Основные участники экономики.




Тема: «Экономика и ее основные участники»

 

Тип урока: изучение нового материала

Цели и задачи урока:

Образовательный аспект:

- сформировать у учащихся представление об экономике как сфере жизни общества, познакомить с ее основными проявлениями и участниками;

- раскрыть значение экономики в обеспечении важнейших потребностей людей.

Развивающий аспект:

- развить у учащихся способности анализировать несложные реальные ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя.

Воспитательный аспект:

- способствовать понимании учащимися значения трудовой деятельности для личности и общества.

Ход урока:

Организационный этап

 

Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала

Мы начинаем второй раздел учебника «Человек и экономика». И тема нашего сегодняшнего урока «Экономика и её основные участники».

План:

1. Что такое экономика

2. Натуральное и товарное хозяйство

3. Основные участники экономики

Этап усвоения новых знаний

(Урок 1)

Давайте с вами вспомним:

Что побуждает человека к деятельности? Каковы глав­ные потребности людей? Какую роль играет труд в жизни общества? Что создается трудом?

Что такое экономика

· Вопрос классу: Что такое экономика?

С проявлениями экономики ты встречаешься ежеднев­но: слышишь разговоры дома и на улице о ценах на това­ры, узнаешь о размерах зарплаты родителей, читаешь в га­зете о налогах, участвуешь в ремонте школьной мебели, покупаешь в магазине продукты питания. Все эти отдель­ные проявления можно объединить общим понятием «эко­номика».

Сло­во «экономика » в переводе с древнегреческого означало «хозяйствование по правилам, законам».

Со временем это понятие получило более широкое толкование. Так, напри­мер, английский писатель Джордж Бернард Шоу (1856— 1950) утверждал: «Экономика — это умение пользоваться жизнью наилучшим образом», а современные ученые сде­лали вывод: «Экономика — это сознательно построенная и используемая людьми система их жизнеобеспечения».

Знакомясь с различными экономическими явлениями или изучая их в курсе истории, географии, ты можешь убе­диться, что это понятие рассматривается в двух значениях:

экономика как хозяйство и как область знаний. Ты мо­жешь сам предложить свои варианты, как дополнить сле­дующие определения: «Экономика — это знания о...», «Экономика — это умения...».

Так, автор книги «Экономикс» П. Самуэльсон предлагает, на­пример, следующие определения экономики: экономика — это: 1) виды деятельности, связанные с обменом и денежны­ми сделками между людьми; 2) повседневная деловая жиз­ненная деятельность людей, извлечение ими средств к суще­ствованию и использование этих средств; 3) налаживание и осуществление потребления и производства; 4) богатство.

Мы начали разговор с частных проявлений экономиче­ской жизни человека, но за ними можно увидеть и наибо­лее общие процессы и явления.

К основным проявлениям экономики относятся: произ­водство, распределение, обмен, потребление. Эти процессы взаимосвязаны и имеют периодически повторяющийся характер, они могут протекать не только строго последовательно, но и одновременно, параллельно. Мы начали разговор с частных проявлений экономиче­ской жизни человека, но за ними можно увидеть и наибо­лее общие процессы и явления.

К основным проявлениям экономики относятся: произ­водство, распределение, обмен, потребление. Эти процессы взаимосвязаны и имеют периодически повторяющийся характер, они могут протекать не только строго последовательно, но и одновременно, параллельно. Рассмотрим это на примере удовлетворения одной из важнейших потребностей человека — потребности в употреблении хлеба.

· Работа с учебником: стр. 66

Пекарь, используя определенную технологию, выпекает, т. е. производит, хлеб. (Производство.) Хлебозавод поставляет одну часть продукции в детские сады, школы, а другую часть — в магазины. (Распределение.) Продавец магазина продает хлеб, т. е. обменивает на деньги, покупа­телям. (Обмен.) Учащиеся съедают во время школьного за­втрака свежий хлеб. (Потребление.)

· Выполним задание: заполнение таблицы

Производство Распределение Обмен Потребление
               

Впиши перечисленные виды экономической деятельно­сти в соответствующую графу таблицы: изготовление елочных игрушек, составление плана расходов семьи на месяц, завтрак в школьной столовой, посещение парик­махерской, выплата пособия семьям на детей, исполь­зование освещения в быту, закупка снаряжения для туристического похода.

Далее мы более подробно рассмотрим характеристики основных проявлений экономической жизни. Здесь же по­пробуем определить роль экономики в жизни человека, всего общества.

Зачем нужна экономика

Вспомни, как разнообразны потребности человека в пи­ще, одежде, жилье, общении, охране здоровья и др. Поче­му необходимо удовлетворять эти запросы и потребности? Совершенно очевидно — для обеспечения его жизни и дея­тельности. Экономика принимает активное участие в удов­летворении этих потребностей, ее цель — поддержание и продолжение жизни людей. Для этого производятся разно­образные продукты, товары, оказываются услуги.

Экономические продукты, создаются с использованием таких форм организации или ведения хозяйства, как нату­ральное и товарное.

· Вспомните, что такое натуральное хозяйство?

Натуральное хозяйство это способ организации жиз­ни людей, при котором все необходимое для жизнедеятель­ности производится ими самими и только для собственно­го потребления.. Это наиболее древняя форма хозяйства с использованием в основном примитивных орудий произ­водства, простых технологий. В натуральном хозяйстве нет торговли, обмена продуктами и услугами, что затрудняет возможность повышения жизненного уровня людей.

· Как вы думаете, в чём недостаток такой формы хозяйствования?

Главный недостаток этой формы хозяйствования — низ­кая производительность труда, позволяющая обеспечить лишь самые минимальные условия для выживания. Образ жизни, основанный на натуральном хозяйстве, хотя и крайне тяжелый, хорошо известен жителям российской де­ревни.

· Вспомните, что такое товарное хозяйство?

Товарное хозяйство способ организации экономи­ческой жизни общества, при котором люди, специализи­руясь в определенных видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом. Почему товарное хозяйство лучше натурального?

Эта форма ведения хозяйства в большей степени от­вечает целям экономики — максимально удовлетворять потребности людей. Все произведенные продукты стано­вятся товаром, предназначенным для обмена. Произво­дители стремятся увеличить производительность труда и улучшить качество товаров для совершения выгодного обмена. Осознание людьми преимуществ такого образа жизни привело к тому, что товарное хозяйство, сменив натуральное, стало преобладающим в экономической жизни общества.

Натуральное хозяйство — низкоэффективная форма хозяйствования и ее сохранение в экономике, как пра­вило, является тормозом социально-экономического развития общества, отдельной страны, фактором снижения уровня жиз­ни населения. Развитие общества привело к появлению более эффективной и совершенной формы — товарному хозяйству, которое позволяет лучше удовлетворять потребности людей.

Основные участники экономики.

· Работа с учебником: стр.70

Рассматриваем понятия «Производитель-Потребитель».

· Ученики приводят пример

 

(Урок 2)

 

Организация проектной работы на тему «Товар 21 века». Задания группам: выбрать вид продукции, наиболее востребованной на рынке товаров, и подготовить обоснование его экономических и потребительских достоинств. Возможные формы представления результатов: плакат, рассказ, компьютерная презентация, информационный бюллетень, рекламный листок.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: