Введение
Термин «норма» не однозначен. С его помощью, во-первых, обозначаются определенные статистические закономерности, существующие в природе и обществе. Эти закономерности, сопровождающие существование или функционирование тех или иных явлений, процессов, объективны, независимы от человека. Например, норма стока - в гидрологии; норма кровяного давления, норма сахара в крови - в медицине; норма прибыли, норма процента - в политэкономии.
Во-вторых, термином «норма» обозначаются правила поведения людей в обществе, которые создаются людьми, их социальными институтами или стихийно складываются в ходе общения людей в процессе совместного существования ими совместной деятельности и имеют цель регулировать отношения между людьми. К такого рода нормам относятся нормы морали, права, корпоративные, религиозные нормы, обычаи. Все они, вместе взятые, называются социальными нормами. Каждая социальная норма - это правило поведения людей, которое, во-первых, имеет общий характер, адресовано целому кругу лиц или всем; во-вторых, имеет целевой характер, т.е. направлено на регулирование отношений между людьми.
В-третьих, это продукт сознательно-волевой деятельности людей.
К разряду социальных норм относятся и нормы права.
Следует иметь в виду, что наряду с термином «норма права» используются такие термины, как «юридическая норма», «правовая норма». Все они обозначают одно и то же. Норма права – это первичная, элементарная часть права. Нормы права - это те «кирпичики», из которых складывается все здание права. Нормам права присущи все признаки социальных норм. Кроме того, они обладают своими специфическими признаками, которые отличают их от иных социальных норм.
Рассмотрению этих специфических признаков, а также определению понятия «норма права» посвящается первый вопрос нашей лекции.
Все многообразие правовых норм мы постараемся осветить в процессе отработки второго учебного вопроса.
Понятие и признаки нормы права
Понятие нормы права относится к числу важнейших категорий теории государства и права.
Нет в правовой системе другого составного элемента, который был бы связан с иными столь тесно и непосредственно, как нормы права. Любое правовое явление раскрывает и проявляет себя определенным образом только во взаимоотношении и взаимодействии с правовыми нормами. Прежде всего через них, на их основе происходит воздействие государства на правовую систему общества в целом и на составляющие ее элементы в отдельности.
Право состоит из действующих в данном обществе юридических или правовых норм.
Юридическая норма — первичная клеточка права, частица содержания, исходный структурный элемент его системы. Поэтому естественно, что норме права свойственны все основные черты права как особого социального явления. Однако из этого положения не следует, что понятия права и нормы права совпадают. Право и единичная юридическая норма соотносятся между собой как общее и отдельное, которые наряду с чертами сходства имеют и свои особенности.
Отдельно взятые правовая норма или группа норм еще не есть право. Право — это система юридических норм, которая в наиболее полном и общем виде выражает в этих нормах государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, пронизана едиными закономерностями и принципами, обусловленными экономической, политической и духовной структурой общества. Любая единичная правовая норма приобретает качество, свойственное праву в целом, лишь будучи включенной в его общую систему.
В то же время норма права — относительно самостоятельное явление, обладающее собственными специфическими особенностями, углубляющими и конкретизирующими наши представления о праве, его понятии, сущности и содержании, о механизме регулятивного воздействия на общественные отношения.
Нормы права отличаются от обычаев, нравственных, корпоративных и иных социальных норм специфическими признаками, характерными чертами. К наиболее существенным из них относятся следующие.
1. Общеобязательный характер. Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т.е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия. Субъективное отношение к норме права ее адресатов не лишает норму общеобязательности. Адресаты нормы могут оценивать ее отрицательно, считать ее несправедливой, неэффективной и т. д. Однако такая оценка не колеблет общеобязательности нормы права, она и при таком отношении должна соблюдаться;
2. Связь с государством. Норма права есть правило поведения, санкционированное или установленное и гарантированное государством. Возможность государственного правового принуждения в случаях нарушения прав граждан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности права. Принудительность норм права - наиболее специфическое их свойство (признак), отличающее эти нормы от иных социальных норм. Оно состоит в том, что соблюдение норм права обеспечивается возможностью государственного принуждения, причем не любого принуждения со стороны государства, а принуждения правового, т. е. такого, которое предусмотрено в самих нормах права, порядок применения которого регламентируется самим правом (процессуальными нормами права). Принуждение в нормах права выступает как возможное, потенциальное, рассчитанное на случаи неисполнения, нарушения норм права. Свою реальность оно обретает только в конкретных ситуациях их нарушения. Подавляющее большинство норм права соблюдаются, исполняются добровольно, с осознанием необходимости их соблюдения в силу их целесообразности, справедливости. Однако принуждение в виде его возможности всегда стоит «за спиной» норм права.
3. Неперсонифицированность. Норма обращена не к конкретному лицу, а рассчитана на неопределенный круг адресатов.
4. Формальная определенность. Формальная определенность норм состоит в том, что они точно, четко, определенно описывают обстоятельства, на которые они распространяются, четко и определенно фиксируют юридические последствия, т. е. права и обязанности адресатов, которые наступают при обстоятельствах, указанных в норме. Определенности содержания норм права способствует их четкое формулирование в строго определенных источниках — нормативных актах, прецедентах и др. Формальная определенность норм права способствует определенности, ясности правового, положения субъектов права, определенности, устойчивости их отношений, в конечном счете четкой урегулированности всей системы отношений, складывающихся в обществе;
Т.о. внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объёме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа - нормативно-правовом акте.
5. Системность. Проявляется в структурном построении нормы, во взаимосвязи норм различных отраслей и институтов права и в иерархии правовых норм.
6. Многократность действия. Норма применяется всякий раз, когда возникают условия для ее осуществления, ее действие не прекращается после использования.
7. Предоставительно-обязывающий характер. Норма права - это форма определения и закрепления прав и обязанностей. Последние выступают в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов права, ибо реальное регулирование отношений между людьми и их организациями осуществляется именно через наделение правами одних и возложение обязанностей на других. Наиболее ярко предоставительно-обязывающий характер выражен в регулятивных нормах, менее он заметен в нормах специализированных (декларативных, дефинитивных). Различные субъекты правоотношений обычно обладают комплексом прав и одновременно несут большое количество обязанностей. Не может быть прав без обязанностей, и нет обязанностей без прав. Это один из принципов построения и функционирования любой правовой системы.
Таким образом, норма права – этообщеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав иобязанностей их участников
В современных условиях совершенствование норм права идет по двум основным направлениям: улучшение содержания норм, укрепление их «истинности»; упорядочение их структуры и системы в целом.
Первый путь характеризуется тенденцией к все более точному отражению потребностей общественной жизни, без чего невозможно обеспечить возрастание эффективности действия норм права как регуляторов общественных отношений. Поэтому совершенствование содержания касается всего комплекса норм — обязывающих, управомочивающих, запрещающих. Возрастает значение рекомендательных норм. В рамках каждой разновидности норм вырабатываются новые, более эффективные методы воздействия на общественные отношения с помощью всех элементов правовой нормы.
Основными условиями, позволяющими добиваться совершенствования норм права, являются:
- точное отражение в правовых предписаниях закономерностей развития государственно-правовой надстройки;
- соответствие норм права требованиям морали и правосознания;
- соблюдение требований системности (непротиворечивости) и других закономерностей действующей системы права при принятии новых норм;
- учет в процессе нормотворчества общих принципов регулирования и управления общественными процессами.
Вывод:
Таким образом:
а) норма права может быть определена в качестве исходящего от государства и охраняемого им общеобязательного правила поведения, которое закрепляет за участникам общественного отношения данного вида юридические права и налагает на них юридические обязанности;
б) правовая норма является общим правилом поведения, т.е. образцом, эталоном поведения людей, их коллективов;
в) правовая норма — правило абстрактного, обобщенного характера, первичный элемент права как системы;
г) правовая норма — государственно-властное предписание;
д) правовая норма — явление широкое, многоплановое и в то же время конкретное по содержанию.
2. Структура нормы права
Правовая норма отличается единством, целостностью, неделимостью. Для нее характерна особая структура, т.е. специфическая компоновка содержания, связь и соотношение ее элементов.
При анализе структуры нормы права следует исходить из философского понимания этой категории. Под структурой понимается строение и внутренняя форма организации системы, выражающая как единство взаимосвязей между ее элементами, так и законы данных взаимосвязей.
В структуре нормы проявляются те специфические функции, которые она выполняет как первичное звено системы права: обеспечение конкретизированной, точной и определенной нормативной регламентации общественных отношений.
Таким образом, структура нормы права – это ее внутреннее строение, деление нормы права на составные элементы и взаимосвязь этих элементов.
Структура нормы права оформляет ее внутреннее содержание. Норма права сможет исполнить роль регулятора общественных отношений, если будет способна реагировать на условия реальной жизни, в которых эти отношения формируются, учитывать их свойства, в противном случае реализовать эту функцию будет просто невозможно. В норме должна быть предусмотрена и возможность принудительной реализации предписания, иначе она будет не обязательной нормой, а лишь пожеланием. Поэтому норма права представляет собой единство элементов-предписаний, выполняющих все указанные выше функции.
Традиционно считается, что в структуру правовой нормы входит три элемента:
Гипотеза – это часть правовой нормы, в которой содержится описание условий действия данной правовой нормы. Гипотеза указывает на те фактические обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться правилом, содержащимся далее. Сама правовая норма может начинаться со слов «если…», «в случае…», либо подобные выражения подразумеваются.
Вторым структурным элементом нормы права является диспозиция – само правило поведения, которым следует руководствоваться при наступлений условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция указывает на конкретные права и обязанности участников правоотношений. При формулировании правовых норм гипотеза может стоять и перед, и позади диспозиции.
Третьим элементом нормы права является санкция - указание на меры государственного принуждения, которые могут быть применены к субъектам права, поступающим неправомерно. «Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (гипотеза) - наказываются лишением свободы на срок до четырех лет (санкция)».
Содержание нормы права едино, ее элементы не изолированы, а составляют целое, в котором гипотеза, диспозиция и санкция предполагают друг друга, вытекают одна из другой. Иначе говоря, гипотеза обязательно связана с диспозицией, а последняя — с санкцией, и наоборот.
Структура правовой нормы существует объективно как неразрывная связь правила поведения (диспозиция) с условиями и пределами его применения (гипотеза) и способом охраны от нарушений (санкция).
Для выявления логической структуры, лежащей в основе юридической нормы в теории права часто используется абстрактная схема: «Если – то – иначе».
- «Если» имеют место такие-то обстоятельства, т.е. это условия действия нормы права (1-я часть);
- «То» субъект обязан (имеет право) что-то совершать (или не совершать), т.е. это само правило поведения (2-я часть);
- «Иначе» наступят такие-то неблагоприятные последствия (3-я часть).
В этом суждении уже видно, что смысловое содержание нормы как бы распадается на три части. Элемент схемы «если» соответствует гипотезе нормы, элемент «то» – ее диспозиции, а элемент «иначе» – ее санкции.
Конкретизация формулы «если — то — иначе» применительно к отдельным нормам дает возможность определить, кто и при каких условиях должен следовать норме, что именно нужно сделать для ее реализации, какими мерами государственного принуждения она охраняется от нарушения.
Рассмотрим более подробно юридическую структуру нормы права.
Гипотеза – это элемент правовой нормы, в котором указывается на юридические факты, служащие основанием для вступления в действие нормы права. То есть, это элемент, говорящий об условиях, при которых субъектам права следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают права и обязанности. Этими условиями могут быть время (например, военное), место (например, самолет), субъекты (например, должностные лица), конкретные обстоятельства (достижение определенного возраста) и др. Например, ст. 12 Семейного кодекса PФ говорит, что для заключения брака необходимо взаимное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак и достижение ими брачного возраста,
Только при наличии этих обстоятельств норма будет действовать. При помощи гипотезы юридической нормы абстрактный вариант поведения "привязывается" к конкретному жизненному случаю, к определенному человеку, к месту и времени. А обобщение социальных ситуаций приводит к формированию модели поведения. Другими словами, гипотеза приводит в движение юридическую норму.
В правовой норме, определяющей право на пенсию по возрасту рабочих и служащих, такими условиями для женщин будет достижение 55 лет и стаж работы не менее 20 лет.
Обычно гипотеза начинается словом «если». Когда же это слово отсутствует, оно подразумевается. Гипотеза является необходимым элементом каждой правовой нормы, и нет норм, которые бы не имели гипотезы.
Виды гипотез
В зависимости от структуры (количества устанавливаемых гипотезой условий), гипотезы классифицируются на:
- простые
- сложные
- альтернативные
Рассмотрим каждый из видов.
Гипотеза называется простой, если в ней указано только одно обстоятельство, с наличием или отсутствие которого связывается действие юридической нормы,
К примеру, п. 2 ст. 17 Закона «О гражданстве РФ» 1991 года, гласит, что "ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации (гипотеза) является гражданином Российской Федерации независимо от места его рождения».
В этой норме гипотезой, т.е. условием наступления у ребенка прав и обязанностей, связанных с состоянием его в гражданстве, является только одно условие.
Сложной гипотеза называется в том случае, если она указывает на несколько обстоятельств, наличие или отсутствие которых обязательно для вступления в действие правовой нормы
Примером такой гипотезы может послужить гипотеза, изложенная в п. 2 ст. 17 того же Закона «О гражданстве РФ»: "ребенок, родившийся на территории Российской Федерации от лиц без гражданства, является гражданином Российской Федерации». Первым условием, с наличием, которого связывается действие данной нормы, является рождение ребенка на территории Российской Федерации, а вторым – рождение его от лиц без гражданства.
Альтернативной называют гипотезу, которая указывает несколько обстоятельств, при наличии или отсутствии хотя бы одного из которых норма вступает в действие.
Таковыми являются гипотезы многих норм уже упоминавшегося Закона «О гражданстве РФ». Например, ст. 22 называет четыре обстоятельства, каждое из которых является основанием для прекращения гражданстве а п. 3 ст. 19 облегченный порядок приема в Российское гражданстве связывает с любыми из пяти перечисленных обстоятельств.
В зависимости от указания на наличие или отсутствие фактов выделяют гипотезы положительные или отрицательные.
Положительная гипотеза связывает действие правовой нормы с наличием определенных жизненных обстоятельств, а отрицательная с отсутствием таковых.
Диспозиция нормы права
Диспозиция - это часть юридической нормы, содержащая само правило поведения, которому должны следовать участники правовых отношений. Она указывает, каким может или должно быть поведение субъекта при наличии условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция раскрывает само правило, содержание юридических прав и обязанностей лица.
Иначе говоря, диспозиция – это модель правомерного поведения.
Виды диспозиций.
В зависимости от характера содержащегося в них предписания диспозиции могут быть:
Уаправомочивающими. Такие диспозиции закрепляют вариант возможного поведения, реализация которого осуществляется по воле самого субъекта
Обязывающими. Закрепляют вариант должного поведения, следовать которому субъект обязан независимо от собственного отношения к правовому предписанию
Запрещающими. Такие диспозиции закрепляют вариант недопустимого поведения.
Санкция нормы права
Санкция – это часть правовой нормы, в которой определяется мера и вид государственного взыскания, применяемого к нарушителю, не выполняющему предписаний диспозиции.
Санкция - логически завершающий структурный элемент юридической нормы, в ней выражается неодобрительное отношение общества, государства, личности к нарушителям правовых норм. До тех пор, пока нормы права не будут исполняться в силу убеждения, добровольно, пока существуют правонарушения, санкция будет оставаться действительным средством соблюдения и исполнения юридических норм, а значит, средством укрепления законности и правопорядка.
Классификация санкции проводится по нескольким признакам (критериям).
По отраслевой принадлежности – выделяют административно-правовые санкции, уголовно-правовые, дисциплинарные и т.д.
В зависимости от характера последствий:
- Правовосстановительные санкции – направлены на восстановление нарушенного права потерпевшего путем принуждения правонарушителя к исполнению обязанностей (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и т.д.);
- Штрафные (карательные) санкции – предусматривают ограничение каких-либо прав правонарушителя, возложение на него специальных обязанностей; направлены на наказание правонарушителя (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба и т.д.).
- П редупредительные санкции – направлены на недопущение или пресечение противоправного поведения либо связаны с организационным обеспечением правоохранительной деятельности (привод, арест имущества; задержание в качестве подозреваемого за совершение преступления, отмена акта государственной власти или административного акта, принудительное лечение, снос самовольно возведенных строений и т.д.).
По степени определенности санкции подразделяются на:
- абсолютно-определенные
- относительно-определенные
- альтернативные
Абсолютно-определенной санкцией в теории называется та санкция, которая точно указывает фиксированное выражение неблагоприятных последствий для правонарушителя и не могут быть изменены государственным органом ее применяющим.
Например, санкции административного права, устанавливающие точную величину штрафа, которые должен уплатить правонарушитель.
Относительно определенными являются санкции в которых указаны границы неблагоприятных последствий от минимального до максимального в рамках которых правоприменяющий орган сам устанавливает ее точный размер. Это чаще всего санкции уголовно-процессуальных норм с формулировкой "наказывается лишением свободы на срок от… до... лет» или «... до …лет».
Альтернативные санкции отличаются тем, что объединяют несколько видов различных санкций, а право выбора одной из них принадлежит тому государственному органу, которой ее применяет.
Примерами могут служить многие статьи Уголовного Кодекса Рoccийской Федерации.
Вывод:
Подводя итог сказанному, отметим, что структура правовой нормы есть логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, формально выраженное в нормативно-правовых актах. Только единство всех трех элементов – гипотезы, диспозиции и санкции – образует норму права.
Норма права может выполнять свои регулятивные функции лишь при наличии всех ее структурных элементов. Представим, что в норме не указаны обстоятельства, при которых она действует, т.е. отсутствует гипотеза. Такая норма будет безжизненной, т.к. неизвестно, при каких условиях следует руководствоваться изложенным в ней правилом.
Если в норме нет диспозиции, то теряется качество нормы вообще.
Отсутствие в структуре нормы санкции, обеспечиваемой мерами государственного принуждения лишает ее качества правовой нормы, поскольку важнейшим признаком нормы является охрана ее государством.
Все вышеизложенное можно сформулировать следующим образом: без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции – бессильна.
Таким образом, норма права может активно воздействовать на общественные отношения только при единстве и логической взаимосвязи всех ее структурных элементов.