Структура корпорации. Участники корпоративных отношений.




Тема 1. Корпорация как институциональная основа корпоративных финансов.

1. Сущность корпорации и ее роль в рыночной экономике.

2. Структура корпорации. Участники корпоративных отношений.

3. Виды корпораций.

4. Типы корпораций.

 

Сущность корпорации и ее роль в рыночной экономике.

В индустриально развитых странах (США, Канада, Япония) корпоративная форма предпринимательской деятельности является ключевой.

О масштабах деятельности корпоративных структур свидетельствуют следующие данные:

– в мире насчитывается более 40 тыс. межотраслевых объединений, имеющих признаки корпоративных структур, которые включают примерно 180 тыс. филиалов в 150 странах;

– они концентрируют примерно до 50% промышленного производства и торговли развитых стран, около 80% всех патентов и лицензий на новейшую технику, технологии, ноу-хау.

Концентрация и централизация капитала служат исходной базой для формирования корпоративных структур.

По мнению Ван Хорна, корпорация – это обезличенное предприятие, созданное законом: оно может владеть имуществом и брать на себя обязательства.

С.Росс определяет корпорацию как бизнес, основанный как отдельное юридическое лицо, состоящее из одного или более частных лиц или юридических лиц.

Отметим, что в экономической практике закрепилось понимание корпорации как объединения, союза предприятий или отдельных предпринимателей (корпорация от лат. объединение, сообщество).

В целом корпорацию можно рассматривать как:

– юридическое лицо;

– коммерческую организацию, в отношении которой ее
участники имеют обязательственные права;

– организацию, объединяющую на основе договора лиц либо
созданную одним лицом, ответственность которых ограничена;

– участника гражданского оборота с четкой организационной
структурой, включающей структуру органов ее управления, высшим среди которых является общее собрание ее участников (членов).

Тем не менее, существуют две ключевые черты, составляющие основные отличия корпорации от других форм организации бизнеса.

1 черта – наличие общего капитала, разделенного на определенное количество равных долей (акций). Право на часть собственности корпорации подтверждается долей в акционерном капитале. При этом каждому владельцу акций принадлежит та часть ее имущества, которая соответствует доле его акций в общем их объеме. Эти акции могут передаваться другим лицам, при этом корпорация продолжает свою деятельность в случае выбытия отдельных держателей акций из-за продажи своего пакета другим инвесторам.

2 черта – разделение ответственности корпорации и ее владельцев. Это означает, что корпорация существует независимо от ее собственников. Она вправе привлекать капитал в денежной форме от своего имени, не возлагая на своих собственников неограниченную ответственность. Следовательно, для удовлетворения претензий кредиторов невозможно конфисковать личное имущество акционеров.

Первая особенность способствует аккумуляции значительных финансовых ресурсов в уставные капиталы акционерных обществ, что делает возможным реализацию масштабных инвестиционных проектов. Вторая особенность делает вложения средств в корпорацию менее рискованными, поскольку снимается имущественная ответственность с владельцев в случае неудачи коммерческой деятельности компании.

 

Структура корпорации. Участники корпоративных отношений.

Структура корпорации включает: организационно-правовую структуру, организационную структуру, производственный комплекс, имущественный комплекс, финансы и социально-организационный комплекс.

При этом корпоративное управление предполагает взаимодействие между собственниками и менеджерами корпорации.

К участникам корпоративных отношений относят:

1. менеджеры; они получают основную часть прибыли, заинтересованы в прочности своего положения, зависят от акционеров и взаимодействуют с большинством групп участников корпоративных отношений;

2. акционеры; они заинтересованы в крупной прибыли корпорации, часть которой получают в виде дивидендов, реинвестируют часть прибыли в корпорацию, а также распределяют свои инвестиции в другие компании;

3. стейкхолдеры (от англ. stakeholde – владелец доли, получатель процента); в ним относят:

– кредиторов (получают прибыль, зафиксированную в договоре);

– потребителей (приобретают продукцию, производимую компанией, оказываемые ей услуги);

– поставщики (поставляют сырье, материалы, полуфабрикаты, услуги и т.д., заинтересованы в стабильности заказов и в своевременной оплате);

– служащие (являются внутренними участниками, выполняют распоряжения менеджеров);

– местные органы власти (заинтересованы в стабильности корпорации и в соблюдении ей финансовой дисциплины и законодательства);

– социально-общественные группы (например, профсоюзы, защита окружающей среды, саморегулируемые организации, общественные организации и т.д.).

Корпорации используют два основных метода построения отношений с внешними стейкхолдерами:

– 1 метод заключается в установлении партнерских связей, чтобы для стейкхолдера было более выгодно действовать в интересах компании, поскольку в этом случае он достигает и собственных интересов;

– 2 метод представляет собой попытку защиты организации от неопределенности посредством использова­ния приемов, предназначенных для стабилизации и прогнозирова­ния воздействий, например, маркетинговые исследования, создание специ­альных отделений, контролирующих сферы интересов важных стейкхолдеров, усилия по обеспечению согла­сительных процедур, реклама и связи фирмы с общественностью и т. д.

 

Виды корпораций.

Классификацию видов корпораций можно рассматривать в разрезе трех признаков.

1. В зависимости от целей создания – коммерческие и некоммерческие корпорации. Коммерческие корпорации создаются с целью извлечения прибыли; некоммерческие преследуют уставные цели (это правительственные, городские, муниципальные, политические объединения, а также благотворительные, религиозные, просветительные организации).

2. По широте географического охвата – предприятия, региональные, отраслевые, национальные, межгосударственные, транснациональные корпорации. См. схему.

Транснациональные корпорации (ТНК).

Под транснациональными корпорациями понимаются международные фирмы, имеющие свои хозяйственные подразделения в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров на основе такого механизма принятия решений, который позволяет проводить согласованную политику и общую стратегию, распределяя ресурсы, технологии и ответственность для достижения результата - получения прибыли.

Транснациональным корпорациям принадлежат или ими контролируются комплексы производства или обслуживания, находящиеся за пределами страны, в которой эти корпорации базируются, имеющие обширную сеть филиалов и отделений в разных странах и занимающие ведущее положение в производстве и реализации того или иного товара.

В литературе выделяются следующие признаки ТНК:

1. фирма реализует выпускаемую продукцию более чем в одной стране;

2. ее предприятия и филиалы расположены в двух и более странах;

3. ее собственники являются резидентами различных стран.

ТНК имеют ряд неоспоримых преимуществ. Зарубежные филиалы играют исключительно важную роль в обеспечении доступа к иностранным рынкам, снижении издержек производства, повышении прибыли. Все это обеспечивает финансовую устойчивость ТНК корпораций и помогает им переживать периоды кризисов.

Данные преимущества очевидны, поэтому их можно рассматривать как причины, в результате которых ТНК активно развиваются:

– возможности повышения эффективности и усиления конкурентоспособности, которые являются общими для всех крупных промышленных фирм, интегрирующих в свою структуру снабженческие, производственные, научно-исследовательские, распределительные и сбытовые предприятия.

– несовершенство рыночного механизма в реализации собственности на технологии, производственный опыт и другие так называемые «неосязаемые активы», в первую очередь управленческий и маркетинговый опыт, которые вынуждают фирму стремиться сохранять контроль над использованием своих неосязаемых активов. В рамках ТНК такие активы становятся мобильными, способными к переносу в другие страны и внешние эффекты использования этих активов не выходят за пределы транснациональных корпораций.

– дополнительные возможности повышения эффективности и усиления своей конкурентоспособности путем доступа к ресурсам иностранных государств (использование более дешевой или более квалифицированной рабочей силы, сырьевых ресурсов, научно-исследовательского потенциала, производственных возможностей и финансовых ресурсов принимающей страны);

– близость к потребителям продукции иностранного филиала фирмы и возможность получения информации о перспективах рынков и конкурентном потенциале фирм принимающей страны. Филиалы ТНК получают важные преимущества перед фирмами принимающей страны в результате использования научно-технического и управленческого потенциала материнской фирмы и ее филиалов.

– возможность использовать в своих интересах особенности государственной, в частности, налоговой политики в различных странах, разницу в курсах валют и т.д.;

– способность продлевать жизненный цикл своих технологий и продукции, сбрасывая их по мере устаревания в зарубежные филиалы и сосредоточивая усилия и ресурсы подразделений в материнской стране на разработке новых технологий и изделий;

– посредством прямых инвестиций фирма получает возможность преодолеть разного рода барьеры на пути внедрения на рынок той или иной страны путем экспорта.

3. По типу объединения капитала – ассоциация, картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат, консорциум, холдинг, финансово-промышленная группа.

Картель – это соглашение между юридически и коммерчески самостоятельными предприятиями, которые договариваются между собой о ценовой политике и дележе рынка (квот производства и проч.). Здесь фирмы (достаточно крупные) вступают в юридическое соглашение с себе подобными. Это соглашение контрактного типа, так как его участники не теряют своей самостоятельности и являются в момент сделки равноправными.

Органы антимонопольного регулирования уделяют большое внимание неформальным картельным объединениям, присекая их попытки монополизировать рынки или установить монопольные цены.

См. схему и Учебник Бочаров Леонтьев Корпоративные финансы.

Типы корпораций.

В зависимости от субъектов, устанавливающих цели, а также в историческом аспекте сложилось 3 типа корпораций – классическая, этатистская и креативная корпорации.

Рассмотрим их более подробно.

1. Классическая корпорация. Классическая корпоративная структура предполагает четкое разграничение собственности и управления, противопоставляя наемных работников владельцам компании. Ее сущность отражает понятие «фордизм», сформировавшееся в середине ХХ в. в социологии. Во второй половине ХХ в. классическая корпорация прошла несколько этапов развития.

Первый этап западными исследователя характеризуется терминами «постфордизм» или «этап гибкой специализации», отходом от установки на массовое производство. Важнейшей предпосылкой для таких сдвигов стал научно-технический прогресс 50–60-х годов, вылившийся в распространение новых технологий, которые способствовали децентрализации, демассификации и фрагментации производства и требовали повышения квалификации работников, роста их самостоятельности.

Второй этап пришелся на 70-е и начало 80-х годов и ознаменовался формированием децентрализованных и деиерархизированных систем управления, подготавливавших передачу права на принятие решений на максимально низкий уровень, что отвечало возросшему творческому потенциалу работников.

Третий этап (80-е – первая половина 90-х годов) фактически завершает историю классической индустриальной корпорации. На данной стадии она превращается в специфическую социальную общность, что резко меняет ее внутреннюю структуру.

Черты классической корпорации:

– ведущую роль в таком образовании играют работники интеллектуальной сферы;

– производственная деятельность компании перестает быть совокупностью отдельных операций, в полной мере превращаясь в процесс;

– решающие позиции начинают занимать специалисты, обладающие наиболее полной и адекватной информацией о нем;

– важнейшим элементом, цементирующим единство корпорации, становится уже не простая материальная зависимость сотрудников от хозяев, а специфическая культурная общность персонала, в рамках которой моральное единство обеспечивает основу для взаимного доверия.

2. Этатистская корпорация. Большую часть ХХ в. западный мир с его саморегулирующейся рыночной экономикой провел в условиях жесткого противостояния разным этатистским режимам (Германия 30–40-х гг., СССР, страны соцлагеря). Там сформировался иной тип корпоративных структур, по сути дела государство выступало как корпорация.

В отличие от классических индустриальных этатистские корпорации не способны к естественному развитию. Их черты:

– главная цель – не достижение максимальной эффективности производства, а реализация задач, поставленных государством;

– способность добиваться успехов лишь на относительно узких направлениях;

– успехи достигались, как правило, в количественном, а не в качественном отношении, главным инструментом их конкурентоспособности становились искусственно заниженные издержки;

– потребность в гигантских инвестициях для своего развития и неспособность обеспечить высокую эффективность производства.

– невосприимчивость к технологическому прогрессу; этатистские корпорации не становятся источниками инноваций и не оценивают должным образом интеллектуальный потенциал своих работников.

3. Креативные корпорации.

Важнейшей чертой конца ХХ в. стала неудержимая экспансия «новой экономики», в основе которой лежат наиболее совершенные информационные технологии.

Развитие «новой экономики» привело к широкому распространению мелких компаний, которые могут быть организованы с минимальными инвестициями и основным достоянием которых являются интеллект и таланты их основателей. Развитие подобных структур требует партнерства творческих личностей, а не отношений руководства и подчинения; их цели приобретают ярко выраженную неэкономическую составляющую.

Такие объединения новый тип корпораций – креативные корпорации.

Креативная корпорация характеризуется следующими чертами:

– ее деятельность в первую очередь отвечает внутренним устремлениям и идеалам создателей и выходит за рамки экономической целесообразности;

– она строится вокруг творческой личности, гарантирующей ее устойчивость и процветание;

– такие хозяйственные образования чаще всего не следуют текущей хозяйственной конъюнктуре, а формируют ее;

– они не только способны развиваться, используя внутренние источники, но и обнаруживают возможность постоянно преобразовываться, давая жизнь все новым и новым компаниям.

Креативные корпорации воплощают собой тип организации, наиболее адекватный потребностям развития интеллектуального капитала



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: