Жил заяц Коська со своей зайчихой. Пошел он на море рыбу ловить. Раз закинул невод — пришел невод с одной тиной, второй раз закинул — пришел невод с одними ракушками, а третий раз закинул — золотую рыбку поймал. «Отпусти меня, Коська, — просит его золотая рыбка. — Любое твое желание исполню». «Да не надо мне ничего», — ответил Заяц Коська. Отпустил золотую рыбку и пошел домой и т. д.
■ Любимые блюда сказочных персонажей
Дети задумывают какого-нибудь сказочного персонажа. Затем придумывают и рисуют его любимое блюдо. По окончании работы дети рассказывают, какое блюдо они нарисовали и для кого. Из рисунков детей можно сделать выставку «Любимые блюда сказочных персонажей».
■ Сказочные планеты
На полу лежат круги разного размера и разного цвета. Это сказочные планеты. Дети выбирают по одной планете и отвечают на вопросы:
— Как называется ваша планета?
— Какие деревья, цветы, необыкновенные существа на ней живут?
— Какая там погода?
— Какие сказочные герои могут там жить?
— Что еще интересного можно увидеть на этой планете?
— Веселые или грустные жители этой планеты? Почему?
После того как все дети расскажут о своих планетах, можете предложить им ответить на вопрос: «С жителями какой из планет они хотели бы подружиться?», а затем нарисовать жителей своих сказочных планет.
■ Чудесные превращения
По кругу пускается любой предмет (газета, карандаш, кубик и т. д.), что этот предмет будет обозначать, придумывают сами дети. Например, психолог передает ребенку газету и говорит:
— Это — зонтик.
Получив названный предмет, ребенок соответственно действует с ним, тренируя память чувствования, а затем передает соседу, придумывая и объявляя другое обозначение предмета. Например:
|
— Это — торт.
— Это — юбка.
— Это — веер и т. д.
■ Волшебные вещи
Дети рассматривают картинки с изображением сказочных атрибутов: волшебная палочка, волшебное колечко, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, цветик-семицветик, ковер-самолет др. Каждый ребенок выбирает один волшебный предмет, а затеи представляет, что он превратился в эту волшебную вещь. Затем каждая «сказочная вещь» рассказывает о себе, отвечая на вопросы педаго- га (психолога):
— Когда и где вы родились?
— Что волшебного вы умеете делать?
— С кем из сказочных героев вы дружите? Какому сказочному гeрою вы могли бы еще помочь?
— Какое настроение у вас бывает чаще всего?
— Какое ваше самое заветное желание?
■ Непростая палочка
По аналогии со сказкой, в которой у ежика была палочка, которая при необходимости становилась палочкой-выручалочкой, палочкой-ковырялочкой, палочкой-стучалочкой, детям предлагается придумать еще, чем может быть обыкновенная палочка. Например, палочка-писалочка, палочка-игралочка, палочка-измерялочка, палочка-защищалочка, палочка-стрелялочка, палочка-узнавалочка и др.
■ Палочка-узнавалочка
Дети берут в руки карандаш. Он будет их палочкой-узнавалочкой. Перед каждым ребенком на столе три предмета, которые дети обследуют с помощью палочки. Потом детям завязывают глаза, убирают два предмета и просят с помощью палочки узнать, какой предмет остался стоять на столе.
■ Заколдованный замок
Детям предлагается побывать в заколдованном замке, в котором злой волшебник сделал так, что все предметы стали невидимыми, и совершить определенные действия с этими невидимыми предметами:
|
— поиграть с невидимым мячиком; побросать мячики друг другу;
— полистать невидимую книгу;
— поиграть на невидимой скрипке;
— поднять невидимое тяжелое ведро с водой, поставить его на скамейку;
— взять невидимый стакан с водой, принести и поставить его на стол;
— примерите невидимую шляпку;
— съесть невидимый пирожок и т. д.
■ Оправдание поступка
Детям предлагается «превратиться» в какого-либо сказочного героя. По сигналу дети должны совершить определенное действие (подпрыгнуть, спрятаться, закрыть лицо руками, закричать «Ура!» и т. д.). Затем у каждого «сказочного героя» спрашивают, почему он это сделал. Например,
— Винни-Пух, ты почему закричал «Ура!»?
— Я мед нашел.
«Сказочные герои» должны дать оправдание своим действиям.
■ Домик для поросят
Дети представляют, что они поросята, которым надо построить надежный дом и найти выход из различных ситуаций:
— А если бы у вас были очень слабенькие лапки?
— А если бы вы оказались в пустыне?
— А если бы вас забросило на необитаемый островок, где росла бы только одна пальма?
— А если бы вы оказались на Северном полюсе?
Можно придумать много других ситуаций по разным сказкам.
■ Сказочная примерочная
Детям предлагается посетить сказочную примерочную. Каждый ребенок по очереди заходит в примерочную кабинку, перед зеркалом «примеряет» на себя какую-нибудь роль (например, зайца Хвасты, почтальона Печкина, Буратино, Карабаса-Барабаса, кошечки, старичка и т. д.), затем выходит в этой роли и выполняет какие-то действия. Дети пытаются отгадать, какую роль примеряет ребенок.
|
■ Представьте себе
Дети представляют, что они резиновые, упругие мячики, которые весело прыгают по асфальту. Возможны самые разные варианты: представьте себе, что вы
— Легкие воздушные шарики. Сегодня у шариков праздник.
— Инопланетяне. Поприветствуйте друг друга.
— Рыбки, вы весело плаваете, виляя хвостиками.
— Змея, ползущая по траве; вы очень осторожно ползете.
— Пантера Багира; вы очень хорошо прыгаете с дерева на дереве
— Плюшевый медвежонок. У вас ватные ноги. Побегайте наперегонки.
— Снежная королева, у вас гордый и холодный взгляд.
— Золушка или принц на балу.
■ Дерево желаний
Дети выбирают картинку с изображением сказочного героя и придумывают, какое заветное желание может быть у этого сказочного героя. Детям раздают вырезанные из цветной бумаги листочки и просят на обратной стороне нарисовать это желание. Затем дети прикрепляют эти листочки с помощью пластилина на дерево, нарисованное на листе ватмана или обоях. После этого каждый ребенок по очереди «срывает» листочек с дерева, рассматривает рисунок и отгадывает, чье это желание. Если он затрудняется, ему помогают остальные дети.
■ Заколдованные горы
Детям рассказывают о том, как однажды злая колдунья разозлилась на некоторых животных и превратила их в горы. Перед детьми раскладываются рисунки гор, контуры которых напоминают различных животных. Дети должны отгадать, кто заколдован в каждой горе.
■ Шумовая сказка
Одного ребенка выбирают отгадчиком, который должен выйти за дверь. Берется одна строчка из любой сказки. Каждый ребенок получает по одному слову из этой строчки. Входит отгадчик. По команде псИхолога все дети произносят хором - каждый свое слово. Нужно
отгадать, из какой сказки строчка.
■ Сказочный телевизор
Детям рассказывают, что «сказочный телевизор» — это такой фантастический прибор нашего воображения, который способен по звуку показать любой предмет, любую сказку, любое событие.
Вариант I. Дети отворачиваются. Психолог (педагог) стучит карандашом по любому предмету в комнате и предлагает им увидеть на своем сказочном телевизоре, что это за предмет.
Вариант П. Детям дают послушать в записи различные звуки (шум прибоя, журчание ручья, пение птиц, лай собаки, биение сердца, звучание колокольчиков, шум дождя, завывание волка, стук колес поезда и т. д.) и предлагают увидеть на экране сказочного телевизора сказку, где встречается этот звук или придумать сказку с этим звуком.
■ Сказочный магнитофон
Детям рассказывают, что в нашем воображении существует сказочный магнитофон, который записывает все звуки, которые мы когда-то
слышали.
Детей просят закрыть глаза: «Представьте себе, что вы идете по лесу, слышите пение лесных птиц. Где-то на дереве стучит дятел. Вот кукушка несколько раз сказала: "Ку-ку" и замолчала, затрещала сорока. Вы подходите к ручью — послушайте, как он журчит, обходя камешки. Вдруг где-то далеко в небе раздались раскаты грома. Смолкли птицы. В лесу воцарилась тишина. Вы слышите, как застучали по листьям, по траве первые капли дождя. Вам надо торопиться домой. Сделайте глубокий вдох, выдох и откройте глаза».
■ Аленький цветочек
Дети вспоминают сказку с указанным названием и придумывают сказочный цветок другого цвета, используя названия промежуточных цветов. Например, лимонный цветочек, малиновый цветочек, каштановый цветочек, апельсиновый цветочек, салатовый цветочек, мышиный цветочек, небесный цветочек и т. д. Затем дети рисуют его и рассказывают, какими сказочными свойствами он обладает.
Если дети еще не знают названия этих цветов, перед ними раскладывают карандаши и просят их найти карандаш апельсинового цвета, малинового цвета и т. д. Можно спросить, на какой фрукт похож по цвету этот карандаш. На какое растение? На какое животное? На какое дерево? И т. д.
Детей знакомят с такими обозначениями цвета, как шоколадный, молочный, морской, лазурный, золотой, металлический, болотный и т. д.
■ Земля, воздух, вода
Дети стоят в кругу. Когда психолог, бросая ребенку мяч, говорит «земля», ребенок должен назвать любое наземное животное; «воздух» — птицу, летающее насекомое; «вода» — рыбу.
■ Волшебные кружочки
Дети стоят в кругу. У психолога в руках три кружка разного цвета: белый, черный, голубой. Каждому ребенку по очереди он показывает один из кружочков. Увидев белый кружок, ребенок называет птицу или насекомое; черный — наземное животное; голубой — рыбу.
■ Сказочный мяч
Дети стоят в кругу. У одного из детей в руках мяч. Он бросает мяч любому ребенку и называет сказочного героя. Например, Колобок. Тот, кто поймал, должей назвать действие этого героя. Например, катится. Затем он должен назвать любого другого сказочного героя и бросить мяч другому ребенку, который назовет действие героя.
■ Страна хлопунчиков
Дети представляют, что они попали в одну сказочную страну — страну хлопунчиков. Там все люди разговаривают с помощью хлопков. Психолог, обращаясь к ребенку, хлопает в ладоши в определенном ритме и темпе. Ребенок отвечает психологу, повторяя характер его хлопков:
«Я как будто спрашиваю вас о чем-то, а вы отвечаете. Отвечайте мне в том же тоне и с той же силой удара, с которой я задаю вопрос. А теперь поспорим? Чем тише я хлопаю, тем громче отвечайте. Чем громче мой хлопок, тем тише должен быть ваш. А теперь разойдитесь по комнате. Когда будете встречаться друг с другом, можете поздороваться с помощью хлопков, поговорите друг с другом. Замечательные хлопунчики!»
Так же можно побывать в стране топотунчиков.
■ Пофантазируем
Детям предлагается пофантазировать:
— На какого животного похож этот стол? Почему он неподвижен? Где он находится? Что вокруг него?
— На какую птицу похож этот цветок в вазоне? Какие бы движения, взмахи крыльев подошли бы ему?
— Кого вам напоминает эта веревка? Расскажите об этом существе. И т. д.
■ Живой стул
Психолог говорит: «Представьте, что вот этот стул стал живым. Нет, не зверем и не птицей. Просто — живой стул. Скажите, сколько ему лет. Какой у него характер? Что он любит и о чем мечтает?» «Живым» может стать любой предмет: книга, карандаш, лампа, камень, чайник, форточка и т. д. Нужно пофантазировать.
■ Космическое путешествие
Детям предлагается отправиться в космическое путешествие на далекие планеты. Каждый космонавт полетит на свою сказочную планету. Психолог просит детей поудобнее устроиться в кресле и, когда он досчитывает до ноля, закрыть глаза — ракета взлетела. Психолог говорит: «Вы летите в космическом пространстве. Посмотрите в иллюминатор, вы видите Млечный Путь. Посмотрите, по левому борту вы видите планету, на ней можно рассмотреть горы и океаны. Это наша Земля. Внимание, будьте осторожны, прямо по курсу начался метеоритный дождь. Уходим от него. Можете расслабиться. Мы благополучно прошли метеоритный дождь. Смотрите, вдалеке видна планета сказок. Приземляйтесь. Выходите из космического корабля. Будьте осторожны, вы не знаете, какие сказки живут на этой планете. Оглядитесь. Если никого нет, идите в глубь планеты. Посмотрите, какие деревья там растут, цветы. Есть ли там реки, горы, постройки. Вот вдалеке мелькнула какая-то сказка. Присмотритесь какая. Какие сказочные герои встречаются на этой планете? Чем занимаются? Подружитесь с ними. А теперь пора возвращаться обратно. Идите к своему космическому кораблю. Садитесь в него. Помашите рукой жителям планеты сказок. Взлет. Темное космическое пространство, впереди светит планета Земля. С каждой секундой вы все ближе и ближе к ней. Приземляйтесь. Как только я досчитаю до десяти, вы откроете глаза. Космическое путешествие закончилось. Сейчас вы нарисуете все, что увидели на планете сказок». По рисункам детей можно оформить выставку «Планета сказок».
■ Дюймовочкины предметы
Детям раздают различные мелкие предметы: скорлупку от ореха, спичку, спичечный коробок, лист бумаги, ниточку, стеклышко, булавку и т. д. Дети должны подумать, как Дюймовочке сможет послужить тот »или иной предмет.
Например, коробок для спичек может быть кроваткой, шкафом, хранилищем для чего-нибудь; биточка может быть скакалкой, поводком для собачки Дюймовочки; скорлупка от ореха — кроваткой, лодочкой и т. д.
■ Найди пару
Детям раздаются карточки, на которых изображены сказочные герои. При этом у двух детей, сидящих в разных местах, должны быть одинаковые карточки. По очереди каждый ребенок описывает своего сказочного героя, не называя его. Когда все расскажут о своем сказочном герое, психолог хлопает в ладоши, и дети с парными картинками должны взяться за руки. Например: «Он всегда злой. Так и смотрит, кого бы то ему съесть. Ему это, правда, не всегда удается. Но если он даже и съест, в конце сказки его всегда ждет наказание».
«Это красивая женщина. Но у нее холодное сердце. Ей было скучно одной в своем дворце, поэтому она увезла мальчика. А его подружка спасла его».
■ Вы попали в сказку
Дети выбирают иллюстрацию к любой сказке, а затем придумывают, как бы разворачивался сюжет, если бы они сами очутились в этой сказке.
Например, иллюстрация к сказке «Красная Шапочка» (Красная Шапочка и Волк): «Если бы я попал в эту сказку и увидел, как Волк разговаривает с Красной Шапочкой, я бы быстрее побежал и позвал охотников, и тогда Волк не съел бы бабушку». «А я бы побежал и предупредил бабушку, чтобы она не открывала никому двери».
■ Домик для сказочных животных
Дети вспоминают сказки «Теремок» и «Рукавичка». Затем им предлагается подумать, что еще может быть домиком для сказочных животных. Например: гриб, кувшин, полено, яблоко, тыква, груша, пень и т. д.
Дети придумывают сказку об этом домике и рисуют его.
■ Найди себе домик
Дети представляют, что они отправились на прогулку по лесу. Они вышли на полянку и увидели там волшебника. Взмахнул волшебник своей волшебной палочкой, и каждый из них стал ростом с Дюймовочку. Дети должны найти себе на полянке домик (грибок, пенек, норку) или построить его из листиков, коры деревьев, травинок, палочек.
■ Живые вещи
Дети садятся в круг, осматриваются, выбирают в комнате любе предмет и называют его. Затем представляют, что они превратили в выбранный ими предмет, и отвечают на вопросы. Например, психолог обращается к ребенку, который «превратился» в стол:
— Сколько тебе лет?
— Когда у тебя бывает хорошее настроение?
— Когда — плохое?
— Какой у тебя характер?
— Можешь ли ты заболеть?
— Есть ли у тебя друзья?
— Что ты чувствуешь, когда по тебе стучат кулаком?
— Что ты испытываешь, когда тебя протирают?
— Нравится ли тебе, когда отмечают праздники?
— Какой праздник ты любишь больше всего? Почему?
Затем дети рисуют портрет живой вещи, изображая ее так, чтоб было видно, что вещь живая (например, рисуют ей глаза, рот, уши и т. д.).
■ Что будет, если встретятся...
Детям предлагается вообразить дальнейшее развитие событий при встрече похожих сказочных героев:
— Представьте себе, что встретились Бармалей и Карабас-Барабас. Что будет?
— Представьте себе, что встретились лягушка-царевна и лягушка- путешественница.
— Представьте ceбe, что встретились золотая рыбка и щука из сказки про Емелю.
Также можно назвать Винни-Пуха и Медведя из русских народные сказок, три поросенка и Пятачка, Кота Котофеевича и Матроскина и т.д.
■ Цветные камешки
Дети закрывают глаза, отводят назад руку и раскрывают ладошку. Каждому ребенку на ладошку кладется цветной камешек (покрашен краской), а дети должны, не открывая глаза, определить, какого цвета камешек.
Дети называют цвет, открывают глаза и смотрят, угадали они или нет.
■ Сказки о цветных камешках
Дети придумывают сказку о камешке любого цвета: сказка о синем камешке, сказа о зеленом камешке, сказка о красном камешке и т. д. Рассказывают, из какой страны их камешек, что это за страна, почему он такого цвета, хотелось бы ему поменять свой цвет на другой или нет, на что он похож и т. д. Затем детей просят нарисовать сказку о своем цветном камешке, используя как можно больше оттенков этого цвета.
■ Золотая рыбка
Дети представляют, что они — золотые рыбки. Пусть каждая рыбка расскажет о себе. Как ей живется в морской пучине, с кем она дружит, кто ее враги, нравится ли ей исполнять желания других людей? Какие желания ей нравится исполнять, а какие — нет, хотелось бы ей превратиться в простую рыбку? Есть ли у нее самой заветное желание? Кому из сказочных героев она помогла? Что она хотела бы получить в подарок?
■ Подарок для золотой рыбки
Дети представляют, что у золотой рыбки день рождения и ей нужно приготовить подарок. Они придумывают подарки, рисуют их, а затем объясняют, для чего золотой рыбке пригодится их подарок. Например: «Я подарю золотой рыбке фонарик. Когда ей будет в глубине темно, она его достанет и посветит себе дорогу».
■ Где находится волшебная сила золотой рыбки?
Детям раздают нарисованный контур золотой рыбки и спрашивают, как они думают, где у золотой рыбки находится ее волшебная сила (в голове, хвостике, плавничках, чешуе, глазах). Детям предлагается разукрасить рыбку, выделяя то место, где расположена волшебная сила, другим цветом.
■ Золотые волшебники
Дети придумывают сказку, в которой вместо золотой рыбки есть кто-то другой, кто исполняет желания. Например, золотая птичка, золотая пчелка, золотой заяц, золотая собачка и т. д.: «Пошел дед в лес, поймал золотого зайца...» Дети рисуют сказку и дают ей название.
■ Цвет сказочных персонажей
Детям раздают квадратики десяти цветов (синий, зеленый, красный, желтый, оранжевый, коричневый, фиолетовый, серый, черный, белый). Психолог называет сказочных героев, а дети показывают квадратик того цвета, с которым ассоциируется у них данный герой.
■ Цветной калейдоскоп сказок
Показывая детям кружки разного цвета, психолог просит их вспомнить сказку, в названии которой встречается данный цвет. Например, красный кружок, дети называют — Красная шапочка, синий — Синяя борода, белый — Белая уточка, Белоснежка, оранжевый — Оранжевое горлышко.
■ Почему?
Детям предлагается поразмышлять о причинах поступков сказочных героев.
Почему:
— Емеля любил лежать на печи?
— Лягушке захотелось попутешествовать?
— Все звери захотели жить в одном теремке, а не подыскали себе
другое жилье?
— Кощей Бессмертный превратил Василису Прекрасную в лягушку, а не в кошку?
— У Синей бороды была синяя борода, а не красная?
— Кот в сапогах ходил в них сам, а не отдал хозяину?
— Баба-Яга живет в избушке на курьих ножках, а не на каких-нибудь других?
— Кощей Бессмертный спрятал свою смерть в яйце, а не в другом месте?
■ Цветные небылицы
Дети выбирают карточки, на которых нарисованы различные предметы, растения, животные, птицы, явления природы и т. д. Затем они получают кружок любого цвета. Дети должны придумать смешную сказку, как однажды предмет, изображенный у них на карточке стал такого же цвета, как их кружок. Например, на карточке, которую вытянул ребенок, нарисован дождь, а кружок у него оранжевого цвета, получается словосочетание «оранжевый дождь». Ребенок рассказывает, как однажды дождь стал оранжевым и почему.
■ Дары сказочных героев
Детям предлагается выбрать карточку с изображением сказочного героя и подумать, что этот сказочный персонаж мог бы им подарить. Например, Винни-Пух — мед, золотая рыбка — исполнить желание, Буратино — золотой ключик и т. д.
■ Сказочный совет
Детям рассказывают о том, что для решения важных проблем в сказочной стране существует сказочный совет. На обсуждение совета выносятся разные вопросы, важные для жителей этой страны. Детей просят представить, что они — советники и должны найти решение проблем. Например:
— Как помочь Страшиле стать умным?
— Что сделать, чтобы Снегурочка летом не растаяла?
— Как спасти птичку или зверя, которые дотронулись до посоха Морозки?
— Как победить Дракона?
— Как найти в лесу избушку Бабы Яги?
— Как отучить гусей-лебедей воровать маленьких детей?
— Как перевоспитать Шапокляк?
— Как быстро доставить доктора Айболита в Африку к больным зверятам?
— Как растопить сердце Снежной королевы? И т. д.
■ Чудесные вещи
На столе лежат следующие предметы: карандаш, книга, зеркальце ручка, расческа, ложка, часы, фонарик, зонтик, лампа и т. д. Дети вы бирают какой-нибудь предмет и рассказывают, какие чудеса он может творить.
Например:
— Зеркальце — в него можно увидеть все, что делается на свете;
— Ручка — всегда пишет без ошибок; может писать сама;
— Карандаш — сам рисует все что угодно, или все, что нарисует
карандаш, оживает;
— Книга — в ней ответы на все вопросы;
— Фонарик — показывает дорогу; и т. д.
■ Ярмарка чудесных вещей
Несколько детей — «продавцы», остальные «покупатели». «Продавцы» продают чудесные вещи, расхваливая их покупателям:
— Что вы продаете?
— Чудесные часы.
— А чем они чудесны?
— Они помогут очутиться вам в прошлом или будущем. Хотите,
чтобы быстрее было завтра? Переведите стрелки часов вперед и все.
■ Сказочные герои на необитаемом острове
Дети выбирают карточки с изображениями сказочных героев. Психолог просит их представить себя этим сказочным героем, оказавшимся на необитаемом острове и задает вопросы:
— С чего вы начнете жизнь на необитаемом острове?
— Что будете есть?
— Что будете пить?
— Из чего построите дом?
— Чем будете заниматься?
— Кого из животных вы приручите? И т. д.
Сказочные герои могут быть такие: Буратино, Винни-Пух, Незнайка, кот Матроскин, Красная Шапочка, Колобок, Емеля, Карлсон, Золушка.
■ Шкатулка сказок
В шкатулке лежат картинки с изображениями разных предметов, растений, животных, птиц, явлений природы и т. д. Каждый ребенок по очереди достает из шкатулки 3 картинки и придумывает по ним сказку.
■ Например, облако, заяц, конфета
«Однажды заяц решил покататься на облаке. Сел он на него и полетел. Летел-летел, видит — внизу добрый волшебник конфеты раздает. Поблагодарил заяц облако, спрыгнул и упал прямо в мешок с конфетами».
■ Чудо-дерево
Дети вспоминают сказку К. Чуковского «Чудо-дерево». Им предлагается придумать свое чудо-дерево и рассказать о нем. Дети рассказывают, что это за дерево, где оно растет, большое оно или маленькое, почему оно называется «чудо-дерево». Затем дети рисуют его. По рисункам можно оформить выставку работ детей.
■ Чудные деревья
Дети представляют, что они попали в сказочный лес, в котором растут деревья, но не обыкновенные, а из различных материалов: стеклянные, железные, шерстяные, каменные, золотые, глиняные и т. д. Дети представляют себя одним из этих деревьев и рассказывают, как им живется. Почему плохо быть таким деревом, почему хорошо.
■ Добрая Баба Яга
Дети представляют, что Баба Яга стала доброй, и пытаются придумать, какие добрые дела в лесу она могла бы совершить.
Дети могут выбрать карточки с изображениями сказочных персонажей и рассказать, как добрая Баба Яга помогла им. Например, Винни-Пуху показала, где находится мед, Буратино помогла найти золотой ключик, Колобка спасла от лисы и т. д.
■ Домовенок Кузя
Дети представляют, что у них в доме поселился домовенок, и стараются ответить на вопросы, которые задает им психолог: «Где он будет у вас жить? Как его будут звать? Во что вы с ним будете играть? Чему он вас будет учить? Чему он может научиться у вас? Какое настроение у него бывает чаще всего? Когда он злится? Его любимое блюдо? Любимая сказка?» После этого дети могут нарисовать домо венка.
■ Сказочная телепрограмма «Ищу тебя»
Психолог говорит детям о том, что сейчас все по очереди будут дик торами на телевидении. Он начинает первым: «Внимание, внимание потерялся сказочный герой. Это мужчина в расцвете лет. Очень любит сладкое. В свободное время гуляет по крышам. Примета: на спине есть пропеллер. Если кто-то что-то о нем знает, просьба сообщить в редакцию». Дети отгадывают сказочного героя и фантазируют, как он мог потеряться. Затем диктором становится другой ребенок.
■ Закончи предложение
Детям предлагается закончить предложения:
— Винни-Пух любит...
— Карлсону весело, когда...
— Баба Яга сердится, когда...
— Снегурочка грустит, когда...
— Колобок больше всего боится…
— Буратино больше всего нравится...
— Незнайке больше всего хочется...
— Кощей Бессмертный обрадовался, когда...
— Красная Шапочка заплакала, когда...
— Снежная Королева плохо себя чувствует, когда...
— Змей Горыныч удивился, когда...
— Чебурашка гордится тем, что..
— Когда Дюймовочку обижают, она...
— Однажды Кощей Бессмертный испугался...
■ Волшебная комната
Дети представляют, что они находятся в волшебной комнате и все предметы вокруг — волшебные. Дети рассказывают о каком-нибудь предмете в комнате, как о волшебном. Например: «Это волшебный стул. Кто сядет на него, сразу окажется там, где пожелает», «Это волшебное окно. Если в него посмотреть, то можно увидеть, что делается на другом конце света», «Это волшебная дверь. Через нее можно попасть в любую сказку».
■ Космический корабль
Каждый ребенок получает альбомный лист, на котором изображен космический корабль с тремя иллюминаторами. Детям предлагается представить, что они могут полететь на другую планету, с собой им можно взять двух сказочных персонажей. Нужно подумать и нарисовать себя и тех сказочных персонажей, которых дети хотели бы с собой взять. После этого объяснить, почему они хотели бы взять того или иного персонажа. Например: «Я бы с собой взял Дракона, потому что он сильный. А еще — Знайку, потому что он умный».
■ Сказочный почтальон
По считалке выбирается почтальон.
Почтальон:
— Тук-тук.
Дети:
— Кто там?
— Сказочный почтальон.
— Что принес?
— Письмо.
— От кого?
— От сказки.
— От какой?
Почтальон называет любую сказку. Дети:
— Что нужно?
Почтальон, в зависимости от названной сказки, дает детям задание (помочь вытянуть репку, испечь колобок, поймать золотую рыбку и т. д.). Дети выполняют задание, имитируя действия сказочных героев. Затем почтальон выбирает того, кто, на его взгляд, выполнял действия лучше всех, и тот ребенок становится почтальоном.
■ Тарабарская страна
Детям рассказывают о том, что где-то далеко-далеко, в каком-то сказочном мире существует Тарабарская страна. Там растут тарабарские деревья, бегают тарабарские животные, летают тарабарские птицы, и тарабарские люди говорят на тарабарском языке. Детей просят представить, что они оказались в этой стране, и чтобы жители их поняли, разговаривать нужно на тарабарском языке. Дети разбиваются на пары и в течение трех-пяти минут «разговаривают» друг с другом на этом непонятном языке (различные сочетания букв). После окончания упражнения детей просят рассказать, догадались ли они, что спрашивал или что отвечал их собеседник.
■ Найди похожего
Дети выбирают карточку с изображением сказочного героя. Затем по сигналу психолога дети должны найти похожего на своего сказочного персонажа. Например, могут объединиться такие сказочные герои, как Заяц Хваста, Винни-Пух, Волк, Медведь (они живут в лесу); Красная Шапочка, Герда, Женя из сказки «Цветик-семицветик» (девочки); Мальчик-с-пальчик, сынок-с-кулачок, Дюймовочка (маленькие); Бармалей, Карабас-Барабас (злые) и т. д.
■ О чем мечтает сказочный герой
Каждый ребенок выбирает любого сказочного персонажа. Затем им раздают нарисованные либо вырезанные из цветной бумаги «цветики-семицветики». Дети должны подумать, какие желания могут быть у их сказочного персонажа, а затем нарисовать эти желания на обратной стороне лепестков. Из всех цветиков-семицветиков составляется «Сказочный сад желаний».
■ Портрет моего друга
Детям предлагается представить себя каким-либо сказочным персонажем и подумать, кто может быть их другом, а затем нарисовать портрет своего друга.
■ От чего бы хотел отказаться сказочный герой
Дети выбирают картинки с изображениями отрицательных сказочных героев и от их имени рассказывают, от каких привычек или плохих поступков они хотели бы отказаться.
Угадай, кто и что любит
Дети выбирают имя сказочного героя и от его имени рассказывают, что он любит. Например: «Винни-Пух — я люблю мед; Колобок — я люблю гулять по лесу; лягушка-путешественница — я люблю путешествовать и т. д.». После того как все дети по кругу расскажут о том, что они любят, психолог спрашивает: «Кто любит путешествовать? Кто любит гулять по крышам? Кто любит мед?» и т. д.
■ Правдивый ответ
Дети разбиваются на пары. Выбирают себе название сказочного героя. Каждая пара берет себе мяч. Затем по очереди, бросая друг другу мяч, один ребенок задает вопрос, другой — должен дать правдоподобный ответ. Например, один крокодил Гена, другой — Карлсон: «Ч ты сегодня делал в зоопарке? — Работал. Какое у тебя настроение? Хорошее. Куда ты сегодня летал? — В гости к Малышу. Куда вы сего дня пойдете с Чебурашкой? — К тебе в гости».
■ Журналист сказочной газеты
По считалке выбирается журналист. Остальные дети выбирают катинки с изображениями сказочного персонажа. Журналист берет воображаемый микрофон, приходит в гости к сказочным героям и зада им вопросы. Например: у старухи с разбитым корытом спрашивает сделал ли ей дед новое корыто; у Буратино -— где сейчас находится золотой ключик; у Карлсона — купил ли он себе телевизор, у Шапокляк — нашла ли она себе друзей, и т. д. Если детям еще сложно придумывать вопросы, несколько вопросов может задать психолог, окончании упражнения он спрашивает, какие вопросы и какие ответы понравились детям.
■ Сказка по кругу
Дети сидят в кругу и рассказывают по кругу знакомую сказку: каж дый ребенок говорит по одному предложению, передавая друг другу мяч.
■ Новая сказка
Дети берут одну предметную картинку и садятся в круг. Им сооб- щается о том, что сейчас они будут сочинять новую сказку, используя' те картинки, которые у них есть. Первым начинает психолог, затем все дети по кругу говорят по нескольку предложений, в которых будет встречаться слово, изображенное на картинке.
■ Заколдованный царевич
Психолог рассказывает: «Один царевич странствовал по свету. Забрел он однажды в замок, который принадлежал злому колдуну. Попросил его царевич воды напиться. Подал злой колдун царевичу воды, да только не простой, а волшебной. Выпил царевич воды и не мог больше слова сказать. Так с той поры никто и никогда не слышал его голоса. Он не может говорить, но может отвечать вам жестами, а вы попробуйте догадаться». Все дети по очереди играют роль «заколдованного царевича», отвечая жестами на вопросы детей.
■ Королевство зеркал
Психолог рассказывает: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, за высокими горами, за дремучими лесами, за синими морями стоит королевство зеркал. И все в том королевстве зеркальное: зеркальные реки и озера, в которых плавает зеркальная рыба; зеркальные деревья, на которых сидят зеркальные птицы; зеркальное небо с плывущими по нему зеркальными облаками; зеркальные дороги, по обочинам которых растут зеркальные цветы; зеркальные дома с множеством зеркал внутри. И куда ни упадет ваш взгляд, всюду вы увидите себя». По считалке выбирается «путник», который попал в королевство зеркал, остальные дети — зеркала. Они повторяют за «путником» все его жесты и движения.
■ Турнир черепашек
Психолог говорит: «Однажды черепаха Тортилла объявила конкурс черепашек. Выиграет та черепаха, которая медленнее всех приползет к финишу». Все дети, стоя у одной стены, по сигналу психолога начинают медленно идти к другой стене. Та «черепашка», которая придет последней, должна придумать историю, почему она пришла позже всех (встретила по дороге знакомую зайчиху, зашла в гости к медвежонку, села отдохнуть и т. д.).
■ Волшебная стрелка
Дети стоят в кругу. У каждого ребенка висит медальон с изображением сказочного героя. В центре круга находится ребенок, изображающий стрелку (вытянутая в сторону рука). Дети все вместе произносят слова, под которые вращается «стрелка»:
Стрелка, стрелка, покружись, Всем героям покажись,
И какой тебе милей, Укажи нам поскорей! Стоп!
На последнем слове «стрелка» останавливается и называет персонажа, на который она указывает. Психолог задает вопросы, например; «Как называется сказка, в которой есть этот сказочный герой? Какие еще персонажи встречаются в этой сказке? Какие поступки в сказке совершил этот герой?» и т. д. Правильно ответивший ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше всех фишек.
■ Чем я похож и не похож на сказочного персонажа
Называется какой-либо сказочный персонаж, а дети рассказывают, чем они похожи и чем не похожи на данного сказочного персонажа. Сначала они по кругу говорят: «Я похож на... тем, что...». Когда выскажутся все дети, начинают по второму кругу: «Я не похож на... тем, что...» Например, вы называете им сказочного персонажа — Карлсон. Ответы детей могут быть такими: «Я похож на Карлсона тем, что тоже очень люблю сладкое», «Я не похож на Карлсона тем, что не умею летать, как он».
■ Различия