Информация для студентов
СТАНДАРТ КОНСПЕКТА
Конспект является одним из средств текущей аттестации студентов в университете
Конспект - краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя основные положения и их обоснование фактами, примерами и т.д.
Результатом конспектирования является запись, позволяющая конспектирующему немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию.
ТРЕБОВАНИЯ К ТИПАМ КОНСПЕКТА
Конспекты можно условно подразделить на четыре типа
Плановый конспект выполняется с помощью предварительно сделанного плана книги (лекции, статьи и т.д.). При этом план или специально составляется для написания конспекта, или используется ранее составленный в качестве самостоятельной записи. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Однако там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом. Это одна из особенностей стройного, ясного и короткого плана-конспекта.
Текстуальный конспект — это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника — цитат. Текстуальные выписки тут связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора. Текстуальные конспекты целесообразно применять при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов.
Свободный конспект сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом. Свободный конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимы глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов.
|
Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос-тему. Специфика данного типа конспекта заключается в том, что разрабатывая определенную тему по ряду источников, он может не отображать сколько-нибудь полно содержания каждого из используемых произведений.
ТРЕБОВАНИЯ К СПОСОБАМ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ
Основными способами конспектирования являются: тезисы, линейно-последовательная запись текста, способ «вопросов - ответов», схема с фрагментами, простая схема, параллельный способ конспектирования, комбинированный конспект, карта памяти.
ü Тезисы — это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают суть читаемого, дают возможность раскрыть содержание.
ü Линейно-последовательная запись текста. При конспектировании линейно — последовательным способом целесообразно использование плакатно-оформительских средств, которые включают в себя следующие:
• сдвиг текста конспекта по горизонтали, по вертикали;
• выделение жирным (или другим) шрифтом особо значимых слов;
• использование различных цветов;
• подчеркивание;
• заключение в рамку главной информации.
ü Способ «вопросов - ответов». Он заключается в том, что, поделив страницу пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них.
ü Одна из модификаций способа «вопросов - ответов» — таблица, где место вопроса занимает формулировка проблемы, поднятой автором (лектором), а место ответа - решение данной проблемы. Иногда в таблице могут появиться и дополнительные графы: например, «мое мнение» и т.п.
|
ü Схема с фрагментами — способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, — при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально - лаконичного конспекта.
ü Простая схема — способ конспектирования, близкий к схеме с фрагментами, объяснений к которой конспектирующий не пишет, но должен уметь давать их устно. Этот способ требует высокой квалификации конспектирующего. В противном случае такой конспект нельзя будет использовать.
ü Параллельный способ конспектирования. Конспект оформляется на двух листах параллельно или один лист делится вертикальной чертой пополам и записи делаются в правой и в левой части листа.
ü Однако лучше использовать разные способы конспектирования для записи одного и того же материала.
ü Комбинированный конспект — вершина овладения рациональным конспектированием. При этом умело используются все перечисленные способы, сочетая их в одном конспекте (один из видов конспекта свободно перетекает в другой в зависимости от конспектируемого текста, от желания и умения конспектирующего). Именно при комбинированном конспекте более всего проявляется уровень подготовки и индивидуальность студента.
ü Карта памяти – при конспектировании материала строятся так называемые карты зрительных образов, которые создают глубокое эмоциональное впечатление, что существенно увеличивает возможность запоминания материала.
ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТУ
Для того чтобы осуществлять конспектирование, в каждом конкретном случае студенту необходимо грамотно решить следующие задачи:
o Сориентироваться в общей композиции текста (уметь определить вступление, основную часть, заключение).
o Увидеть логико-смысловую канву сообщения, понять систему изложения автором информации в целом, а также ход развития каждой отдельной мысли.
o Выявить «ключевые» мысли, т.е. основные смысловые вехи, на которые «нанизано» все содержание текста.
o Определить детализирующую информацию.
o Лаконично сформулировать основную информацию, не перенося на письмо все целиком и дословно.