Страна | Население, млн.чел. | ВВП, млрд.долл | ВВП на душу населения, долл | Темп роста ВВП, % |
Австралия | 20,2 | 692,4 | 2,6 | |
Бруней | 0,4 | 5,7 | 1,6 | |
Мьянма | 50,2 | 10,4 | 1,3 | |
Камбоджа | 13,8 | 4,6 | 1,9 | |
Китай | 1299,8 | 1851,2 | 9,1 | |
Индия | 1080,3 | 750,8 | 7,1 | |
Индонезия | 223,8 | 280,9 | 5,7 | |
Япония | 127,3 | 4694,3 | 1,2 | |
Республика Корея | 48,2 | 819,2 | 3,1 | |
Лаос | 5,8 | 2,7 | 7,0 | |
Малайзия | 25,5 | 129,4 | 4,8 | |
Новая Зеландия | 4,1 | 108,7 | 2,7 | |
Филиппины | 86,2 | 95,6 | 5,1 | |
Сингапур | 4,2 | 116,3 | 3,7 | |
Таиланд | 64,6 | 178,1 | 4,5 | |
Вьетнам | 82,6 | 51,0 | 7,8 | |
ВСЕГО | 3137,0 | 9791,3 |
Источник: Составлено на основе CIA World Factbook:2005.
В качестве критериев членства в ВАС определены критерии членства в АСЕАН. Пока отсутствует единство мнений в отношении членства стран в Восточноазиатском саммите. Например, КНР выступает за узкий состав в рамках десяти государств АСЕАН, Японии, Республики Корея и Китая, т.е. за чисто восточноазиатское членство. Напротив, Япония и Индия - за расширение состава. Что касается будущих членов, то называются Россия (по предложению КНР), Пакистан и Монголия (по предложению Малайзии), Папуа-Новая Гвинея (по предложению Австралии). До конца 2007 г. действовал двухлетний мораторий на прием новых членов в целях экономической и политической консолидации стран ВАС. О своем желании принимать участие в ВАС заявили США и Европейский Союз (в качестве наблюдателя).
Нет единства мнений в отношении лидера восточноазиатской экономической интеграции - пока многие страны склоняются к компромиссу в отношении АСЕАН, а вернее диалога в рамках АСЕАН плюс 3 при параллельном проведении Восточноазиатского саммита. Интересным представляется применение системы «сдержек и противовесов»: не все страны готовы признать лидирующую политическую роль Японии (что связано с военными событиями 1940-х гг. и военной экспансией страны «восходящего солнца»), но нет и общего мнения в отношении растущей роли Китая, чтобы несколько ослабить его влияние была приглашена южноазиатская страна - Индия, экономика которой также развивается динамичными темпами и, как и Китай, относится к группе государств БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), с экономическим потенциалом и ростом которых связываются перспективы развития мировой экономики в предстоящие десятилетия.
|
Развитие интеграционных тенденций в Восточной Азии может принять и принимает разнообразные формы. На данный момент определились четыре формы.
Первая - формирование зоны свободной торговли, как классического типа (на основе либерализации взаимной торговли промышленными товарами), так и широкого формата по модели НАФТА (также включающей либерализацию взаимной торговли услугами взаимных инвестиций, проведение общей политики в сферах конкуренции, защиты прав интеллектуальной собственности, рынка государственных заказов и др.).
Вторая форма интеграционных тенденций - углубление энергетического сотрудничества в рамках формирования Энергетического сообщества в целях решения проблемы энергетической безопасности на основе объединения усилий компаний Японии, КНР, Республики Корея, Индии в реализации энергетических проектов как в регионе (Мьянма, Вьетнам), так и за его пределами (Россия).
Третья форма - расширение финансового сотрудничества в рамках Финансового сообщества, в том числе на основе введения азиатской валютной единицы (Asian currency unit - ACU) как инструмента мобилизации валютных резервов стран для целей экономического развития. Это было сделано Азиатским банком развития (АзБР) в марте 2006 г. ACU предназначен для коллективного плавания азиатских валют по отношению к ведущим валютам - американскому доллару и к евро, а также для самостоятельного плавания каждой азиатской валюты по отношению к среднему курсу ACU.
|
Четвертая форма - создание региональных транспортных коридоров. Есть более или менее успешные примеры реализации проекта освоения бассейна реки Меконг, проекта Туманган, в том числе на Дальнем Востоке России.
Представляется, что с точки зрения охвата участвующих стран интеграционный процесс развивается по нескольким направлениям.
Первое направление: ускорение экономической интеграции в рамках уже действующих 22 интеграционных группировок, ведущей из которых является АСЕАН (см.табл.3).
Второе направление включает подписание соглашений о зонах свободной торговли между АСЕАН, с одной стороны, и Японией, Индией, с другой стороны, причем как на двусторонней основе, так и на многосторонней основе. С Китаем подобное соглашение было подписано в 2002 г. и предполагает создание зоны свободной торговли АСЕАН-Китай (China-ASEAN Free Trade Area, CAFTA) к 2010г. (для шести экономически более развитых стран - Сингапура, Малайзии, Таиланда, Индонезии, Филиппин и Брунея) и к 2015 гг. для Вьетнама, Лаоса, Камбоджи и Мьянмы. В апреле 2006г. подписано соглашение между АСЕАН (за исключением Таиланда) и Республикой Корея по торговле товарами, являющейся составной частью Рамочного соглашения по всеобъемлющему экономическому сотрудничеству (2005г.). В соответствии с ним таможенные пошлины по взаимной торговле будут сокращены или ликвидированы к 2009г. и создана зона свободной торговли (ASEAN-Korea Free Trade Area, AKFTA).
|
Продолжается переговорный процесс о достижении зоны свободной торговли между Китаем и Сингапуром, между Китаем и Новой Зеландией, между Китаем и Австралией, между Республикой Корея и Японией, между Японией и Таиландом, между Японией и АСЕАН (прогнозируется создание зоны свободной торговли к 2012г.), между Японией и Индонезией, между Японией и Брунеем, между Республикой Корея и Индией, между АСЕАН и Индией (намечается формирование зоны свободной торговли к 2011г.).
С 2003г. проводятся исследования (намечено завершить в 2007г.) экономической целесообразности создания зоны свободной торговли между странами Северо-Восточной Азии: Японии, Республики Корея и Китая (China-Japan-Korea Free Trade Agreement, CJKFTA). Согласно докладу-2006, от формирования зоны свободной торговли широкого формата выиграют все три страны в макроэкономическом плане.
Третье направление: формирование зоны свободной торговли широкого формата, включающей элементы общего рынка в отношении свободного перемещения капиталов, рабочей силы; четвертое - создание таможенного союза к 2020 г на основе введения общего таможенного тарифа.
Таблица 4.