Э п о х а б у р ж у а з н ы х р е в о л ю ц и й




И М Е Н А В П О Л И Т И Ч Е С К О Й Н А У К Е

А н т и ч н о с т ь

ПЛАТОН Др. Греция, 427–347гг. д.н.э. «Государство», «Политик», «Республика», «Законы» и др.

Выдающийся философ Античности, автор теории объективного идеализма. В космологии создал учение о «мировой душе» и перевоплощении, при этом идеи считал вечными и безотносительными. Обосновал идеальное государство, с точки зрения справедливости. Политическим идеалом считал личность, общество, государство, «растворенные» в полисе. Государство рассматривал как иерархию философов-правителей, стражей, ремесленников, крестьян. Первоначально утверждал, что лучшая форма государства – правление мудрых. Затем стал считать лучшим правление законов. Гражданское общество у Платона – это совместное удовлетворение потребностей людьми, способности которых дополняют друг друга. Выступал против частной собственности.

АРИСТОТЕЛЬ Др. Греция, 384–322 гг. д.н.э. «Политика», «Органон», «О душе», «Афинская полития» и др.

Исследовал политический опыт 158 полисов. Ввел диалектику и системный подход. Не разделял человека, общество и государство, человека рассматривал как общественное существо. Идею определял как отражение человеческого сознания, а совмещенную с ним деятельность определял как политику. Считал, что проявление политической сути человека состоит в целесообразной деятельности, участии в делах общества и государства. Государство – высшая форма общения, в сравнении с другими формами: семьей и общиной. Критерием правильного государства выступает, по Аристотелю, то, в чьих интересах правят властвующие элиты. Лучшие формы правления – монархия, аристократия, полития. Демократию относил к негативным формам правления. Правом считал все справедливое: именно оно, по мысли Аристотеля, законно. Право делится на естественное (не зависит от признания – непризнания) и волеустановленное. Оба вида права имеют политическую природу. Закон должен соответствовать справедливости и праву. Насильственное подчинение противоречит идее права.

В о з р о ж д е н и е

МАКИАВЕЛЛИ Никколо, Италия, 1469–1527. «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «Искусство войны».

Исследователь политики и права эпохи Возрождения. Впервые изложил идеи политического менеджмента (само понятие появилось значительно позже). С именем Макиавелли связано основное содержание Ренессанса (Возрождения): человек, а не Бог – центр Вселенной. Подошел к идее объективной закономерности общественного развития (фортуне).

Впервые рассмотрел политику отдельно от морали. Политика диктуется побуждениями человека (корысть, страх, жестокость), но высокая цель – укрепление государства – оправдывает эти побуждения. Характеризовал самостоятельность, величие и мощь государства как идеал, для достижения которого политики должны использовать всевозможные средства, не думая о моральной стороне своих поступков и о гражданских свободах. Ввел понятие «государственный интерес» для выражения претензий государства на право не обращать внимания на законы, которые оно призвано гарантировать, в случае если этого требуют так называемые «высшие государственные интересы». Главное правило политики и ее главная проблема состоит в необходимости найти образ действий, соответствующий времени и обстоятельствам. Политическая наука должна постигать истинное положение вещей, вместо того, чтобы рассматривать воображаемые ситуации. Целью политики является только власть, при этом единовластие необходимо для политических преобразований. Государство рассматривал как высшее порождение человеческого духа. Лучшее государство – республика, при гибкости форм правления (монархии, аристократии, демократии). Определил качества политика и его зависимость от общества. Целью действий правителя, по мысли Макиавелли, является успех, а не добродетельность или порочность. Макиавеллизм – политическое течение, сторонники которого рассматривают политику на основе «хитрости» и «двуличия», по принципу: «цель оправдывает средства».

КАЛЬВИН Жан, Швейцария, 1509 – 1564. «Наставления в христианской вере» и др.

Основоположник этики и идеологии протестантизма. По Кальвину, душа каждого человека творится Богом заново. Судьба каждой сотворенной души предопределяется Богом отдельно и абсолютно. Это представление стало основой учения о предопределении как одного из главных принципов кальвинизма. Человек не волен изменить судьбу, спасти или погубить душу своими делами, добрыми и злыми. Человеку остается только договорная, контрактная свобода. Содержание и смысл этого контракта ему неизвестны, но Бог открывает их человеку в процессе жизни через успехи и неудачи. Кальвинист проживает жизнь, познавая через нее свое предопределение, прочитывая через нее свой контракт с Богом. Контракт, или завет человека с Богом, базируется на Законе, изложенном в Ветхом и Новом заветах Библии.

Н о в о е В р е м я

ЛОКК Джон, Англия, 1632–1704. «Письмо о религиозной терпимости», «Два трактата о правительстве» и др.

Основоположник социально-политической доктрины либерализма. Естественное право, по Локку, выражает разум, поэтому необходимы мир и безопасность для человека. Основными правами человека считал собственность, жизнь, свободу. Рассматривал общество как основу, предшествующую государству. Государство, по Локку, – результат общественного договора. Верховная власть – у народа, и она законодательная. Люди объединяются в государство и передают себя под власть правительства с целью обеспечить естественное право. При этом самозащита прав заменяется публичной защитой со стороны политической власти. Выдвинул идею разделения властей и их взаимного баланса. Отстаивал равенство возможностей людей и равенство всех перед законом. Взгляды Локка оказали существенное влияние на американскую революцию.

ГОББС Томас, Англия, 1588-1679. «Левиафан» (написано под влиянием гражданской войны) «Основы философии» и др.

Первым выделил два состояния общества – естественное и гражданское. Естественное состояние видел в «войне всех против всех», поскольку каждый имеет право на все, право при этом совпадает с силой. Гражданское право – на основе договора, подчиняющего волю людей власти и государству. Государство («Левиафан») – зло, но меньшее: результат договора людей, прекращающего войну и устанавливающего гражданский мир в обществе.

МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи, Франция, 1689–1755. «О духе законов», «Рассуждения о причинах величия и падения римлян».

Просветитель, сторонник естественного права, считал первым законом естественного права – мир, а не «войну всех против всех» (как Гоббс). Выдвинул идею позитивного закона, который понимал как потребность в порядке и как разум бытия. В этой связи необходимо искать не букву, а дух закона. Законы, по Монтескье, определяются типом государства и правления. Выступал за разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Разделение властей необходимо для обеспечения политической свободы в обществе. Выделил республику, монархию и деспотию как типы государства, определяющие формы законов и их действие. Деспотию при этом считал противоречащей природе человека. Наказание должно следовать за действием, а не за мыслью. Наказание за мысль – это ликвидация гарантий свободы. Сторонник парламентской демократии.

БЕРК Эдмунд, Англия, 1729–1797. «Размышления о французской революции», «Правление», «Политика и общество».

Сторонник консерватизма в политике. Политическую мудрость видел в опыте, традиции и истории. Эту мудрость он олицетворял с государством – отражением консервативной идеи, в силу его надысторичности и устойчивости существования. Государство не содействует благу, но может предотвратить зло. Рынок, по Э. Берку, – сфера действия «естественных законов», на которые власть и воздействие государства, в силу этой особенности рынка, не распространяются. Поэтому существует известное противоречие между политическими и рыночными отношениями. Тем не менее, государство, в обычных условиях не вмешиваясь в рыночные отношения, предотвращает негативные проявления таковых – либо правовыми средствами, либо прямым вмешательством и заменой их. Этот подход известен в другом проявлении – в либеральной концепции «государства – ночного сторожа». Здесь сходятся две в исторической ретроспективе противоположные идеологические позиции политических акторов.

РУССО Жан–Жак, Франция, 1712–1778. «Об общественном договоре», «Рассуждения о происхождении и основах неравенства между людьми» и др.

Просветитель, один из авторов идеи общественного договора. Основу политической жизни общества видел в суверенности воли народа и неделимости этой суверенности. Выступал за постоянно действующий плебисцит, против разделения общества и государства, против разделения власти. Соглашение есть основа законной власти. Самая неограниченная власть та, которая проникает в сущность человека и оказывает не меньшее влияние на его волю, чем поступки. В этой связи главная идея общественного договора, изложенная Ж. Руссо, состоит в полном отчуждении каждого из членов ассоциации, со всеми его правами, в пользу всей общины. Благодаря этому первоначальному соглашению имеет силу политическая власть, она переходит к избранному суверену, поэтому суверенитет принадлежит народу. Идеи Руссо оказали значительное влияние на Французскую революцию. Он считал соглашение народа основой его суверенитета и законной власти. Главная идея: отчуждение права людей в пользу общества. Не поддерживал концепцию разделения властей. Человеческая природа, по Руссо, чужда злу и несправедливости, тогда как социальная сущность порочна. Сторонник радикальной демократии.

ТОКВИЛЬ Алексис, Франция, 1805 – 1859. «О демократии в Америке», «Старый порядок и французская революция».

Основной вклад в науку – развитие теории демократии, которую понимал в широком смысле – как ведущий принцип социальной организации общества; как форму социальной организации; как политический процесс, происходящий в обществе. Фазы генезиса демократии: 1) абсолютная монархия надломлена, спасение – в абсолютизме; 2) революция уничтожает абсолютизм, но не может уничтожить его наследие – централизованную государственную власть, в итоге устанавливается бюрократия – «иерархия функционеров», безличная, особая форма тирании – демократический деспотизм. От личностей отчуждаются социально-политические функции; 3) оплот свободы – социальная демократия (общинные учреждения в совокупности с местным самоуправлением и строгой ответственностью чиновников). Выдвинул идею подзаконности всех субъектов социальных и политических отношений: граждан, государства, общественных организаций.

Э п о х а б у р ж у а з н ы х р е в о л ю ц и й

ПРУДОН Пьер-Жозеф, Франция, 1809 – 1865. «Что такое собственность?», «Бедность как экономический принцип».

Один из основоположников анархизма, идею которого выводил из человеческой сути, человеческих способностей и человеческих отношений. Первоначально отрицал государство, его институты, конституцию. Впоследствии пришел к необходимости минимального участия государства в делах общества. Сторонник конфедерации. Выступал против собственности.

МАРКС Карл, Герм. 1818–1883. «Капитал», «Немецкая идеология», «К критике политической экономии. Предисловие» и др.

Основоположник материалистической диалектики, формационного подхода, классовой теории, коммунистической идеи. Утверждал, что материальное производство первично в обществе, а духовное – вторично. Общество у Маркса – основа человеческой сути. Гражданское общество считал ограниченным и формальным, несамостоятельным и не способным контролировать власть. К тому же гражданское общество как способ производства социальных, прежде всего материальных, условий жизни, в конечном счете, сводится к политическому строю. Основной общесоциологический закон – определяющее значение базиса, политика – надстроечна и вторична. Революции считал способом разрешения антагонистических противоречий и перехода к новой общественно- экономической формации. Из всех отношений определяющими называл классовые. Основу свободы людей видел в преодолении перегородок между ними, при этом главным препятствием считал частную собственность. Коммунизм – это в преодоление унижающего людей подчинения необходимости обеспечивать материальное существование и переход к реализации творческой сущности человека. С этого начинается история человека.

Н о в е й ш а я и с т о р и я

ВЕБЕР Макс, Герм. 1864–1920. «Протестантская этика и дух капитализма», «Политика как призвание и профессия» и др.

Вебера иногда называют «антимарксом» и небезосновательно относят к разработчикам именно буржуазной теории и идеологии. При этом тактично называют социологом. Вебер - основоположник теории социального действия и рациональной (бюрократической) организации. Социальное действие понимал как направленное на других, при этом имеющее субъективно понимаемый смысл для самого действующего индивида. Класс, по М. Веберу, не может быть субъектом действия, поскольку он не является общиной (именно в этом его взгляды исключают политическую составляющую классов и противостоят марксистской трактовке их роли в политическом процессе). Выделял четыре типа действий – целерациональное и ценностнорациональное, традиционное и аффективное, при этом признавал первое. Центральное понятие – «идеальный тип» - своего рода логическая норма в действиях людей. Государство рассматривал как организацию, монопольное отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие на определенной территории. Власть – это вероятность осуществления собственной воли в ходе социального взаимодействия, вопреки сопротивлению. Власть – первична, политика – вторична. Политика означает надежду участвовать во власти. Разработал понятие и условия легитимности как социально-условной рациональности, сводимой к социальному порядку на основе норм, безотносительно к религиозному или этическому (ценностному) оправданию. Легитимной считал традиционную бюрократическую (рациональную) и харизматическую власть. Сторонник рационализма. Основоположник концепции рациональной бюрократии. Суть «закона малых чисел» видел в смещении политической власти от интересов общества к интересам бюрократии.

Гражданское общество, по Веберу, в такой же степени, как от рациональной техники, рациональной экономики и рационального права, зависит от способности и предрасположенности людей к определенным видам практически-рационального поведения. Выступал за свободу от категоричных суждений и оценок.

ФРЕЙД Зигмунд, Австрия, 1856–1939. «Психология подсознательного», «Неудовлетворенность культурой» и др.

Автор психологии подсознательного, в которой основу составляют не общественное воздействие и воля человека, а его внутреннее подсознательное «Я». Власть при этом – проблема господства непознаваемого, бессознательного над человеческим сознанием. К культуре относил всю сумму достижений и институций, отличающих общество от животных. Выделял в культуре способ отношений людей и институций (устойчивых образований людей, объединенных деятельностью и целями). Идеи Фрейда используются в политике и политических технологиях, в том числе для управляемого поведения, политических манипуляций и т.д.

КЪЕРКЕГОР Серен, Дания, 1813 – 1855. Произведения: «Страх и трепет», «Философские крохи» и др.

Родоначальник социологии иррационализма и экзистенциализма (существования). Индивидуальность человека ставил выше общества. Взяв за критерий энергию отношения человека к Богу, выделил три стадии существования: эстетическую, этическую и религиозную. Подлинное существование носит этически-личностный характер. Этическое видел в долге, но выводил этику из внутренней, а не общественной человеческой сути. Социальное, по Къеркегору, не имеет реальности: общественный человек обезличен, общественной жизни не существует. Однако свобода человека, особенно политическая, грозит гибелью государству.

КОНТ Огюст, Франция, 1798 – 1857. «Курс позитивной философии, (в 6-ти т.), «Система позитивной политики» и др.

Основоположник социологии и методологически новой науки – позитивизма. Позитивизм видел в относительности познания и вторичности знаний. Главной задачей науки считал фиксацию повторяемости социальных явлений, в цикличности и совокупности которых видел истину, как отражение научности и научный результат. Разработал теорию социальной статики (равновесия социального организма) и социальной динамики, а также закон трех стадий развития общества (теологической, метафизической, позитивной), в своем развитии и сменяемости определяющих социальную динамику. Теологической стадии соответствует авторитарный политический режим; метафизической – революции; позитивной – преодоление анархии и стабилизация власти.

ДЮРКГЕЙМ Эмиль, Франция, 1858 – 1917. «О разделении общественного труда», «Метод социологии» и др.

Один из основоположников французской социологической школы. Представитель рационализма. Развил идеи Ш. Монтескье о социальном детерминизме (обусловленности) и внутренней закообразности социальных явлений. Выдвинул идею социологизма – общество как реальность особого рода, включенная в универсальный природный порядок, со своими законами. Ведущий закон – дихотомия (наличие двух противоположных сторон, тенденций в любом общественном явлении). В отличие от К. Маркса, противопоставлял социализм (разделение) коммунизму (общность). В человеке выделял двойственность существования - социальность и индивидуальность. Считал личность зависимой, подчиненной обществу. Социальная реальность детерминирована человеческим сознанием, и на уровне общностей живет по собственным, социальным законам. Именно в этом состоит социальный реализм Э. Дюркгейма. Социальные факты, лежащие в основе жизнедеятельности общества, должны дополняться и объясняться другими социальными фактами, на основе взаимодействия, ценностей и норм. Социологизм, таким образом, выступает своего рода социальной экспансией и проявляется в социальной морфологии (анатомии, структуре общества), социальной физиологии (религии, праве, идеологии), общей социологии (философской стороне науки).

ПАРЕТО Вильфредо, Италия, 1848–1923. «Трактат по общей социологии», «Социалистические системы» и др.

Один из основателей функционализма в социологии и элитизма политике. Все общества, по В. Парето, подразделяются на классы управляющих и управляемых. Демократические режимы относил к плутократии. Создал теорию элит, выдвинул идею сменяемости («циркуляции») власти. Считал, что все политические изменения происходят именно путем смены элит («лис» и «львов»). Каждая элита стремится закрепить свое господство для передачи его по наследству людям неэлитарного свойства, что ухудшает политическую ситуацию и вызывает к политической жизни контрэлиту. Основу развития общества видел в творческих силах людей и групп и их борьбе за власть под руководством контрэлиты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: