Макроэкономические показатели ведущих интеграционных объединений мира, 2005 г.




  Население, Млн.чел ВВП, млрд.долл. Среднедуш. ВВП, долл Совокупный товарооборот, млрд.долл. К ол-во участников
ЕС 496,2 12 025,4 24 235    
НАФТА 430,5 15 279,0 35 491    
ВАС 3 137,0 9791,3 11 770 2137,4  

Идея формирования общерегиональной интеграционной группировки в Восточной Азии берет начало с cередины 1960-х годов, когда известный японский аналитик К.Кодзима сформулировал концепцию Восточноазиатской зоны свободной торговли. В 1970-е гг. появилась концепция формирования Тихоокеанского сообщества. С конца 80-х - начала 90-х гг. велись дискуссии о возможности формирования «йеновой» интеграционной группировки в Восточной Азии с включением также Австралии и Новой Зеландии. В конце 1980-х гг. политический лидер Малайзии Махатхир Мохаммад предложил концепцию «азиатизации Азии» по названием «Look Еast», согласно которой азиатские развивающиеся страны должны принять японскую модель экономического развития, а Япония - стать центром регионального экономического сотрудничества. В 1991 г. Махатхир Мохаммад разработал план Восточноазиатской экономической группировки в составе Гонконга, Индонезии, Китая, Малайзии, Республики Корея, Сингапура, Тайваня, Таиланда, Филиппин, Японии, т.е. только стран Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии. Проект вызвал неоднозначные отклики в регионе и за его пределами - главным оппонентом стали США, а также Япония и Индонезия (в АСЕАН не было единого мнения по этому поводу). Главной причиной отказа от предложения М.Махатхира назывался возможный раздел Тихоокеанского бассейна на две части - западную и восточную в политическом и в экономическом плане (чуть позже японские предприниматели заявили, что НАФТА разделяет Тихий океан, а не возможный интеграционный проект в Восточной Азии). В итоге был сформирован Форум Восточноазиатское экономическое сотрудничество как аналог Форума АТЭС, не ставивший цели формирования интеграционного объединения в регионе.

Реальные экономические и политические факторы (как объективного, так и субъективного плана) для реализации концепций интеграционного объединения стран Восточной Азии сложились на рубеже двух веков.

Из числа интегрирующих факторов следует выделить: (1) динамичный экономический рост развивающихся стран Восточной Азии на протяжении нескольких десятилетий. Так, по итогам 2006 г. темп прироста в странах Восточной Азии составил 6,9%, в Юго-Восточной Азии - 5,4%. При этом, наиболее динамичные темпы роста имеют Китай, Вьетнам, Гонконг и Лаос - более 7%; (2) высокую степень торговой взаимозависимости на региональном уровне. Доля внутрирегионального экспорта в совокупном экспорте Восточной Азии возросла с 35% в 1980 г. до 57% в 2005 г. Положительный вклад в рост данного показателя вносят экономики Китая и Индии, сохраняющие высокую динамику развития и экспорта, что стимулирует интенсификацию общерегионального товарооборота; (3) сильную инвестиционную взаимозависимость. Основными инвесторами региона являются компании Японии и Республики Корея, также передающие технологии в сферах производства полупроводников, автомобилестроения, автоматизации, электроники, некоторых отраслях химической промышленности. Растет экономическая мощь ТНК других восточноазиатских государств - КНР, Сингапура и Индии; (4) высокий уровень технологической взаимозависимости: совокупная доля 14 восточноазиатских стран в совокупном объеме передачи технологий в мире возросла с 14% до 22% за 1990-е гг. Технологические возможности стран Восточной Азии носят взаимодополняющий характер. Так, Республика Корея обладает высокими технологиями в таких отраслях, как автомобилестроение, бытовая электроника, производство полупроводников, судостроение; КНР - бытовая электроника и легкая промышленность; Индия - биотехнологии, фармацевтика, компьютерное обеспечение. Сложившаяся структура взаимозависимости служит мощным потенциалом для роста внутрирегиональных ПЗИ и передачи технологий. В итоге, в Восточной Азии сложилась собственная модель промышленной реструктуризации на основе концепции «догоняющего экономического развития» (получившая название концепции «летящих гусей»)[2], что содействует углублению промышленной специализации и разделению труда на основе меняющихся сравнительных преимуществ; (5) ряд стран испытывают нехватку рабочей силы, в том числе квалифицированной (Япония, Сингапур, Малайзия), тогда как другие государства, напротив, имеют избыток рабочей силы (Индия, КНР, Филиппины); (6) стремление за счет объединения усилий содействовать реструктуризации национальных экономик, расширению рынков сбыта в целях поддержания динамичного роста (необходимо учитывать и негативные последствия 10-летнего экономического спада в японской экономике, что сказывается на динамике экономического роста всего региона (по оценкам, объем недоиспользованных производственных мощностей составляет до 10-15% ВВП Восточной Азии, что в абсолютном выражении равно 1 трлн.долл.); (7) высокий уровень развития информационных технологий; (8) постепенное снижение роли Форума АТЭС в формировании общерегиональной зоны свободной торговли и инвестиций из-за стремления США и Японии продолжить процесс либерализации только на условиях взаимных торговых уступок в рамках ВТО. Вместе с тем, и в ВТО переговорный процесс в рамках Дохийского раунда затянулся, что стимулирует создание новых интеграционных группировок, позволяющих быстрее и менее болезненно провести торговую и инвестиционную либерализацию; (9) показательный эффект углубления и расширения экономической интеграции в рамках ЕС и НАФТА: недаром во многих регионах и субрегионах мира поставлена задача формирования крупных интеграционных объединений, нередко по европейской модели, к 2020 г.

По оценкам, к 2030 г. доля Азии в мировом импорте возрастет до более чем 50%, что сделает регион основным мировым рынком сбыта

В целом, формирование экономического сообщества в Восточной Азии будет содействовать более эффективному использованию преимуществ экономической взаимозависимости для общерегиональных интересов.

Правда, сильны и дезинтегрирующие факторы, препятствующие реализации региональных интеграционных инициатив. В том числе (1) экономическая дифференциация в уровнях экономического развития и среднедушевых доходах: так, среднедушевой ВВП дифференцирован от 36841 долл. в Японии до 205 долл. в Мьянме; (2) схожесть структуры производства и экспорта отдельных стран (продукция электроники и электротехники, текстиль, обувь, одежда и ряд других обработанных товаров), что ведет к обострению конкуренции между ними на внешних рынках; (3) политический фактор - соперничество за лидерство в регионе между Японией и КНР, а также и Республикой Корея; различия политических систем; далеко не все страны готовы принять возможную лидирующую роль Японии; (4) сложившийся менталитет азиатских народов, не считающих себя единым регионом (как, например, Европа); (5) позиция некоторых стран (Сингапура, Японии, Республики Корея, Австралии) нередко зависит от американской реакции на интеграцию в Восточной Азии; (6) территориальные споры в регионе.

С 1997 г. в рамках АСЕАН проводятся ежегодные саммиты по формуле АСЕАН плюс 3 с участием глав государств и правительств АСЕАН-10, Японии, КНР и Республики Корея. На Лаосском саммите АСЕАН плюс 3 (2005 г.) было решено о проведении первого в истории Восточноазиатского саммита в декабре 2005 г. в Малайзии, в котором приняли участие 16 стран Восточной Азии и не только - десяти государств АСЕАН, Японии, Республики Корея, Китая, Австралии, Новой Зеландии и Индии. В качестве наблюдателя была приглашена Россия. Макроэкономические показатели стран Восточноазиатского саммита приведены в табл.2.

Таблица 3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: