Урок 1. Наша речь. Виды речи




К УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России»)

 

3 класс

 

МОСКВА • «ВАКО» • 2013


УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.1Рус

Д53

 


 

Д53


 

Дмитриева О.И.

Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 384 с. – (В помощь школьному учителю).

ISBN 978-5-408-01041-7

В пособии представлены поурочные разработки по русскому языку для 3 класса к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России»), составленные в соответствии с требованиями ФГОС. Здесь педагог найдёт всё, что необходимо для качественной подготовки к уроку и его проведения: тематическое планирование учебного мате- риала, подробные сценарии уроков, тексты диктантов и изложений, интересный игровой материал.

Адресовано учителям начальных классов, студентам педагоги- ческих вузов и колледжей.


УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.1Рус

 

 

ISBN 978-5-408-01041-7 © ООО «ВАКО», 2013


 

 

От автора

Уважаемые коллеги!

Предлагаемое издание содержит поурочные разработки по русскому языку для 3 класса, составленные в соответствии с требованиями ФГОС, и ориентировано, прежде всего, на ра- боту в комплексе с учебником В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (М.: Просвещение, 2012).

Задача пособия состоит в том, чтобы максимально облегчить учителю как подготовку к уроку, так и работу на уроке. Включены уроки знакомства с новым материалом, закрепления, проектной деятельности.

На подготовку проектов отводится не более двух недель. Ра- бота ведётся совместно с родителями, учитель помогает только в выборе темы (при желании темы могут выбрать и сами учащие- ся). Проекты ученики оформляют на листах формата А4, текст набирается на компьютере (с фотографиями). Работу можно вы- полнять в группах, парах или индивидуально.

Педагог может использовать предлагаемые сценарии уроков как полностью, так и частично, включая в собственный план урока.

Уроки строятся на принципах деятельностного обучения и включают практическую работу, работу в группах и парах, само- стоятельную работу с использованием различных форм проверки. С первых уроков учащиеся используют приёмы само- и взаимо- проверки.

Само- и взаимооценка могут осуществляться с помощью зна- ков «!», «+», «–» или с помощью смайликов:

или «!» – всё выполнено верно, материал усвоен хорошо; или «+» – есть незначительные ошибки, неточности,

но в целом всё верно;

или«–»– много ошибок, материал не понят, нужна помощь.


4 Тематическое планирование

Планирование предусматривает достижение не только пред- метных результатов, но и личностных (рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, целостное вос- приятие окружающего мира) и метапредметных (овладение спо- собами выполнения заданий творческого и поискового характе- ра, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов, использовать различные способы поиска (справочные источники, открытое учебное информационное пространство Интернета) и передачи информации).

Данное пособие полностью автономно, в принципе его од- ного достаточно для квалифицированной подготовки к уроку. В качестве дополнительного материала к урокам учитель может использовать следующие издания:

1. Шклярова Т.В. Орфографический словарь: Начальная шко-

ла. М.: ВАКО, 2012.

2. Шклярова Т.В. Толково-этимологический словарь: Началь- ная школа. М.: ВАКО, 2011.

3. Правила по русскому языку: Начальная школа / Сост. И.В. Клюхина. М.: ВАКО, 2012.

4. Шклярова Т.В. Словарь иностранных слов: Начальная шко-

ла. М.: ВАКО, 2009.

5. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 3 класс / Сост. В.В. Никифорова. М.: ВАКО, 2012.

Надеемся, что эта книга оправдает ваши ожидания и действи- тельно поможет в педагогической деятельности.

 

Тематическое планирование (170 ч, 5 ч в неделю)

 

№ урока Тема
ЯЗЫК И РЕЧЬ (2 ч)
  Наша речь. Виды речи
  Наш язык
ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (14 ч)
3, Текст. Типы текстов
  Предложение

Тематическое планирование 5

 

