Тема: «Экономика и ее основные участники»
Тип урока: изучение нового материала
Цели и задачи урока:
Образовательный аспект:
- сформировать у учащихся представление об экономике как сфере жизни общества, познакомить с ее основными проявлениями и участниками;
- раскрыть значение экономики в обеспечении важнейших потребностей людей.
Развивающий аспект:
- развить у учащихся способности анализировать несложные реальные ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя.
Воспитательный аспект:
- способствовать понимании учащимися значения трудовой деятельности для личности и общества.
Ход урока:
Организационный этап
Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала
Мы начинаем второй раздел учебника «Человек и экономика». И тема нашего сегодняшнего урока «Экономика и её основные участники».
План:
1. Что такое экономика
2. Натуральное и товарное хозяйство
3. Основные участники экономики
Этап усвоения новых знаний
(Урок 1)
Давайте с вами вспомним:
Что побуждает человека к деятельности? Каковы главные потребности людей? Какую роль играет труд в жизни общества? Что создается трудом?
Что такое экономика
· Вопрос классу: Что такое экономика?
С проявлениями экономики ты встречаешься ежедневно: слышишь разговоры дома и на улице о ценах на товары, узнаешь о размерах зарплаты родителей, читаешь в газете о налогах, участвуешь в ремонте школьной мебели, покупаешь в магазине продукты питания. Все эти отдельные проявления можно объединить общим понятием «экономика».
Слово «экономика » в переводе с древнегреческого означало «хозяйствование по правилам, законам».
Со временем это понятие получило более широкое толкование. Так, например, английский писатель Джордж Бернард Шоу (1856— 1950) утверждал: «Экономика — это умение пользоваться жизнью наилучшим образом», а современные ученые сделали вывод: «Экономика — это сознательно построенная и используемая людьми система их жизнеобеспечения».
Знакомясь с различными экономическими явлениями или изучая их в курсе истории, географии, ты можешь убедиться, что это понятие рассматривается в двух значениях:
экономика как хозяйство и как область знаний. Ты можешь сам предложить свои варианты, как дополнить следующие определения: «Экономика — это знания о...», «Экономика — это умения...».
Так, автор книги «Экономикс» П. Самуэльсон предлагает, например, следующие определения экономики: экономика — это: 1) виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми; 2) повседневная деловая жизненная деятельность людей, извлечение ими средств к существованию и использование этих средств; 3) налаживание и осуществление потребления и производства; 4) богатство.
Мы начали разговор с частных проявлений экономической жизни человека, но за ними можно увидеть и наиболее общие процессы и явления.
К основным проявлениям экономики относятся: производство, распределение, обмен, потребление. Эти процессы взаимосвязаны и имеют периодически повторяющийся характер, они могут протекать не только строго последовательно, но и одновременно, параллельно. Мы начали разговор с частных проявлений экономической жизни человека, но за ними можно увидеть и наиболее общие процессы и явления.
К основным проявлениям экономики относятся: производство, распределение, обмен, потребление. Эти процессы взаимосвязаны и имеют периодически повторяющийся характер, они могут протекать не только строго последовательно, но и одновременно, параллельно. Рассмотрим это на примере удовлетворения одной из важнейших потребностей человека — потребности в употреблении хлеба.
· Работа с учебником: стр. 66
Пекарь, используя определенную технологию, выпекает, т. е. производит, хлеб. (Производство.) Хлебозавод поставляет одну часть продукции в детские сады, школы, а другую часть — в магазины. (Распределение.) Продавец магазина продает хлеб, т. е. обменивает на деньги, покупателям. (Обмен.) Учащиеся съедают во время школьного завтрака свежий хлеб. (Потребление.)
· Выполним задание: заполнение таблицы
Производство | Распределение | Обмен | Потребление |
Впиши перечисленные виды экономической деятельности в соответствующую графу таблицы: изготовление елочных игрушек, составление плана расходов семьи на месяц, завтрак в школьной столовой, посещение парикмахерской, выплата пособия семьям на детей, использование освещения в быту, закупка снаряжения для туристического похода.
Далее мы более подробно рассмотрим характеристики основных проявлений экономической жизни. Здесь же попробуем определить роль экономики в жизни человека, всего общества.
Зачем нужна экономика
Вспомни, как разнообразны потребности человека в пище, одежде, жилье, общении, охране здоровья и др. Почему необходимо удовлетворять эти запросы и потребности? Совершенно очевидно — для обеспечения его жизни и деятельности. Экономика принимает активное участие в удовлетворении этих потребностей, ее цель — поддержание и продолжение жизни людей. Для этого производятся разнообразные продукты, товары, оказываются услуги.
Экономические продукты, создаются с использованием таких форм организации или ведения хозяйства, как натуральное и товарное.
· Вспомните, что такое натуральное хозяйство?
Натуральное хозяйство — это способ организации жизни людей, при котором все необходимое для жизнедеятельности производится ими самими и только для собственного потребления.. Это наиболее древняя форма хозяйства с использованием в основном примитивных орудий производства, простых технологий. В натуральном хозяйстве нет торговли, обмена продуктами и услугами, что затрудняет возможность повышения жизненного уровня людей.
· Как вы думаете, в чём недостаток такой формы хозяйствования?
Главный недостаток этой формы хозяйствования — низкая производительность труда, позволяющая обеспечить лишь самые минимальные условия для выживания. Образ жизни, основанный на натуральном хозяйстве, хотя и крайне тяжелый, хорошо известен жителям российской деревни.
· Вспомните, что такое товарное хозяйство?
Товарное хозяйство — способ организации экономической жизни общества, при котором люди, специализируясь в определенных видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом. Почему товарное хозяйство лучше натурального?
Эта форма ведения хозяйства в большей степени отвечает целям экономики — максимально удовлетворять потребности людей. Все произведенные продукты становятся товаром, предназначенным для обмена. Производители стремятся увеличить производительность труда и улучшить качество товаров для совершения выгодного обмена. Осознание людьми преимуществ такого образа жизни привело к тому, что товарное хозяйство, сменив натуральное, стало преобладающим в экономической жизни общества.
Натуральное хозяйство — низкоэффективная форма хозяйствования и ее сохранение в экономике, как правило, является тормозом социально-экономического развития общества, отдельной страны, фактором снижения уровня жизни населения. Развитие общества привело к появлению более эффективной и совершенной формы — товарному хозяйству, которое позволяет лучше удовлетворять потребности людей.
Основные участники экономики.
· Работа с учебником: стр.70
Рассматриваем понятия «Производитель-Потребитель».
· Ученики приводят пример
(Урок 2)
Организация проектной работы на тему «Товар 21 века». Задания группам: выбрать вид продукции, наиболее востребованной на рынке товаров, и подготовить обоснование его экономических и потребительских достоинств. Возможные формы представления результатов: плакат, рассказ, компьютерная презентация, информационный бюллетень, рекламный листок.