ИНТЕГРАЦИЯ ЦИФРОВОГО ТЕКСТА В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ АНГЛОЯЗЫЧНОМУ ЧТЕНИЮ




Койстрикова Т. Г.

 

обучающаяся 4-го курса Института филологии (с.п.)

ФГАОУ ВО «КФУ имени В. И. Вернадского»

Научный руководитель: ст. преп. Чернобай С. Е.

 

itskoystrikova@yandex.ru

Введение. С развитием современных информационных и коммуникационных технологийподход к чтению претерпел изменения. Цифровое чтение укрепило свои позиции, повлияв на традиционные способы восприятия информации и создав новый канал восприятия окружающего мира.Все чаще современное чтение осуществляется в интерактивной цифровой среде Интернет, где текст сочетается с изображениями, видео и музыкой, не оставляя возможностей для непрерывного чтения длинного текста.

Целью данного исследования является выявление особенностей работы с цифровым текстом. Задачи исследования: раскрыть особенности восприятия текста на цифровом носителе; обозначить роль использования цифрового текста в образовательном аспекте;предложить этапы работы с цифровым текстом на уроке английского языка.

В работе использовались методы анализа и изучения литературы по предмету исследования и обобщение литературных источников.

Результаты исследования. За последние 20 лет было проведено большое количество эмпирических исследований, сравнивающих цифровое и традиционное виды чтения [1; 2; 3]. В результате был обозначенряд факторов, влияющих на восприятие текстовой информации реципиентом. К ним относятся: внешний вид носителя информации, его технические характеристики и структурная организация текста[2]. Имея ограниченные варианты доступа к традиционному тексту, читатель не скован в выборе вариантов цифрового чтения, которое может включатьв себя:чтение статичного текста в формате e-book, чтение статичного текста без гиперссылок с экрана компьютера, чтение интерактивного текста в Интернете с гиперссылками. Помимо текста и изображений, цифровое чтение обогащает контент аудио и видео функциями, делая процесс более увлекательным. Отличительной особенностью традиционного чтения являются тактильные ощущения, включающие в себя координацию рук и глаз, ощущение веса книги, перелистывание страниц. Подобная координация зрительного фокуса с тактильным ощущением имеет уникальный когнитивный эффект, заключающийся в переключении разума читателя в состояние концентрации, которая помогает запоминать прочитанное [1].В то же время цифровой формат имеет ряд преимуществ в поиске и упорядочивании содержимого. Важную роль играют гипертекст и навигация. Такой способ подачи информации делает текст нелинейным и позволяет читателю обратиться к его расширенной структуре, а автору текста – дать читателю возможность сделать выбор.Следовательно, чтение переходит от линейного опыта в печатной версии к нелинейному в цифровом формате. Нелинейное цифровое чтение несет в себе огромный образовательный потенциал, поскольку оно способствует развитию многомерного мышления, а интерактивная форма работы с учебным материалом развивает навыки самодисциплины.Следует отметить, что оба способа восприятия текста имеют свои собственные незаменимые преимущества. С одной стороны, возникающие технологические изменения бросают вызов читателям, предлагая приобрести совершенно новый опыт чтения текста. С другой стороны, традиционный формат доказывает свое преимущество при вдумчивом чтении длинных текстов. А сочетание разных способов чтения приводит к когнитивному развитию читателя, стимулируя активную познавательную деятельность.

Ввиду этого, ставится вопрос об интеграции цифрового и традиционного чтения с задействованием уникальных характеристик двух форматов восприятия текста. Длительное вдумчивое чтение литературных аутентичных текстов не требует дополнительных опций, поэтому для такого чтения рекомендуется использовать бумажный носитель. Для изучения новой лексики, поиска слов, отработки грамматических структур и других видов деятельности, требующих опции навигации, аннотации и выделения, рекомендуется использовать цифровой носитель.

В рамках этого подхода на занятии учащимся предоставляется отрывок текста, открытый в GoogleDocs. Сначала учитель просит учащихся самостоятельно прочитать его и выделить незнакомые слова. В этом заключается базовая работа по декодированию текста. После того, как все учащиеся будут одинаково знакомы с активной лексикой, учитель просит их прочитать абзац и выделить ключевые идеи, а затем придумать заголовок для этой части текста, опираясь на идеи, выделенные в процессе обсуждения. Учащиеся могут вводить свои заголовки в GoogleDocs, редактировать их, после чего сравнивать друг с другом. Такой вид работы с текстом позволяет замедлить темп и проанализировать прочитанное. Работая в онлайн-офисе, ученик вправе выбирать свой собственный ритм учебы, прорабатывать вопросы в индивидуальном порядке, выделяя нужные фрагменты в документе.Домашним заданием может стать развернутая реакция учащихся на неожиданное событие или действие, совершенное одним из персонажей. Работая в одном документе целой группой, ученики могут вести дискуссии и развивать коммуникативные навыки.Возможность редактирования текста и добавления заметок позволяет учителю предоставить учащимся описательную обратную связь, отслеживать ход учебной деятельности, способствуя оптимизации процесса обучения.

Выводы: 1) глобальная компьютеризация сделала безусловный вклад в образовательный процессблагодаря развитию Интернета и появлению множества компьютерных программ, ресурсов и приложений на работу с аутентичными текстами; 2) отличаясь от традиционного текста параметрами внешнего вида, техническими характеристиками и нелинейной гибкой структурной организацией, цифровой текст дает пользователю право выбора, развивает многомерное мышление и навыки самодисциплины; 3) интеграция традиционного и цифрового видов чтения является эффективным методом работы с текстом, поскольку она направлена на построение многомерной системы восприятия письменной речи и создание условий для активного развития коммуникативно-познавательных способностей учащихся; 4) использование GoogleDocsна уроке английского языка имеет возможность реализации принципа индивидуальности, широкие возможности наглядного предъявления языкового материала и стимулирования активности учащихся, обусловленное интерактивной формой работы с текстом.

Списоклитературы

1. Dyson, M. C. How physical text layout affects reading from screen [Electronic Resource] / M. C. Dyson. – Access mode: https://www.researchgate.net/publication/220208446_How_physical_text_layout_affects_reading_from_screen. (Access date: 28.03.2021).

2. Liu, Z. Reading behaviour in the digital environment: Changes in reading behaviour over the past ten years [Electronic Resource] / Z. Liu. – Access mode:https://dx.doi.org/10.1108/00220410510632040. (Access date: 20.03.2021).

3. Mangen, A. Hypertext fiction reading: Haptics and immersion [Electronic Resource] / A. Mangen. – Access Mode: https://dx.doi.org/10.1111/j.1467-9817.2008.00380.x. (Access date: 22.03.2021).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: