К УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России»)
3 класс
МОСКВА • «ВАКО» • 2013
УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.1Рус
Д53
Д53
Дмитриева О.И.
Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 384 с. – (В помощь школьному учителю).
ISBN 978-5-408-01041-7
В пособии представлены поурочные разработки по русскому языку для 3 класса к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого («Школа России»), составленные в соответствии с требованиями ФГОС. Здесь педагог найдёт всё, что необходимо для качественной подготовки к уроку и его проведения: тематическое планирование учебного мате- риала, подробные сценарии уроков, тексты диктантов и изложений, интересный игровой материал.
Адресовано учителям начальных классов, студентам педагоги- ческих вузов и колледжей.
УДК 372.881.161.1 ББК 74.268.1Рус
ISBN 978-5-408-01041-7 © ООО «ВАКО», 2013
От автора
Уважаемые коллеги!
Предлагаемое издание содержит поурочные разработки по русскому языку для 3 класса, составленные в соответствии с требованиями ФГОС, и ориентировано, прежде всего, на ра- боту в комплексе с учебником В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого (М.: Просвещение, 2012).
Задача пособия состоит в том, чтобы максимально облегчить учителю как подготовку к уроку, так и работу на уроке. Включены уроки знакомства с новым материалом, закрепления, проектной деятельности.
На подготовку проектов отводится не более двух недель. Ра- бота ведётся совместно с родителями, учитель помогает только в выборе темы (при желании темы могут выбрать и сами учащие- ся). Проекты ученики оформляют на листах формата А4, текст набирается на компьютере (с фотографиями). Работу можно вы- полнять в группах, парах или индивидуально.
|
Педагог может использовать предлагаемые сценарии уроков как полностью, так и частично, включая в собственный план урока.
Уроки строятся на принципах деятельностного обучения и включают практическую работу, работу в группах и парах, само- стоятельную работу с использованием различных форм проверки. С первых уроков учащиеся используют приёмы само- и взаимо- проверки.
Само- и взаимооценка могут осуществляться с помощью зна- ков «!», «+», «–» или с помощью смайликов:
или «!» – всё выполнено верно, материал усвоен хорошо; или «+» – есть незначительные ошибки, неточности,
но в целом всё верно;
или«–»– много ошибок, материал не понят, нужна помощь.
4 Тематическое планирование
Планирование предусматривает достижение не только пред- метных результатов, но и личностных (рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, целостное вос- приятие окружающего мира) и метапредметных (овладение спо- собами выполнения заданий творческого и поискового характе- ра, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов, использовать различные способы поиска (справочные источники, открытое учебное информационное пространство Интернета) и передачи информации).
Данное пособие полностью автономно, в принципе его од- ного достаточно для квалифицированной подготовки к уроку. В качестве дополнительного материала к урокам учитель может использовать следующие издания:
|
1. Шклярова Т.В. Орфографический словарь: Начальная шко-
ла. М.: ВАКО, 2012.
2. Шклярова Т.В. Толково-этимологический словарь: Началь- ная школа. М.: ВАКО, 2011.
3. Правила по русскому языку: Начальная школа / Сост. И.В. Клюхина. М.: ВАКО, 2012.
4. Шклярова Т.В. Словарь иностранных слов: Начальная шко-
ла. М.: ВАКО, 2009.
5. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 3 класс / Сост. В.В. Никифорова. М.: ВАКО, 2012.
Надеемся, что эта книга оправдает ваши ожидания и действи- тельно поможет в педагогической деятельности.
Тематическое планирование (170 ч, 5 ч в неделю)
№ урока | Тема |
ЯЗЫК И РЕЧЬ (2 ч) | |
Наша речь. Виды речи | |
Наш язык | |
ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (14 ч) | |
3, | Текст. Типы текстов |
Предложение |
Тематическое планирование 5
№ урока | Тема |
Виды предложений по цели высказывания | |
Виды предложений по интонации | |
Предложения с обращением | |
Обучающее изложение | |
10, 11 | Главные и второстепенные члены предложения |
12, 13 | Простое и сложное предложения |
14, 15 | Словосочетание |
Контрольный диктант по теме «Предложение» | |
СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (19 ч) | |
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова | |
Синонимы и антонимы | |
Омонимы | |
Слово и словосочетание | |
Фразеологизмы | |
Обучающее изложение | |
Части речи | |
Имя существительное | |
Имя прилагательное | |
Глагол | |
Что такое имя числительное? | |
Однокоренные слова | |
Звуки и буквы. Гласные звуки | |
Звуки и буквы. Согласные звуки | |
Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак | |
Обучающее изложение | |
Обобщение и закрепление изученного | |
Проект «Рассказ о слове» | |
Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | |
СОСТАВ СЛОВА (16 ч) | |
Что такое корень слова? | |
Как найти в слове корень? | |
Сложные слова | |
39, 40 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? |
Что такое приставка? Как найти в слове приставку? |
6 Тематическое планирование
|
№ урока | Тема |
Значения приставок | |
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | |
Значения суффиксов | |
Сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе» | |
Что такое основа слова? | |
Обобщение знаний о составе слова | |
Контрольный диктант по теме «Состав слова» | |
Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о соста- ве слова | |
Обучающее изложение | |
Проект «Семья слов» | |
ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТЕЙ СЛОВА (29 ч) | |
В каких значимых частях слова есть орфограммы? | |
53–55 | Правописание слов с безударными гласными в корне |
56–59 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне |
Обучающее изложение | |
61–63 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в кор- не |
64, 65 | Правописание слов с удвоенными согласными |
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» | |
Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» | |
68–71 | Правописание суффиксов и приставок |
72, | Правописание приставок и предлогов |
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком | |
75–77 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки |
Обучающее изложение | |
Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» | |
Проект «Составляем орфографический словарь» | |
ЧАСТИ РЕЧИ (76 ч) | |
Части речи | |
Имя существительное (31 ч) | |
82, 83 | Имя существительное и его роль в речи |
84, 85 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные |
Обучающее изложение | |
Собственные и нарицательные имена существительные |
ЯЗЫК И РЕЧЬ
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать язык и речь; анализировать высказывания о русском языке.
Урок 1. Наша речь. Виды речи
Цели: формировать умение распознавать виды речи; развивать устную речь.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
– Что такое речь?
– Обсудите в парах, какие виды речи бывают. Приведите при- меры.
– Сформулируйте тему урока.
– Прочитайте на с. 5 учебника*, что мы должны вспомнить и что обсудим при изучении этой темы.
III. Работа по теме урока
Работа по учебнику
– Рассмотрите учебник. Как он называется?
– Кто автор этого учебника?
– Рассмотрите условные обозначения на с. 4.
– На с. 159 прочитайте содержание.
* Здесь и далее работа будет вестись по первой части учебника В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 3 класс».
14 Язык и речь
– Какой справочный материал есть в учебнике?
Упр. 1 (с. 6).
– Прочитайте стихотворение.
– Назовите тему стихотворения. (Первое сентября.)
– А какова главная мысль текста? (Школа – к знаниям дорога.)
– Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)
Упр. 2 (с. 6).
(Работа в парах. Учащиеся отвечают на вопросы и приводят свои примеры.)
– Какая бывает речь? (Устная и письменная.)
– Какую речь мы называем устной? (Ту, которую мы произно- сим и слышим.)
– Какую речь мы называем письменной? (Ту, которую мы пишем и читаем.)
– А какую речь называют внутренней? (Ту, когда мы обдумы- ваем.)
– А легко ли говорить?
Одним бывает трудно связать даже несколько слов, особенно если приходится говорить публично, т. е. перед другими людьми. У других, наоборот, речь, как в сказке А.С. Пушкина, «словно реченька журчит». Есть и мастера устной речи – ораторы, рас- сказчики.
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 3 (с. 7).
– Прочитайте пословицы.
– Объясните их смысл.
– Какую речь вы бы назвали хорошей?
– Как вы понимаете пословицу «Видна птица по перьям, а че- ловек по речам»?
Слово о словах
Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай – не спеши. Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души. Оно то жаворонком вьётся, То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь, Не выпускай его в полёт.
Урок 1. Наша речь. Виды речи 15
Им можно радости прибавить И людям радость отравить,
Им можно лёд зимой расплавить И камень в крошку превратить. Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слушает тебя.
В. Солоухин
– Выполните письменное задание к упражнению.
Упр. 4 (с. 7).
– Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено?
– Составьте небольшой текст к данному рисунку. (Учащиеся устно составляют тексты и рассказывают их.)
– А дома я вам предлагаю записать свой текст.