Следующий урок – зачётный, контрольная работа.
Урок теоретического обучения
Преподаватель Теплякова Ольга Ивановна olga.teplyakova.67@mail.ru
УПВ. 01 Обществознание (включая экономику и право)
Дата
13.06 |
Курс: 1 Группа 90 Повар, кондитер
Тема программы: Модуль 4. Политика
Тема урока. Урок № 62 Роль СМИ в политической жизни общества.
Цель: определить влияние СМИ на формирование политического сознания в обществе, проанализировать функции СМИ, их роль и влияние; определить, почему СМИ называют «четвертой властью».
Тип урока: комбинированный.
Форма работы: электронное обучение.
Интернет источники:
https://www.youtube.com/watch?v=yc-slLRN4rc
Ход урока
Вводная часть.
• Если бы я должен был решить, иметь ли нам правительство без газет или газеты без правительства, я, ни секунды не сомневаясь, выбрал бы последнее (Т. Джефферсон)
• Пресса полезна уже потому, что она учит нас не доверять прессе (С. Батлер)
• Нация, которая ведёт беседу сама с собой, - вот, что такое хорошая газета (А.Миллер, американский драматург)
- Итак, тема нашего урока «Роль средств массовой информации в политической жизни». Мы попытаемся в течение урока определить, какова роль СМИ в политической жизни общества. Почему? Средства массовой информации иногда называют «компасом в мире политики» или «четвёртой ветвью власти».
Эпиграфом к уроку послужат следующие строки:
Как страус под крыло, я - голову в газету
И скрылся от семьи - ищи меня, свищи!
Лежу, душой дрожу в тревоге за планету...
Жена - стирай, шатайся сын, перекипайте щи.
- Сформулируйте своё понимание данных строк.
Основная часть.
План
1. СМИ как четвёртая власть в современной политической жизни (понятие СМИ).
2. Основные виды СМИ:
а) печатные (газеты, журналы,);
б) аудиовизуальные (радио и телевидение);
в) электронные (сетевые ресурсы – Интернет)
3. Функции СМИ:
а) информационная (отбор и комментирование социальной информации);
б) критики и контроля (оценка и анализ политических событий и явлений);
в) политической социализации (приобщение людей к ценностям и.нормам);
г) представительства общественных интересов, мнений и позиций;
д) мобилизационная (побуждение людей к определённым политическим действиям)
4. Общие принципы деятельности СМИ:
а) приоритетность, привлекательность темы;
б) сенсационность, экстремальность; неординарность темы;
в) сведения о ранее неизвестных событиях и явлениях;
г) официальная информация.
5. СМИ в политической жизни.
Ещё в IV веке до нашей эры Аристотель понял, что в государстве должно быть три элемента: одни люди должны принимать законы, другие – управлять, а третьи – следить за выполнением законов и судить нарушителей. Так родилась великая идея, которая позже будет названа теорией разделения властей.
С большой пользой для последующих поколений потрудился над ней известный французский просветитель Шарль Луи Секонда барон де Монтескье (1689-1755). Всю власть в государстве он строго делил на три вида: законодательную (создающую законы), исполнительную (приводящую законы в исполнение) и судебную (которая судит нарушителей закона). Но людям оказалось этого мало, и они придумали четвёртую власть, неофициальную, но очень полезную, так как именно она сообщала гражданам страны, как действительно работают законодательная, исполнительная и судебная власти, не злоупотребляют ли они своими полномочиями.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Средства массовой информации»?
«СМИ – средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую аудиторию». 2) предложения: – Основные виды СМИ: печатные, аудиовизуальные, электронные. – СМИ формируют общественное мнение, оказывают решающее воздействие на позицию избирателей.)
Средства массовой информации выполняют в политической жизни современного общества множество значимых функций.
1) информирование граждан о текущих политических событиях;
2) представление анализа действий политических лидеров, программ политических партий;
3) проведение журналистских расследований, после которых могут быть проведены парламентские расследования и приняты политические решения; 4) формирование общественного мнения и общественного настроения в преддверии выборов и в текущей политической жизни;
5) представление на каналах СМИ острых дискуссий по политическим вопросам).
Работа с текстом
Невозможно понять роль СМИ, не обращаясь к оригинальным текстам
Современные российские политологи о средствах массовой информации
Органическая взаимообусловленность действий властей и общественности активностью СМИ превращает последние в обоюдоострую систему контроля над поведением и сознанием политических контрагентов. Будучи главными «разогревателями» общественного мнения, стимулирующими его активность по общественно значимым вопросам политического развития, СМИ в равной мере могут как спровоцировать массовый протест, политический скандал, кризис в отношениях власти и общества, так и предотвратить развитие конфликта, сделав, к примеру, доступной для общества определенную информацию. Однако, взять под контроль деятельность СМИ, заставить их действовать в том или ином выгодном для себя направлении не способны ни власть, ни общество. В лучшем случае им удается лишь частично направлять деятельность отдельных газет, телеканалов или радиостанций.
Таким образом, в силу своего особого положения СМИ не могут быть подконтрольны ни государству, ни обществу. Практика показала, что это – особая, относительно самостоятельная и автономная структура, которая занимает свое исключительное место…Такая автономность политической позиции СМИ создает трудности как для элиты, так и для гражданских структур, которые не могут добиться однозначного контроля за этим институтом. Поэтому интерес к выступлениям СМИ всегда зависит от контекста и позиций правящих кругов и общественности по тому или иному вопросу. Однако наиболее постоянными потребителями продукции СМИ следует считать политиков, для которых массовая информация является важнейшим условием их профессиональной деятельности. Политическая коммуникация / Под ред. А.И.Соловьева. – М., 2004. – С.73.
Вопросы и задания.
1) Как следует пониматьвзаимообусловленность действий властей и общественности активностью СМИ? 2) Как СМИ могут повлиять на политическую ситуацию? 3) Чем объяснить относительную автономность СМИ по отношению к власти и обществу? 4) От чего зависит интерес к выступлениям СМИ? Почему важен контекст этих выступлений? 5) В чем состоит значение СМИ для политиков.
6. Что добавила работа с текстом к нашему пониманию роли средств массовой информации в политической жизни.
Обобщение.
- Какова роль СМИ в жизни человека и общества?
- СМИ приносит пользу человеку или вред? Составим шкалу мнений по отношению к СМИ.
- Почему СМИ называют «Четвёртой властью»? (СМИ призваны охранять и предупреждать чрезмерную экспансию любой из трёх властей. СМИ должны давать властям «обратную связь», информировать их о мнении избирателей по тем или иным важным вопросам, и прежде всего по поводу политики самого правительства. Наконец, СМИ призваны просвещать граждан, информировать их о текущей политике, делать ее достоянием гласности, исключить возможность «заговора правительства против граждан»
- Может ли человек противостоять СМИ? Памятка «Лоцман в море политической информации».
Контрольное задание.
Выберите верные суждения о роли СМИ и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Средства массовой информации могут играть в обществе дезинтегрирующую, разъединительную роль.
2. Со средствами массовой информации вынуждены считаться государственные деятели.
3. Со средствами массовой информации вынуждены считаться лидеры в различных областях науки, культуры, экономики.
4. Быстрый рост компьютерных технологий приводит к сокращению количества средств массовой информации.
5. С развитием информатизации общества средства массовой информации начинают оказывать менее ощутимое воздействие на различные сферы жизни социума.
Домашнее задание
Составить конспект.
Подготовиться к дифференцированному зачету