(К 80- летию со дня рождения)
Геннадий Васильевич Чайников родился 22 ноября 1937 году в селе Большое Вьяс Больше Вьясского района Пензенской области. Умер 2 февраля 1995 года в городе Онега.
В 1955 году окончил десятилетку в селе Сура и поступил в Архангельский лесотехнический институт на лесохозяйственный факультет.
В сентябре 1960 году окончив АЛТИ, был направлен на работу в Пабережский леспромхоз и работал лесничим Турчасовского лесничества в поселке Ярнема Плесецкого района. В январе 1961 году Геннадий Васильевич был переведён главным лесничим в Пабережский леспромхоз.
В это время Турчасовское лесничество был передан в Онежский лесхоз, а в январе 1966 года Г.В.Чайников был утверждён лесничим Турчасовского лесничества. В сентябре 1966 года Геннадий Васильевич переведен инженером по лесовосстановлению в Онежский леспромхоз, а с января 1967 года утверждается старшим инженером лесосечного фонда в Онежском леспромхозе
Г.В.Чайников –женат. Жена Нина Фёдоровна (1941). В последующие годы Нина Фёдоровна и Геннадий Васильевич воспитали двух детей: Георгий (1961) и Олег (1966).
В феврале 1971 году Геннадий Васильевич Чайников назначается начальником производственно – технического отдела Онежского леспромхоза, а 25 июня 1971 году на районной сессии Г.В.Чайников избирается заместителем председателя Онежского райисполкома и работал на этой должности до 19 августа 1976 года.
За период работы в Онежском райисполкоме Г.В.Чайников оперативно решал поставленные вопросы, оказывал практическую помощь в работе сельских и поселковых советов. Особенно Геннадий Васильевич оказывал практическую помощь в развитии Онежской группы лесного хозяйства при Управлении сельского хозяйства, помогал в подборе кадров в группе.
|
Г.В.Чайников активно участвовал в общественной жизни города Онеги, был депутатом Онежского райисполкома, член партбюро Онежского райисполкома, Онежского леспромхоза, был пропагандистом школы основ марксизма –ленинизма.
Источник. Автобиография.
Александр Ульянов
Ноябрь
четверг
Верёвкина Тамара Георгиевна
( К 85 – летию со дня рождения_
Тамара Георгиевна Верёвкина родилась 23 ноября 1932 году в городе Онега Северного края (Архангельская область), умерла в городе Архангельске 9 ноября 1997 году.
В городе Онега окончила десятилетку в средней школе № 1 (1950), затем окончила Холмогорскую школу резьбы по кости в селе Ломоносово (1952) и работала в артели по резьбе кости, трудилась на ФХРК, в леспромхозе. В 1962 году окончила Московское художественно-промышленное училище имени М.И.Калинина. Преподавала в Ломоносовском профессионально-технической школе резьбы по кости
Т.Г.Верёвкина постоянно с 1952 года участвовала на отечественных и зарубежных выставках, в 1955 году награждена премией на конкурсе «Росхудожпромсоюза», 1958 году была награждена серебряной медалью за шкатулку «Русский танец» на международной выставке в Брюсселе. Работы мастера –художника холмогорской резьбы по кости: пудреница «Цветок» (1959), коробочки «Репка» (1959), «Смородинка» (1959), прямоугольная коробочка» (1960), «Бокальчик» (1967) находятся в собранном ГРМ и в 1969 по 1982 год входили в постоянную экспозицию и ВМДП и НИ (город Москва). В 1991 году вышла на заслуженный отдых.
|
Источник «Холмогорская резьба по кости конца 17-20 веков»
Александр Ульянов.
Декабрь
Суббота
Малошуйское депо.
(К 60 –летию со дня образования)
Там, где теперь находится поселок и станция Малошуйка – было непроходимое болото. В 6-7 км. от станции расположено село Малошуйка.
В 1930-е малошуйские крестьяне заглядывали в эти места поохотиться, за грибами, ягодами то, лишь в хорошую погоду.
Строительство Кировской железной дороги от Сорокской до станции Обозерская началось в 1939 году. Этот тяжелый труд можно по праву назвать подвигом народа. В исключительно трудных условиях, в нехватке техники дорога была построена в небывало короткий срок. В 1941г. не смотря на целый ряд недоделок, дорога была сдана в эксплуатацию и по её полотну пошли эшелоны с лесными и промышленными товарами и др. грузами.
В 1941 году в Малошуйке было построено всего десять небольших домов, вокзал, ларёк, кипятилка и склады. Когда сюда прибыли рабочие, кругом была непроходимая грязь, поезда принимали и отправляли по колено в грязи. Было очень плохо с жильём, 5-6 имеющихся небольших дощатых бараков не обеспечивали потребность в жилье 50% рабочих. Жили в землянках и в деревне Малошуйке. Не было даже бани, чтобы помыться. Размещалась школа в нескольких бараках на «двадцатке», учащихся возил в школу маленький тепловоз «финка»
27 сентября 1941 году была образована Малошуйская дистанция пути. С 1941 года начальником станции был Троицкий
В сентябре 1942г.стали приезжать эвакуированные из Волхова, Петрозаводска, Сегежи на железную дорогу. Протяженность территории станции составляет примерно 1, 5км.
|
Близ поселка находился военный аэродром, на котором базировались два истребителя, защищавших станцию от налетов. Вражеская авиация пыталась бомбить Малошуйку, однако бомбы всегда попадали в болото.
20 августа 1943года был образован Малошуйский поселковый Совет и в состав вошли станции: Малошуйка, Куша, Нименьга, Шаста, Поньга, разъезды: Шунданец, Глазаниха.
.С 1948 года школа размещалась на станции в деревянном здании, где было всего 6 классных комнат, лаборантская, кабинет директора. Занимались ученики в две смены –школа была семилетней.
В 1950г. весовая норма поездов была всего 1100 тонн, а в 1957 уже 2000 тонн, однако это было не предел, малошуйские машинисты нередко водили поезда до 3 и более тысяч тонн. В то время ходили паровозы марки «СО», а раньше ходили «Э»
По настоящему бурное развитие поселок получил с середины 1950-х годов, когда было принято решение организовать здесь паровозное депо. Оно создавалось на базе двух соседних депо –Сумпосада и Мудьюги, которые подлежали закрытию. Строительство цехов, монтаж оборудования, привезенного из Мудьюги и Сумпосада, шло около двух лет. Первые машинисты нового депо, которых стали переводить сюда задолго до его официального открытия, в свободное от поездок время с энтузиазмом помогали строителям.
К 1 сентября 1956г. была построена новая школа и все деревья около школы посажены учениками. 13 декабря 1957 года вышел приказ № 852 начальника Кировской железной дороги об образовании нового депо. Его первоначальное название –«Паровозное депо Малошуйка Кировской (ныне Октябрьской) железной дороги» Первым руководителем депо был назначен Олег Фёдорович Сидоров.
С 1 июля 1959 года участок Мудьюга – Маленьга, протяженностью 155 км., присоединен к Северной железной дороге. И депо Малошуйка перешла в состав СЖД, 9 декабря 1959г. в депо построено помещение красного уголка, оборудовали в нём зал на 200 мест, техническую библиотеку, медпункт, и в этот день состоялся первый концерт. В начале 1960-х первые малошуйские машинисты паровозов стали переучиваться на тепловозы. Первый тепловоз ЗТЭ-3 привел в Малошуйку в 1964 году из Кеми Малошуйский машинист 1-го класса Виктор Павлович Чернышов. В 1960-е годы начальником был Никифоров Фенадор Васильевич, затем Бабанов Николай Сергеевич.
В 1970-е годы были построены 12 каменных двухэтажных домов, новый клуб. Выросли десятки передовиков производства, которые были награждены орденами «Ленина» и другими: Иван Михайлович Синявин, Григорий Семенович Молчанов, Николай Васильевич Максимов, Григорий Яковлевич Никитин, Николай Фёдорович Панфилов, Оскина Анна Фёдоровна, Сергиенко Валентина Николаевна и мн.др.
В 1970 г. в Малошуйку поступили на обслуживание тепловозы 2Т 10 Л-дальнейшая, более мощная и современная модификация уже имевшихся локомотивов.
В 1975 году на смену поступили маневровые тепловозы ЧМЭ-3, чехословацкого производства. До 1979 года трудился последний паровоз. (один паровоз в Малошуйке был даже до 1990-х годов) В 1975 году принята в эксплуатацию новая пескосушилка с башнями для сухого песка. С 1983 эксплуатируются флотационные устройства, позволившие качественно очищать сточные воды депо. В 1985 построен второй гараж, в нем размещена тракторная техника, в 1990 –здание для хранения противопожарного инвентаря, оборудования и техники. Вплоть до середины 1990-х начали строиться и пятиэтажки со всеми удобствами. В это время работали начальниками: Зайцев Серафим Павлович, Мясников Владимир Павлович. с 1990 работал Балакиров Олег Николаевич. С 1994 года О.В.Балакирев рассказывал, что объёмы по сравнению с 1993 снизились на 12% и появились много предприятий, которые имели долги перед железнодорожникам, а не платежи приводили к задержкам зарплаты коллективу Депо вынуждены сократить 10 человек и сократить рабочую неделю.
Уверенный рост перевозок начался с 1999 года, В связи с электрификацией участка Няндома –Обозерская, прибавилось работы Малошуйским тепловозникам. В 2000 году опоры электрификации магистрали вовсю «шагали» по Онежскомурайону.26 декабря 2001 году по маршруту Вонгуда – Малошуйка проследовал первый электровоз, а 20 декабря 2003 пробный электровоз от Малошуйки до Сумпосада.
В это время система отопления депо переведена с парового на водяное отопление, продолжается строительство жилья, в 1998г. принят 120-квартирный пятиэтажный дом С помощью родного предприятия, решились строить себе жильё из кирпича - самостоятельно: машинисты Александр Громак, Николай Скалоухов, Вадим Соколов и бывший воин –«афганец», машинист Михаил Бокин; и также деревянные дома- А.Сапунов и др.
26 декабря 2001 года первый рабочий поезд, «запряженный»электровозом, проехал по 62-км.участку Вонгуда –Малошуйка. С приходом электровозов стало возможно водить по магистрали длинносоставные поезда, состоящие из 120 вагонов, вместо прежних 60. В наше время производится укладка бесстыкового пути, длина рельсовой плети –не 25 метров, а целых 800.
В 2006 году штат машинистов депо составил 258, а помощников -230. В 2006 году депо получило разрешение проводить ремонт ЧМЭ -3 в объёме ТР-1.Летом 2006 года в локомотивное депо Малошуйка Архангельского отделения Северной железной дороги филиала ОАО «РЖД» -поступили три односекционных рельсовых автобуса РА-1 отечественного производства.
10 сентября 2006 года все три рельсовых автобуса своим ходом прошли из Малошуйки в Архангельск, где прошел митинг, на котором машинист Павел Грибанов, Николай Заморок получили именные часы от начальника железной дороги Василия Билоха, а с 12 сентября рельсовые автобусы ежедневно возят пассажиров из Малошуйки в Онегу и и обратно, а также из Обозерской в Маленгу и обратно.
С 1994 по 2003год руководителем депо был Виктор Николаевич Смирнов, С 15 октября 2003 года, приказом № 36 НОД-5 был назначен Геннадий Анатольевич Иванов.с 10 июня 2011 года начальником Малошуйского депо был назначен Андрей Алфеевич Воробьев, с 2014 года начальником депо работает Дмитрий Владимирович Сахаров, а с 21 декабря 2015 года назначен новый руководитель депо Александр Васильевич Загоскин..
Малошуйские железнодорожники уверенно смотрят в завтрашний день В коллективе многие железнодорожники были награждены орденом «Ленина» (А.А.Хорошков, Н.Г.Евграфов, И.В.Четчуев и др.), и другими орденами, среди работников имеют звание Почётного железнодорожника П.Ф.Филатов, звание «Заслуженный работник транспорта РСФСР»- В.Т.Булкин и др.
Источник Брошюра «Локомотивное депо Малошуйка» 2007г.
Александр Ульянов
Ноябрь
пятница