№ урока Тема
  Виды предложений по цели высказывания
  Виды предложений по интонации
  Предложения с обращением
  Обучающее изложение
10, 11 Главные и второстепенные члены предложения
12, 13 Простое и сложное предложения
14, 15 Словосочетание
  Контрольный диктант по теме «Предложение»
СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (19 ч)
  Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова
  Синонимы и антонимы
  Омонимы
  Слово и словосочетание
  Фразеологизмы
  Обучающее изложение
  Части речи
  Имя существительное
  Имя прилагательное
  Глагол
  Что такое имя числительное?
  Однокоренные слова
  Звуки и буквы. Гласные звуки
  Звуки и буквы. Согласные звуки
  Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак
  Обучающее изложение
  Обобщение и закрепление изученного
  Проект «Рассказ о слове»
  Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»
СОСТАВ СЛОВА (16 ч)
  Что такое корень слова?
  Как найти в слове корень?
  Сложные слова
39, 40 Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
  Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

6 Тематическое планирование

 

№ урока Тема
  Значения приставок
  Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
  Значения суффиксов
  Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе»
  Что такое основа слова?
  Обобщение знаний о составе слова
  Контрольный диктант по теме «Состав слова»
  Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о соста- ве слова
  Обучающее изложение
  Проект «Семья слов»
ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТЕЙ СЛОВА (29 ч)
  В каких значимых частях слова есть орфограммы?
53–55 Правописание слов с безударными гласными в корне
56–59 Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне
  Обучающее изложение
61–63 Правописание слов с непроизносимыми согласными в кор- не
64, 65 Правописание слов с удвоенными согласными
  Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»
  Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»
68–71 Правописание суффиксов и приставок
72, Правописание приставок и предлогов
  Правописание слов с разделительным твёрдым знаком
75–77 Разделительные твёрдый и мягкий знаки
  Обучающее изложение
  Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»
  Проект «Составляем орфографический словарь»
ЧАСТИ РЕЧИ (76 ч)
  Части речи
Имя существительное (31 ч)
82, 83 Имя существительное и его роль в речи
84, 85 Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
  Обучающее изложение
  Собственные и нарицательные имена существительные

 

ЯЗЫК И РЕЧЬ

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать язык и речь; анализировать высказывания о русском языке.

Урок 1. Наша речь. Виды речи

Цели: формировать умение распознавать виды речи; развивать устную речь.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

– Что такое речь?

– Обсудите в парах, какие виды речи бывают. Приведите при- меры.

– Сформулируйте тему урока.

– Прочитайте на с. 5 учебника*, что мы должны вспомнить и что обсудим при изучении этой темы.

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику

– Рассмотрите учебник. Как он называется?

– Кто автор этого учебника?

– Рассмотрите условные обозначения на с. 4.

– На с. 159 прочитайте содержание.

 
 

* Здесь и далее работа будет вестись по первой части учебника В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 3 класс».


14 Язык и речь

– Какой справочный материал есть в учебнике?

Упр. 1 (с. 6).

– Прочитайте стихотворение.

– Назовите тему стихотворения. (Первое сентября.)

– А какова главная мысль текста? (Школа – к знаниям дорога.)

– Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)

Упр. 2 (с. 6).

(Работа в парах. Учащиеся отвечают на вопросы и приводят свои примеры.)

– Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

– Какую речь мы называем устной? (Ту, которую мы произно- сим и слышим.)

– Какую речь мы называем письменной? (Ту, которую мы пишем и читаем.)

– А какую речь называют внутренней? (Ту, когда мы обдумы- ваем.)

– А легко ли говорить?

Одним бывает трудно связать даже несколько слов, особенно если приходится говорить публично, т. е. перед другими людьми. У других, наоборот, речь, как в сказке А.С. Пушкина, «словно реченька журчит». Есть и мастера устной речи – ораторы, рас- сказчики.

IV. Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 3 (с. 7).

– Прочитайте пословицы.

– Объясните их смысл.

– Какую речь вы бы назвали хорошей?

– Как вы понимаете пословицу «Видна птица по перьям, а че- ловек по речам»?

Слово о словах

Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай – не спеши. Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьётся, То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь, Не выпускай его в полёт.


Урок 1. Наша речь. Виды речи 15

Им можно радости прибавить И людям радость отравить,

Им можно лёд зимой расплавить И камень в крошку превратить. Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слушает тебя.

В. Солоухин

– Выполните письменное задание к упражнению.

Упр. 4 (с. 7).

– Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено?

– Составьте небольшой текст к данному рисунку. (Учащиеся устно составляют тексты и рассказывают их.)

– А дома я вам предлагаю записать свой текст.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: