Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и отличительные черты данных норм обозначить место и функциональную роль, необходимо их классифицировать.
Под классификацией обычно понимают распределение изучаемых объектов по классам (видам) на основании определенных критериев (общих признаков).
Классификация норм права дает возможность:
- выявить их регулятивные свойства, определить место различных норм в механизме правового регулирования,
- установить системные свойства норм, их взаимосвязь;
- усовершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов.
Как уже было сказано, нормы права – это правила, непосредственно регулирующие общественные отношения, поведение людей.
Критерии (основания) классификации норм-правил могут быть самыми различными.
В зависимости от отраслевой принадлежности (от предмета правового регулирования) выделяют нормы конституционного, административного, уголовного, гражданского, трудового права и т.д. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.
По методу (способу) правового регулирования выделяют императивные и диспозитивные нормы.
Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.
Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.
По функциональному назначению нормы можно разделить на регулятивные и охранительные.
Регулятивные нормы непосредственно направлены на урегулирование фактических отношений между различными субъектами путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей.
Охранительные нормы направлены на обеспечение прав, свобод и обязанностей граждан, фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания.
В социальном плане роль правовой нормы состоит в том, что она что-либо предписывает, запрещает или разрешает. Соответственно, в зависимости от характера (содержания) предписания различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (указывающие на необходимость, обязательность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения).
Эти виды норм свойственны различным отраслям права. Нет таких отраслей права, содержание которых исчерпывалось бы одной группой норм. Даже в уголовном праве - системе запрещающих норм, как необходимый компонент присутствуют обязывающие нормы общей части, а нормы о необходимой обороне и крайней необходимости являются управомочивающими.
По юридической силе нормы права делятся на нормы закона и нормы подзаконных актов.
По сфере действия выделяют нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.
Нормы общего действия действуют на всей территории государства.
Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей и др.
Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.
Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные). По кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т.п.).
Вывод: Наряду с рассмотренными основаниями классификации в юридической литературе предлагаются и некоторые другие критерии деления правовых норм. Однако следует иметь ввиду, что при всей ценности подобных классификаций, ни одну из них нельзя абсолютизировать, ибо одна и та же норма, в зависимости от решения определенных теоретических и практических задач, с учетом ее всестороннего комплексного рассмотрения может быть одновремен6но отнесена к нескольким различным видам правовых норм.
Классификация юридических норм способствует выявлению и практическому использованию их богатейших разносторонних возможностей в осуществлении и совершенствовании правового регулирования, а, следовательно, и постоянно возрастающей роли в развитии общества.
Заключение
В ходе лекции мы подробно рассмотрели юридическую норму с разных сторон. Исследуя ее, мы выявили, что норма права – это первичная клеточка сложнейшей системы, которой с формальной точки зрения является право в целом.
Норма права является мерой внешней и внутренней свободы субъектов в конкретных взаимоотношениях. Исследуя правовую норму, мы выявили, в какой тесной связи с государством находится норма права и что охрана и обеспечение ее соблюдения – одна из важнейших функций государства.
Рассмотрев структуру правовой нормы, можно сделать вывод о том, что все элементы (гипотеза, диспозиция, санкция) всегда находятся в тесной взаимосвязи и лишь в своем единстве образуют норму права. Правовая норма может выполнять свои регулятивные функции, т.е. активно воздействовать на общественные отношения, лишь при единстве и логической взаимосвязи всех ее структурных элементов.
Если гипотеза определяет пределы (объем) действия и применения нормы, а диспозиция — способ ее регулирующего воздействия на поведение людей и общественные отношения, то в санкции выражен способ охраны правовой нормы от нарушений.
Логическая структура правовой нормы имеет большое значение для совершенствования практики применения правовых норм, в том числе и в деятельности офицеров ВВ МВД РФ, которые являются субъектами правоприменения. Неразрывная связь и согласованность структурных элементов правовых норм, которые содержатся в различных нормативных актах (или статьях, разделах закона), при решении любого юридического дела требуют тщательного анализа всех тех положений законодательства, которые связаны с применяемым правоположением. Без понимания структурного построения нормы, функционирования каждого ее элемента и нормы в целом, такой анализ невозможен.
Ознакомившись со всем разнообразием правовых норм, можно отметить, что каждая из них выполняет свою функцию в механизме правового регулирования.
Из сказанного становится ясным, что рассматриваемая сегодня тема имеет двоякое значение. Во-первых, она ориентирует каждого на правомерное поведение, соотнесения своих действий с требованиями правовых норм. Во-вторых, поскольку правовая норма представляет собой базовый элемент всей правовой системы государства, становится ясно, что четкое понимание понятия нормы права, ее признаков и классификации является важным условием познания права, его институтов и отраслей.
Литература
Основная
1. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. М., 2006. С. 332-351.