в бывших доминионах Британский империи




Особенности кодификации права

(на примере Австралии, Канады, Новой Зеландии)

В бывших британских доминионах[1], ныне независимых государствах, которые тем не менее входят в состав реформированного Содружества Наций (с 1946 г. – Commonwealth of Nations), сохраняется чёткая правовая преемственность и наследование многих черт британской правовой традиции. В каждом из них широко используется законодательный опыт других британских доминионов, в том числе опыт институционализации правовой реформы и систематизации законодательства. Можно заметить их определённую «правовую привязанность» к бывшей метрополии, основанную на общности языка и политического происхождения, колониальных и конституционных связях, родстве культурных традиций и публичных институтов, близости интересов и преданности одной – британской короне[2].

В этой статье мы попытаемся опровергнуть ошибочный стереотип, ставший расхожим в научной литературе, что в странах британского правовой традиции, в т.н. «королевствах Содружества» слабо развита кодистика права как форма юридической техники, снижено значение кодификации как системообразующего процесса, существует негативное отношение к кодексам как таковым. В итоге зачастую встречается вывод о том, что юриспруденция в англосаксонской семье права имеет исключительно судебно-процедурный и казуальный характер, а не законодательный и системно-логический. Утверждается также, что весь исторический опыт по приведению общего и статутного права в доминионах в логическую систему основан на квази-кодификации, гибридных кодексах, которые лишь отдалённо напоминают классические континентальные образцы. Мы покажем здесь, что в странах британской правовой традиции, несмотря на преобладание т.н. праг­матической концепции права, когда юридиче­ская норма выступает не столько в виде абстракт­ной нормы поведения, сколько в способе разрешения судеб­ных тяжб, происходят тем не менее эффективные правовые реформы по кодификации целых отраслей права. Выявим особую роль, специфику и историческое значение кодификации права в бывших доминионах Великобритании на протяжении XIX – XX вв.

Своеобразие правовой системы Канады связано с целым рядом культурно-этнических и религиозных особенностей этой страны, с особой моделью конституционного развития и федеративного устройства (постоянное расширение полномочий провинций). К числу значимых факторов, повлиявших на становление канадского права, относится принятие «Акта о Британской Северной Америке» 1867 г. и «Конституционного акта» 1982 г., включающего в качестве своей составной части «Хартию прав и свобод».

Так, на примере процесса кодификации уголовного права Канады на протяжении XIX – XX вв. можно выделить несколько этапов последовательной унификации (на уровне центр – провинции) и систематизации (на уровне федерации) права: 1) рецепция законов и прецедентов Британской империи, их адаптирование в канадских колониях; 2) отраслевая систематизация и структуризация правовых предписаний на уровне колоний-провинций (в форме сначала ревизии и инкорпорации, затем консолидации местного статутного и прецедентного права); 3) выделение уровня федерального законодательства и введение общего для всех кодекса (в частности, Уголовного кодекса 1892 г.); 4) правовая реформа в виде целой серии ревизий кодекса, а затем его рекодификации; 5) новая ревизия кодекса (в частности, пересмотр УК Канады в 1985 г.) и его декодификация – создание проекта нового кодекса (в частности, проект УК 1986 г.); 6) модернизация структуры и содержания УК Канады на рубеже XX – XXI вв.[3]

Так, во второй половине XIX в. в канадских колониях периодически издавались особые сборники пересмотренных статутов (Revised Statutes), как результат целенаправленного упорядочения в алфавитном порядке и детальной ревизии многочисленных источников права. Согласно «Закону о пересмотре статутов» 1974 г. термин «ревизия» означал упорядочение, пересмотр и консолидацию основных государственных статутов при непосредственном участии особой Комиссии по пересмотру при Департаменте юстиции Канады. В ряде провинций были также попытки частичной кодификации статутного и прецедентного права. Так, в Новой Шотландии был подготовлен своеобразный межотраслевой кодекс 1851 г. в виде объемного тома книги, разделённой на четыре тематические части, где были собраны все публично-правовые статуты данной колонии. На федеральном уровне знаковым событием стало принятие Уголовного кодекса Канады 1892 г., особенностью которого было смешение норм материального и процессуального права из-за отсутствия чёткой отраслевой дифференциации[4].

Далее во второй половине ХХ в. назрели новые причины систематизации законодательства Канады из-за несоответствия состояния исторически сложившегося местного права, его казуистичных положений и устаревших институтов развивавшееся юридической техники и правовой доктрине. Как и другие доминионы, Канада получила суверенный статус в составе Британского Содружества наций, в связи с чем высшей апелляционной инстанцией отныне считался уже Верховный суд Канады, а не Судебный комитет Тайного Совета Великобритании, что безусловно повлекло за собой унификацию национального прецедентного права.

Австралийский союз закрепил за собой официальный статус доминиона после принятия Вестминстерского статута 1931 г., а точнее его ратификации в 1942 г. Отныне ни один закон, принятый британской короной, не имел в Австралии силы без утверждения федеральным парламентом, как впрочем и австралийский закон не мог быть аннулирован британским парламентом[5]. Отметим в числе новых кодифицированных (отчасти консолидированных) актов австралийской федерации принятие «Закона о государственных преступлениях» (The Commonwealth Crimes Act) 1914 – 1915 гг., который по сути представлял собой всеобъемлющий кодекс преступлений, направленных против неприкосновенности и безопасности государства в целом. В 1934 г. был впервые принят «Закон о ревизии статутного права», который упорядочил сборники публичных статутов (Statute books), в частности, переименовал некоторые из них и аннулировал большое количество устаревших актов[6].

Последний по времени важный этап правовой реформы и новая волна рекодификации права приходится на последнюю треть ХХ в. Это было связано с расширением и укреплением национального суверенитета, т.н. «патриацией» конституций этих стран, т.е. их постановкой под юрисдикцию местного правительства, с обязательным включением в качестве составной части хартий прав и свобод человека и гражданина. Как следствие, отраслевое законодательство подвергалось основательной ревизии и рекодификации с позиций гуманитарной конституционной доктрины прав человека.

Так, например, в Австралии федеральный парламент принял в 1986 г. конституционный «Закон об Австралии», основные положения которого превращали её из доминиона в полностью независимое государство[7]. В рамках конституционной реформы парламент проводил отраслевые правовые реформы (1970 – 1990-е гг.)[8], в ходе которых принимался ряд консолидированных и частично кодифицированных законов[9]. Комиссия по правовой реформе 1973 г. рассматривала проекты по ревизии и модернизации статутов, по унификации законов штатов и территорий. С учетом специфики систематизации в странах британской правовой традиции, где «законодательство – это многовековая громада, занимающая на полках не один том, датируемый порой XIV – XV веками»[10], австралийская Комиссия первоначально проводила консолидацию и лишь частичную кодификацию права[11].

Если делать заключительное обобщение по технике систематизации права и особой модели кодификации в экс-доминионах – Канаде, Австралии и Новой Зеландии, то следует прежде всего выделить такие их схожие черты.

В национальные кодексы, созданные ещё в XIX веке, многократно вносились изменения и дополнения, чему активно способствовали специально созданные в этих государствах Комиссии по правовой реформе. Они регулярно поставляли на повестку дня местных парламентов билли о внесении изменений, дополнений и даже об отмене действующих кодексов. Кроме того, в этих странах периодически проводились официальные ревизии статутного права, по итогам которых принимались собрания статутов в пересмотренных изданиях (например, «Revised Statutes of Canada» 1927, 1952, 1970 и 1985 гг.). Во всех этих случаях из текстов национальных кодификаций исключались приостановленные и отмененные правовые нормы; модифицировалась внутренняя структура и общая композиция кодексов, их частей (глав) и статей, а также менялась их нумерация и иерархичность расположения; проводились языковые уточнения юридических формулировок в целях уяснения намерений законодателя и учета судебной практики; устранялись противоречивые правовые положения, грамматические ошибки в текстах кодексов.


[1] Согласно «Вестминстерскому статуту» 1931 г., под определение «доминион» попадали следующие территории: Австралийский Союз, Канадский доминион, Доминион Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ирландское свободное государство, Доминион Ньюфаундленд.

[2] Бывшие доминионы, которые де-юре в своих конституциях признают королеву главой своих государств (Австралия, Канада, Новая Зеландия и др.), именуются «королевствами Содружества» (англ. Commonwealth realms). См.: Крылова Н.С. Содружество наций: политико-правовые проблемы. М., 1991.

[3] Цит. по: Трикоз Е.Н. Становление уголовно-правовой системы Канады // Журнал российского права. 2004. № 8. С. 138-146.

[4] The Criminal Code, 1892 (55-56 Vict., Ch. 29). Ottawa, 1892.

[5] The Statute of Westminster Adoption Act). См.: Australia: A chronology and fact book. 1606 – 1976 / Ed. by A.C. Castles. N.Y., 1978. P. 125-130. Однако, по мнению Д. Райт, страна превратилась в «автономный доминион, оставаясь при этом федерацией неавтономных колоний», которые могли, как и прежде, апеллировать к британским судебным органам и оставлять в силе имперские законы. Wright D.J. Shadow of Dispute. Aspects of the Commonwealth – State Relations, 1901 – 1910. Canberra, 1970. P. 40.

[6] Трикоз Е.Н. Систематизация уголовного права Австралии во второй половине XIX – XX вв. // Актуальные проблемы истории государства и права, политических и правовых учений: Материалы международной конференции. Самара, 2002. С. 420-424.

[7] The Australian Act 1986 // Public General acts. Canberra, 1986. P. 2.

[8] Meares C.L.D. Law Reform in Australia // Law and the Commonwealth. Occasional Papers for the Fourth Commonwealth Law Conference. New Delhi, 1971. P. 247-261; Sutton К. The Pattern of Law Reform in Australia. St. Lucia, 1970. Р. 6.

[9] В сфере уголовного права Австралии это были в основном законы об изменениях и дополнения федерального мини-кодекса «The Crimes act, 1914»: «The Crimes (protection of aircraft) act» (1973); «Crimes (biological weapons) act» (1976 г.); «Crimes (taxation offences) bill» (1980), «War Crimes Act 1945» (1984), «Crimes Act 1914» (1986). См.: Australian Government Publications. National library of Australia. Canberra, 1973 – 1987. См. подробнее: Трикоз Е.Н. Формирование системы источников уголовного права Австралии в XIX – начале XX вв. // Журнал российского права. 2003. № 7. С. 159-170.

[10] Богдановская И.Ю. Закон в английском праве. М., 1987. С. 87.

[11] К каждому своему ежегодному докладу Комиссия прилагала драфтовое законодательство в виде Союзного акта, Модельного закона для штатов и Ордонанса для союзной территории.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: