик: где-то там, в мире в целом, есть Кардабон, есть «живая беда», за которой стоят люди. Да, встречаются и обманщики, но в мире много страданий, нужно помогать.
Я безусловно разделяю точку зрения автора, но склоняюсь больше к позиции героя бабы Дуни и считаю, что нужно стараться помочь как можно большему количеству людей. Несмотря на то что среди них могут встречаться мошенники, это не уничтожит общего потока света и добра от милосердия. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» - одна из заповедей Нового Завета. Теме милосердия посвящено огромное количество мировой литературы: «Отверженные» В.М. Гюго (особенно глава «Козетта»), рассказы Паустовского, «Баргамот и Гараська» Л. Андреева, большинство романов Ф.М. Достоевского – потому что это важно, добро должно составлять основу человеческого характера.
Тема милосердия особенно актуальна в «жестоком и яростном мире», который, по сути, нас окружает каждый день. Нужно стремиться быть источником добра, жалости, любви, поддержки для ближнего. Ведь только через это можно развиваться духовно и становиться совершеннее.