Макроэкономические показатели стран-членов Восточноазиатского саммита, 2005 г.




Страна Население, млн.чел. ВВП, млрд.долл ВВП на душу населения, долл Темп роста ВВП, %
Австралия 20,2 692,4   2,6
Бруней 0,4 5,7   1,6
Мьянма 50,2 10,4   1,3
Камбоджа 13,8 4,6   1,9
Китай 1299,8 1851,2   9,1
Индия 1080,3 750,8   7,1
Индонезия 223,8 280,9   5,7
Япония 127,3 4694,3   1,2
Республика Корея 48,2 819,2   3,1
Лаос 5,8 2,7   7,0
Малайзия 25,5 129,4   4,8
Новая Зеландия 4,1 108,7   2,7
Филиппины 86,2 95,6   5,1
Сингапур 4,2 116,3   3,7
Таиланд 64,6 178,1   4,5
Вьетнам 82,6 51,0   7,8
ВСЕГО 3137,0 9791,3    

Источник: Составлено на основе CIA World Factbook:2005.

В качестве критериев членства в ВАС определены критерии членства в АСЕАН. Пока отсутствует единство мнений в отношении членства стран в Восточноазиатском саммите. Например, КНР выступает за узкий состав в рамках десяти государств АСЕАН, Японии, Республики Корея и Китая, т.е. за чисто восточноазиатское членство. Напротив, Япония и Индия - за расширение состава. Что касается будущих членов, то называются Россия (по предложению КНР), Пакистан и Монголия (по предложению Малайзии), Папуа-Новая Гвинея (по предложению Австралии). До конца 2007 г. действовал двухлетний мораторий на прием новых членов в целях экономической и политической консолидации стран ВАС. О своем желании принимать участие в ВАС заявили США и Европейский Союз (в качестве наблюдателя).

Нет единства мнений в отношении лидера восточноазиатской экономической интеграции - пока многие страны склоняются к компромиссу в отношении АСЕАН, а вернее диалога в рамках АСЕАН плюс 3 при параллельном проведении Восточноазиатского саммита. Интересным представляется применение системы «сдержек и противовесов»: не все страны готовы признать лидирующую политическую роль Японии (что связано с военными событиями 1940-х гг. и военной экспансией страны «восходящего солнца»), но нет и общего мнения в отношении растущей роли Китая, чтобы несколько ослабить его влияние была приглашена южноазиатская страна - Индия, экономика которой также развивается динамичными темпами и, как и Китай, относится к группе государств БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), с экономическим потенциалом и ростом которых связываются перспективы развития мировой экономики в предстоящие десятилетия.

Развитие интеграционных тенденций в Восточной Азии может принять и принимает разнообразные формы. На данный момент определились четыре формы.

Первая - формирование зоны свободной торговли, как классического типа (на основе либерализации взаимной торговли промышленными товарами), так и широкого формата по модели НАФТА (также включающей либерализацию взаимной торговли услугами взаимных инвестиций, проведение общей политики в сферах конкуренции, защиты прав интеллектуальной собственности, рынка государственных заказов и др.).

Вторая форма интеграционных тенденций - углубление энергетического сотрудничества в рамках формирования Энергетического сообщества в целях решения проблемы энергетической безопасности на основе объединения усилий компаний Японии, КНР, Республики Корея, Индии в реализации энергетических проектов как в регионе (Мьянма, Вьетнам), так и за его пределами (Россия).

Третья форма - расширение финансового сотрудничества в рамках Финансового сообщества, в том числе на основе введения азиатской валютной единицы (Asian currency unit - ACU) как инструмента мобилизации валютных резервов стран для целей экономического развития. Это было сделано Азиатским банком развития (АзБР) в марте 2006 г. ACU предназначен для коллективного плавания азиатских валют по отношению к ведущим валютам - американскому доллару и к евро, а также для самостоятельного плавания каждой азиатской валюты по отношению к среднему курсу ACU.

Четвертая форма - создание региональных транспортных коридоров. Есть более или менее успешные примеры реализации проекта освоения бассейна реки Меконг, проекта Туманган, в том числе на Дальнем Востоке России.

Представляется, что с точки зрения охвата участвующих стран интеграционный процесс развивается по нескольким направлениям.

Первое направление: ускорение экономической интеграции в рамках уже действующих 22 интеграционных группировок, ведущей из которых является АСЕАН (см.табл.3).

Второе направление включает подписание соглашений о зонах свободной торговли между АСЕАН, с одной стороны, и Японией, Индией, с другой стороны, причем как на двусторонней основе, так и на многосторонней основе. С Китаем подобное соглашение было подписано в 2002 г. и предполагает создание зоны свободной торговли АСЕАН-Китай (China-ASEAN Free Trade Area, CAFTA) к 2010г. (для шести экономически более развитых стран - Сингапура, Малайзии, Таиланда, Индонезии, Филиппин и Брунея) и к 2015 гг. для Вьетнама, Лаоса, Камбоджи и Мьянмы. В апреле 2006г. подписано соглашение между АСЕАН (за исключением Таиланда) и Республикой Корея по торговле товарами, являющейся составной частью Рамочного соглашения по всеобъемлющему экономическому сотрудничеству (2005г.). В соответствии с ним таможенные пошлины по взаимной торговле будут сокращены или ликвидированы к 2009г. и создана зона свободной торговли (ASEAN-Korea Free Trade Area, AKFTA).

Продолжается переговорный процесс о достижении зоны свободной торговли между Китаем и Сингапуром, между Китаем и Новой Зеландией, между Китаем и Австралией, между Республикой Корея и Японией, между Японией и Таиландом, между Японией и АСЕАН (прогнозируется создание зоны свободной торговли к 2012г.), между Японией и Индонезией, между Японией и Брунеем, между Республикой Корея и Индией, между АСЕАН и Индией (намечается формирование зоны свободной торговли к 2011г.).

С 2003г. проводятся исследования (намечено завершить в 2007г.) экономической целесообразности создания зоны свободной торговли между странами Северо-Восточной Азии: Японии, Республики Корея и Китая (China-Japan-Korea Free Trade Agreement, CJKFTA). Согласно докладу-2006, от формирования зоны свободной торговли широкого формата выиграют все три страны в макроэкономическом плане.

Третье направление: формирование зоны свободной торговли широкого формата, включающей элементы общего рынка в отношении свободного перемещения капиталов, рабочей силы; четвертое - создание таможенного союза к 2020 г на основе введения общего таможенного тарифа.

Таблица 4.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: