Классификация автомобилей и тракторов. Рекомендации по выбору транспортных средств




 

 

Классификация автомобилей

Лег­ко­вые ав­то­моби­ли под­разде­ля­ют­ся по ра­боче­му объему дви­гате­ля, л: осо­бо ма­лый класс — до 1; ма­лый — 1,1…1,8; сред­ний — 1,8…3,5; большой — свы­ше 3,5; выс­ший класс (не рег­ла­мен­ти­ру­ет­ся).

Ав­то­бусы под­разде­ля­ют по дли­не, м: осо­бо ма­лый класс — до 5; ма­лый — 6,0…7,5; сред­ний — 8,5…10; большой — 11…12; осо­бо большой — 16,5…24,0.

Гру­зовые ав­то­моби­ли, при­цепы и по­луп­ри­цепы раз­де­ля­ют по пол­ной мас­се (мас­са пол­ностью заг­ру­жен­но­го ав­то­моби­ля), т: ме­нее 1,2; 1,2…2,0; 2…8; 8…14; 14…20; 20…40; бо­лее 40.

 

Тяговое усилие и баланс мощности трактора

Тя­говое уси­лие. Ос­новным по­каза­телем экс­плу­ата­ци­он­ных воз­можнос­тей трак­то­ра яв­ля­ет­ся тя­говое уси­лие. Оно за­висит от ус­ло­вий сцеп­ле­ния дви­жите­лей трак­то­ра с поч­вой, эф­фектив­ной мощ­ности дви­гате­ля (Ne) и по­терь мощ­ности трак­то­ра.

При пе­реда­че кру­тяще­го мо­мен­та от дви­гате­ля к дви­жите­лям в тран­смис­сии те­ря­ет­ся 8…10% мощ­ности ДВС. Эта мощ­ность (N тр) рас­хо­ду­ет­ся на пре­одо­ление сил тре­ния в пе­реда­чах и под­шипни­ках, а так­же на взбал­ты­вание мас­ла в аг­ре­гатах тран­смис­сии.

Для пе­ред­ви­жения са­мого трак­то­ра так­же тре­бу­ет­ся зат­ра­та мощ­ности (N дв). Она рас­хо­ду­ет­ся на де­фор­ма­цию поч­вы и ко­лес, пре­одо­ление ук­ло­нов рельефа, сил тре­ния в дви­жите­лях. Эти по­тери сос­тавля­ют 10…12% — для гу­сенич­но­го трак­то­ра и 14…16% — для ко­лес­но­го.

Аг­ре­гати­ру­емая ма­шина ока­зыва­ет тя­говое соп­ро­тив­ле­ние, ко­торое при­водит к по­тере час­ти мощ­ности на бук­со­вание дви­жите­лей. На стер­не у гу­сенич­но­го трак­то­ра — 2…3%, у ко­лес­но­го трак­то­ра — 12…16%.

Ес­ли трак­тор ра­бота­ет с ВОМ, то бу­дут до­пол­ни­тельные по­тери в его при­воде. При дви­жении трак­то­ра со ско­ростью до 40 км/ч по­теря­ми на пре­одо­ление воз­ду­ха мож­но пре­неб­речь.

Та­ким об­ра­зом, для со­вер­ше­ния по­лез­ной ра­боты по аг­ре­гати­рова­нию сельско­хозяйствен­ных ма­шин и ору­дий мож­но ис­пользо­вать только часть мощ­ности дви­гате­ля.

Ба­ланс мощ­ности. Мощ­ность, ко­торую ис­пользу­ют для со­вер­ше­ния по­лез­ной ра­боты, при­нято на­зывать тя­говой, или крю­ковой, мощ­ностью (N кр). Для гу­сенич­ных трак­то­ров она сос­тавля­ет при­мер­но 75% эф­фектив­ной мощ­ности ДВС, а для ко­лес­ных ма­шин — око­ло 60%. Вы­раже­ние, ко­торое учи­тыва­ет по­тери мощ­ности трак­то­ра, на­зыва­ют ба­лан­сом мощ­ности:

N кр = NеN трN двN букс.

Это вы­раже­ние при­мени­мо для ра­боты на го­ризон­тальном учас­тке по­ля. Чем больше тя­говая мощ­ность, тем больше тя­говое уси­лие трак­то­ра.

Тя­говое уси­лие трак­то­ра мож­но оп­ре­делить по фор­му­ле

P кр = N кр/ v,

где Р кр — тя­говое уси­лие; N кр — тя­говая (по­лез­ная) мощ­ность трак­то­ра; v — ско­рость пе­реме­щения трак­то­ра.

В за­виси­мос­ти от тя­гово­го уси­лия, ко­торое раз­ви­ва­ет трак­тор при но­минальной мощ­ности дви­гате­ля, на пер­вой пе­реда­че, дви­га­ясь по стер­не (плот­но­му грун­ту), оте­чес­твен­ные трак­то­ра под­разде­ля­ют­ся на клас­сы.

 

Классификация и маркировка тракторов

Клас­си­фика­ция оте­чес­твен­ных трак­то­ров. Клас­сы трак­то­ров для сельско­го хо­зяйства: 1 кН, 2 кН, 6 кН, 9 кН, 14 кН, 20 кН, 30 кН, 40 кН, 50 кН, 60 кН, 80 кН.

Для про­мыш­леннос­ти трак­то­ры мо­гут иметь бо­лее вы­сокий класс тя­ги: 100 кН, 150 кН, 200 кН, 250 кН, 350 кН и 500 кН. Та­кие трак­то­ры с бульдо­зер­ной на­вес­кой ис­пользу­ют в ос­новном в карьерах.

В каж­дом клас­се име­ют­ся ба­зовые мо­дели и их мо­дифи­кации. Ба­зовый трак­тор и его мо­дифи­кации при­нято на­зывать се­мейством трак­то­ров. Под­разде­ление трак­то­ров на тя­говые клас­сы поз­во­ля­ет ми­ними­зиро­вать ти­пораз­ме­ры ба­зовых мо­делей.

Клас­си­фика­ция трак­то­ров инос­тран­но­го про­из­водс­тва. Трак­то­ры инос­тран­но­го про­из­водс­тва обыч­но под­разде­ля­ют по эф­фектив­ной мощ­ности дви­гате­ля: ма­лой мощ­ности — до 50 кВт; сред­ней мощ­ности — 50…100 кВт; большой мощ­ности — от 100 кВт. Та­кое де­ление удоб­но для под­бо­ра аг­ре­гати­ру­емых ма­шин, осо­бен­но име­ющих ак­тивные ра­бочие ор­га­ны. Эта клас­си­фика­ция все ши­ре при­меня­ет­ся и в на­шей стра­не.

Мар­ки­ров­ки оте­чес­твен­ных трак­то­ров. В нас­то­ящее вре­мя в Рос­сии не су­щес­тву­ет стан­дарти­зиро­ван­но­го обоз­на­чения ма­рок трак­то­ров. За­воды мар­ки­ру­ют свои из­де­лия са­мос­то­ятельно.

Так, мар­ка ВТЗ-2048АС оз­на­ча­ет: из­го­тови­тель — Вла­димир­ский трак­торный за­вод, се­рия — 2000, но­минальная мощ­ность — 48 л.с., А — име­ет пе­ред­ний ве­дущий мост, С — ко­роб­ка пе­редач с син­хро­низа­тора­ми.

Про­дук­ция Вол­гоград­ско­го трак­торно­го за­вода мо­жет иметь мар­ки­ров­ку: ДТ — ди­зельный трак­тор, ВГТЗ, ВТ (Вол­гоград­ский трак­тор), ВК (Вол­гоград­ский ко­лес­ный трак­тор) или АГ­РО­МАШ. Циф­ры пос­ле букв (75, 150, 175, 315) ука­зыва­ют при­мер­ное зна­чение мощ­ности.

Так, мар­ка АГ­РО­МАШ 315ТГ оз­на­ча­ет, что трак­тор вы­пущен на за­водах хол­динга «Аг­ро­маш», 315 л. с., трак­тор гу­сенич­ный.

У трак­то­ров трак­торно­го за­вода в Санкт-Пе­тер­бурге (быв­ший Ки­ров­ский за­вод) мар­ки­ров­ка К-744Р4 оз­на­ча­ет: К — «Ки­ровец», 7 — ус­ловный за­вод­ской но­мер, 44 — но­мер мо­дели, Р — для рос­сийско­го пот­ре­бите­ля, 4 — но­мер ком­плек­та­ции.

 

Условия эффективного использования тракторов

Для ре­шения воп­ро­са ком­плек­то­вания трак­то­ра ма­шина­ми и ору­ди­ями ис­пользу­ют гра­фик тя­говой ха­рак­те­рис­ти­ки трак­то­ра. С его по­мощью мож­но оце­нить тя­говые и экс­плу­ата­ци­он­ные ка­чес­тва трак­то­ра при раз­личных ре­жимах ра­боты и выб­рать оп­ти­мальный ре­жим про­из­во­дительнос­ти и эко­номич­ности.

Гра­фик от­ра­жа­ет за­виси­мос­ти тя­говой мощ­ности N кр, ра­бочей ско­рос­ти дви­жения трак­то­ра v, час­то­ты вра­щения ко­лен­ча­того ва­ла n дв, ко­эф­фи­ци­ен­та бук­со­вания b, ча­сово­го G т и удельно­го рас­хо­да g топ­ли­ва от тя­гово­го уси­лия P кр на раз­личных пе­реда­чах.

Эти гра­фики стро­ят рас­четным (те­оре­тичес­ким) или эк­спе­римен­тальным пу­тем в про­цес­се ис­пы­таний. Для экс­плу­ата­ции пред­став­ля­ет ин­те­рес эк­спе­римен­тальный гра­фик. На нем мож­но вы­делить три ре­жима ра­боты: хо­лос­той ход, мак­си­мальная тя­говая мощ­ность, мак­си­мальное тя­говое уси­лие.

В ре­жиме хо­лос­то­го хо­да (без наг­рузки) вся мощ­ность дви­гате­ля рас­хо­ду­ет­ся на при­вод тран­смис­сии и пе­ред­ви­жение са­мого трак­то­ра. Счи­та­ет­ся, что в этом ре­жиме бук­со­вание от­сутс­тву­ет.

Ре­жиму мак­си­мальной тя­говой мощ­ности со­от­ветс­тву­ет но­минальное тя­говое уси­лие трак­то­ра. С рос­том тя­гово­го уси­лия рас­тет бук­со­вание и, со­от­ветс­твен­но, уменьша­ет­ся ско­рость на всех пе­реда­чах. Уве­личи­ва­ет­ся ча­совой рас­ход топ­ли­ва, а удельный рас­ход уменьша­ет­ся. Учас­ток ха­рак­те­рис­ти­ки от ре­жима хо­лос­то­го хо­да до мак­си­мальной тя­говой мощ­ности яв­ля­ет­ся об­ластью ра­бочих ре­жимов ра­боты МТА.

Об­ласти пе­рег­ру­зоч­ных ре­жимов со­от­ветс­тву­ет учас­ток гра­фика от мак­си­мальной тя­говой мощ­ности до мак­си­мально­го тя­гово­го уси­лия. Она ха­рак­те­ризу­ет спо­соб­ность трак­то­ра пре­одо­левать крат­ковре­мен­ные пе­рег­рузки (без пе­рек­лю­чения на по­нижен­ную пе­реда­чу).

Вни­мание! До­пус­ти­мое мак­си­мальное тя­говое уси­лие при ра­боте трак­то­ров не дол­жно при­водить к пре­выше­нию до­пус­ти­мого бук­со­вания (у ко­лес­ных трак­то­ров 4К4 — бо­лее 15%, 4К2 — 18%, гу­сенич­ных трак­то­ров — 7%), так как это при­водит к раз­ру­шению струк­ту­ры поч­вы.

 

Назначение тракторов различных классов

1 кН — мо­тоб­ло­ки на ба­зе трак­то­ров ти­па МТЗ-05, МК-3 «Крот», МКМ-3-С7 «Па­харь» и др. Уп­равля­ют­ся иду­щим за ни­ми опе­рато­ром, ис­пользу­ют­ся на ого­род­ных и са­довых учас­тках, аг­ре­гати­ру­ют­ся с фре­зой и те­леж­кой.

2 кН — ми­ни-трак­то­ры ти­па МТЗ-082, МТЗ-12К, МТЗ-132Н и др. Пред­назна­чены для ра­боты на не­больших по­лях (пло­щадью до 4 га). С ни­ми мож­но аг­ре­гати­ровать плуг, культи­ватор, ко­сил­ку, те­леж­ку и ком­му­нальную тех­ни­ку.

6 кН — трак­то­ры и са­моход­ные шас­си ти­па Т-25А, ВТЗ-2032А, «Бе­ларус-300», ВТЗ-30СШ и др. Ис­пользу­ют для вы­пол­не­ния ра­бот об­ще­го наз­на­чения, меж­ду­ряд­ной об­ра­бот­ки по­сева, се­ноза­готов­ке, тран­спортных ра­ботах.

9 кН — трак­то­ры ти­па ВТЗ-30, ВТЗ-45, АГ­РО­МАШ 30ТК уни­вер­сальные, ши­роко­го спек­тра при­мене­ния в сельском и ком­му­нальном хо­зяйствах.

14 кН — трак­то­ры ти­па «Бе­ларус-80/82», «Бе­ларус-900», ЛТЗ-95Б, АГ­РО­МАШ 85ТК. По­пуляр­ны для про­из­водс­тва про­паш­ных культур, тран­спортных ра­бот в рас­те­ни­еводс­тве и жи­вот­но­водс­тве, ком­му­нальном хо­зяйстве.

20 кН — трак­то­ры ти­па «Бе­ларус-221/1222», ЛТЗ-155, АГ­РО­МАШ ТК-2-160, Т-70СМ (гу­сенич­ный свек­ло­вич­ный), Т-70В (ви­ног­радни­ковый). Эф­фектив­ны при ра­боте с ком­би­ниро­ван­ны­ми ши­роко­зах­ватны­ми ма­шина­ми.

30 кН — трак­то­ры ти­па АГ­РО­МАШ ТГ-150, ВТ-100, ВТ-130К, МТЗ 2022 «Бе­ларус». Пред­назна­чены для вы­пол­не­ния ком­плек­са ра­бот по ос­новной и пред­по­сев­ной об­ра­бот­ке поч­вы, по­сева, убор­ки, а так­же тран­спортных ра­бот.

40 кН — трак­то­ры ти­па АГ­РО­МАШ 150ТГ (ВТ-150), Т-4А (Ал­тайский трак­торный за­вод) об­ще­го наз­на­чения. Эф­фектив­ны для ра­боты с мно­го­опе­раци­он­ны­ми ком­би­ниро­ван­ны­ми аг­ре­гата­ми.

50 кН — трак­то­ры ти­па К-744Р, МТЗ 3022ДЦ.1 «Бе­ларус», МТЗ 3522 «Бе­ларус». Эф­фектив­ны для вы­пол­не­ния энер­го­ем­ких ра­бот.

60 кН — трак­то­ры АГ­РО­МАШ-Рус­лан, Т-130М (Че­лябин­ский трак­торный за­вод). Пред­назна­чены для ос­новной об­ра­бот­ки поч­вы, вы­пол­не­ния ме­ли­ора­тив­ных и до­рож­но-стро­ительных ра­бот.

80 кН — трак­то­ры К-744Р4 и Т-170. Мо­гут ис­пользо­ваться для аг­ре­гати­рова­ния ши­роко­зах­ватных мно­го­опе­раци­он­ных ма­шин и в до­рож­ном строи­тельстве.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: