Весь теоретический материал в соответствии с разделом 4.2 магистранты изучают самостоятельно. Лекционных занятий нет.
В преподавании курса используются аудиторные практические занятия-семинары в интерактивной форме по методикам прогнозирования и расчетов.
Домашние задания включают 7 расчётно-графических работ. При выполнении расчётно-графических заданий требуется использование распространённого математического программного обеспечения (Excel, MathCAD) или обычных инженерных калькуляторов.
Занятия в активной и интерактивной форме.
В активной и интерактивной форме проводятся следующие занятия:
Занятия в интерактивной форме | Объём, ач |
Интерактивные практические занятия-семинары по методам выполнения самостоятельных расчётно-графических работ | |
Итого: |
Практические занятия
Программой предусмотрены следующие практические занятия общей аудиторной трудоёмкостью 18 часов:
1. Практическое занятие 1. Изучение основных терминов, принципов и понятий курса «Опасные природные процессы».
2. Практическое занятие 2.Определение характера разрушения элементов объекта при землетрясении.
3. Практическое занятие 3. Определение вероятного времени возникновения оползня в горизонтальных склонах.
4. Практическое занятие 4. Прогноз и расчет процесса движения селевого потока.
5. Практическое занятие 5. Расчет объема, скорости движения лавины и динамического давления на препятствие.
6. Практическое занятие 6. Прогноз и оценка последствия наводнения.
7. Практическое занятие 7. Определение степени разрушения здания и потери жителей в нем.
8. Практическое занятие 8. Определение последствия пожара.
|
9. Практическое занятие 9. Коллективное обсуждение темы «Групповые и единичные случаи опасных инфекционных заболеваний у людей, эпидемические вспышки, эпидемии, пандемии».
На практических занятиях в аудитории в интерактивном режиме под руководством преподавателя магистранты изучают методики выполнения прогнозов и расчетов, которые выполняют дома самостоятельно (СРС).
Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
СРС направлена на закрепление и углубление освоения учебного материала, развитие практических умений и навыков, полученных в ходе практических занятий.
Примерное распределение времени самостоятельной работы студентов
Вид самостоятельной работы | Примерная трудоёмкость, ач |
Текущая СРС | |
самостоятельное изучение разделов дисциплины | |
подготовка к контрольной работе (тесту), зачёту | |
Итого текущей СРС: | |
Творческая проблемно-ориентированная СРС | |
выполнение расчётно-графических работ (8 работ) | |
Итого СРС: |
Теоретические темы курса, выносимые на самостоятельную проработку:
1.Классификация опасных природных процессов и стихийных явлений.
2.Стихийные явления в литосфере, виды явлений, их классификация и защита от них.
2.1.Землетрясения, определения и классификация, негативные факторы.
2.2.Вулканические извержения.
2.3.Оползни и сели.
2.4.Лавины, песчаные бури.
3.Опасные процессы в гидросфере и защита от них.
4.Стихийные явления в атмосфере и защита от них.
5.Природные пожары и защита от них.
6.Инфекционная заболеваемость людей, сельскохозяйственных животных, поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями
|
Достигаемые результаты приведены в разделе 4.2.
Тематика расчетно-графических работ соответствует тематике практических работ (раздел 7). Исходные данные для расчетов по вариантам выдаются преподавателем.
Методы контроля СРС каждого магистранта: рубежное тестирование, проверка и оценка преподавателем выполненных семи расчётно-графических работ.
Образовательные ресурсы, рекомендуемые для использования при самостоятельной работе:
1 – основная и дополнительная литература, приведенная в разделе 9;
2 – ресурсы Интернет.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Адрес сайта курса
https:// moodle.spbstu.ru-> ИСФ -> Кафедра гражданского строительства и прикладной экологии (вход для зарегистрированных пользователей по кодовому слову, получаемому у преподавателя).
9.2. Рекомендуемая литература
Основная литература
№ | Автор, название, место издания, издательство, год (годы) издания | Год изд. | К-во экз. | Место хранения |
1. | Экология и безопасность жизнедеятельности: Учеб. Пособие для вузов / Д.А. Кривошеин, Л.А. Муравей, Н.Н. Роева и др.; Под ред. Л.А. Муравья. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - С. 407 – 434. | ФБ | ||
2. | Безопасность жизнедеятельности: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. Проф. Л.А. Муравья. – 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С.354 – 399. | ФБ | ||
3. | Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. проф. Э.А. Арустамова - М.: Издательский дом «Дашков и К », 2001. – С. 423-458. | ФБ |
Дополнительная литература:
1.Сычев В.И., Баринов А.В., Саулин В.И. Стихийные явления в гидросфере. Учебное пособие. – Новогорск: АГЗ, 2000.
2.Сычев В.И., Баринов А.В., Саулин В.И. Стихийные явления в литосфере. Учебное пособие. – Новогорск: АГЗ, 1999.
3.Мягков С.М. География природного риска. - М.: МГУ, 1995.