Классификация автомобилей
Легковые автомобили подразделяются по рабочему объему двигателя, л: особо малый класс — до 1; малый — 1,1…1,8; средний — 1,8…3,5; большой — свыше 3,5; высший класс (не регламентируется).
Автобусы подразделяют по длине, м: особо малый класс — до 5; малый — 6,0…7,5; средний — 8,5…10; большой — 11…12; особо большой — 16,5…24,0.
Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы разделяют по полной массе (масса полностью загруженного автомобиля), т: менее 1,2; 1,2…2,0; 2…8; 8…14; 14…20; 20…40; более 40.
Тяговое усилие и баланс мощности трактора
Тяговое усилие. Основным показателем эксплуатационных возможностей трактора является тяговое усилие. Оно зависит от условий сцепления движителей трактора с почвой, эффективной мощности двигателя (Ne) и потерь мощности трактора.
При передаче крутящего момента от двигателя к движителям в трансмиссии теряется 8…10% мощности ДВС. Эта мощность (N тр) расходуется на преодоление сил трения в передачах и подшипниках, а также на взбалтывание масла в агрегатах трансмиссии.
Для передвижения самого трактора также требуется затрата мощности (N дв). Она расходуется на деформацию почвы и колес, преодоление уклонов рельефа, сил трения в движителях. Эти потери составляют 10…12% — для гусеничного трактора и 14…16% — для колесного.
Агрегатируемая машина оказывает тяговое сопротивление, которое приводит к потере части мощности на буксование движителей. На стерне у гусеничного трактора — 2…3%, у колесного трактора — 12…16%.
Если трактор работает с ВОМ, то будут дополнительные потери в его приводе. При движении трактора со скоростью до 40 км/ч потерями на преодоление воздуха можно пренебречь.
Таким образом, для совершения полезной работы по агрегатированию сельскохозяйственных машин и орудий можно использовать только часть мощности двигателя.
Баланс мощности. Мощность, которую используют для совершения полезной работы, принято называть тяговой, или крюковой, мощностью (N кр). Для гусеничных тракторов она составляет примерно 75% эффективной мощности ДВС, а для колесных машин — около 60%. Выражение, которое учитывает потери мощности трактора, называют балансом мощности:
N кр = Nе — N тр — N дв — N букс.
Это выражение применимо для работы на горизонтальном участке поля. Чем больше тяговая мощность, тем больше тяговое усилие трактора.
Тяговое усилие трактора можно определить по формуле
P кр = N кр / v,
где Р кр — тяговое усилие; N кр — тяговая (полезная) мощность трактора; v — скорость перемещения трактора.
В зависимости от тягового усилия, которое развивает трактор при номинальной мощности двигателя, на первой передаче, двигаясь по стерне (плотному грунту), отечественные трактора подразделяются на классы.
Классификация и маркировка тракторов
Классификация отечественных тракторов. Классы тракторов для сельского хозяйства: 1 кН, 2 кН, 6 кН, 9 кН, 14 кН, 20 кН, 30 кН, 40 кН, 50 кН, 60 кН, 80 кН.
Для промышленности тракторы могут иметь более высокий класс тяги: 100 кН, 150 кН, 200 кН, 250 кН, 350 кН и 500 кН. Такие тракторы с бульдозерной навеской используют в основном в карьерах.
В каждом классе имеются базовые модели и их модификации. Базовый трактор и его модификации принято называть семейством тракторов. Подразделение тракторов на тяговые классы позволяет минимизировать типоразмеры базовых моделей.
Классификация тракторов иностранного производства. Тракторы иностранного производства обычно подразделяют по эффективной мощности двигателя: малой мощности — до 50 кВт; средней мощности — 50…100 кВт; большой мощности — от 100 кВт. Такое деление удобно для подбора агрегатируемых машин, особенно имеющих активные рабочие органы. Эта классификация все шире применяется и в нашей стране.
Маркировки отечественных тракторов. В настоящее время в России не существует стандартизированного обозначения марок тракторов. Заводы маркируют свои изделия самостоятельно.
Так, марка ВТЗ-2048АС означает: изготовитель — Владимирский тракторный завод, серия — 2000, номинальная мощность — 48 л.с., А — имеет передний ведущий мост, С — коробка передач с синхронизаторами.
Продукция Волгоградского тракторного завода может иметь маркировку: ДТ — дизельный трактор, ВГТЗ, ВТ (Волгоградский трактор), ВК (Волгоградский колесный трактор) или АГРОМАШ. Цифры после букв (75, 150, 175, 315) указывают примерное значение мощности.
Так, марка АГРОМАШ 315ТГ означает, что трактор выпущен на заводах холдинга «Агромаш», 315 л. с., трактор гусеничный.
У тракторов тракторного завода в Санкт-Петербурге (бывший Кировский завод) маркировка К-744Р4 означает: К — «Кировец», 7 — условный заводской номер, 44 — номер модели, Р — для российского потребителя, 4 — номер комплектации.
Условия эффективного использования тракторов
Для решения вопроса комплектования трактора машинами и орудиями используют график тяговой характеристики трактора. С его помощью можно оценить тяговые и эксплуатационные качества трактора при различных режимах работы и выбрать оптимальный режим производительности и экономичности.
График отражает зависимости тяговой мощности N кр, рабочей скорости движения трактора v, частоты вращения коленчатого вала n дв, коэффициента буксования b, часового G т и удельного расхода g топлива от тягового усилия P кр на различных передачах.
Эти графики строят расчетным (теоретическим) или экспериментальным путем в процессе испытаний. Для эксплуатации представляет интерес экспериментальный график. На нем можно выделить три режима работы: холостой ход, максимальная тяговая мощность, максимальное тяговое усилие.
В режиме холостого хода (без нагрузки) вся мощность двигателя расходуется на привод трансмиссии и передвижение самого трактора. Считается, что в этом режиме буксование отсутствует.
Режиму максимальной тяговой мощности соответствует номинальное тяговое усилие трактора. С ростом тягового усилия растет буксование и, соответственно, уменьшается скорость на всех передачах. Увеличивается часовой расход топлива, а удельный расход уменьшается. Участок характеристики от режима холостого хода до максимальной тяговой мощности является областью рабочих режимов работы МТА.
Области перегрузочных режимов соответствует участок графика от максимальной тяговой мощности до максимального тягового усилия. Она характеризует способность трактора преодолевать кратковременные перегрузки (без переключения на пониженную передачу).
Внимание! Допустимое максимальное тяговое усилие при работе тракторов не должно приводить к превышению допустимого буксования (у колесных тракторов 4К4 — более 15%, 4К2 — 18%, гусеничных тракторов — 7%), так как это приводит к разрушению структуры почвы.
Назначение тракторов различных классов
1 кН — мотоблоки на базе тракторов типа МТЗ-05, МК-3 «Крот», МКМ-3-С7 «Пахарь» и др. Управляются идущим за ними оператором, используются на огородных и садовых участках, агрегатируются с фрезой и тележкой.
2 кН — мини-тракторы типа МТЗ-082, МТЗ-12К, МТЗ-132Н и др. Предназначены для работы на небольших полях (площадью до 4 га). С ними можно агрегатировать плуг, культиватор, косилку, тележку и коммунальную технику.
6 кН — тракторы и самоходные шасси типа Т-25А, ВТЗ-2032А, «Беларус-300», ВТЗ-30СШ и др. Используют для выполнения работ общего назначения, междурядной обработки посева, сенозаготовке, транспортных работах.
9 кН — тракторы типа ВТЗ-30, ВТЗ-45, АГРОМАШ 30ТК универсальные, широкого спектра применения в сельском и коммунальном хозяйствах.
14 кН — тракторы типа «Беларус-80/82», «Беларус-900», ЛТЗ-95Б, АГРОМАШ 85ТК. Популярны для производства пропашных культур, транспортных работ в растениеводстве и животноводстве, коммунальном хозяйстве.
20 кН — тракторы типа «Беларус-221/1222», ЛТЗ-155, АГРОМАШ ТК-2-160, Т-70СМ (гусеничный свекловичный), Т-70В (виноградниковый). Эффективны при работе с комбинированными широкозахватными машинами.
30 кН — тракторы типа АГРОМАШ ТГ-150, ВТ-100, ВТ-130К, МТЗ 2022 «Беларус». Предназначены для выполнения комплекса работ по основной и предпосевной обработке почвы, посева, уборки, а также транспортных работ.
40 кН — тракторы типа АГРОМАШ 150ТГ (ВТ-150), Т-4А (Алтайский тракторный завод) общего назначения. Эффективны для работы с многооперационными комбинированными агрегатами.
50 кН — тракторы типа К-744Р, МТЗ 3022ДЦ.1 «Беларус», МТЗ 3522 «Беларус». Эффективны для выполнения энергоемких работ.
60 кН — тракторы АГРОМАШ-Руслан, Т-130М (Челябинский тракторный завод). Предназначены для основной обработки почвы, выполнения мелиоративных и дорожно-строительных работ.
80 кН — тракторы К-744Р4 и Т-170. Могут использоваться для агрегатирования широкозахватных многооперационных машин и в дорожном строительстве.