Урок теоретического обучения. Курс: 1 Группа 3 Специальность 35.02.07 Механизация сельского хозяйства




Урок теоретического обучения

Преподаватель Теплякова Ольга Ивановна olga.teplyakova.67@mail.ru

УПВ.01 Обществознание (включая экономику и право)

Дата: 20.05.2020

Курс: 1 Группа 3 Специальность 35.02.07 Механизация сельского хозяйства

Тема программы: Модуль 6. Правовое регулирование общественных отношений.

Тема урока: урок 108 Экологическое право

Форма работы: электронное обучение.

Тип урока: комбинированный.

Цель. Сформировать знания об экологическом праве; развивать умение логически мыслить; способствовать формированию научных представлений о праве человека на благоприятную окружающую среду, познакомиться с различными способами защиты экологических прав; подчеркнуть роль экологических обязанностей каждого гражданина в обеспечении экологических прав; раскрыть суть экологических правонарушений и основные меры эколого-правовой ответственности.

 

Литература.

Учебник Обществознание, Боголюбов Л.Н., 11 класс,

https://docs.google.com/viewer?url=https%3A%2F%2Fs.11klasov.ru%2Findex.php%3Fdo%3Ddownload%26id%3D147%26viewonline%3D1

 

Интернет источники.

https://www.youtube.com/watch?v=rjuZG_w7BF4

 

Нормативные документы:

Конституция РФ, Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды», Указ Президента РФ «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», Рамочная Конвенция ООН об изменении климата, Международное соглашение Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

 

Ход урока

Вводная часть.

Мотивация

Есть замечательное высказывание Индиры Ганди : «Я верю, что жизнь едина и мир един. Все проблемы среды обитания тесно переплетены. Демографический взрыв, нищета, невежество, болезни, загрязнение планеты, накопление ядерного оружия, биологические и химические способы массового уничтожения – всё это составляет единый прочный круг. Каждая из этих проблем важна и требует неотложного решения, но решать их поочерёдно – пустое дело».

Наше поколение стало свидетелем драматических событий, которые изменили природу отношений человека с окружающей его средой. Стремительный рост народонаселения Земли, а также научно-технический прогресс способствуют усилению воздействия человека на окружающую среду. Человечество должно осознать, что взаимосвязь его и Земли резко изменила свой характер, что разрушение окружающей среды может иметь глобальные последствия, а единственный выход из создавшегося положения – это не воздействие на окружающую среду, а взаимодействие с ней.

Сегодня всё чаще мы слышим такие слова как международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, международное экологическое право.

Что же стоит за этими словами, каким смыслом наполнены эти выражения, почему и зачем возникла потребность развития отдельной отрасли – экологического права?

 

Основная часть.

Изучение нового материала

План:

1. Общая характеристика ЭП

2. Право человека на благоприятную окружающую среду

3. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

 

1. На протяжении всей истории человечества преобладающим был взгляд на природу как на неисчерпаемую кладовую, а не как на предмет заботы и охраны. И в наши дни, несмотря на многочисленные исследования, показавшие тесную связь между мерами по охране окружающей среды и качеством жизни человека, состоянием его здоровья, поведение подавляющего большинства людей остается на уровне потребительского отношения к природе.

К числу субъективных факторов, влияющих на состояние окружающей среды, следует добавить еще два – экологическое невежество и экологический нигилизм. Невежество проявляется в незнании законов взаимодействия человека и среды, а нигилизм – в нежелании руководствоваться этими законами, как в экономической деятельности, так и в быту.

Способствовать решению проблем взаимодействия человека с окружающей средой – главная задача экологического права, о котором пойдет речь на уроке.

- Какие сегодня существуют экологические проблемы связанные с окружающей средой?

 

 

 

Экологическое право – совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей среды.

Экологические отношения – отношения по использованию, а также охране окружающей среды.

Окружающая среда

 

Работа с документом: https://docs.cntd.ru/document/901808297

 

Опираясь на текст ст.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», назвать компоненты природной среды, а также объяснить понятия «природный объект», «природно-антропогенный объект», «антропогенный объект».

 

У экологического права как у отдельной отрасли имеются свои источники:

· Конституция

· Законы и подзаконные акты

· ООС – особая роль. Ст.3: соблюдение прав человека на Э то право принадлежит к числу общечеловеческих ценностей, естественных прав человека и гражданина, затрагивающих самые основы его бытия, связаны с поддержанием материальных и духовных условий жизни

· Международный документ по вопросам экологии является Конвенция ООН в Рио – де – Жанейро 1992: «Забота о людях занимает центральное место в условиях благоприятную среду. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой»

 

Рассмотрение статей Конституции РФ

Ст.9 Конституции РФ:

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Ст.42 Конституции РФ:

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

М ы знаем, что все компоненты природы тесно взаимосвязаны, что изменение одного из них сказывается на всех других. Поэтому, изменяя природу, человек должен предвидеть, каковы будут последствия этого изменения, и в случае необходимости предотвращать их. Объективно человек не может не воздействовать на окружающую среду - не извлекать минеральных ресурсов, не забирать воду и т. д. Проблема заключается в том, чтобы были установлены пределы (нормы) такого воздействия. С этой целью экологическое право предусматривает так называемое экологическое нормирование (предельно допустимое воздействие)

 

Право на информацию также является основополагающим правом личности закрепленная в Декларации прав человека.

Информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях независимо от формы их представления.

Достоверной информацией о состоянии окружающей среды являются сведения, которые отражают реальное, неискаженное состояние окружающей среды.

 

3. Схема «Экологические права»

 

 

Вполне очевидно, что без определенных экологических обязанностей нельзя обеспечить экологические права.

Обязанности.

· Охранять природу

· Бережно использовать природные богатства

Нарушение же установленных законодательством обязанностей влечет за собой юридическую ответственность.

Понятие:

Экологическое правонарушение – общественно опасное вредное виновное деяние, нарушающей нормы законодательства окружающей среды.

(приведите примеры экологических нарушений)

Обобщение

 

1) В чем состоит специфика экологических отношений?

2) Можно ли защитить окружающую среду?

3) Как Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет главный объект экологического права?

Люди помните, что Земля – это не массивный гигант, а скорее хрупкий елочный шарик. Быть или не быть человечеству, останется ли зеленой и цветущей наша планета или же превратится в безжизненную пустыню – зависит от нас.

 

Люди, берегите Землю!

 

Контрольное задание.

Решение задач:

Задача 1.

Гоголевский персонаж Городничий, порываясь срочно, к приезду чиновника из Петербурга, благоустроить город, приказывает разметать старый забор. И вдруг вспоминает: «Ах, боже мой! Я и позабыл, что возле этого забора навалено на сорок телег всякого сору. Что за скверный народ: только где – нибудь поставь какой – нибудь памятник или просто забор, черт их знает откуда и нанесут всякой дряни».

Нет ли у вас впечатления, что традиции живучи? Аргументируйте свое мнение.

Можно ли назвать подобное поведение граждан экологическим правонарушением?

 

Задача 2.

В нашей стране долгое время были популярны лозунги: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача». И сегодня многие в этом уверены. И ведут себя соответственно. А какова ваша позиция? Приведите аргументы в ее защиту.

Задача 3.

Геннадий Х. отправился в лес за грибами, прихватив охотничье ружье. На берегу небольшой речки он увидел жилище бобров. Пара красивых животных резвилась на мелководье. Геннадий зарядил ружье, приблизился и выстрелами из двух стволов убил бобров. Не успел браконьер вытащить добычу на берег, как его задержал инспектор охотнадзора. Составили протокол, выяснилось, что ранее Геннадий не был замечен в браконьерстве. Решением органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты, к браконьеру применили следующие наказания……Какие? Какой вид юридической ответственности был применен к браконьеру?

 

Домашнее задание



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: