Тестовые задания по учебной дисциплине
1. Из предложенных ниже понятий выберите методы контроля:
1) программированный опрос;
2) мотивация;
3) усвоение знаний;
4) зачет;
5) устный экзамен;
6) активизация;
7) дидактические тесты;
8) дидактические требования;
9) контрольные работы;
10) проверочные работы;
11) изложения;
12) индивидуальный подход;
13) индивидуальный опрос;
14) сочинения;
15) управление обучением;
16) диктанты;
17) эмоциональное воздействие;
18) семинарское занятие;
19) лабораторный контроль;
20) проблемное обучение.
2. Установите соответствие между методами научно-педагогического исследования и их характеристиками.
Методы | Характеристика методов |
1. Наблюдение | А. Искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза |
2. Теоретический анализ | Б. Прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности |
3. Анкетирование | В. Способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств |
4. Беседа | Г. Выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений |
5. Эксперимент | Д. Метод массового сбора материала с помощью анкеты |
3. Установите соответствие между структурными компонентами процесса обучения и их характеристиками.
Компоненты | Характеристика |
1. Контрольно-регулировочный компонент процесса обучения | В. Это содержание обучения, определяемое государственными образовательными стандартами, программами, учебниками и учебными пособиями |
2. Оценочно-результативный компонент процесса обучения | Е. Отражает меры педагога по формированию познавательных потребностей, стимулированию мотивов учебной деятельности, интересов |
3. Целевой компонент процесса обучения | Предполагает осуществление контроля педагога и самоконтроля обучаемых в целях установления обратной связи и корректировки процесса обучения |
4. Стимулирующе-мотивационный компонент процесса обучения | Представляет собой постановку педагогом и принятие обучаемыми целей и задач изучения темы (раздела, курса, учебного предмета) |
5. Операционно-действенный компонент процесса обучения | Б. Отражает его процессуальные характеристики, формы, методы, средства |
6. Содержательный компонент процесса обучения | Г. Объединяет оценку педагогом и самооценку обучаемыми результатов обучения, установление их соответствия поставленным целям, выявление причин их возможного несоответствия |
4. По описанию характерных особенностей определите соответствующие виды обучения.
|
1. Основано на получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях –
2. Материал дается в готовом виде, учитель обращает внимание, прежде всего, на выполнение учебной программы –
3. Процесс усвоения, выработки умения управляется программой –
4. Цель этого типа обучения - усвоение результатов научного познания, вооружение учащихся знаниями основ наук, привитие им соответствующих умений и навыков –
5. Характерной особенностью этого вида обучения является рейтинговая система оценки успешности обучения –
|
5. Укажите принципы обучения, определения которых приведены ниже
1. Направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося –
2. Отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества –
3. В каждой теме надо установить содержательные центры, выделить главные понятия, идеи, структурировать материал урока –
4. Одним из направлений реализации принципа является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами –
5. Требует учета особенностей развития учащихся, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок –
6. Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала –
7. Педагогический процесс не должен превращаться в пассивное восприятие знаний: учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, проявляют интерес к занятиям, ставят проблемы и умеют искать их решения –
8. Требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения –
9. Принцип нацеливает учителя на использование в организации учебной деятельности школьников проблемных ситуаций, вовлечение их в разнообразные наблюдения изучаемых явлений и процессов, научные споры и др. –
10. Он требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения в целом –
|
6. Определите вид учебных программ
Вид учебной программы | Характеристика | |
1. Типовая учебная программа | А. Отличается логикой построения курса, глубиной поднимаемых в них вопросов, характером их освещения | |
2. Рабочая школьная программа | Б. Очерчивает обобщенный круг вопросов, знаний, навыков, умений; даны общие рекомендации методического характера | |
3. Авторская программа | В. Отражается национально-региональный компонент, локальный или школьный, учитываются возможности потенциала учителей, технического обеспечения, уровень подготовленности учащихся |
7. Установите тип учебного плана по его характеристике.
Тип учебного плана | Характеристика |
А. Типовой учебный план | 1. Разработан на основе базисного учебного плана на длительный период и отражает особенности конкретной школы |
Б. Собственный учебный план школы | 2. Разрабатывается с учетом текущих условий и утверждается педагогическим советом школы |
В. Рабочий учебный план | 3. Разрабатывается на основе государственного базисного учебного плана и утверждается Министерством образования |
8. Из перечисленных методов выберите методы обучения:
1) рассказ; 2) работа с книгой; 3) анализ литературных источников; 4) упражнение; 5) самостоятельная работа; 6) инструктаж; 7) исследовательский метод; 8) беседа; 9) школьная лекция; 10) наблюдение; 11) методы иллюстрации и демонстрации; 12) репродуктивный метод.
9. Выберите правильный ответ.
1. Самой древней формой организации обучения является:
а) классно-урочная;б) индивидуальная; в) Белланкастерская; г) групповая.
2. Научное обоснование классно-урочной системе обучения впервые дал: а) К. Д. Ушинский; б) Дж. Локк; в) И. Гербарт; г) Я. А. Коменский.
3. В каком типе учебного заведения была впервые применена классно-урочная система обучения: а) в начальной школе; б) в средней школе; в) в братской школе; г) в гимназии.
4. Когда впервые появилась классно-урочная система обучения: а) в период античности; б) в средние века; в) в XVI веке; г) в XVII веке.
5. Белланкастерская система является системой: а) совместного обучения; б) парного обучения; в) группового обучения; г) взаимного обучения.
6. Кто автор Батавской системы обучения: а) И. Зиккингер; б) Дж. Кеннеди; в) Е. Пархерст; г) Э. Торндайк.
7. Кто автор Мангеймской системы обучения: а) В. Келер; б) К. Кафка; в) И. Зиккингер; г) Е. Пархерст.
8. Как в системе взаимного обучения назывались лучшие ученики, назначаемые для обучения других: а) декурионы; б) мониторы; в) консультанты; г) десятники.
9. Как назывался видоизмененный Дальтон-план, используемый к советской школе: а) бригадно-лабораторный метод; б) групповой метод; в) липецкий метод; г) метод проектов.
10. Какая система обучения органически сочетает в себе коллективные, групповые и индивидуальные формы обучения: а) классно-урочная; б) план Трампа; в) Мангеймская; г) индивидуально-групповая.
10. Определите педагогические требования, сопутствующие структурным элементам урока.
Этап урока | Педагогические требования к уроку |
1.Организационный | А.Доступность, последовательность выполняемых заданий, самостоятельность учащихся при этом. Оказание ученикам дифференцированной помощи, анализ ошибок, обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении заданий |
2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности | Б. Выявление качества и уровня усвоения учащимися знаний и способов действий; выявить недостатки в знаниях и способах действий учащихся; установить причины выявленных недостатков; обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям. |
3.Усвоение новых знаний | В. Четкая постановка перед учащимися задач изучения новой темы, стимуляция интереса к рассматриваемому вопросу. Обеспечение должной научности, доступности и систематичности изложения материала. Концентрация внимания на главном в изученном. Оптимальность темпа и системы методов изучения нового материала |
4.Закрепление знаний | Г. Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей. |
5.Контроль и самоконтроль знаний | Д. Оптимальность объема и сложности домашнего задания. Предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Повышение интереса к домашнему заданию. |
6.Подведение итогов | Ж. Предварительная формулировка учителем цели, оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть. Вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках |
7.Информация о домашнем задании | З. Наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования; организационная четкость проведения урока; подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе и ТСО. |