Учебные вопросы и их содержание | Время, мин | Методические указания |
I. Вводная часть | ||
1.1 Принять доклад дежурного. 1.2. Проверить наличие личного состава, его внешний вид. 1.3. Провести письменный контрольный опрос. 1.4. Объявить оценки прошлого контрольного опроса. 1.5. Объявить тему и учебные вопросы. 1.6. Подчеркнуть важность темы и увязать материал с ранее изученным. | Обратить внимание на выполнение обучаемыми уставных положений По журналу взвода. Тему записать на доске. | |
II. Основная часть | ||
2.1. Назначение, техническая характеристика, общее устройство системы Г и ССП. 2.1.1. Система Г и ССП обеспечивает: - очистку масла; - подачу масла под давлением на гидравлическое управление коробками передач и на смазку всех агрегатов трансмиссии; - охлаждение деталей трансмиссии; - откачку масла из картеров КП и гитары в процессе работы и перед длительной стоянкой машины; - подпитку гидромуфты привода стартер-генератора маслом под давлением; - пуск двигателя электростартером и с буксира. | Материал довести методом опроса студентов на основе знаний системы смазки двигателя. | |
2.1.2. Техническая характеристика системы Г и ССП. Применяемые масла: - основное – ТСЗП-8; - дублирующее – Мт-8п. Общая вместимость системы – 57 л. Заправочная вместимость бака – 42 л. Давление масла в магистрали смазки – 2-2,5 кгс/см2. Давление масла в системе гидроуправления: - на 1 передаче, передаче ЗХ, и в БКП на забегающей стороне при повороте – 16,5 кгс/см2 – 18,0 кгс/см2; - на 2-7 передачах и в БКП на отстающей стороне при повороте – 10-11,5 кгс/см2. | Цифровые данные записать на доске. | |
2.1.3.Система гидроуправления и смазки состоит из следующих основных узлов: - Масляного бака, сваренного из стальных штампованных листов, имеющего заливную горловину, змеевик, по которому циркулирует жидкость из системы охлаждения и подогрева двигателя, сетчатый фильтр, сливной шариковый клапан. Снаружи на баке закреплены: - Клапанное устройство и корпус фильтра откачивающей магистрали; - Нагнетающего насоса, предназначенного для подачи масла под давлением в систему гидроуправления и смазки. Насос шестеренчатого типа, установлен на переднем фланце левой БКП. Привод насоса осуществляется от первичного вала левой БКП через систему шестерен. В насосе имеется шариковый предохранительный клапан. Отводящий канал нагнетающего насоса через канал в переднем фланце БКП соединен с гидроциклоном. - Гидроциклона, предназначенного для очистки масла от механических примесей. Основными деталями гидроциклона являются: циклон, направляющий патрубок, отстойник, тройник. Масло поступает в циклон через щелевое отверстие, закручивается с большой скоростью вокруг патрубка и делает резкий поворот при выходе в его отверстие. Под действием центробежной силы механические примеси, имеющие больший удельный вес, чем масло, отбрасываются к стенке циклона и оседают по его конусу в отстойник. Очищенное масло через тройник по трубопроводам поступает к левому и правому механизмам распределения и к клапанному устройству. - Клапанное устройство предназначено для поддержания постоянного давления 17-18,5 кГс/см2 в системе гидроуправления, давления 2-2,5 кГс/см2 в системе смазки и регулирования этих давлений. Клапанное устройство установлено с помощью шпилек и гаек на масляном баке трансмиссии. Клапанное устройство состоит из корпуса, золотника высокого давления, золотника смазки, золотника слива и деталей, обеспечивающих работу золотников. Золотник высокого давления поддерживает постоянное давление в магистрали подвода масла к механизмам распределения. Регулируется это давление ввертышем. Масло, поступающее от нагнетающего насоса через отверстие в полость, отжимает золотник и через имеющиеся в нем окна поступает в полость, а из нее через отверстие – в магистраль смазки. Постоянное давление масла в системе смазки поддерживается золотником. При повышении давления золотник опускается и масло, через окна в золотнике, сливается в бак. Регулируется давление винтом, воздействующим на пружину золотника. Золотник слива предназначен для прекращения подачи масла на смазку и управления при откачке масла из картеров трансмиссии. При включении электромагнита золотник перемещается, соединяя полость с баком через окна. Масло, подаваемое нагнетающим насосом, сливается из полости через окна в золотнике и сливные окна в бак. При этом давление в полости падает, золотник перекрывает проход масла из полости в полость, и масло на смазку агрегатов не поступает. При выключении электромагнита золотник возвращается в исходное положение пружиной. Через отверстие масло под давлением 2-2,5 кгс/см2 подается по трубопроводам на смазку коробок передач, гитары, редуктора привода вентилятора, а также на подпитку гидромуфты привода стартер-генератора. По каналам, выполненным в деталях коробок передач и гитары, масло поступает к шестерням и подшипникам, а затем стекает в нижнюю часть картеров и поступает через сетчатые заборные фильтры к откачивающим насосам. - Откачивающие масляные насосы предназначены для откачки масла из картеров КП и гитары. Они закреплены на гитаре и передних фланцах КП и приводятся во вращение через систему шестерен от вращающихся деталей агрегатов. По трубопроводам масло от насосов подается к фильтру откачивающей магистрали. - Фильтр откачивающей магистрали установлен на маслобаке трансмиссии. Фильтр предназначен для очистки масла, откачиваемого насосами из КП и гитары. Он состоит из корпуса, закрепленного на баке, и съемного фильтрующего элемента. Масло поступает в фильтр через отверстие ввертыша и по имеющимся в корпусе каналам подводится к фильтрующему элементу. Фильтрующий элемент состоит из крышки со стержнем и набора фильтрующих секций. Фильтрующая секция представляет собой каркас, на котором закреплена латунная сетка с мелкими ячейками. Секции собираются на стержень и закрепляются гайкой. Гайка стопорится кольцом. Масло поступает к наружной поверхности фильтрующий секций, проходит через них и отверстия в стержне во внутреннюю полость крышки и далее через окна и каналы в корпусе фильтра поступает к выходному штуцеру фильтра. Имеющиеся в масле механические частицы задерживаются сетками фильтрующий секций. Разъем фильтрующего элемента и корпуса, а также перемычки, разделяющие входную и выходную полости фильтра, уплотняются резиновыми кольцами. Для удобства выемки фильтрующего элемента из корпуса имеется ручка. Для перепуска масла в случае засорения фильтра предназначен шариковый перепускной клапан. К патрубку присоединяется трубопровод, по которому масло, прошедшее через фильтр, поступает в масляный радиатор. - Масляный радиатор служит для охлаждения масла, откачиваемого из КП и гитары. Он установлен под крышкой над трансмиссией в общем стеллаже радиаторов и устроен также, как и радиатор системы смазки двигателя, отличаясь от него размерами и конфигурацией соединительных патрубков. Прошедшее –через радиатор масло сливается в бак. После пуска двигателя масло, имеющее низкую температуру и высокую вязкость, проходит в бак через перепускной клапан, минуя радиатор. Перепускной клапан размещен в корпусе патрубка внутри бака. - Маслозакачивающий насос МЗН-2 трансмиссии предназначен для обеспечения пуска двигателя электростартером, а также с буксира. Насос забирает масло из бака и подает его по трубопроводу и крану-распределителю. Маслозакачавающий насос трансмиссии устроен так же, как маслозакачивающий насос системы смазки двигателя, и установлен под кронштейном конического редуктора привода вентилятора. - Кран-распределитель предназначен для подачи масла от маслозакачивающего насоса в бустер привода стартер-генератора при пуске двигателя стартером или в бустеры КП через механизмы распределения при пуске двигателя с буксира. Он установлен на корпусе привода стартер-генератора и крепится к нему болтами. Кран-распределитель состоит из корпуса, золотника с ручкой, перепускного клапана и обратного клапана. Ручка золотника имеет фиксатор и может устанавливать золотник в одно из двух фиксированных положений, отмеченных на корпусе метками СГ и ЗБ. При установке ручки в положение СГ масло от маслозакачивающего насоса поступает к бустеру привода стартера-генератора, а при установке в положение ЗБ масло поступает через обратный клапан и трубопровода к механизмам распределения. - Дренажная система предназначена для выравнивания давления в картерах КП, картере гитары и масляном баке, а также для соединения системы с атмосферой. Картеры правой КП и гитары сообщаются между собой через зазоры соединительной муфты с картером левой КП через зазор между соединительным валом и его кожухом. С полостью кожуха соединительного вала сообщается и верхняя полость масляного бака через трубопровод, который крепится к бонке бака. Картер гитары сообщается с атмосферой через сапун. Все узлы системы, кроме указателя манометра смазки, размещены в трансмиссии. Указатель манометра смазки установлен ан щите контрольных приборов механика-водителя. При эксплуатации машины давление в системе гидроуправления не контролируется. При необходимости проверки и регулировки давления в системе гидроуправления к правому и левому МР подсоединяют шланги от манометров (приспособление из ЗК). Манометр системы смазки всегда подключен к системе и при работе двигателя показывает давление масла на смазку агрегатов трансмиссии и подпитку гидромуфты привода СГ. | Устройство системы и её элементов изучить по плакату, потом на стенде силовой передачи. Обратить внимание на устройство, работу, регулировочные устройства. Устройство дренажной системы показать на стенде силовой передачи. Объяснить студентам. | |
2.2. Устройство, работа элементов системы и системы гидроуправления и смазки в целом. 2.2.1. При работе двигателя масло из бака подается нагнетающим насосом в гидроциклон. Очищенное в гидроциклоне масло поступает по трубопроводам к левому и правому механизмам распределения, а также в полость клапанного устройства. Золотник под давлением масла перемещается в осевом направлении, сжимая пружину, и открывая проход маслу в полость. Давление открытия этого золотника и, следовательно, давление, поддерживаемое им на входе в механизмы распределения определяется усилием его пружины и регулируется ввертышем в пределах 17-18,5 кгс/см2. Из полости масло поступает через отверстие на смазку всех агрегатов трансмиссии и на подпитку гидромуфты привода стартер-генератора. Золотник поддерживает в полости давление 2-2,5 кгс/см2. При повышении давления золотник опускается, сжимая пружину, и часть масла сливается из полости в бак. Давление в системе регулируется винтом. После смазки агрегатов трансмиссии масло скапливается в нижней части картеров коробок передач и гитары, откуда подается откачивающими насосами к масляному фильтру скачивающей магистрали. Очищенное в фильтре масло, проходя через радиатор, охлаждается и сливается в бак. Перепускные клапаны предохраняют от разрушения трубопроводы откачивающей магистрали в случае загрязнения фильтра или прокачки через фильтр и радиатор холодного масла. В этом случае давление в откачивающей магистрали повышается., и клапаны, открываясь, пропускают масло непосредственно в бак, минуя фильтр и радиатор. | Изучить по плакату, при необходимости показать на стенде. | |
2.2.2. При пуске двигателя стартер-генератором и с буксира. При пуске двигателя стартером ручка крана-распределителя должна находится в положении СГ. При нажатии кнопки СТАРТЕР включается маслозакачивающий насос, и масло подается из бака через кран-распределитель в бустер привода стартер-генератора, обеспечивая его срабатывание. При возвращении бустера в исходное положение после пуска двигателя масло, выдавливаемое из полости бустера, открывает перепускной клапан крана-распределителя и сливается в полость корпуса привода стартер-генератора и далее в картер гитары. Для пуска двигателя с буксира необходимо переключить ручку крана-распределителя в положение ЗБ и включить необходимую передачу. Во время буксирования машины механик-водитель нажимает кнопку МЗН БУКСИРА на щите контрольных приборов механика-водителя. При этом включается маслозакачивающий насос, и масло из бака поступает под давлением через кран-распределитель к механизмам распределения, а через них в бустеры КП, соответствующие включенной передаче. Бустеры обеспечивают включение фрикционов КП, крутящий момент передается от ведущих колес через бортовые коробки передач и гитару к двигателю, обеспечивая его проворачивание и пуск. После пуска двигателя необходимо выключить маслозакачивающий насос, отпустить кнопку МЗН БУКСИРА. После пуска двигателя с буксира разрешается работа двигателя и движение машины без переключения крана-распределителя в положение СГ, так как перетеканию масла из гидросистемы через маслозакачивающий насос препятствует обратный клапан. При первой возможности необходимо переключить кран-распределитель в положение СГ. | Изучить по плакату, при необходимости показать на плакате. | |
2.2.3. При откачке масло из КП и гитары. Циркуляция масла в гидросистеме прекращается при остановке двигателя. При этом в картерах КП и гитары остается около 20 л масла. При последующих пусках двигателя это масло оказывает дополнительное сопротивление проворачиванию коленчатого вала. Особенно оно возрастает зимой. Чтобы облегчить пуск двигателя и снизить нагрузку на стартер, масло из картеров КП и гитары перед длительной стоянкой в зимних условиях откачивают в бак системы гидроуправления и смазки. При включении выключателя ОТКАЧКА МАСЛА ИЗ КП срабатывает электромагнит клапанного устройства. Электромагнит перемещает золотник, который сообщает полость корпуса клапанного устройства с бакам. При работающем двигателе масло, подаваемое нагнетающим насосом, сливается непосредственно в бак, минуя магистраль смазки. Откачивающие насосы КП и гитары откачивают оставшееся в картерах масло через фильтр откачивающей магистрали и радиатор в бак. | Изучить по плакату, при необходимости показать на стенде силовой передачи. | |
III. Заключительная часть. | ||
3.1.Напомнить тему, учебные вопросы. 3.2. Ответить на вопросы обучаемых. 3.3. Подвести итог занятия. 3.4. Выдать задание на самоподготовку. 3.5. Объявить тему и место следующего занятия. | «Танк Т-72А ТО и ИЭ» книга 2 ч.1 М. В.И. 1989 г. стр. 451-464 |
Занятие 2. Система гидроуправления и смазки силовых передач базовых машин БТВТ.
Учебные и воспитательные цели:
- Изучить и знать: назначение, техническую характеристику, общее устройство и работу систем гидроуправления и смазки силовых передач базовых машин, порядок работы элементов систем и системы в целом, объем работ по техническому обслуживанию систем, возможные неисправности и способы их устранения.
- Воспитывать: чувство ответственности за добросовестное изучение материала
Время: 2 часа.
Место поведения: Класс эксплуатации
Вид занятий: Групповое.
Метод поведения: Рассказ с показом.
Учебно-материальное обеспечение:
- Агрегаты силовой передачи
- Детали и узлы систем смазки и гидроуправления силовых передач
- Плакат «силовая передач БМП (БТР)»
План занятия и расчет времени
I. Вводная часть | - 10 мин. |
II. Основная часть | - 65 мин. |
2.1. Назначение, техническая характеристика, общее устройство, расположение, крепление приборов и агрегатов систем гидроуправления, распределения и смазки силовых передач базовых машин БТВТ | - 35 мин. |
2.2. Назначение, общее устройство, работа привода СГУ, механизмов, узлов систем и систем распределения, гидроуправления и смазки в целом. | - 30 мин. |
2.3. Объем работ по техническому обслуживанию систем. Возможные не исправности и способы их устранения | |
III. Заключительная часть | - 5 мин. |