Закон: понятие, признаки и виды.




Главным нормативно-правовым актом современного государства является закон.

Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государством в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Подзаконные нормативно-правовые акты (декреты, указы, ордонансы, постановления, приказы, инструкции и т.д.) – это акты правотворчества, изданные в соответствии с законом и ему не противоречащие. Они призваны конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут им противостоять.

По своему содержанию подзаконные нормативно-правовые акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти и должностных лиц в установленных законом пределах их нормотворческой компетенции.

Соотношение различных подзаконных нормативных актов также строится по принципу иерархии - с учетом различной юридической силы разных видов подзаконных актов. При этом юридическая сила и сфера действия подзаконных нормативно-правовых актов определяется законодательно установленным местом и властно-функциональным значением соответствующего государственного органа (или должностного лица) в общей системе исполнительной ветви власти. Поэтому подзаконные нормативно-правовые акты нижестоящих государственных органов должны соответствовать нормативно-правовым актам вышестоящих органов государственной власти.

 

По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные.

- Общие подзаконные акты – их действие распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. С их помощью осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни. К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти. Они исходят от Президента или главы Правительства.

 

- Указы президента – обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитии законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.

 

- Постановления правительства – принимаются в контексте с указами президента и законами, регулирует наиболее важные вопросы хозяйственного, социального и культурного строительства.

 

Подзаконные акты субъектов федерации.

Это Указы президентов (в президентских республиках), постановления правительств – их действие ограничено подвластной им территорией и обязательны для лиц проживающих на этой территории.

Ведомственные нормативно-правовые акты, т.е. акты центральных органов государственного управления (министерств, государственных комитетов, ведомств) – это прежде всего приказы и инструкции министерств и ве

домств, которые наделяются правотворческими функциями. Эти акты распространяются на ограниченную сферу общественных отношений, например, транспортные, таможенные и т.д.

Местные подзаконные акты издаются главами администраций и органами местного самоуправления по вопросам их компетенции. Они распространяются на всех лиц, проживающих или находящихся на территории города, района, поселка, селения.

Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся их предписания.

При всем многообразии видов нормативных актов следует сказать о том, что в нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль.

 

Чем выделяется закон сред других нормативно-правовых актов?

Что характеризует его и каковы его основные признаки и черты?

1. Это акт, принимаемый только высшими представительными органами государственной власти (Федеральным собранием в России, Конгрессом – в США, Парламентом – в Италии, Франции, Японии и др.).

Законы, принимаемые представителями всего населения, в наибольшей степени выражают (должны, по крайней мере, выражать) интересы народа. Данный признак является широко признанным во многих странах и довольно устоявшимся.

Однако нужно учитывать тот факт, что в некоторых странах (например, в правовой системе США) в качестве фактических творцов закона выступают судебные инстанции.

2. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения. Посредством законов и, прежде всего, основного из них – конституции – закрепляются основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, государственное устройство, структура, функции государственной власти, формы и виды собственности.

Законы – это акты, принятые в особом порядке.

Законы с точки зрения их юридических качеств обладают высшей юридической силой. Это означает:

1. Все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда им не противоречить. В случае расхождения какого-либо акта с законом действует Закон.

2. Законы не подлежат утверждению каким-либо другим органом.

3. Никто не вправе отменить или изменить закон, кроме органа, который издавал это закон. Исключением являются законы субъектов РФ, которые могут быть отменены или изменены Конституционным судом РФ.

 

Таким образом, первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия – таковы особенности этой разновидности нормативных актов. Из особенностей закона вытекают и требования к ним:

1. Законы должны регулировать действительно коренные вопросы государственной и общественной жизни.

2. Законы должны быть совершенными по содержанию и по форме.

3. Соблюдение законов должно быть непререкаемым.

 

Законы могут классифицироваться по различным основаниям.

В зависимости от значимости содержащихся в них норм по юридической силе законы подразделяются на конституционные и обыкновенные или текущие, как их иногда называют.

К конституционным законам относятся, прежде всего, сами конституции; затем – законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в тексты конституции; законы – необходимость издания которых предусматривается самой конституцией.

Конституционные законы отличаются от текущих законов и всех других нормативно-правовых актов не только по содержанию, но и по форме, порядку их принятия, внесения в них изменения и дополнений.

В отличие от конституционных законов, для принятия или изменения обыкновенных законов не требуется квалифицированного большинства депутатских голосов. Более упрощенная процедура принятия и изменения текущих законов подчеркивает их относительно меньшую глобальность, функциональность и стабильность, как регуляторов общественных отношений.

 

- В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а также от территории, на которую распространяется его действие, закон в федеративном государстве подразделяются на федеральные (общефедеральные) и на законы, принятые субъектами федерации.

Первые издаются высшими органами государственной власти федерации и распространяются на всю ее территорию.

Вторые – высшими органами государственной власти субъектов федерации и, соответственно, имеют силу лишь на подведомственной территории.

По общему правилу, в случае расхождения федеральных законов с законами субъектов федерации действуют федеральные законы, т.е. федеральные законы имеют приоритет над законами субъектов.

 

- По объему и объекту регулирования:

Общие законы – посвящены целой сфере общественных отношений (основы законодательства, кодексы).

Специальные законы – регулируют более узкие области общественных отношений.

 

Законы как основные, главенствующие нормативно-правовые акты очень тесно связаны и взаимодействуют с другими нормативно-правовыми актами.

 

Как мы видим, существует достаточно четкая классификация нормативно-правовых актов. Делается это для того, чтобы как-то систематизировать и упорядочить всю совокупность нормативно-правовых актов. Нормативно-правовые акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц. Этот принцип имеет достаточно важное значение и необходим для правильной классификации нормативно-правовых актов, а также в практическом применении нормативных актов.

 

3. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: