П о л и т и ч е с к а я Р о с с и я




ЧИЧЕРИН Б. 1828–1904. «О народном представительстве», «История политических учений», «Вопросы политики» и др.

Представитель «западников», либеральный государствовед и политический мыслитель. Главную цель социально-политического развития видел в преодолении его крайних проявлений: анархизма и механистического государственного этатизма; в гармоничном сочетании личного и государственного начал политики, индивидуального (естественного) и общего (позитивного) права. Разработал концепцию свободы, в которой выделял внешнюю (право) и внутреннюю (нравственность) ступени развития. Общественную свободу связывал с семьей, обществом, церковью и государством. Обосновал особенности бюрократии как организации и описал черты ее функционирования: дисциплину, исполнительность, механистичность. Все они негативно влияют на общество, государство и политику. Выход – в создании выборных учреждений местного самоуправления.

БЕРДЯЕВ Н. 1874 – 1948. «Проблемы идеализма», «Вехи», «Истоки и смысл русского коммунизма» и др.

Философ-идеалист, авторитет в области экзистенциализма (философии существования), сторонник рационально-критического анализа общественных и политических процессов. Исследовал противоречие между русской анархичностью и русской покорностью государству. Обратил внимание на то, что возрастание государственного могущества и воздействия ведет к «уходу» из государства народных масс, способствует усилению «вольницы». Государство, общественная мораль, изменения и революции, по мысли Бердяева, основаны на усредненности политики, ее ориентации на ординарного человека, не способного к творчеству. Это объясняет неизбежность именно революций, а не модернизаций и реформ.

СОЛОВЬЕВ В. 1853 – 1900. «Оправдание добра», «Нравственная философия» и др.

Один из основоположников российской социологии на основе позитивизма. Соловьев выдвинул идею всеединства: троицы, в единстве составляющей основу общества. Всеединство есть единство в множественности. Исходным понятием считал божественное – сущее, открываемое непосредственно с помощью чувств, актом веры. Идея Софии – женское начало, третье лицо божественной троицы, вечная идея, духовность, мудрость, женственность. Личность, в силу внутренней беспредельности, может быть безусловно солидарна и нераздельна с общественной средой, причем не в ограничениях, а в бесконечной последовательности, целостности, взаимодействии. Жизнь людей расширяют естественные группы (семья, народ, человечество). Соловьев главным из позитивистских начал считал ограничение научного знания естественными науками, предмета – наблюдаемыми явлениями, задач – внешними отношениями. В политической науке был сторонником разделения властей, считая, что разделение их не означает разобщенности, поскольку, по мысли В. Соловьева, они имеют одну и ту же цель – служение общему благу. Тем не менее, они должны вступать в противоборство между собой.

 

ПЛЕХАНОВ Г. 1856 1918. «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «К вопросу о роли личности в истории» и др.

Основатель социал-демократического движения, один из теоретиков марксизма. Сделал вывод о закономерности социалистической революции, однако отрицал ее актуальность для России в силу ее общинности и необходимости прежде пройти тот же путь, что и страны Западной Европы. Идею захвата власти революционной партией считал величайшим несчастьем, чреватым последующей реакцией и крахом социалистической партии и социалистической идеи.

ЛЕНИН В. 1870 – 1924. «Империализм как высшая стадия развития капитализма», «Государство и революция», «Детская болезнь «левизны» в коммунизме», «Великий почин» и др.

Развил учение К.Маркса и Ф.Энгельса, довел его до теории организации рабочего класса и создания большевистской партии, социалистической революции, диктатуры пролетариата и построения социалистического типа общества. Политику рассматривал, как отношения между классами, при этом считал ее идеологичной, отражающей интересы определенных классов, а не просто сферой публичной деятельности. Ленину принадлежит классическое определение классов: это большие группы людей, определяемые способом производства, местом в общественной организации и характером труда, а также способами получения и владением определенной долей общественного богатства. При этом одни классы могут подчинять себе другие и присваивать себе часть их труда, благодаря привилегированному положению в государстве и обществе. Государство – инструмент классового господства, поскольку обеспечивает власть одного класса, реализует его интересы и подчиняет остальные. Переход к социализму связывал с диктатурой пролетариата – революционным насилием по преобразованию прежнего, отжившего, по мысли Ленина, общества в новое. Новое общество должно иметь советскую форму политического устройства. В социалистическом обществе, по мысли Ленина, государство утрачивает господство и становится инструментом управления и регулирования общественных процессов. Важнейшими условиями строительства нового общества, в этой связи, считал преодоление идеи буржуазного государства, общенародную власть, объединение государства и общества. Во многом разработал коммунистическую идеологию. Ряд идей Ленина предшествовали либо непосредственно были вызваны мировым империалистическим кризисом и быстро формирующейся революционной ситуацией в России, в связи с чем были подчинены решению политических задач. Это, а также другие обстоятельства объясняют противоречивость теоретических разработок и политической роли Ленина.

БАКУНИН М. 1814 1876. «Кнуто-германская империя», «Государственность и анархия», «Федерализм, социализм и антитеологизм» и др.

Основатель и теоретик анархизма и движения ультрареволюционного социализма. Свобода человека, по мысли Бакунина, определяется сознанием человека, а не законами и тем более – государством. Отрицательно относился к законодательному регулированию, поскольку юридические нормы и законы навязаны извне, а потому деспотичны. Одновременно законодательство развращает самих законодателей. В этой связи необходим контроль за государственной властью как важнейшая гарантия прав и свобод людей. Свободу связывал с идеей социализма: друг без друга они ничто. Сторонник социальной революции, поскольку она разрушает учреждения неравенства и насилия, и в первую очередь, - государство. Различал политическую и социальную революции. Первая совершается революционной властью, вторая – народной силой.

КРОПОТКИН П. 1842 1921. «Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?», «Государство, его роль в истории», «Анархия и ее философия», «Нравственные начала анархизма» и др.

Мыслитель, идеолог анархизма и демократ, после Прудона и Бакунина стал самым известным представителем идеологии анархизма, главой международного анархизма, считался его ведущим теоретиком. Полагал, что развитие общества может быть изменено в нужном направлении по желанию людей, в результате революции. В новом общественном строе, по мысли Кропоткина, не должно быть никакой власти, управления, авторитетов. Анархическая коммуна как форма организации создается на базе взаимопомощи, солидарности людей, на принципах федерализма и договорных отношений. Анархический (безгосударственный) коммунизм можно ввести сразу же после разрушения старых порядков в ходе социальной революции. Основой и сутью считал нравственную природу человека и его способность к самоорганизации, создающие условия для его существования и утверждения анархистской организации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: