Основные занятия жителей городища




В древнем городе жило более 2,5 тысяч людей. Они занимались торговлей и разными ремёслами: земледелием, охотой, рыбалкой, резьбой по кости, литейным, кузнечным, гончарным и стеклоплавильным делом, об этом говорят находки археологов.

Земледелие.

Ведущей отраслью хозяйства родановцев было пашенное земледелие, которое в ХI-ХII вв. вытесняет мотыжно-подсечное. Главным земледельческим орудием становится деревянная соха с железным наконечником. У булгар заимствуются некоторые виды зерновых (просо) и огородных культур (лук, репа, редька). Помимо проса родановцы выращивают пшеницу, рожь, ячмень, овес. Зерно хранили в больших облицованных деревом земляных ямах-погребах, в крупных и толстостенных сосудах. Для сбора урожая жители применяли косу-горбушу и серп. Зерно размалывали на муку различного помола на ручных жерновах диаметром 30-40 см.

Пашенное земледелие требовало развития домашнего скотоводства, в особенности разведения лошадей – главного тяглового животного, которое запрягалось в соху и плуг. Домашний скот (лошадь, коза, овца, корова) представляют до 89% костей животных в Рождественском городище. Костей свиней здесь не встречено.

Охота.

Важную роль в хозяйстве родановцев играла охота. Предметы охоты представлены многочисленными костяными наконечниками стрел и костяными манками. Манки – пищалки (см. приложение 4а), по мнению П.А. Косинцева, изготовлены из бедренных костей куницы. Манки – пищалки и свистульки, использовавшиеся при охоте на боровую дичь. В коллекции из Рождественского археологического комплекса насчитывается 35 костяных наконечников стрел самых разнообразных форм и назначений. Костяные наконечники по способу насада делятся на два отдела: втульчатые (таких костяных наконечников стрел в рождественской коллекции найдено 5 экземпляров). Они надевались на древко и черешковые наконечники вбивались в торец или вставлялись в расщеп древка, а затем крепились обмоткой. При этом могли использоваться разные виды органического клея. Кроме наконечников на городище были найдены костяные рукоятки ножей, иглы для плетения сетей, гребни (см. приложение 4 б), украшения и др. Охота играла подсобную роль как источник мясной пищи. Охотились в основном на лося, медведя, лесную птицу. Относительно мало найдено костей пушных зверей: выдры, соболя, бобра, белки, куницы. Однако в ряде случаев найдены целые скелеты этих пушных зверей, что свидетельствует об охоте не ради пищи, а ради ценного меха. То есть на них охотились в связи с возросшей потребностью меха как в ценном торговом эквиваленте.

Рыболовство.

Подсобную роль в жизни родановцев играло рыболовство. Ловили в основном крупную рыбу: осетра, щуку, сазана. Для рыбной ловли использовали крупные кованые крючки, из которых сооружали самоловы; различные ловушки – морды, заколы, ставили сети. Так же использовали кованые из железа и бронзы блесны, разные остроги и гарпуны, с помощью которых охотились в темное время суток, подсвечивая воду лучиной. Большое количество костей и чешуи рыб, найденные на городище, свидетельствует о том, что продукты рыболовства широко употреблялись в пищу жителями. Археологами найдено много просверленных рыбьих позвонков, которые использовались в качестве амулетов.

Ремесло

Афкула – "Поворотная крепость" – место, до которого ходили торговые караваны из исламской Волжской Булгарии. Вместе с товарами в Пермское Предуралье купцы, ремесленники и воины несли и свою веру – ислам. Таким образом, древняя Афкула – точка первоначального вхождения ислама в Пермское Предуралье.

Косторезное ремесло.

Обработка кости достигает в родановское время уровня ремесла. В XII веке это произошло и на Рождественском городище. Это подтверждают найденные на раскопках вещи, сделанные из кости. Можно предположить, что на Рождественском городище жили ремесленники – косторезы, делающие костяные предметы для местных жителей, а возможно и поставляющие свои изделия на соседние территории.

На городище были обнаружены и специальные инструменты для обработки кости: железные ножи, сверла, набольшие пилки для работы по кости, напильники для шлифовки костяных гребней.

Сами же костяные предметы проходили достаточно сложную обработку. Первоначально кость размягчали, чтобы сделать ее пригодной для резьбы. Для размягчения заготовки и обрезки кости и рога укладывали в ямы, обмазанные глиной. Затем в такие ямы бросали растертые листья щавеля и заливали водой. Такие ямы, в которых лежало иногда по несколько сотен обрезков костей и грубых заготовок изделий, вырубленных из неразмягченных костей топором, найдены археологами и на Рождественском городище. Польские археологи в результате эксперимента пришли к выводу, что кость и рог в такой воде, содержащей щавелевую кислоту, за полтора месяца размягчаются настолько, что их можно резать ножом, как кусок дерева. Через четыре дня после извлечения из раствора кость вновь отвердевает.

Размягченные кости обрабатывались с помощью железных и стальных инструментов, а после отвердевания полировались.

Большую часть костяных поделок составляют орудия труда, применявшиеся в обработке волокон, прядения, ткачества, шитья, вязания, плетении, обработке кожи (см. приложение 4б). Следующую группу составляют рукоятки ножей, шильев, плетей, застежки, гребни, лопаточки, ложки и т.д. Из кости изготавлялись свирели, амулеты, детали упряжи и предметов вооружения: сложного лука, налучья и колчана.

Гончарное ремесло.

У жителей Рождественского городища было очень хорошо развито гончарное ремесло. Фрагменты посуды (см. приложение 4в) являются наиболее массовым материалом, найденным на Рождественском археологическом комплексе. И самой распространенной была глиняная посуда – изготовленная вручную или на гончарном круге. Предполагают, что круг был открыт (или заимствован у булгар) в XI – XIII вв. Появляются новые приемы обжига керамики. У булгар был заимствован гончарный горн, в котором сосуды обжигались при более высокой температуре. Это позволило прокаливать черепок на всю глубину, придавать сосудам более нарядный цвет (желтый, светло - коричневый, красный). Сосуд получался более прочным, и легким и звонким.

Всего за семь лет раскопок на городище было собрано 10 648 фрагментов булгарской гончарной керамики.

Изучение состава теста рождественской гончарной керамики показало наличие двух групп керамики:

1) из тонкого, хорошо промешанного теста, с примесью мелкого окатанного речного песка (98 %);

2) из более грубого теста добавкой мелкой толченой раковины и шамота (2 %).

Из всей массы керамических фрагментов Рождественского городища полностью или частично по верхним частям было реконструировано 326 гончарных сосудов. По форме верхних частей сосудов выделяются четыре основные категории булгарской гончарной посуды: горшковидные, кувшинообразные, миски, чаши и блюда.

Самыми многочисленными в коллекции гончарной керамики являются кухонные горшки – они составляют 37,1 % от всех сосудов. Горшки в большинстве своем имеют серый цвет. Более крупные из них служили в качестве тары для перевозки и хранения сыпучих и жидких продуктов, не исключено их использование в производительных целях. В функциональном отношении маленькие горшочки можно отнести и к столовой и к кухонной посуде, та как на стенках также встречаются следы пятнистости, по-видимому, от действия огня. Вторая по численности группа сосудов – корчаги и хумы (20,0 % от общего числа сосудов), третья – кувшины (20,6 % от всех сосудов), четвертая – кринки и кружки (11 %). Самая малочисленная группа – миски, чаши и блюда (10,4 %).

Существенную роль в украшении гончарной керамики имеет орнамент. Он весьма разнообразен. На рассмотренных материалах насчитывается более 20 различных элементов (см. приложение 4в). Разнообразнее всего покрывались орнаментом кринки и кувшины.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: