Адаптироваться / адаптация / адаптационный процесс




(adapt / adaptation / adaptive process)

Адаптационный процесс является частью естественной силы взросления, благодаря которой ребенок меняется, смиряясь с тем, что нельзя изменить. В процессе адаптации дети учатся на своих ошибках и извлекают пользу из неудач. Это тот самый случай, когда трудности помогают ребенку стать луч­ше.

Биполярная природа привязанности (bipolar nature of attachment)

Привязанности, как и магнетизму, свойственна полярность. Когда достига­ется близость с одним человеком или с группой, то контакт или близость с другими отвергаются. Ребёнок будет особенно отвергать тех, кого восприни­мает в качестве соперников своему главному интересу, с которым он активно ищет установления привязанности. Когда ребенок ориентируется на ровес­ников, то «чужими» становятся родители или другие заботящиеся взрослые.

Деревня привязанностей (attachment village)

Сеть привязанностей, формирующих контекст воспитания ребенка. В тра­диционных обществах деревне привязанностей соответствовала та деревня, в которой люди фактически жили и растили детей. В нашем обществе нам нужно самим создавать деревню привязанностей.

Дифференциация (differentiation)

Дифференциация или разделение - процесс отделения и индивидуализации при взрослении. Привязанность к заботящемуся взрослому - это первая фаза развития, а дифференциация - вторая. Прежде чем объединиться, интегри­роваться, необходимо полностью отделиться, дифференцироваться. Именно

поэтому здоровое разделение должно предшествовать социализации. Иначе индивид не сможет испытывать общность без потери чувства себя.

Доминирование в привязанности (attachment dominance)

Для того, чтобы сформировать зависимость, привязанность автоматиче­ски ставит человека либо в зависимое положение того, кто требует заботы, либо в доминантное положение того, кто дает заботу и уход. Это особенно актуально для незрелых личностей, таких как дети или, если на то пошло, незрелые взрослые. Дети нуждаются в заботе и находятся в зависимом по­ложении, а взрослые несут ответственность за них.

Доминирование (dominance) - см. Доминирование привязанности

(attachment dominance)

Затухание передачи культуры по вертикали (flathning of culture)

Потеря передачи культуры по вертикалии, когда обычаи и традиции переда­ются от поколения к поколению. Также игра слов, подразумевающая умира­ние, сглаживание культуры, по аналогии с прямой линией на энцефалограм­ме, свидетельствующей о смерти мозга.

Защитное отчуждение (defensive detachment) - см. Отчуждение

(detachment)

Этот термин означает отторжение близости; такое отторжение является од­ним из способов защиты от уязвимости. Чаще всего отторжение контакта или близости возникает, когда человек хочет избежать ранящего разделения со своей привязанностью. Эта инстинктивная защитная реакция широко распространена, но если в ней «застрять», то она разрушает контекст вос­питания и здорового развития ребенка.

Защищенный от уязвимости (defended against vulnerability)

Человеческий мозг устроен таким образом, чтобы защищать от чрезмерной уяз­вимости. Когда защитные механизмы принимают хронический характер, это приводит к состоянию полной блокировки чувства уязвимости. Защитные меха­низмы мозга состоят из эмоциональных фильтров и фильтров восприятия, не про­пускающих информацию, которая может ранить или причинить боль индивиду.

Глоссарий Зрелость (maturation)

Процесс реализации ребёнком своего человеческого потенциала. Психо­логический рост спонтанен, но не неизбежен. Если обстоятельства не спо­собствуют развитию, ребенок может расти, не взрослея по-настоящему. Три основных процесса, с помощью которых ребенок развивается, это: становле­ние, адаптация и интеграция.

Индивидуализм (individualism)

К сожалению, этот термин часто путают с индивидуальностью (individuality). Индивидуализм — это мировоззрение, которое подчёркивает, что нужды индивидуума важнее нужд группы или общины. Такое смешение понятий часто заставляет людей думать, что индивидуализация - это нечто противо­положное коллективу, хотя на самом деле она является необходимым усло­вием для формирования настоящего коллектива, сообщества.

Индивидуальность (individuality)

Индивидуальность - это уникальные свойства личности. Индивидуаль­ность является результатом психологического процесса становления от­дельной личностью и выражается в расцвете уникальности этой личности. Быть индивидуальностью означает иметь своё собственное мнение, свои собственные идеи и границы, ценить свои предпочтения, принципы, намере­ния, перспективы и цели. Занимать то особое место, которое не может быть занято никем другим.

Индивидуация (individuation)

Процесс, при котором человек становится отличной от других, жизнеспособ­ной личностью. Это понятие часто путают с индивидуализмом (см. выше).

Инстинкт (instinct)

Под инстинктом мы понимаем общие для всех людей побуждения или им­пульсы к действию. Так как стремление к привязанности является нашим основным стремлением, то большинство наших инстинктов обеспечивают привязанность. Источник этих импульсов к действовию находится глубоко внутри лимбической системы головного мозга. Однако, чтобы человеческие инстинкты (как и инстинкты других существ) были правильно приведены в

действие, им необходим соответствующий стимул извне. Они не всегда ра­ботают автоматически.

Интегративное мышление (integrative mind)

В процессе интеграции мозг регистрирует мысли и чувства, противореча­щие тому, на чем он ceйчac сфокусирован. Таким образом, сохраняется ба­ланс и объективное восприятие.

Интегративное функционирование (integrative functioning) - см. Процесс

интеграции (integration process)

Интуиция (intuition)

Я использую этот термин, как правило, по отношению к знанию, которое скорее ощущается, чем известно, бессознательное вместо сознательного. Однако, наша интуиция настолько хороша, насколько хороша наша прони­цательность. Чем более точно наше восприятие, тем больше мы можем до­верять своей интуиции.

Компасная стрелка, или - Полюс притяжения (compass point)

Термин для обозначения человека, которьй благодаря привязанности явля­ется для ребёнка ориентиром, от которого ребёнок перенимает информацию о системе ценностей и моделях поведения. Каждый ребёнок нуждается в по­добном взрослом.

Конкурирующая привязанность (attachment affair)

Если оставить в стороне сексуальный оттенок значения, то эта аналогия бу­дет применима и к отношениям со сверстниками. Суть конкурирующей при­вязанности в браке состоит в том, что внешняя привязанность конкурирует с привязанностью и близостью к супругу, либо ослабляет их. Привязанность к сверстникам идет в ущерб развитию ребенка, если она отдаляет его от ро­дителей.

Конкурирующая привязанность (competing attachment) - см. Несовме­стимость привязанностей (attachment incompatability)

Глоссарий

Мозг привязанности (attachment brain)

Термин, которым обозначают те части мозга и нервной системы, которые отвечают за привязанность. Он относится не какой-то одной части мозга, а скорее к определенной функции мозга, в которой задействованы несколько зон мозга. Многие живые существа способны к формированию привязан­ности благодаря устройству своего мозга, но только люди могут осознавать этот процесс.

Несовместимость привязанностей (attachfflent incompatibility)

Привязанности являются несовместимыми, если ребенок не может одновре­менно чувствовать контакт и близость с обеми привязанностями. Несовме­стимость является следствием того, что, например, от родителей ребенок по­лучает один набор сигналов о том, каким быть и что делать, а от сверстников - другой, совершенно отличный. Чем менее совместимы функционирующие привязанности, тем более вероятно их разделение на два противоположных лагеря.

Неуравновешенный (untempered) - см. также Уравновешенность (temper)

Неуравновешенный - значит несдержанный, несбалансированный или од­нобокий. Неуравновешенность означает отсутствие внутреннего диалога, конфликт или разногласие в сознании. Когда человек переживает и прояв­ляет несдержанность, конфликтность, это является первичным признаком эмоциональной и социальной незрелости. Неуравновешенный человек не испытывает сбалансированных чувств.

Обучаемость (teachability)

Быть обучаемым значит быть восприимчивым к обучению и иметь стрем­ление к познанию. Обучаемость рассматривает психологические и эмоци­ональные аспекты, а так же взаимоотношения, как факторы, влияющие на обучение. Обучаемость совсем не то же, что интеллект, ребенок может быть очень смышленым, но абсолютно необучаемым, и наоборот.

Ориентационная пустота (orienting void, orientation void)

Так как дети ориентируются на тех, к кому они привязаны, они чувствуют себя потерянными и дезориентированными, когда теряют чувство привя-

занности. Отсутствие сигналов-подсказок невыносимо для детей и чаще всего вынуждает ребёнка искать новую привязанность к чему-либо или кому-либо. В нашей культуре эта новая привязанность чаще всего бывает к ровесникам.

Ориентироваться / ориентация (orient / orienting / orientation)

Ориентироваться - это значит определять свое местоположение. Для челове­ка это означает не только понять, где он находится, но и кто он есть и что он из себя представляет. Это также включает в себя понимание окружающей дей­ствительности. Значительная часть ориентации состоит в том, чтобы пони­мать сигналы-подсказки о том, как быть и что делать, о том, что важно и о том, что ожидается. Поскольку дети еще не способны ориентироваться самостоя­тельно, их ориентирами служат те, к кому они привязаны. Дети, привязанные к ровесникам, получают информацию о том, как себя вести, как себя оцени­вать и каким ценностям следовать не от взрослых, а от своих ровесников.

Отождествление (identification)

Форма привязанности, в которой индивид не делает различия между собой и человеком или вещью, к которым он привязан. Например, быть привязанным к роли или образу значит отождествлять себя с этой ролью или этим образом.

Побег от уязвимости (flight from vulnerability) - см. Защищенный от уяз­вимости (defended against vulnerability)

Подростковый возраст (adolescence)

Я использую термин «подростковый возраст», чтобы обозначить переход от детства к взрослой жизни. Обычно он включает период от начала полового со­зревания до принятия ролей, исполняемых в обществе взрослым человеком.

Привязанность (attachment)

В научной терминологии привязанностью называют влечение или стремле­ние к приобретению и сохранению близости. В самом широком понимании, человеческая привязанность включает стремление к близости любого рода: физической, эмоциональной и психологической.

Глоссарий Привязанность-перевертыш (backing into attachments)

Процесс возникновения симпатии или связи с кем-то путем дистанциро­вания или отчуждения от других. Например, двое детей становятся ближе, когда оскорбляют или унижают третьего.

Принцип немедленного реагирования (immediacy principle)

Один из принципов теории обучения, который гласит о том, что если мы хо­тим добиться изменения в поведении, мы должны корректировать его в тот же момент. Этот принцип был выведен из наблюдений за крысами и голубями.

Пробел привязанности (attachment void)

Отсутствие чувства контакта и близости с теми, к кому человек должен ис­пытывать привязанность.

Противление (counterwill)

Термин обозначает человеческий инстинкт противодействовать давлению и принуждению. Этот инстинкт призван охранять привязанность, поскольку удерживает детей от влияния тех, к кому ребенок не привязан. Противление, когда оно не усилено привязанностью к ровесникам или другими фактора­ми, также служит развитию, так как отсекая волю других, создаёт простран­ство для формирования собственной воли ребенка.

Процесс интеграции (integration process)

Процесс интеграции (от лат. integratio - соединение, восстановление) пред­ставляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы. В нашей книге мы испо.тьзуем этот термин для обозна­чения процесса развития, в котором различные.элементы личности объе­диняются, создавая новое целое. Например, агрессивные эмоции могут со­единяться с такими чувствами, которые будут их ограничивать, например, с сочувствием или опасением. Подобное смешивание приводит к объективно­му восприятию, уравновешенности, эмоциональной и социальной зрелости. Суть интеграции в социальной сфере - это смешивание без слияния, или общность без потери обособленности. Для этого необходима предваритель­ная дифференциация в достаточном количестве.

Процесс становления (emergent process)

Жизенный процесс отделения / дифференциации, целью которого является жизнеспособность ребенка как отдельного существа. Он характеризуется энер­гией дерзновения, которая стихийно возникает в ребёнке. Особенно это замет­но в младших дошкольниках. Этот процесс - спонтанный, но не обязательно неизбежный: он зависит от того, насколько реализуется потребность ребенка в привязанности. В результате процесса становления в ребёнке появляются такие желанные черты, как чувство ответственности за себя и перед другими, любопытство, интерес к миру за пределами привязанности, осознание границ, уважение к другим, осознание себя индивидуальностью и личностью.

Психологическая близость (psychological intimacy)

Ощущение контакта и близости, которое происходит бт чувства, что тебя слышат, видят, понимают.

Психологическая незрелость (psychological immaturity) - см. Зрелость

(maturity)

Режиссирование\Создаиие сценария (scripting)

Аналогично актерской профессии, в которой поведение актёра не исходит от него самого. Вот как это относится к зрелости: ситуации в обществе могут требовать такого уровня зрелости, которого наши дети еще просто не достиг­ли; и мы не в состоянии принудить их повзрослеть по команде, но можем научить их изображать зрелые действия в конкретных ситуациях, объясняя, что и как делать. Чтобы ребенок принял такие подсказки, взрослый должен быть ориентиром в жизни ребенка, что является результатом привязанности ребенка к родителю. Хорошее режиссирование заостряет внимание на том, что делать, а не на том, чего не делать, и предлагает легкие для выполнения алгоритмы действий.

Рефлекс привязанности (attachment reflex)

Существует множество безусловных рефлексов привязанности, предна­значенных для сохранения близости на уровне чувств. Движимый таким рефлексом младенец хватается за палец родителя, вкладываемый ему в ладонь.


Глоссарий

Родительское бессилие (parental impotence)

Я использую этот термин в его самом прямом значении: отсутствие достаточ­ной силы. Чтобы успешно выполнять родительские обязанности, родителю необходимо обрести силу благодаря привязанности к нему ребёнка. Чем сла­бее связь между родителем и ребёнком, тем бессильнее становится родитель.

Родительство (parenthood)

Под родительством я понимаю родительский долг, в том смысле, в каком его использовали древние римляне - особый долг, ответственность или должность, возложенная на человека. На римлян этот долг возлагался правительством. На родителей эта особая работа может быть возложена только через привязанность к ним их ребенка. Быть биологическим или приемным родителем не означает автоматически родительства в этом смысле, только через привязанность роди­тель официально вступает в должность и может выполнять эту работу.

Сила быть родителем (power to parent)

Многие путают силу и власть. Под силой я подразумеваю не принуждение или наказание, а естественный авторитет, который есть у родителей, когда их дети привязаны к ним и следуют за их подсказками о том, как быть, как себя вести, каким ценностям следовать. Фактически, чем больше у нас силы, тем меньше мы должны прибегать к власти и наоборот.

Синдром дошкольника (preschooler syndrome)

Я использую этот термин для описания особенностей и проблем, возникаю­щих в результате недостатка интегративного мышления у детей. Такие осо­бенности и проблемы естественны для дошкольников, но если они встреча­ются у более старших детей, не переросших этот возрастной недостаток, я называю такие проявления синдромом дошкольника. В нашей культуре наи­более распространённой причиной такого застревания в развитии является привязанность к ровесникам (peer orientation).

Слезы тщетности (tears of futility)

Человеческий рефлекс, который проявляется в плаче при столкновении с неизбежностью, особенно, если разочарование было слишком сильным.

Грусть и разочарование - сопутствующие этим слезам чувства. Мы испыты­ваем тщетность, когда что-то не происходит или не может произойти. Когда тщетность фиксируется эмоционально, сигналы подаются в слёзные желе­зы, в результате чего мы плачем. Эти слёзы отличаются от слёз фрустрации. Опыт ощущения неизбежности, сопровождающих переживаний грусти и отпускания очень важен для развития ребенка. Детям, ориентированным на сверстников, заметно не хватает слёз тщетности.

Совесть привязанности (attachment conscience)

Обозначает все те негативные чувства, которые возникают у человека (в осо­бенности, у ребенка) при мыслях, действиях или планировании действий, которые вызовут неодобрение, отдаление или разочарование тех, к кому он привязан. Совесть привязанности способствует сохранению близких от­ношений с теми, к кому ребенок привязан, в идеале - с родителями. Когда ребенок начинает отдавать предпочтение отношениям со сверстниками, со­весть привязанности служит формированию и сохранению этих отношений.

Социализация (socialization)

Процесс, в результате которого человек готов к жизни в обществе. Традицион­но социализация рассматривалась как самостоятельное проявление, отличное от двух других важных процессов развития - установления привязанности и индивидуации. Однако при более тщательном рассмотрении становится по­нятно, что в своей основе социализация происходит благодаря привязанности и сопровождающим её аспектам - идентификации, желанию быть подобным, поиску значимости, сохранению близости. Установление привязанности - это первый из трех процессов развития, индивидуация - второй. Если эти процес­сы происходят нормально, то спонтанно происходит истинная социализация.

Становление (emergent) - см. Процесс становления (emergent process)

Сторонняя привязанность (affair) - см. Конкурирующая привязанность

Танец завладения (collecting dance)

Tepмин означает инстинктивные действия по обольщению и соблазнению, которые направлены на то, чтобы вызвать в других привязанность. Я выбрал

Глоссарий

термин «завладение», чтобы постараться избавиться от сексуального под­текста слов обольщение и соблазнение. Слово «танец» означает интерактив­ность этого процесса.

Танец привязанности (attachment dance) - см. Танец завладения

(collecting dance)

Тревога привязанности (attachment alarm)

Человеческий мозг так устроен, что человек испытывает тревогу при раз­делении с теми, к кому он привязан. Тревога привязанности функционирует на многих уровнях; инстинктивном, эмоциональном, поведенческом, хими­ческом и чувственном. На уровне чувств тревога может переживаться как страх, беспокойство, неуверенность, нервозность или опасения, что обычно стимулирует ребенка к осторожности. Если тревога не осознается, она мо­жет проявляться как напряженность или возбужденность.

Тревога (alarm) - см. Тревога привязанности

Уравновешенность (temper)

Я использую этот термин в его изначальном смысле, означающем «смеши­вание, сочетание». Темперамент является результатом сочетания различных черт характера, температура - это смесь горячего и холодного и т.д. Римляне использовали этот термин, описывая правильное соотношение ингредиен­тов при изготовлении глиняных горшков. (По-итальянски tempra - смяг­чать; умерять; унимать; успокаивать; обу.здывать; смешивать (краски); раз­бавлять (вино). Ключом к цивилизованному поведению и самоконтролю являются уравновешенные чувства. Выйти из равновесия, потерять само­обладание значит потерять сбалансированное сочетание противоречивых импульсов и чувств, позволяющее сохранять самоконтроль (сдержанность).

Уравновешивающий компонент (tempering element)

Мысли, чувства и намерения, которые сдерживают порывы вести себя непо­добающим образом. Например, чувство любви сдерживает побуждение при­чинить боль, страх перед последствиями может обуздать импульс действо­вать разрушительным образом, а способность видеть точку зрения другого

человека умеряет склонность к категоричности. Такая сдержанность (уме­ние владеть собой) позволяет стать сбалансированной личностью и объек­тивно воспринимать окружающую действительность.

Уязвимый / уязвимость (vulnerable / vulnerability)

Быть уязвимым значит быть способным переживать душевную боль. Но люди могут чувствовать не только боль, но и собственную уязвимость, рани­мость. Человеческий мозг устроен так, чтобы защищать нас от невыносимо­го чувства уязвимости. См. также «Защищенный от уязвимости».

Фрустрация привязанности (attachraent frustration)

Фрустрация, возникающая при ослабленной привязанности: нарушено ощущение контакта или утрачено чувство близости.

Чувство управления / Чувство силы (sense of agency)

Латинский корень слова «агент» означает «водить», например, управлять ко­лесницей. Иметь ощущение силы - значит чувствовать себя в кресле водителя жизни - там, где есть варианты, и существует выбор. Дети не рождаются с ощу­щением силы, это всегда результат процесса становления или индивидуации.

Эмоциональная интимность (emotional intimacy)

Чувство контакта и близости, которое ощущается эмоционально.

Эмоция (emotion)

В основе термина лежат два основных значения: «быть возбужденным» (to be stirred up) и «двигаться» (to move). Эмоция - это то, что двигает ребен­ком, по крайней мере до тех пор, пока его намерения не станут достаточ­но выразительными, чтобы руководить его поведением. Любое существо с лимбической системой (частью мозга, отвечающей за эмоции) испытывает эмоции, однако только человек имеет способность осознавать свои эмоции. Осознанные эмоции мы называем чувствами. Эмоция имеет массу аспектов: химический, психологический и мотивационный. Чтобы действовать, нам необязательно чувствовать эмоцию, часто нами руководят неосознанные эмоции.

Глоссарий

Энергия становления (emergent energy) - см. Процесс становления

(emergent process)


Об авторах

Гордон Ньюфелд - международно признанный авторитет в области психологии развития и теории привязанности. Он живет и работает в Канаде, возглавляет научно-образовательную организацию The Neufeld Institute. Большую часть своей профессиональной жизни д-р Ньюфелд посвятил созданию взаимос­вязанных теорий развития личности ребенка и обрел известность благодаря своим работам на темы агрессии и насилия среди детей и подростков. На се­годняшний день он один смог соединить разнообразные теории развития лич­ности с глубоким пониманием детей и их проблем. Лозунг возглавляемого им института; «Разбираемся в детях. Психология развития на практике». Д-р Ньюфелд регулярно участвует в радио- и телепрограммах, ездит с лекциями и семинарами по всему миру. Глубоко разработанная им теория привязанности детей к воспитывающим их взрослым и концепция альфа-родительства уже обрели огромную популярность и применяются на практике многими роди­телями, в том числе в России, Белоруссии, Украине и других странах. Подроб­нее о д-ре Ньюфелде и его работах можно узнать на сайте: www.gordonneufelci. com.

Габор Матэ - доктор медицины, практикующий врач и автор ряда книг о пагуб­ных зависимостях (от алкоголизма до трудоголизма), о синдроме дефицита внимания, о здоровье и процветании души и тела, о детско-родительских отношениях. Все работы д-ра Мате замечательны тем, что не дают простых ответов на сложные вопросы, но в них подробно рассматривается контекст, в котором кроются корни различных человеческих страданий - от рака и ауто­иммунных заболеваний до расстройств поведения у детей и подростков. Д-р Матэ читает лекции как для широкой аудитории, так и для специалистов -психиатров, психологов, медсестер, менеджеров по работе с персоналом. Га-бор Матэ живет в Канаде и в настоящее время работает в клинике для бездо­мных. Вы можете прочитать о нем на сайте www.drgabormate.com.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: