Христианство в Северном Причерноморье




Февраля 2018 года

Распространение христианства по территории Римской Империи привело к тому, что христиане появились в греческих колониях на северном берегу Черного моря, на территории будущего Российского государства. Христианство стало проповедоваться и соседним «варварским» народам. Первые епархии на территории будущей России возникли задолго до образования Древнерусского государства и Крещения Руси. Митрополит Макарий (Булгаков) упоминает о существовании в древности на северном побережье Черного моря целого ряда таких епархий.

 

1. Скифская епархия

Речь идет о Малой Скифии, столицей которой был город Томы (ныне Констанца в Румынии). Название Малая Скифия появилось при императоре Диоклетиане. Возможно, что юрисдикция епископа Малой Скифии распространялась и на территорию к северу от гирла Дуная. Первый, упомянутый в исторических источниках епископ этой епархии Евангелик, управлял епархией в конце III века. Епархия просуществовала до VII века.

 

2. Херсонесская епархия

Развалины древнего Херсонеса[1] находятся на окраине современного Севастополя. Христианство в Таврии (так ранее называли Крым) существовало уже в первом веке. Таврия в Римской империи являлась местом ссылок. Ссылали в эту отдаленную провинцию и христиан. В 90-е годы I века в Таврию был сослан один из мужей апостольских епископ Римский святой Климент. Согласно церковному преданию он нашел в этой отдаленной провинции империи уже много христианских храмов и с успехом проповедовал о Христе. Около 101 года святой Климент принял в Крыму мученическую смерть. О жизни христиан в Таврии со второго по четвертый века ничего не известно.

В четвертом веке началась деятельность епископов Херсонесских. Об их деятельности мы знаем из повествования о страдании этих епископов. Первыми епископами Херсонесскими были святые Василий и Ефрем, прибывшие туда в 310 году. Они были направлены Иерусалимским епископом. Это обстоятельство внушает некоторым историкам подозрения относительно достоверности рассказа, с какой стати епископ Иерусалимский послал епископов с проповедью в Крым? К тому же в 310 году Иерусалим еще был заурядным провинциальным городом под названием Элия Капитолина, а его епископ подчинялся митрополиту Кесарии Палестинской. Согласно повествованию о страданиях святых Василия и Ефрема, скончались они мученически. Затем в Херсонесе епископствовали святые: Евгений, Елпидий, Агафодор, также направленные Иерусалимским епископом. Они также как и их предшественники приняли мученическую кончину. При императоре Константине Великом в Таврию прибыл святой епископ Еферий, который привёз указ, разрешавший христианам проповедовать свою веру. После него епископом Херсонесским был святой Капитон, прославившийся совершенным им чудом.

Епископ Херсонесский Лонгин подписался под актами Поместного Константинопольского Собора 394 года. Епископ Херсонесский Еферий II присутствовал на IV Вселенском Соборе в Халкидоне в 451 году. На V Вселенском Соборе в 553 году был епископ Херсонесский Стефан. В середине VII века в Херсонес императором Константом II был сослан защитник православия от ереси монофелитов папа Римский святой Мартин I. Он был погребен в Херсонесе в храме Влахернской иконы Божией Матери. В 754 году епископ Херсонесский подписал определения иконоборческого собора, однако, как повествует житие святого Стефана Нового, жители города не приняли «новшества беззаконного собора». За несогласие с иконоборчеством в Херсонес в IX веке был сослан епископ Митиленский Георгий. При тринадцатом епископе Георгии II около 860 года вблизи Херсонеса святыми равноапостольными братьями Константином (Кириллом) и Мефодием были обретены мощи святого Климента Римского.

До IV Вселенского Собора Херсонесская епархия была автокефальной. Епархия включала все приморские города Таврии и прилегающие к ним земли, где жили тавры, скифы и другие народы. Епископы были из греков, но вполне возможно, что бывали и епископы из представителей местных народностей.

Древнейшие крымские храмы можно датировать IV веком. К ним относится Уваровскаябазилика в Херсонесе. Она стояла в центре епископского квартала. Другие древние храмы Херсонеса: базилика на горе и храм Мартирии на месте погребения мучеников. За пределами города – существовали некрополь и церковь Влахернской иконы Божией Матери. Храмы украшались мрамором, фресками. В иконоборческий период в Таврию бежали монахи. В отвесных скалах было вырублено восемь монастырей. Возможно, однако, что древнейшие из них созданы ранее периода иконоборчества.

Последние свидетельства о Херсонесской епархии относится к XIV веку. Однако представляется возможным, что она просуществовала до XVI века, когда прекратил свое существование сам Херсонес.

3. Сугдейская или Сурожская епархия

Древний Сурож (Сугдея) – это современный город Судак в Крыму. Город Сугдея был основан греками в 212 году до Рождества Христова. Время основания Сурожской епархии неизвестно. Предполагают, что Сугдея первоначально входила в юрисдикцию Боспорской епархии.

О Сурожской епархии мы знаем из славянского жизни святителя Стефана Сурожского, а также из записи на полях рукописного синаксаря, который хранится на острове Халки. Святитель Стефан был поставлен епископом в Сугдею (Сурож) Константинопольским патриархом Германом. Патриарх Герман правил с 715 по 730 год. В житии Стефана Сурожского говорится, что до него в Суроже был епископ, которого поставил Константинопольский патриарх Герман, а у него был предшественник. Однако христианство в Суроже оставалось религией меньшинства. «В граде нашем ныне множество поганых, и мало христиан, и много еретиков злых», - говорили послы сурожские патриарху Герману и просили дать им епископа, «добре могуща учити и правити люди».[2] Святитель Стефан за пять лет привел к христианству всех жителей Сурожа и его окрестностей. Из жития святителя Стефана известно также, что в Суроже был кафедральный храм святой Софии. Преемником святителя Стефана на Сугдейской кафедре стал его клирик Филарет. В заседаниях II Вселенского Собора принимал участие епископ Сугдейский Стефан. Вероятно это уже Стефан II.

4. Фульская епархия

Город Фулы – это древняя греческая колония в Таврии. Ее точное местоположение неизвестно. Митрополит Макарий (Булгаков) полагал, что Фулы находились недалеко от Сугдеи (Сурожа), так как Фульская епархия была впоследствии присоединена к Сурожской.[3] Его догадка подтверждается позднейшими археологическими изысканиями. В первое правление Константинопольской Церковью патриарха Николая Мистика (901-907 гг.) Фульская епархия находилась на 99 месте в списке епархий Константинопольского Патриархата.

 

5. Боспорская епархия

Боспором греки именовали Керченский пролив. Этим же названием именовалось и государство, существовавшее на берегах этого пролива - Боспорское царство. С течением времени это царство распалось и Боспором стали именовать бывшую столицу этого некогда единого государства Пантикапей (в районе Керчи).

Самое раннее свидетельство о христианстве в этих местах - надгробие христианина Евтропия, погребенного в 304 году. Затем, начиная с I Вселенского Собора, мы видим подписи епископов Боспорских под деяниями Соборов. Под актами I Вселенского Собора подписался епископ Боспорский Домн.

Из числа древностей особо интересен христианский склеп, найденный в 1890 году в Керчи. Он датируется 491 годом. Интересны надписи на стенах склепа. Были еще находки склепов, находки фрагментов керамики с христианской символикой. В сильно перестроенном виде сохранился древний храм св. Иоанна Предтечи в Боспоре. Известно, что в VIII веке он возобновлялся.

Азиатская часть Боспорского царства дает нам сведения о миссионерской деятельности, которая относится к первой половине VI века, когда в Константинополе, при Византийском императоре Юстиниане Великом, был крещен князь гуннов. В Азиатской части главным городом была Фаннагория, где обнаружено множество предметов с христианской символикой.

6. Готская епархия

Готы - германский народ. Они появились в Северном Причерноморье в III веке после Рождества Христова, переселившись с южного берега Балтийского моря. Готы совершали набеги на греческие города расположенные в Малой Азии и на Балканах. Некоторые готы принимали христианство. Готами были святой мученик Савва Стратилат (пострадал в 272 году вместе с 70 воинами-готами), Савва Чтец (пострадал в 273 году).

В 323 году готы приняли христианство в виде арианства. Просветителем готов является арианин епископ Ульфила. Затем готы во время великого переселения народов ушли в Западную Европу. Часть готов остались в Таврии (Крыму) и на Таманском полуострове. Они исповедовали православие. На I Вселенском Соборе присутствовал епископ Готский Феофил. Скорее всего, центр его епархии находился вне Крыма - в городе Томи. В правление святой императрицы Ирины (780-790) епископ Готский святитель Иоанн содействовал торжеству православия над иконоборческой ересью в Константинополе. Св. Иоанн был три года в Иерусалиме, хиротонию получил от Грузинского католикоса. Кафедра Иоанна находилась уже в Таврии. Готы жили в лесистой стране Дори на юго-западе Крыма. Поэтому их называли готы-тетракситы, то есть готы древесные. Видимо их страну «Повесть временных лет» именует «дерева».[4] В Дори нашли церковь свв. Константина и Елены, большую по размерам и с баптистериями.

В списке епархий Константинопольского патриархата конца VIII века Готская епархия обозначена уже как митрополия, включавшая в себя восемь епархий. Ей подчинялась епархия хазар, известная только из нотиций. Готская митрополия просуществовала до 70-х годов XVIII века. В царствование Екатерины II крымские греки, во главе с последним митрополитом Готским святителем Игнатием Газадини, переселились в северное Приазовье и основали город Мариуполь. После кончины святителя Игнатия Готская митрополия прекратила свое существование. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2018 года внес имя святителя Игнатия (Газадини) в список святых, почитаемых всей Церковью.

 

7. Никопская, Зихийская и Матрахская епархия.

Зихия.

Никопская епархия.

Таматарха. Впоследствии это Тмутороканская епархия в составе Киевской митрополии.

8. Аланская митрополия

В древности Алания простиралась от устья Дона до Волги, Каспийского моря и сопредельного ему Кавказа. Митрополит Макарий (Булгаков) полагал, что начало христианства в Алании следует относить к временам проповеди апостола Андрея. Святой Епифаний Кипрский (IV век) упоминает, что св. апостолы Андрей и Симон проповедовали в Солании, под которой можно понимать Аланию, а затем у абазгов (абхазов). Византолог Ю. Кулаковский скептически относился к этим известиям и считал, что христианство у аланов появилось в начале X века при патриархе Константинопольском Николае Мистике, когда в 901-902 гг. действительно была образована Аланская митрополия. На территории Осетии археологами найдено множество памятников христианской древности, однако они относятся к концу 1-го - началу 2-го тысячелетия после Рождества Христова. Кафедра Аланского митрополита находилась на месте нынешнего селения Нижний Архыз. Что в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесии. Считается вероятным, что Нижний Архыз – это бывшая столица древней Алании город Маас. В этом селении сохранились три каменных христианских храма, построенные в X веке. Впоследствии кафедра была перенесена на территорию Византии. В дальнейшем распространением христианства у алан занимались грузинские миссионеры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: