ОСНОВЫЗНАКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ЛИНГВИСТИКА И СЕМИОТИКА.
Контрольный вопросник
1. Семиотика как наука. Предмет и задачи семиотики. Какие разделы охватывает эта наука?
2. Дайте общее определение знака, знаковой системы, знаковой ситуации.
3. Назовите обязательные аспекты знака / знаковой системы, которые определяют их сущность. В чем состоит закон знака?
4. На каких основаниях принято проводить описание и классификацию знаковых систем или отдельных видов знаков? Какие классификации Вам известны?
5. Перечислите основные виды знаков и знаковых систем, которыми вы регулярно пользуетесь в своей повседневной деятельности.
6. В чем состоит специфика языка как знаковой системы особого рода? Какие качества отличают язык от других семиотических систем? Охарактеризуйте место языка в ряду других знаковых систем и его уникальную роль как подлинно универсального средства хранения и передачи информации.
Практические задания:
1. В современной лингвистической литературе принято различать такие типы знаков, как характеризующие (номинативные)знаки, знаки-идентификаторы, знаки-форматоры, оценочные знаки, дейктические знаки (знаки-указатели), связующие (реляционные) знаки, квантитативные знаки, знаки-субституты. Найдите в приведенном ниже списке определения, раскрывающие природу и назначение знаков каждого из этих классов.
· Знаки, специально предназначенные для непосредственной передачи информации о количестве и количественных связях элементов действительности.
· Знаки, содержание и назначение которых исчерпывается тем, чтобы обеспечить общее указание на координаты акта речи и его главных участников, не называя их.
· Знаки, использующиеся как имена отдельных конкретных сущностей и не содержащие информации об их внешних и внутренних свойствах.
· Знаки, содержание которых отражает и фиксирует некоторый набор сведений о признаках элементов действительности, выступающих как предмет их обозначения.
· Знаки, передающие информацию о связях и отношениях элементов действительности и используемые для выражения связей между другими знаками в речевой цепи.
· Знаки, выступающие как представители и заместители других знаков.
· Знаки, которые передают информацию об оценочном отношении людей к элементам действительности.
· Знаки, не способные к изолированному самостоятельному употреблению и использующиеся только как материал для построения других знаков.
2. Охарактеризуйте приводимые ниже примеры знаков по способу их создания, т.е. укажите, относятся ли они к классу ПРИРОДНЫХ знаков или ИСКУССТВЕННЫХ:
белый голубь;; черная кошка; слова человеческого языка; черно-белый флаг в клеточку на гонках Формулы-1; знак корня в математике; поднятые вверх указательный и средний пальцы; стрелка, указывающая в определенном направлении; знак лежачего полицейского; выстрел стартового пистолета.
3. Охарактеризуйте приводимые ниже примеры знаков как ПРОСТЫЕ или СЛОЖНЫЕ. Укажите, на что членятся сложные знаки:
● дом; домик; домик в деревне; коневод, кровообращение; Красная площадь;
● красный, желтый, зеленый цвета светофора;
● звездочки и полосы на погонах.
4. Укажите, какие разновидности знаковых систем в приведенном ниже перечне относятся к числу (а) репрезентативных; (б) регулятивных; (в) ситуативно прикрепленных и ограниченных; (г) универсальных; (д) монофункциональных; (е) полифункциональных:
символические языки наук (математики, химии, физики); нотная азбука; звуковые сигналы (звонки, гудки, фанфары, барабанный бой); жесты приветствия и прощания; знаки дорожного движения; цвет в живописи; цвет в государственной символике; естественный человеческий язык; военная форма и воинские знаки отличия; светофор; графические символы и знаки, используемые в картографии.
5. К какому типу знаков Вы бы отнесли следующие способы передачи информации:
знаки-чувства; знаки-идеи; 2 – постоянные – переменные; 3 – материальные – нулевые; 4 – зрительные; 5 – слуховые; 6 – осязательные; 7 – обонятельные
а) букет цветов, вручаемый на концерте;
б) местоимения; звонок; знаменательные слова в языке; знаки картографии;
в) «цветок на окне» – «отсутствие цветка»; слова – пробелы между словами в тексте;
г) форма; знаки отличия; светофор; дорожные знаки; карты; схемы; мимика; жесты;
д) звонки; выстрел стартового пистолета; языковые знаки (слова);
е) жесты-касания (похлопывание, пожимание руки); азбука Брайля;
ж) у животных: муравьи оставляют за собой особый химический след; медведи трутся о стволы деревьев
6. Охарактеризуйте каждую из приведенных ниже единиц с точки зрения основных особенностей ее внешнего строения, семантики, функционального назначения. К какому типу знаков могут быть отнесены эти единицы?
Замечательный; двадцать пять; князь Игорь; такой; жизнеописание; -ель (суффикс), памятник; и (союз), кабинет министров; я; ты; он; Москва; тот; ничтожный; на- (приставка); на (предлог); Петр; первый; Петр первый; они; хуже; мастерская; слякоть; но (союз), землянка; передача; столица; множество; [i:], [ei], [b]; Европа; эти; эти слова; недотепа.