Кандидат юридических наук
ТЕМА 4/3 «ИСТОЧНИКИ И ФОРМЫПРАВА»
Лекция по курсу «Теория государства и права»
Санкт-Петербург
Содержание
Введение
Основная часть
Учебные вопросы:
1. Классификация нормативно-правовых актов.
2. Закон: понятие, признаки и виды.
3. Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве
и по кругу лиц.
Заключение
Учебно-материальное обеспечение
· текст лекции;
· доска, мел;
· графопроектор (компьютер и мультимедийный проектор);
· наглядный материал;
· выставка литературы.
Литература
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 1993.
2. Федеральный закон РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» // Собрание законодательства. 1994. № 8. Ст. 801.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 22 октября 1999 г. № 185 «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»
4. Закон РФ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» // Российская газета за 1996 г.
5. Инициативный проект закона РФ «О законах и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации» // Государство и право, 1995. № 3
6. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательств Российской Федерации. № 25. 17 июня 1996 г. Ст. 2954, ст. 222.
7. Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 1996. 28 мая.
8. Указ Президента РФ «О призыве в 1995 – 1996 г. офицеров запаса на военную службу» // Российская газета. 1994. 19 ноября.
9. Конституция республики Северная Осетия – Алания.
10. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. - М.: Манускрипт. 1996.
11. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник. – М., Юристъ, 1996.
12. Малков. Действие закона во времени. //Государство и право, 1995. № 5
13. Медведев А.М. Правовое регулирование действия закона во времени. //Государство и право, 1995. № 3.
14. Мухаев Р.Т. Теория государства и права: Учебник. – М.: Изд. ПРИОР. 2002.
15. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. – М.: Юристъ, 1997. С. 329-334.
16. Ячменев Ю.Ф. Формы (источники) права: Учебное пособие /Под общ. ред. В.П.Сальникова. – СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России. 1997.
ВВЕДЕНИЕ
В процессе становления и развития любого государства, как законы, так и другие нормативно-правовые акты, имели далеко не последнее значение. Так, например, Указ Петра I «О всеобщей воинской повинности», Указ Александра III «Об отмене крепостного права в России», Постановление Совета Народных Комиссаров «Об образовании РККА» и другие имели решающее значение для развития государства, создавались и другие нормативно-правовые акты, которыми руководствовались жители России.
В наше время издается множество законов, Указов Президента, Постановлений Правительства, приказов, директив, инструкций и других нормативно-правовых актов, которые служат законодательной базой для жизнедеятельности государства.
В Российской Федерации, республиках в ее составе, а также в иных субъектах Федерации, идет активный процесс законотворчества, создание новых законов и подзаконных нормативно-правовых актов.
В связи с этим важно знать и правильно понимать пределы действия НПА: сроки вступления в силу, пределы действия по категориям граждан и на какой территории они действуют. В этом и заключается актуальность рассматриваемой темы..
Классификация нормативно-правовых актов.
Нормы права как обязательные правила поведения устанавливаются в официальном, регламентируемом законом порядке, именуемом правотворчеством, и закрепляются в юридических формах или источниках права.
Результаты правотворчества (т.е. нормы права) получают свое закрепление в официальных документах – нормативно-правовых актах (НПА).
К нормативно-правовым актам относятся Конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти.
Нормативно-правовые акты:
- это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы (В.К.Бабаев);
- это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права (В.Н.Храпанюк);
- это выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права (М.Н.Марченко).
Исходя из данных определения, выведем общее определение:
Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, изданный в особом (установленном) порядке, содержащий нормы права.
Нормативно-правовой акт как форма права широко используется во всех современных государствах (особенно в странах романо-германской правовой семьи, к которой относится и правовая система России).
Понятие нормативно-правового акта, наиболее полно отражающее его действие, содержится в инициативном проекте федерального закона «О законах и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации». НПА - это акты, изданные полномочными на то органами государственной власти и содержащие правовые нормы, т.е. общие предписания постоянного или временного действия, применение которых обязательно.[1]
На основе определения нормативно-правового акта можно выделить следующие его признаки:
1. Нормативно-правовые акты принимаются не всеми, а строго определенными субъектами, специально уполномоченными на то государством. Нормативно-правовой акт есть результат правотворческой деятельности компетентных органов и должностных лиц государства (прямое правотворчество), а также уполномоченных на то государством общественных образований, например, органы местного самоуправления (делегированное правотворчество), при этом каждый субъект правотворчества связан рамками своей компетенции.
2. Они содержат в себе общеобязательные правила поведения - нормы права.
3. Содержащиеся в них предписания являются выражением государственной воли. Государство наделяет органы, организации, должностных лиц правом готовить и принимать нормативно-правовые акты, т.е. правотворческой компетенцией. Оно же обеспечивает и реализацию принятых нормативно-правовых актов, включая и принудительное воздействие на лиц, уклоняющихся от их исполнения.
4. Нормативно-правовые акты принимаются с соблюдением определенной процедуры (особенно это относится к законодательным актам).
5. Имеют строго определенную документальную форму (закон, указ, постановление и т.д.).
6. Нормативно-правовые акты распространяют свое действие не на одно конкретное отношение, а на тот или иной вид общественных отношений, составляющих их содержание.
7. Нормативно-правовые акты, как правило, распространяют свое действие на широкий круг субъектов и рассчитаны на многократное их применение.
Субъектами, на которых распространяется действие нормативных актов, могут быть все правосубъектные граждане, а могут быть граждане определенного пола, возраста, местожительства, профессии и т.п., участвующие в данных отношениях. Однако, во всех случаях это весьма значительные группы физических или юридических лиц.
Одноразовым применением нормативный акт никогда себя не исчерпывает, так как он рассчитан на многих субъектов и на многократное свое применение в аналогичных ситуациях.
На основе указанных признаков можно вывести отличие нормативно-правового акта
от иных нормативных актов:
- является результатом правотворчества компетентных органов государства или иных организаций, уполномоченных на то государством;
- содержит общеобязательные правила – нормы;
- реализуется и принимается в процессуальном порядке;
- имеет строго определенную, документально-письменную форму;
от актов применения права:
- НПА содержит правила общего характера и регулирует определенный вид общественных отношений, а акт применения права регулирует конкретные жизненные отношения;
- НПА рассчитан на множество жизненных ситуаций, а акт применения права на единичный случай;
- НПА неперсонифицирован, а акт применения права имеет конкретного адресата.
В связи с широким кругом регулируемых правом общественных отношений и разнообразием методов и средств правового воздействия на эти отношения существует многообразие актов, образующих систему нормативно-правовых актов.
Существуют различные основания подразделения нормативно-правовых актов на виды (см. схему 3)
Один из главных признаков дифференциации всех нормативных источников – это принадлежность к той или иной отрасли права. По данному признаку можно выделить административные, уголовные, гражданские и др. нормативно-правовые акты.
По сфере действия (объем и характер действия) нормативно-правовые акты подразделяются на:
- акты общего действия – охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;
- акты ограниченного действия – распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;
- акты исключительного (чрезвычайного) действия – их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).
Схема № 3
Другое основание деления нормативно-правовых актов – по субъектам их издания. Различают нормативно-правовые акты органов государства, органов местного самоуправления, акты непосредственно народного волеизъявления (например, референдумов).
К данной классификации примыкает и более конкретизированное деление актов по издавшему их органу: акты парламента, президента, правительства, министерства, муниципального органа и т.д.
По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно разделить на:
- акты законодательной власти (законы)
- акты исполнительной власти (подзаконные акты)
- акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).
Центральным и главным является подразделение нормативно-правовых актов в соответствии с их иерархической структурой. Все нормативно-правовые акты в системе права находятся между собой в определенной соподчиненности и поэтому обладают неодинаковой юридической силой. В данной классификации основным критерием отнесения НПА к тому или иному виду служит его юридическая сила.
Юридическая сила НПА – это внутреннее свойство акта действовать, порождать юридические обязательные правовые последствия.
Юридическая сила указывает на место акта в системе права, его значение, его верховенство, подчиненность.
Юридическая сила НПА зависит от того, какой орган издал данный нормативно-правовой акт (парламент, президент, правительство, министерство и т.д.), и какое место занимает этот орган в системе механизма государства (парламент федерации или парламент республики и т.п.).
Чем выше место государственного органа в системе механизма государства, тем выше степень юридической силы его нормативного акта.
По юридической силе различают:
- законы - акты, обладающие высшей юридической силой;
- подзаконные нормативно-правовые акты – акты, основанные на законах и им не противоречащие (См. схему № 4).
Деление на законы и подзаконные правовые акты отражает не только формальную сторону (верховенство закона), но и особенности содержания законов. В них содержатся основополагающие первичные нормы, базовые положения по основным вопросам государственно-правовой общественной жизни.
Рассмотрим виды нормативно-правовых актов, исходя из их юридической силы.
Схема № 4
![]() |