Влияние нарушения слуха на формирование устной речи. Психолого-педагогические основы развития слухового восприятия




МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ И РАЗВИТИЯ

СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Значение устной речи. Развитие слуховой функции у нормально слышащих детей

Устная речь играет в жизни людей исключительную роль, являясь способом общения, основой овладения языком и инструментом мысли. Рассматривая устную речь в качестве разновидности словесной речи, следует иметь в виду её лексические, грамматические особенности и главным образом те материальные средства, которые используются в речи для выражения и различения смысла. Эти звуковые по своей природе средства в конечном итоге сводятся к варьированию таких свойств звука, как принадлежность его к тонам или шумам, его высота, сила, тембр, длительность, прерывистость или непрерывистость.

Задание. Зафиксируйте определения указанных ниже понятий.

Тон (как свойство звука) ___________________________________________________

___________________________________________________________________________

Шум (как свойство звука) __________________________________________________

___________________________________________________________________________

Высота звука _____________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Сила звука _______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Тембр (как свойство звука) _________________________________________________

___________________________________________________________________________

Длительность (как свойство звука) ___________________________________________

___________________________________________________________________________

Прерывистость или непрерывистость (как свойство звука) ______________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Устная речь широко используется в общественно-трудовой жизни, в быту. Сфера её применения непрерывно расширяется благодаря развитию таких современных средств связи, как телевидение, компьютерная техника и др.

Звуковые и кинестетические образы слов, словосочетаний, запечатлённые в мозгу в результате их многократного восприятия и воспроизведения в процессе речевого общения, служат основой владения языком. Оживление этих образов, скрытые, а иногда и явные движения речевых органов составляют важную опору внутренней речи, которая играет первостепенную роль в механизме мышления человека.

Задание. Дополните представленный материал, раскрыв закономерности развития слуховой функции у нормально слышащих детей.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Влияние нарушения слуха на формирование устной речи. Психолого-педагогические основы развития слухового восприятия

Поскольку слуховой анализатор играет первостепенную роль в развитии речи ребёнка, нарушение слуха может в большей или меньшей степени препятствовать этому развитию. Влияние нарушения слуха на формирование устной речи зависит

- от степени потери слуха,

- от возраста, в котором произошла потеря слуха,

- от времени, с которого началась коррекционная работа по развитию у ребёнка остаточного слуха.

Последствия нарушения слуха для устной речи оказываются тем более тяжёлыми, чем сильнее нарушен слух и чем раньше наступило это нарушение.

При врождённом или наступившем на 1 – 2 году жизни нарушении слуха уже 1 ступень тугоухости приводит к задержке речевого развития. Это проявляется в бедности словаря, неполноценном овладении грамматическими формами и фонетическим строем речи. У ребёнка - затруднения в понимании обращённой к нему речи и в словесном выражении собственных мыслей. У него отмечаются некоторые отклонения в произношении, в частности таких звуков, как свистящие и шипящие.

Вторая, а тем более третья степень тугоухости более резко сказывается на развитии речи ребёнка. Многое зависит от условий воспитания и индивидуальных особенностей ребёнка, однако без специального обучения дети с тугоухостью 3 степени способны в лучшем случае усвоить лишь зачатки речи в виде небольшого количества отдельных, преимущественно фонетически искажённых слов. При неблагоприятных условиях воспитания такие слабослышащие дети могут остаться без речи, что характерно обычно для глухих, которые овладевают речью лишь в результате специального обучения.

Если не приняты необходимые меры, то глухота может служить не только препятствием к первоначальному развитию речи, но и причиной утраты уже сформировавшейся речи. Речь может быть полностью потеряна ребёнком, оглохшим в пять лет. Нарушение речи становится заметным и при потере слуха в 7 – 8 лет.

Глухим детям (в т.ч. ранооглохшим) ещё до начала обучения свойственны разнообразные голосо-артикуляционные реакции. Влияние глухоты на такие реакции младенца сказывается не сразу. В первые 2 – 3 месяца жизни у глухого и слышащего ребёнка эти реакции почти не обнаруживают различия. Ребёнок, родившийся глухим, кричит так же, как и слышащий. В дальнейшем он начинает гулить и лепетать.

Кинестетические и вибрационные ощущения от действия собственного голосового и артикуляционного аппарата вызывают у глухого младенца, как и у слышащего, положительные эмоции. Это стимулирует голосо-артикуляционные реакции. Однако резко ограниченная возможность или невозможность слухового восприятия звучащей речи окружающих и собственного звукопроизношения всё же приводит к тому, что лепет у глухого ребёнка не получает такого развития, как у нормально слышащих детей. Кроме того, этот лепет постепенно угасает. Он затормаживается подобно тому, как затормаживаются у ребёнка всякие движения, не оправданные его потребностями.

Если ранооглохший ребёнок не получает своевременного специального обучения, то у него отмечаются обычно лишь самые элементарные голосо-артикуляционные реакции. Эти реакции выражаются не только в виде крика, восклицаний, различного рода нечленораздельных звуков, связанных с эмоциями ребёнка или используемых им для привлечения внимания окружающих, но также в виде разнообразных звуков, близких к речевым и проявляющихся в связи со «спонтанной вокализацией», которой сопровождаются, например, свободные игры не говорящих ещё глухих детей. Некоторые издаваемые глухими детьми звуковые комплексы служат выражением желаний и потребностей или даже обозначением предметов и явлений внешнего мира.

Выступая в этой функции, угасшие в значительной мере голосо-артикуляционные реакции лепетного типа обретают у глухого ребёнка как бы вторую жизнь и получают некоторое дополнительное развитие. Важнейшим стимулом этого развития является возможность использования звукопроизносительных комплексов целях общения хотя бы в узком кругу близких людей.

Разумеется, такого рода звукопроизносительные комплексы, даже при значительном их развитии, не могут с сколько-нибудь значительной степени обеспечить потребности глухого в общении. Голосо-артикуляционные реакции глухого, не обученного речи, могут служить лишь дополнением к тем мимико-жестикуляторным средствам, к которым он прибегает, испытывая потребность в общении.

Характер спонтанной вокализации маленьких глухих детей свидетельствует о том, что они всматриваются в движения речевых органов окружающих людей и подражают этим движениям. Но, наблюдая за артикуляцией, когда окружающие обращаются к ним с речью, маленькие глухие могут научиться распознавать по общему речедвигательному контуру некоторые слова и фразы.

Для подлинного развития словесной, и в частности устной, речи у глухого необходимо специальное его обучение. Практикой уже давно доказано, что в результате обучения глухие дети способны усвоить словесную речь не только в более доступном им письменном и дактильном виде, но и виде устного слова.

Овладев словарём и грамматическим строем, навыками чтения и письма, чтения с губ и произношения, даже дети с тяжёлой глухотой приобретают возможность речевого общения с окружающими и неограниченного дальнейшего умственного развития. Более того, овладение устной речью способствует включению глухого ребёнка в общество слышащих, оказывает положительное влияние на развитие личности.

Задание. Раскройте, в чём проявляется задержка речевого развития у детей с первой степенью тугоухости при раннем возникновении нарушения слухового анализатора.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Задание. Укажите возможности спонтанного овладения речью детьми с третьей степенью тугоухости. ________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Задание. Заполните таблицу. Раскройте общее и различное в развитии лепета и гуления у глухих и слышащих детей.

Характеристики ГЛУХИЕ ДЕТИ СЛЫШАЩИЕ ДЕТИ
Общее      
Различное      

Задание. Ответьте на вопрос. Чем обусловлена возможность успешного обучения глухих детей устной речи?

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: