ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ




ТЕМА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ

1. Объект и предмет социологии

2. Функции социологии и ее место в системе наук

3. Структура социологии

 

1. История социально-философской мысли насчитывает свыше двух с половиной тысяч лет, уходя своими истоками к трудам Платона и Аристотеля. В средние века социальные учения пережили определенный застой. Окончательно же отграничил социологию от философии и этики, сформировав самостоятельную научную дисциплину, Огюст Конт (XIX век). Тогда же в США и Франции появляются первые исследования и журналы собственно социологического направления.

В XX столетии интерес к социологии резко вырос: первый социологический бум наблюдался в 20-30-х гг., затем – в 50-60-х гг., и, наконец, в 80-90-х гг. Наибольшее развитие социология получила в самых развитых странах, прежде всего в США.

Отечественная социология переживает процесс возрождения, сопровождающийся повышением интереса общества к данной сфере деятельности, подъемом спроса на социологов.

Термин "социология" (sociology; от лат. "societas" – общество или socius – сотоварищ и греч. "logos" – слово, учение, исследование) введен О. Контом в 30-х годах XIX века и означает "науку об обществе".

Объект социологии – общество. Однако общество является объектом многих гуманитарных наук, как природа – объектом естественных наук. Поэтому необходимо различать объект и предмет исследования социологии. Объектом науки может быть целостная система, изучаемая рядом наук, а предметом науки является лишь та сторона этой системы, которую изучает только данная наука.

Предметом социологии является не общество в целом, а его социальная жизнь, т.е. взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом. Социальные субъекты – это индивиды и социальные общности (малые группы, слои, классы, демографические группы, элиты, этнические сообщества), имеющие социальные различия между собой. Социальные различия есть различия в социальном статусе, а социальный статус – это положение в общественной иерархии (доступ к власти, собственности, образованию, культуре и иным благам, уровень престижа и доходов).

Интерес к социологии в развитых странах с демократическим строем не случаен:

- во-первых, в обществах тоталитарного типа не требуется знать мнение народа или можно им легко манипулировать. В демократическом обществе политикам необходимо регулярно отслеживать мнение электората, чтобы быть избранными;

- во-вторых, при развитом рынке, без постоянного слежения за спросом, изменениями конъюнктуры невозможно достичь коммерческого успеха;

- в-третьих, в XX веке цивилизация выявила не только свои возможности, но и свои тупики (экономические кризисы, ядерные катастрофы, гонка вооружений, экологические бедствия, массовая бездуховность и пр.), которые также нуждаются в изучении и поиске путей разрешения;

- в-четвертых, все больше возрастает необходимость в опоре на науку, а не на произвол правителей, при выборе оптимальной модели социального развития.

Приоритет в решении всех этих проблем принадлежит социологии.

Следует упомянуть о вкладе в разработку вопроса о предмете социологии российских исследователей Н. Кареева, М. Ковалевского и др. Н. Кареев считал, что "социология должна быть учением об обществе, подобно тому, как существует учение о жизни", а Ковалевский отмечал: "Социология, в отличие, например, от истории, необходимо отвлекается от массы конкретных фактов и указывает лишь общую их тенденцию, никогда не теряя из виду основной своей задачи – раскрытия причин покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в различные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой".

В западной социологии преобладает широкая трактовка предмета социологии как науки об обществе в целом, хотя американская социология была сосредоточена преимущественно на изучении малых групп, и только с 80-х г.г. ХХ века в ней наблюдается соединение микро- и макроподходов. Так, профессор Кембриджского университета Энтони Гидденс рассматривает социологию как науку, изучающую практически все социальные процессы и явления.

По мнению современных российских ученых, в современной американской социологии преобладает поведенческий подход к предмету социологии. Например, профессор Калифорнийского университета Нейл Смелзер, автор популярного учебника социологии, пишет: "Социология, попросту говоря, – это способ изучения людей. Социологи хотят знать, почему люди ведут себя именно так, а не иначе, почему они образуют группы, почему идут воевать, поклоняются чему-либо, женятся и голосуют, т.е. все, что происходит, когда люди взаимодействуют друг с другом". Социологию, как пишет Смелзер, можно определить как научное изучение общества и общественных отношений.

2. Социология как наука выполняет специфические функции в обществе (теоретико-познавательную, мировоззренческо-идеологическую, критическую, прикладную, гуманитаристскую и др.). Главной ее функцией является изучение действительности, накопление знаний о социальной реальности, их обобщение и составление наиболее полной характеристики современных социальных процессов. Эта функция относится ко всем уровням социологического знания и служит основой для осуществления остальных функций.

Теоретико-познавательный функциональный блок включает в себя:

а) информационную функцию – получение первичных данных об индивидах и общностях; их потребностях, интересах, ценностных ориентациях, мотивах и фактах реального и вербального поведения, об общественном мнении и т.д.;

б) теоретическую функцию – выявление новых закономерностей и тенденций, обогащение социологической теории;

в) методологическую функцию (ее выполняет главным образом фундаментальная социология по отношению к другим социальным наукам и эмпирическим социологическим исследованиям).

Практический функциональный блок тесно связан с познавательным. Единство теории и практики – характерная черта социологии. Этот блок включает функцию прогнозирования; функцию действенного социального контроля над социальными процессами; функцию оптимизации деятельности социальных общностей и индивидов, внесения коррективов в эту деятельность; функцию социальной помощи.

Мировоззренческо-идеологическая функция социологии направлена на:

а) познание естественноисторического процесса и выработку перспективных и ближайших целей развития общества;

б) научную и идеологическую дискуссию с иными концепциями;

в) распространение научной идеологии среди населения;

г) подготовку компетентных специалистов и всестороннее усвоение ими научной идеологии.

Критическая функция социологии призвана предупреждать социальную политику об отклонениях в развитии общества, сигнализировать о возможных негативных социальных явлениях и последствиях.

Прикладная функция социологии связана с совершенствованием управленческих отношений.

Гуманитаристская функция социологии выражается в разработке целей социального развития, социальных идеалов, программ научно-технического, социально-экономического и социокультурного развития общества.

Успех реализации всех этих функций социологии зависит от общественных закономерностей и социальных условий, от профессиональной подготовки социологических кадров и от уровня организации социологической деятельности.

Во всех цивилизованных странах социология является общепризнанной наукой и учебной дисциплиной. Она заняла прочное место среди других общественных наук благодаря своему пограничному положению между естественнонаучным и социогуманитарным знанием.

На социологию возлагается огромная ответственность за точное и всестороннее раскрытие механизма действия самой сложной из всех живых систем – общественной системы и ее составляющих – людей. Только социологическое исследование позволяет получить сравнительно точную социально-статистическую информацию для понимания состояния общества и качественного прорыва в социальном регулировании.

Социология выступает мощным оружием в руках разных политических сил. Она воздействует на массовое сознание своими результатами, формирует его, активно влияя на установки и ценностные ориентации личности. Поэтому далеко не случайно, что как в целом для ученых, так и для социологов, выработан кодекс профессиональной чести. В развитых странах воздействие социологической информации рассматривается как мощное идеологическое оружие.

В системе общественных наук социология занимает особое место в силу того, что является наукой об обществе, его явлениях и процессах; включает в себя общую социологическую теорию, которая служит теорией и методологией всех других наук; связана со всеми гуманитарными науками социальным аспектом, техникой и методикой изучения человека и его деятельности (социология их разрабатывает, а другие науки используют). Сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук (социально-экономических, социально-демографических, социально-политических), развиваются новые "пограничные" науки: социобиология, социогеография, социальная антропология, социальная психология, социальная экология и др.

То, что социология занимает общее, а не частное место среди гуманитарных наук, не означает ее превращения в философскую науку. Ее значение для других наук заключается в том, что она дает научно обоснованную теорию об обществе через его структуры, через закономерности их взаимодействия. Положение социологии по отношению к специальным общественным дисциплинам такое же, что и положение, к примеру, общей физики к акустике, электронике, учению о свете или положение общей химии к органической, неорганической химии и т.п.

Наиболее тесная связь у социологии с историей. И та, и другая изучают общество и его закономерности в конкретных проявлениях. Различия между ними в том, что история воспроизводит социальный процесс post factum, а социология in factum; история описывает, а социология анализирует; история выстраивает анализ в хронологической последовательности, социология – в логической иерархии; историю интересуют разные уникальные события, социологию же – повторяющиеся и воспроизводимые.

Отличие социологии от других наук можно проследить на конкретных примерах. Рассмотрим работу транспорта. Все мы ездим на учебу или работу городским транспортом и возмущаемся его неритмичной работой. Экономист, оценивая работу транспорта, посчитает расходы горючего, энергозатраты, даст схему рационального размещения маршрута, предложит повысить цену за проезд, чтобы укрепить материальную базу предприятия. Философ отмахнется, посчитав это слишком мелким и частным вопросом, не стоящим философских обобщений. Историк отметит, что по сравнению со средними веками, большие расстояния преодолеваются быстрее, что городской транспорт и его состояние – это проблема современной промышленной цивилизации.

Социолог же поставит вопросы: Кто виноват в плохой работе транспорта? Кто заинтересован в повышении оплаты за проезд? Почему те, кто руководит работой транспорта, на нем не ездят и не зависят от пассажиров? Что сделать, чтобы люди меньше тратили время на проезд? Социолог проанализирует этот факт в связи с общей схемой распределения времени и потребностей в нем общества. Например, в 1800 году в европейских городах средняя продолжительность жизни равнялась 36 годам, из которых средний человек в сумме отрабатывал 8 лет, а на свободное время у него оставалось 3 года. (За основу взяты сутки). В 1890 году продолжительность жизни составляла 45 лет, из которых 11 лет приходилось на работу и 5 лет – на свободное время. К концу ХХ века продолжительность жизни в Европе достигла 72 лет при 8 годах работы и 20 годах свободного времени. Следовательно, главная задача людей – спасти свободное время, на что и направлен научно-технический прогресс (создание безлюдных технологий на производстве).

По данным исследований, россиянам катастрофически не хватает свободного времени потому, что у большинства из них чрезмерно низкие доходы, заставляющие людей иметь вторичную занятость, плохо налажено обслуживание, работа бытовых учреждений. Выявлена самая страдающая от недостатка времени категория – женщины от 25 до 49 лет. Анализируя соотношение рабочего и свободного времени, социолог выявляет комплекс проблем общечеловеческого масштаба.

Приведенный пример социологического анализа лишь одной проблемы социальной жизни свидетельствует о том, что нет ни одной социальной сферы, ни одного социального института или социальной группы, которые бы не нуждались или не подвергались социологическому исследованию.

 

3. Имеются разные подходы к характеристике структуры социологии: содержательный, целевой, масштабный.

Содержательный подход подразумевает выделение трех основных частей социологии – теории, методологии и эмпирии. Без этих составляющих социология перестает быть цельной наукой: ее нельзя рассматривать только как эмпирическую науку, равно как и ограничивать ее содержание общей социологической теорией или методологией. Конкретные социологические исследования требуют глубоких теоретических обобщений, формирующих законы и категории, а методология представляет собой способы получения знаний, принципы движения от эмпирии к теории и обратно.

Теоретическая социология. В ее задачи входит изучение общих законов функционирования и развития общества. Она выявляет взаимосвязи экономики, политики и культуры, взаимодействие различных социальных групп. Теоретическая социология включает в себя большой спектр теорий разной степени общности, в ней сложились свои традиции исследования: производство, семья, общественное мнение, политика, право, молодежь, гендерные аспекты, спорт, мода, искусство, религия, личность, девиантное поведение и др.

Основатели социологии были прежде всего выдающимися теоретиками. В современных условиях наблюдается возрождение интереса к теории, по размаху сравнимое лишь с периодом зарождения социологии. Польский социолог П.Штомпка обосновывает этот факт сходством двух эпох: и тогда, и сейчас общества переживали быстрые перемены радикального свойства, в обоих случаях налицо широко распространенное негативное восприятие, сильный критический настрой по отношению к унаследованному социальному миру и желание его изменить. Имеют место массовая активность, различные формы протеста и народных движений. Штомпка делает предположение: теории – это порождение времени перемен. Во времена решительных и быстрых социальных изменений существует большая потребность в общей теории и именно общая теория демонстрирует самую сильную восприимчивость, самую большую способность влиять на течение социальных процессов в широчайшем смысле этого слова, потому что она формирует модели, с помощью которых люди определяют ситуацию, совершают выбор, предпринимают определенные действия. Опасности, проблемы, угрозы, но в то же время шансы и перспективы, с которыми столкнулся мир как единое целое в конце ХХ столетия, породили целую волну теорий (теории модерна и постмодерна, постиндустриального общества, посткультуры, конца истории и мировой системы и т.п.). В современной зарубежной социологии (Великобритания, Франция, Германия, США) нормой стало не полемическое теоретизирование, а синтезирование, сведение аналитической сложности общества к унифицированной картине.

Эмпирическая социология. Представляет собой комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ конкретных фактов социальной жизни с использованием специальных методов – опросов, наблюдения, эксперимента, математических и статистических методов. Прикладные эмпирические исследования направлены на решение четко определенных практических задач, таких, как: выяснение причин, порождающих социальный дискомфорт людей; выработка рекомендаций по их устранению; разработка методов сбора, обработки и интерпретации полученных социологических данных; определение объекта, стратегии и цели исследования; осуществление выборки, достижение ее репрезентативности.

Теория и эмпирия имеют существенные различия. Теоретическая социология включает в себя совокупность гипотез, теорий, моделей, объясняющих процессы развития социальной системы и ее элементов, а эмпирическая социология изучает реальные социальные факты, что является исходной точкой социологического анализа.

Методология – это учение о методе социального познания, система философских, исторических и социальных принципов, обосновывающих пути и способы накопления, построения и применения социологического знания. Методология может содержаться в социальной теории (диалектический метод в марксизме, структурно-функциональный метод в теории Т.Парсонса и Р.Мертона, социокультурный метод в теории идеальных типов М.Вебера). В англоязычной литературе в качестве сходного понятия используется термин метатеория (meta-theory), обозначающий общее философское основание (background) допущений, создающее правила для построения частных социологических теорий и обосновывающее применение частных социологических методов. В социологии существует несколько таких метатеорий, примером которых является герменевтика.

Второй подход к рассмотрению структуры социологического знания – целевой. В его рамках выделяются фундаментальная и прикладная социологии.

Фундаментальная, или базисная, чистая, ориентированная на дисциплину, именуемая на Западе академической, решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата социологии, методологии и методов социологического исследования. Разрабатываемые теории и концепции отвечают на два вопроса: "что познается?" (объект) и "как познается?" (метод), т.е. они связаны с решением гносеологических (познавательных) задач. Основной, отличительной чертой фундаментальной социологии является то, что главная задача социального познания усматривается в открытии и формулировании универсальных, независимых от времени и места закономерностей поведения человека и социальной организации, в поиске объективной истины.

Прикладная социология, называемая в США "проблемно ориентированной", "ориентированной на клиента", изучает проблемы, связанные с практическим преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы, использования познанных фундаментальной социологией законов. Она прямо отвечает на вопрос "для чего?": для социального развития, для совершенствования социальных отношений, для формирования личности, для реконструкции управления и т.д. Под прикладной социологией западными учеными понимается совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта. Это социологическая работа, сделанная для заказчика государственного учреждения, правительственной организации, частной фирмы, федеральных органов власти и др.

Таким образом, фундаментальная и прикладная социология различаются не по объекту или методу исследования, не только содержанием и характером научной деятельности, а по своей цели: решению научных или практических задач, по своей ориентации: на практическую пользу или на приоритет знания и научный вклад в фундаментальные открытия.

Прикладная социология пользуется особенным авторитетом в США, где все более популярными становятся курсы подготовки практических социологов и растет их количество. Прикладную социологию различают по используемым методам: выделяют две главных разновидности – социальная инженерия и клиническая социология (clinical sociology). Последний термин ввел в 1930-е годы Л.Вирт, наблюдавший работу социологов в клиниках, в состав которых входили психиатры, психологи и социальные работники. Эти клиники занимались прежде всего проблемами поведения детей, но Вирт предвидел развитие социологических клиник, имеющих дело с большинством социальных проблем (Социолог станет частью терапевтической команды, обеспечивающей исследование, обучение и практическое участие в проблемах своих клиентов). Вирт утверждал также, что социология имеет важное значение в обеспечении врачей и психиатров видением социальных измерений умственных и физических болезней. Различия же между двумя направлениями прикладной социологии следующие.

Инженер-социолог чаще пользуется маломасштабными дешевыми опросами, сериями полевых экспериментов, разрабатывает проекты социальной перестройки небольших сообществ (например, молодежных кемпингов или производственных бригад), занимается планированием и дизайном. Задача "клинического социолога" – поставить диагноз, предложить альтернативу, проконсультировать и наметить "терапевтические" меры. Так, социоинженер разрабатывает новую форму брачного контракта, а "клиницист" просвещает молодоженов о том, как им лучше распределить обязанности по уходу за ребенком. Первый, обобщив данные о финансовом положении компании, делах на рынке сбыта и технологии производства, предлагает перестроить управленческую структуру, а второй проводит психологический тренинг с менеджерами с целью переориентировать их. Как правило, оба специалиста работают в тесном контакте. Информация, полученная социологом, – это собственность корпорации, которая вольна поступать с ней так, как считает нужным: сдать в архив, принять к сведению, запретить публикацию или внедрить в практику.

Третий подход – масштабный. В соответствии с делением субъектов социальной жизни и типов их связей по степени общности на субъекты и связи мегауровня (общества, этносы, суперэтносы, цивилизации), субъекты и связи макроуровня (социальные общности и общественные институты, т.е. социальные и социетальные системы), субъекты и связи микроуровня (личности и их взаимодействие "face-to-face"), социологические теории различаются по уровню обобщения: 1) общая социология (мегасоциология); 2) макросоциология (macro-sociology; частные теории среднего уровня: а) специальные (изучающие крупные социальные общности типа города, церкви, молодежи), б) отраслевые (исследующие отдельные сферы, т.е. социальные системы, структуры, институты и процессы); 3) микросоциология (micro-sociology; занимается социальными контактами лицом к лицу в повседневной жизни и межличностным поведением в малых группах).

Отразим это графически следующим образом:

 

Схема 1. Структура социологии по субъектам социальной жизни и их связям

 

Социальные субъекты Степень общности Социологические теории
Общество Мегауровень Общая теория – мегасоциология
Иные социумы и сферы Макроуровень Макросоциология: частные (отраслевые, специальные) теории среднего уровня
Личности Микроуровень Микросоциология

 

Все вышеизложенное относительно подходов к структуре социологии можно изобразить с помощью схемы 2.

Схема 2. Структура социологии

 

1. Методология(Метатеория или метасоциология) 1. Фундаментальная (академическая) 1. Общая социология (мегасоциология)
2. Теория 2. Прикладная(ориентированная на клиента): -социальная инженерия, -клиническая социология 2. МакросоциологияЧастные теории среднего уровня: -специальные, -отраслевые
3. Эмпирия 3. Микросоциология

 

По мере познания всего многообразия социальных объектов в социологической науке возникло множество специализированных теорий среднего уровня (Р. Мертон). Основными из них являются:

- экономическая социология, изучающая социальную жизнь в сфере экономики, т.е. взаимоотношения между социальными субъектами в этой сфере, социальные различия между ними и отношения данной сферы с другими сферами жизни общества;

- индустриальная социология или социология труда, нацеленная на трудовые отношения людей на предприятии и разрабатывающая практические рекомендации по увеличению эффективности производства (в США это – прикладная отрасль социальных наук);

- социология управления, изучающая "социологическую надстройку" в менеджменте;

- социология семьи как социального института; ее функции, социальные причины и последствия разводов и пр.;

- городская социология, рассматривающая социальные процессы, формы и институты урбанизации в их связи с развитием общества в целом;

- социология досуга, занимающаяся социальным поведением индивидов и групп в свободное время, способами удовлетворения потребностей в отдыхе, развлечении, общении, развитии личности, а также функционированием учреждений досуговых услуг, "индустрии досуга";

- социология морали, исследующая реальные нравы и их функционирование в обществе, моральные представления и мнения различных групп, эволюцию, пути и тенденции развития морального сознания в обществе;

- социология девиантного поведения, анализирующая социальные корни, условия и причины отклоняющегося поведения;

- политическая социология, исследующая социальные аспекты политики и политические аспекты общественных явлений;

- социология образования, предметом которой является система образования как социального института, ее взаимодействие с обществом;

- социология религии, изучающая религиозные институты в их взаимодействии с обществом;

- этносоциология, рассматривающая особенности развития этнических сообществ, их соотношение с другими общностями (государственной, конфессиональной, расовой), проводящая сравнительные исследования становления и развития различных этнических групп, их этнического самосознания, исследующая специфику проявления в них социального фактора. Объект этносоциологии – этнические аспекты социальных процессов и социальные аспекты этнических явлений;

- социология молодежи, изучающая различные аспекты жизнедеятельности молодого поколения – процесс взросления, социализацию, формирование идентичностей, субкультурную активность, образование и досуг.

Специфика указанных социологических теорий и их соотношение со смежными гуманитарными науками представлено на схеме 3.

 

Схема 3. Соотношение между отраслями социологии (С)

и конкретными гуманитарными науками (КГН).

Объект изучения Отрасли социологии (С) КГН Прикладные ГН и отрасли КГН Вспомогательные ГН
Производство, труд, Управление Социология труда, индустриальная социология, социология управления Экономическая теория, менеджмент Экономика и организация отраслей, маркетинг Экономическая статистика, история экономической мысли, хозяйственное право, бухучет
Человек, население Социология семьи, социология молодежи, социология города Медицина, Демография Геронтология, ювенология Семейное право, демографическая статистика
Этносы Этносоциология Этнология Этнография Этнография, этническая история
Мораль Социология морали Этика Профессиональная этика История этики
Право Социология права, социология преступности Юриспруденция Отрасли права, криминология История права, уголовная статистика
Политика Социология политики Политология Отрасли политологии Политическая история
Духовная культура Социология культуры, искусства, науки; социология религии, социология образования Культурология, науковедение, психология, богословие, педагогика Отрасли искусствоведения, богословия, психологии и педагогики Археология, нумизматика, история психологии, педагогики, религии, искусства, методика и дидактика

 

Вопросы для контроля:

1. Когда и кем впервые был введен в научный оборот термин "социология"?

2. Охарактеризуйте объект и предмет социологии.

3. В чем заключается общественная значимость социологии? Перечислите основные функции социологии.

4. Чем отличается социология от других наук?

5. Каковы специфика и структура социологии?

6. Каковы особенности социологического анализа социальной реальности?

7. Что изучает теоретическая социология?

8. Что собой представляет эмпирическая социология?

9. Чем отличается фундаментальная социология от прикладной?

10. Охарактеризуйте основные специализированные социологические теории среднего уровня.

 

Логические задания:

1. Непосредственным объектом исследования какой науки является социальная реальность?

1 - политологии

2 - философии

3 - истории

4 - социологии

5 - экономической теории

2. Кто ввел впервые в научный оборот термин "социология"?

1 - Ш. Монтескье

2 - Гегель

3 - К. Маркс

4 - О. Конт

5 - В. Ленин

3. Укажите, в каком столетии впервые стал использоваться термин "социология".

1 - в XVII в.

2 - в XIX в.

3 - в XX в.

4. Обоснуйте свою точку зрения о необходимости социологии в профессиональной деятельности инженера.

5. Выявите общее и различное в изучении социальных явлений между социологией и другими гуманитарными науками.

6. Опишите, как может быть объяснен взрыв религиозности в современном российском обществе различными науками?

- историей - ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

- философией - ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

- экономической теорией - ______________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

- социологией - ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

7. Прокомментируйте нижеприводимую схему 4:

 

Схема 4. Общее место социологии (С) в системе

гуманитарных наук (ГН).

Социология – базовая гуманитарная наука: ее объект – общество

         
         
    С КГН Вспомогательные ГН
         
         

 

Литература:

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь / Пер. с англ. – Казань, 1998.

2. Беляев В.А. Социология. Часть 1. Большая теория / Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология. Учебный курс для вузов. – Казань: Карпол, 1997.

3. Бороноев А.О., Ельмеев В.Я., Орлов В.Н. О предмете социологии как общей науке об обществе // Социол. исслед. - 1991. - №5. - С.35-39.

4. Гидденс Э. Социология: - М., 1999.

5. Исламшина Т.Г., Егорова Л.Г., Салагаев А.Л. О методологических ориентациях и парадигмах современной социологии // Вестник КГТУ им. А.Н.Туполева - 1995. - №2.

6. Капитонов Э.А. Социология ХХ века. История и технология. - Ростов-на-Дону, 1996.

7. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994. - 688 с.

8. Современная западная социология. Словарь / Под ред. В.И. Добренькова. – М., 1990.

9. Социология. Учебное пособие. – Казань: Изд-во КГУ, 2001. - 340 с.

10. Теоретическая социология: Антология. В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. С.П. Баньковской. – М., 2002.

11. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. – 511 с.

12. Фролов. Социология. Учебник для вузов / Осипов Г.В., Кабыща А.В., Тульчинский М.Р. и др. – М.: Наука, 1995.

13. Харчева В.Г. Социология. Учебное пособие для вузов. – М., 1999.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: