Глава 1. Понятие, сущность и особенности доказывания вовлечения несовершеннолетних в совершение противоправных и антиобщественных действий




Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Понятие, сущность и особенности доказывания вовлечения несовершеннолетних в совершение противоправных и антиобщественных действий. 5

Глава 2. Административная ответственнсть за вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных и антиобщественных действий. 11

Глава 3. Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. 17

Заключение. 29

Библиографический список. 31

 


Введение

В настоящее время особую важность, для общества и государства в целом является воспитание подрастающего поколения. И поэтому необходимо осуществлять деятельность по предупреждению вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступлений и антиобщественных действий. Государство должно быть заинтересовано в организации достойных условий для воспитания своих граждан, и, прежде всего, молодого подрастающего поколения. Государство не может успешно развиваться, если его «опора» является незащищенной, уязвимой. Государство обязано гарантировать защиту несовершеннолетним гражданам и естественной среде их воспитания и развития – семье.

В разделе VII УК РФ, названной «Преступления против личности», среди прочих содержатся нормы об уголовной ответственности за: вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст.150 УК РФ); вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст.151 УК РФ);

В результате вовлечения несовершеннолетнего в преступление и в совершение антиобщественных действий несовершеннолетним причиняется существенный вред. Более того, сами способы, при помощи которых они вовлекаются в преступную деятельность, чаще всего являются общественно опасными и противоправными. Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления и антиобщественных действий (в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, бродяжничество, попрошайничество) ведет к деформации личности подростка, изменению его психики.

Таким образом, важность и значимость административной и уголовно-правовой защиты интересов несовершеннолетнего гражданина обуславливает актуальность данной темы курсового исследования.

Объект исследования – общественные отношения, предусматривающие ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных и антиобщественных действий.

Предмет исследования – нормы, регулирующие административную и уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных и антиобщественных действий.

Целью курсовой работы является исследование особенностей уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных и антиобщественных действий.

Задачи курсового исследования:

– раскрыть понятие, сущность и особенности доказывания вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступных и антиобщественных действий;

– рассмотреть особенности административной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных и антиобщественных действий;

– проанализировать особенности уголовной ответственности вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления и антиобщественных действий.

Методы исследования: анализ, синтез, исторический, логический, диалектический, сравнительно-правовой.

Теоретической базой исследования послужило изучение трудов таких ученых в области уголовного права как Б.В. Здравомыслов, Н.И. Ветров, И.Я. Козаченко и других, а также анализ законодательных актов Российской Федерации, положений Семейного Кодекса Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации, Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и Международной Конвенции о правах ребенка.

Курсовая работа содержит введение, три главы, заключения и библиографического списка.


Глава 1. Понятие, сущность и особенности доказывания вовлечения несовершеннолетних в совершение противоправных и антиобщественных действий

Н
о
р
му о
 н
а
ка
за
н
и
и
 за
 в
о
в
л
е
че
н
и
е
 н
е
с
о
в
е
р
ше
н
н
о
л
е
тн
е
го
 в
 с
о
в
е
р
ше
н
и
е
 пр
е
с
тупл
е
н
и
я мо
жн
о
 о
тн
е
с
ти
 к чи
с
л
у тр
а
ди
ци
о
н
н
ых уго
л
о
в
н
о
-пр
а
в
о
в
ых за
пр
е
то
в
. В
о
зн
и
кн
ув
 в
 р
о
с
с
и
й
с
ко
м за
ко
н
о
да
те
л
ьс
тв
е
 в
 с
е
р
е
ди
н
е
 XIX в
е
ка
 и
 н
е
о
дн
о
кр
а
тн
о
 по
дв
е
р
га
яс
ь ко
р
р
е
кти
р
о
в
ка
м, о
н
а
 в
с
е
гда
 с
о
хр
а
н
ял
а
 с
в
о
е
 с
о
ци
а
л
ьн
о
е
 пр
е
дн
а
зн
а
че
н
и
е
 - за
щи
ща
ть и
н
те
р
е
с
ы н
р
а
в
с
тв
е
н
н
о
го
 р
а
зв
и
ти
я по
др
а
с
та
юще
го
 по
ко
л
е
н
и
я, пр
е
пятс
тв
о
в
а
ть р
а
с
пр
о
с
тр
а
н
е
н
и
ю пр
е
с
тупн
о
с
ти
 в
 по
др
о
с
тко
в
о
й
 с
р
е
де
, ди
с
ци
пл
и
н
и
р
о
в
а
ть л
и
ц, о
тв
е
тс
тв
е
н
н
ых за
 в
о
с
пи
та
н
и
е
 н
е
с
о
в
е
р
ше
н
н
о
л
е
тн
и
х.

Процесс доказывания по делам о вовлечении несовершеннолетнего в преступную и иную антиобщественную деятельность имеет свои особенности; он представляется нам действительно трудным, поскольку в большинстве случаев следственная ситуация по уголовному делу является сложной и проблемной. Следственная ситуация – это существующая на определенный момент расследования или характерная для этого процесса совокупность условий, детерминированных обстоятельствами совершения преступления и его расследования и образующих определенные проблемы, связанные с получением и проверкой доказательств. Как известно, по объему и характеру дефицита информации следственные ситуации подразделяются на следующие виды:

а) отсутствуют вовсе или имеются неполные сведения о преступнике;

б) имеются недостаточно полные сведения о расследуемом событии;

в) имеются неполные данные как о преступлении, так и о лице, его совершившем[1].

По уголовным делам о вовлечении несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность зачастую отсутствуют данные о лицах, вовлекших подростков в деятельность такого рода, и информация о самом процессе вовлечения. Как нам представляется, по делам данной категории следственная ситуация является трудной еще и потому, что она характеризуется наибольшим дефицитом информации и максимальным противодействием расследованию, то есть эта ситуация является одновременно и проблемной, и конфликтной. Зачастую именно несовершеннолетние пытаются скрыть от следствия или преуменьшить роль в совершении преступления взрослых лиц, что, естественно, создает дополнительные трудности. Кроме того, как правило, по уголовным делам указанной категории взрослые обвиняемые, учитывая, что потерпевшими по делу являются несовершеннолетние, не признают свою вину в предъявленном им обвинении по ст. 150 и 151 УК РФ.

Анализ следственной ситуации имеет значение при разработке тактики отдельных следственных действий для разрешения сложных тактических задач. По делам о вовлечении несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность основным источником доказательств будут показания потерпевшего, то есть несовершеннолетнего, которого вовлекли в противоправные действия. Как известно, показания потерпевшего – это сведения, сообщенные им на допросе. Из таких сведений можно узнать о многих обстоятельствах, в частности о времени, месте и способе вовлечения подростка в преступную деятельность[2].

Показания потерпевшего тем более важны, что именно он может уверенно сказать о том, где, когда и как происходил процесс вовлечения в преступную и антиобщественную деятельность. Тем более что взрослые лица часто скрывают от следователя такой процесс и дают ложные показания, чтобы избежать уголовной ответственности.

Допрос несовершеннолетнего потерпевшего лучше всего произвести на первоначальном этапе расследования, когда взрослый обвиняемый еще не сумел оказать влияние на подростка. Данное следственное действие тактически верно провести в первые три дня после возбуждения уголовного дела. Это необходимо сделать прежде всего потому, что у подростка еще свежи воспоминания о произошедшем событии и он не успел осознать того, что произошло. Думается, что сначала признать несовершеннолетнего потерпевшим, а уже потом осуществлять его допрос. Признание потерпевшим осуществляется мотивированным постановлением следователя или дознавателя. Такое тактическое решение приводит к тому, что, во-первых, подросток не будет бояться возмездия со стороны органов предварительного следствия, так как он всего лишь потерпевший, а во-вторых, у потерпевшего есть некоторые предусмотренные законом обязанности, которые необходимо соблюдать.

Если лицо вовлечено в совершение преступления, то в ходе допроса несовершеннолетнего предлагается выяснять следующее:

- каким образом он и его друзья попали в группу с антиобщественной направленностью, кто является лидером группы, внутригрупповые взаимоотношения, влияние взрослых лиц на формирование преступных намерений группы в целом и допрашиваемого в частности. Также в протоколе допроса следует отражать факты распития несовершеннолетними спиртных напитков и употребления одурманивающих веществ в группе, иного совместного антиобщественного времяпрепровождения, картину склонения подростка к противоправным действиям;

- круг общения и интересы несовершеннолетнего, оценку подростком своего образа жизни и поведения;

- кто оказывает отрицательное влияние в его ближайшем бытовом, учебном, досуговом или производственном окружении; данные о взрослых знакомых, являющихся авторитетом;

- данные о лицах, воспитывающих подростка; морально-психологический климат в семье; факты жестокого обращения, применения насилия, распития совместно со взрослыми членами семьи алкогольных напитков, пренебрежения родителями своими обязанностями по отношению к детям, случаи ухода подростка из дома, причины такого поведения[3].

В случае вовлечения несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков мы рекомендуем выяснить у подростка информацию о том, кто инициатор, почему несовершеннолетний согласился распивать спиртные напитки; кем, где и на чьи деньги приобреталось спиртное; сколько раз и в течение какого периода времени совместно потреблялись алкогольные напитки и каковы были последствия.

Также источником доказательств являются показания свидетелей (окружение несовершеннолетнего, лиц, участвующих в задержании).

Для доказывания преступных действий взрослого в отношении несовершеннолетнего необходимо, насколько это возможно, расширить круг свидетелей, которые могли бы дать показания об обстоятельствах и продолжительности знакомства, характере взаимоотношений несовершеннолетнего и взрослого, подозреваемого в вовлечении его в преступную деятельность. Такими свидетелями могут являться друзья и знакомые несовершеннолетнего по месту жительства, учебы или работы, его близкие родственники, воспитатели, преподаватели учебных заведений. Круг таких знакомых можно установить в ходе допроса несовершеннолетнего. Кроме того, для установления круга знакомств может быть дано поручение о производстве оперативно-розыскных мероприятий. Свидетели из числа окружения несовершеннолетнего могут быть установлены в ходе выполнения таких оперативно-розыскных мероприятий. Однако допросы этих лиц могут дать эффект в том случае, если следователь будет обладать сведениями о характере взаимоотношений с этими лицами и данными, которые характеризуют этих лиц.

Необходимо принять все меры к тому, чтобы в ходе предварительного расследования было доказано, что взрослое лицо достоверно знало о несовершеннолетнем возрасте вовлеченного или предполагало об этом.

В систему борьбы с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений, должны входить наряду уголовно-правовыми мерами такие направления, как общесоциальное и специальное предупреждение. На общесоциальном уровне необходимо обеспечить повышение уровня жизни, занятость населения, социальную защиту семьи и молодежи, развитие объектов социальной инфраструктуры. Особое значение имеют мероприятия, связанные с профилактикой пьянства, токсикомании, наркомании, бродяжничества, комплексным воспитанием членов общества, формированием у несовершеннолетних широкого круга позитивных потребностей и интересов, самоуважения, гражданской активности и ответственности.

Необходимо обеспечить защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей наркоманию, токсикоманию, аморальное поведение, насилие, жестокость[4].

Большая часть криминологов считают, что проблема организации досуга является одной из важнейших элементов в борьбе с преступностью среди несовершеннолетних, в том числе, связанных с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность. Меры, применяемые к несовершеннолетним, должны строиться с учетом возрастных особенностей несовершеннолетнего. Физическая перестройка организма в переходный период, эмоциональная неустойчивость, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения и целый ряд других факторов, непосредственно влияющих на социальное поведение подростка, не позволяют в оценке этого поведении использовать равные со взрослыми стандарты. Однако для того чтобы направлять свое поведение в социально одобряемое русло, необходимо не только иметь соответствующий уровень зрелости сознания и воли, но и, что важнее, быть осведомленным о содержании хотя бы минимума социальных норм.

Необходимо, предусмотреть программу борьбы с преступностью, раздел, направленный на противодействие вовлечению несовершеннолетних в совершении преступления. Такие программы должны учитывать статистику выявленных исследователями изменений в способах вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.

Эксперты считают, что необходимо: проводить последовательную специализацию отдельных сотрудников, сочетаемую с профильным обучением, переподготовкой и повышением квалификации; усилить в учебных заведениях криминологическую подготовку специалистов для правоохранительных органов; создать необходимые организационные и финансовые условия для привлечения к решению разнообразных и сложных задач предупреждения преступлений против несовершеннолетних различных экспертов из числа специалистов в области социальной работы, психологии, педагогики и других отраслей знаний.

Из перечисленного можно сделать следующие выводы: основными направлениями предупреждения вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: