Мягкая сила в дипломатии США




Соединённые Штаты Америки проводят сложную внешнюю политику, основными принципами которой провозглашены «строительство безопасного мира» и «распространение демократии во благо американского народа и международного сообщества». Соединённые Штаты играют крайне важную роль в международных отношениях, имеют самую развитую в мире сеть дипломатических представительств. США - член-учредитель Организации Объединённых Наций, и Северо-атлантического альянса, член Совета Безопасности ООН. Дипломатия США принимает самое активное участие в разрешении практически всех международных конфликтов.

Одно из направлений во внешней политике США, является проведение политики "Мягкой силы" (Soft power).

Мягкая сила - это способность государства (союза, коалиции) достичь желаемых результатов в международных делах через убеждение (притяжение), а не подавление (навязывание, принуждение). «Мягкая сила» действует, побуждая других следовать (или добиваясь их собственного согласия следовать, или делая выгодным следование) определённым нормам поведения и институтам на международной арене, что и приводит её носителей к достижению желаемого результата фактически без принуждения» (хотя и здесь, конечно, может быть определённая вынужденность поведения, обусловленная отсутствием иной альтернативы).

Политика «мягкой силы» - это незаметное, неосязаемое распространение среди населения симпатии к Америке, чувства ее превосходства над своей страной. По существу, это тихая, незаметная экспансия, которая может привести к утрате частью населения духовной самоидентичности.

Понятие «мягкая сила» пришло в русский язык из английского – «soft power», термин, введен ный в международный лексикон американским политологом Джозефом Найем( «Мягкая сила» /"Soft Power" (2004) ). «Сила» как таковая всегда была близка американскому мышлению, привлекала внимание американцев; особенно понятие «силы» было близко американской политической и военной элите (в английском языке слово «power» многозначно – в нем собраны понятия силы, влияния, мощи и др.).

Согласно концепции Ная, первый «столп» американской ресурсной базы «мягкой мощи» – привлекательность американской культуры и образа жизни.

Второй «столп мягкой силы» США – американская политическая идеология, которая находит отклик во многих странах. В понимании большинства исследователей основные ценности США составляют на сегодняшний день либеральная демократия и рыночная экономика. Именно этот нормативно-идейный комплекс США и пытаются распространить на другие страны посредством «мягкой силы», то есть, не навязывая их силовым путем, а предлагая их в качестве более привлекательной альтернативы. В равной мере теле- и радиотрансляции правительства США на другие государства должны способствовать росту доверия к Америке и американской «мягкой силе».

Кроме арсенала «публичной дипломатии» в понятие «мягкой силы» Дж. Най также включает, например, «дипломатические усилия» по разрешению кризиса, противопоставляя их применению санкций или военной силы». Согласно теории Ная, основой «мягкой силы», является кропотливая, каждодневная работа «на местах», а не «извне», направленная на выстраивание долгосрочных доверительных отношений. Най, в частности, считает, что «начиная от Голливуда и до высшего образования гражданское общество делает больше для представления США другим народам, чем это делает правительство. Голливуд часто изображает общество потребления и насилие, но он также продвигает ценности индивидуализма, социальной мобильности и свободы (включая свободы для женщин). Эти ценности делают Америку привлекательной в глазах многих людей за рубежом».

Наконец, в рамках концепции Ная, исключительная роль распространению «мягкой силы» отводится информационным коммуникациям. Дж. Най проводит связь между информационной эпохой и появлением «мягкой силы» как «практического инструмента в мировой политике».

Демократия провозглашается одной из основных целей внешней политики США. По докладам Госдепартамента США примерами успеха такой модели могут считаться «цветные революции» в Грузии и на Украине, политические преобразования в Сербии (включая Косово) и Черногории.

Существуют 2 точки зрения:

1) У ряда наблюдателей в последние годы термин «экспорт демократии» получил негативную оценку. Некоторые считают, что под термином «Демократизация» скрывается стремление к насильственным политическим и социальным изменениям, направленным на установление западных ценностей в исторически сложившемся обществе и, попутно, экономических преимуществ для демократизирующей державы (то есть США).

2) Однако в то же время противники гегемонии США часто используют термин «демократизация» для обозначения желательных, по их мнению, перемен в системе международных отношений. В этом контексте нужно включить понятие распространения демократии, как культурную политику по отношению к другим странам. Безопасность США определяется характером режимов в других странах. Концепция «расширения демократии» развивалась в идейном русле вильсонианского либерального универсализма, который традиционно сочетал в себе прагматику национальных интересов Америки с представлениями об американской идеологической миссии - нести либерально-демократические принципы всему миру.

Внешняя культурная политика при успешной реализации способна стать эффективным средством сопровождения общей внешнеполитической стратегии государства, создавая прочный фундамент, позволяющий не только отстаивать и продвигать свои национальные интересы на мировой арене, но и оказывать непосредственное влияние на различные политические, экономические, социальные процессы в мире.

Как говорилось ранее, США имеют самую развитую в мире сеть дипломатических представительств, институтов и различных структур помогающих проведению в жизнь мягкой силы. Всех их можно условно разделить на неофициальные и официальные.

Термин «неофициальная» подразумевает относительно неконтролируемый поток популярной американской культуры, который направляется Соединенными Штатами в основном при помощи средств массовой информации практически во все уголки планеты. Сразу же нужно пояснить, что относительная «неконтролируемость» экспорта массовой американской культуры здесь означает невозможность проконтролировать все содержание продукции, даже той, которая наполняет внутренний рынок США, а также определенную стихийность ее распространения.

Неофициальной внешней «культурной политике » Соединенных Штатов Америки, несущее в себе понятие массовой культуры (давно ставшая достоянием отнюдь не только самих США). Кроме того, сюда относятся средства массовой информации, которые являются проводниками как официальной, так и неофициальной внешней политики в сфере культуры (американское телевидение, радио, Интернет, шоу-бизнес). Вместе с тем, говоря о влиянии неофициальной культурной политики США в контексте «экспорта» поп-культуры, нельзя не отметить масштабность воздействия на уровне субкультур.

1. Международная образовательная политика как раз направлена на максимально позитивное восприятие населения другой страны американской культуры. Задачей международной политики США является создание лояльных слоев населения в других странах.

Доказана эффективность проведения данной политики, многие бывшие выпускники образовательных программ занимают ведущие государственные посты в своих странах: 200 настоящих и бывших премьер-министров и президентов и среди них Т. Блейр, М. Тетчер, Г. Шредер и М. Саакашвили являлись участниками правительственных образовательных программ; 80% членов правительства Саудовской Аравии получили образование в Американских университетах, 75% парламента в Кении были обучены в США и т.д.

На протяжении всей истории существования международных образовательных программ США использовали их для достижения различных политических целей, но главной задачей этой политики является распространение американской культуры по всему миру.

Программы международной культурной политики на правительственном уровне рассматриваются как одно из самых эффективных направлений публичной дипломатии, способствующих стабильности, процветанию, а также продвижению американских ценностей в развивающихся или находящихся в переходном периоде странах.

2. Основными инструментами реализации американского внешнего культурного влияния выступают СМИ, в первую очередь американские, зачастую входящие в состав ещё более крупных финансово-промышленных империй. Руководящий состав таких компаний, формирующий собой американскую деловую элиту, нередко неразрывно связан и взаимодействует на различных уровнях с правящей политической элитой США, в том числе проводя через принадлежащие им СМИ целенаправленный экспорт идеологически «заряженных» американских культурных ценностей, ориентированный главным образом на молодёжь в разных странах мира, охотно и активно воспринимающих Америку также через её субкультурные компоненты.

Тем самым реализуется и политическая задача по обеспечению национальных интересов США, что соответствует целям и задачам, продекларированным в разного рода концептуальных и программных документах американской внешней политики.

3. Наверно одно из самых глобальных достижений Штатов – Голливудский кинематограф. Этот мощный институт, так как именно продукция «фабрики грез», несущая в себе «заряд» американских ценностей, американского видения тех или иных явлений и аспектов жизни, волей-неволей формирует представление об Америке у поголовного числа людей по всему свету, и воспринимающих их как неотъемлемую часть американской культуры. Посредством кинематографа американцы сумели невероятно опоэтизировать свою страну, создать привлекательный имидж и постарались «влюбить» в эту «картинку» население планеты.

4. Нельзя не отметить такой неосязаемый рычаг американской «культурной политики» как молодежные субкультуры, через которые осуществляется едва ли не наиболее масштабное культурное влияние США, формирующее притягательный образ Америки в молодежной среде различных стран и вместе с тем обеспечивающее национальные интересы США.

 

Институты, проводящие официальную внешнюю политику США.

1. Бюро по делам образования и культуры Государственного департамента США. Данное Бюро призвано способствовать развитию взаимопонимания между США и другими государствами посредством разработки и осуществления международных образовательных программ и семинаров. Учреждение обеспечивает развитие связей на личном, профессиональном и институциональном уровнях между частными лицами и организациями в США и за рубежом, а также информирует мировую общественность об американской истории, современном обществе США, американском искусстве и культуре. Бюро по делам образования и культуры, в частности, выступает с инициативой и способствует осуществлению различных программ и инициатив, реализуемых им при помощи и совместно с разными общественными и частными организациями и фондами.

2. Правительственное Информационное агентство США – ЮСИА – одно из наиболее эффективных каналов осуществления внешней культурной политики американского правительства, обеспечивавшего ее пропагандистско-идеологическое наполнение, что, представляет собой неотъемлемую составляющую «мягкой» политики (инструмент американской публичной демократии).

Информационное агентство являлось федеральным внешнеполитическим информационно-пропагандистским ведомством (пропаганда за рубежом возводится в ранг государственной политики), на которое возлагалась прямая и непосредственная задача по деятельности в сфере идеологии и пропаганды, по координации усилий в этих областях всех американских правительственных учреждений. В задачи агентства входило также распространение за рубежом информации о США и информирование правительства страны о восприятии имиджа Соединенных Штатов.

3. Филантропические фонды и спонсорские организации – институт, один из важнейших политико-экономических рычагов - это «возникшая в начале ХХ века сеть специально созданных учреждений, в которой сконцентрированы миллиардные средства, до определенной степени освобожденные от выполнения чисто экономических функций, и основное направление деятельности которой нацелено на оказание как политического, так и экономического воздействия». Филантропические фонды и спонсорские учреждения стали своеобразной базой разветвленной сети различных организаций, которая включает независимые научно-исследовательские и общественные организации, совместно финансируемые и управляемые, определяющие условия и соответствующие рамки для формирования долгосрочного внешнеполитического курса США на мировой арене.(Freedom house, фонд Сороса, фонд Карнеги)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: