Общие сведения об эксплуатации МТП




 

 

Классификация агрегатов

Ма­шин­но - трак­торный парк (МТП) — со­вокуп­ность мо­бильных ма­шин пред­при­ятия (под­разде­ления, объеди­нения) вмес­те с энер­ге­тичес­ки­ми средс­тва­ми и вспо­мога­тельны­ми ус­тройства­ми.

Сельско­хозяйствен­ную тех­ни­ку ис­пользу­ют в раз­но­об­разных при­род­ных ус­ло­ви­ях: в за­суш­ли­вых сте­пях, в пе­ре­ув­лажнен­ных зо­нах, при тем­пе­рату­рах до 50°С в лет­ний пе­ри­од и до -30°С зи­мой, на рав­нинных прос­то­рах и в ус­ло­ви­ях го­рис­той мес­тнос­ти, на низ­меннос­тях и на зна­чительной вы­соте над уров­нем мо­ря и т.д. Все это предъяв­ля­ет спе­цифи­чес­кие тре­бова­ния как к са­мой тех­ни­ке и ме­хани­зации сельско­го хо­зяйства, так и к ме­тодам и спо­собам экс­плу­ата­ции ма­шин.

Спе­цифи­ка сельско­хозяйствен­но­го про­из­водс­тва, свя­зан­ная с про­тяжен­ностью в про­странс­тве и во вре­мени ра­бот по воз­де­лыва­нию сельско­хозяйствен­ных культур, тре­бу­ет вы­деле­ния из об­ще­го пар­ка мо­бильных ма­шин, ко­торые ра­бота­ют пре­иму­щес­твен­но при пе­реме­щении (глав­ным об­ра­зом в зем­ле­делии). Большое ко­личес­тво раз­но­об­разных МТА в сельском хо­зяйстве клас­си­фици­ру­ют по сле­ду­ющим экс­плу­ата­ци­он­ным приз­на­кам:

  • по спо­собу про­из­водс­тва ра­бот — мо­бильные, вы­пол­ня­ющие тех­но­логи­чес­кие опе­рации в про­цес­се дви­жения (па­хот­ные, по­сев­ные и т.д.), ста­ци­онар­ные, вы­пол­ня­ющие тех­но­логи­чес­кие опе­рации на ста­ци­она­ре (при­готов­ле­ние тра­вяной му­ки), и ста­ци­онар­но-пе­ред­вижные, вы­пол­ня­ющие тех­но­логи­чес­кие опе­рации на ста­цио­на­ре и в про­цес­се пе­реме­щения (по­ливальные ус­та­нов­ки);
  • ви­ду вы­пол­ня­емо­го тех­но­логи­чес­ко­го про­цес­са — лу­щильные, бо­роно­вальные, убо­роч­ные и т.д.;
  • ви­ду ис­точни­ка энер­гии (дви­гате­ля) — ме­хани­чес­кие (с теп­ло­вым дви­гате­лем) и элек­три­фици­рован­ные (с элек­три­чес­ким дви­гате­лем);
  • сос­та­ву ра­бочих ма­шин и чис­лу од­новре­мен­но вы­пол­ня­емых тех­но­логи­чес­ких опе­раций — од­но­род­ные, ког­да од­на или нес­колько од­но­тип­ных ма­шин вы­пол­ня­ют од­ну тех­но­логи­чес­кую опе­рацию, ком­плексные, сос­то­ящие из нес­кольких ма­шин и вы­пол­ня­ющие нес­колько тех­но­логи­чес­ких опе­раций, ком­байно­вые, в сос­тав ко­торых вхо­дит од­на ма­шина, вы­пол­ня­ющая нес­колько тех­но­логи­чес­ких опе­раций, и уни­вер­сальные, ког­да аг­ре­гат ос­на­щен смен­ны­ми ра­бочи­ми ор­га­нами для вы­пол­не­ния раз­личных опе­раций;
  • чис­лу ма­шин в аг­ре­гате — од­но- и мно­гома­шин­ные;
  • рас­по­ложе­нию ра­бочих ор­га­нов ма­шин от­но­сительно про­дольной оси аг­ре­гата — сим­метрич­ные и асим­метрич­ные;
  • спо­собу со­еди­нения ра­бочих ма­шин с ис­точни­ком энер­гии — при­цеп­ные, ког­да мас­са ра­бочей ма­шины при ее тран­спор­ти­рова­нии при­ходит­ся на собс­твен­ный хо­довой ап­па­рат, на­вес­ные, ког­да она вос­при­нима­ет­ся хо­довым ап­па­ратом ис­точни­ка энер­гии, и по­луна­вес­ные, в ко­торых часть мас­сы при­ходит­ся на хо­довой ап­па­рат ис­точни­ка энер­гии, а дру­гая часть — на хо­довой ап­па­рат ра­бочей ма­шины;
  • спо­собу при­вода ра­бочих ор­га­нов ма­шин — с при­водом от дви­гате­ля трак­то­ра (са­моход­но­го шас­си), собс­твен­но­го дви­гате­ля и опор­но-хо­довых ко­лес;
  • рас­по­ложе­нию ра­бочих ма­шин в аг­ре­гате от­но­сительно тя­говой ма­шины и во­ди­те­ля — с пе­ред­ним, зад­ним, бо­ковым и сме­шан­ным рас­по­ложе­ни­ями.

 

Эксплуатационные показатели агрегатов

На­уч­но обос­но­ван­ная сис­те­ма ве­дения сельско­го хо­зяйства пре­дус­матри­ва­ет вы­пол­не­ние раз­но­об­разных про­цес­сов, сос­то­ящих из раз­личных опе­раций.

Тех­но­логи­чес­кие опе­рации вклю­ча­ют ос­новные, нап­равлен­ные на из­ме­нение свойств об­ра­баты­ва­емо­го ма­тери­ала, про­дук­та или сре­ды, и вспо­мога­тельные, нап­равлен­ные на об­легче­ние, улуч­ше­ние или обес­пе­чение вы­пол­не­ния ос­новной опе­рации.

Тран­спортные опе­рации тес­но свя­заны с тех­но­логи­чес­ки­ми. Они пред­став­ля­ют со­бой пе­реме­щение без из­ме­нения сос­то­яния ма­тери­ала, тех­ни­чес­ких средств, ра­бочей си­лы и т.д.

Сельско­хозяйствен­ная ра­бота, или про­из­водс­твен­ная опе­рация, — это со­чета­ние ос­новной и вспо­мога­тельной тех­но­логи­чес­ких опе­раций, а при не­об­хо­димос­ти и тран­спортных.

В зем­ле­делии тех­но­логи­чес­ки­ми опе­раци­ями и со­от­ветс­твен­но сельско­хозяйствен­ны­ми ра­бота­ми яв­ля­ют­ся вспаш­ка, по­сев, убор­ка уро­жая и дру­гие, тран­спортны­ми — до­став­ка се­мян, от­возка зер­на и т.д.

Сельско­хозяйствен­ный аг­ре­гат — со­чета­ние мо­бильных ма­шин с ис­точни­ком энер­гии (энер­ге­тичес­ки­ми средс­тва­ми), пе­реда­точ­ны­ми и вспо­мога­тельны­ми ус­тройства­ми.

Экс­плу­ата­ция ма­шины — про­цесс ре­али­зации ее пот­ре­бительских свойств, вклю­ча­ющий ис­пользо­вание ма­шины по сво­ему наз­на­чению, под­держа­ние ее ис­прав­ности и ра­ботос­по­соб­ности (тех­ни­чес­кое об­слу­жива­ние) и обес­пе­чение ее фун­кци­они­рова­ния (под­го­тов­ка к ис­пользо­ванию и тех­ни­чес­ко­му об­слу­жива­нию, тех­но­логи­чес­кое об­слу­жива­ние, хра­нение, тран­спор­ти­рова­ние и т.д.).

Про­из­водс­твен­ная экс­плу­ата­ция — обес­пе­чение и ис­пользо­вание ма­шин по сво­ему наз­на­чению.

Тех­ни­чес­кая экс­плу­ата­ция (тех­ни­чес­кое обес­пе­чение экс­плу­ата­ции) — обес­пе­чение и под­держа­ние ис­прав­ности и ра­ботос­по­соб­ности ма­шины.

На­ука об экс­плу­ата­ции ма­шин­но-трак­торно­го пар­ка (ЭМТП) изу­ча­ет и обос­но­выва­ет ме­тоды и спо­собы ра­ци­ональной экс­плу­ата­ции ма­шин­но-трак­торных аг­ре­гатов и ма­шин­но-трак­торно­го пар­ка.

Экс­плу­ата­ци­он­ные ха­рак­те­рис­ти­ки ма­шин со­дер­жат зна­чения по­каза­телей, по­лучен­ных при ис­пы­тании ма­шин в кон­крет­ных про­из­водс­твен­ных ус­ло­ви­ях. Эти ха­рак­те­рис­ти­ки ис­пользу­ют при вы­боре ра­бочей ма­шины и трак­то­ра при ком­плек­то­вании аг­ре­гата для за­дан­ной тех­но­логи­чес­кой опе­рации. В ка­чес­тве экс­плу­ата­ци­он­ных рас­смат­ри­ва­ют те ха­рак­те­рис­ти­ки кон­крет­ной ма­шины, ко­торые ока­зыва­ют на­ибольшее вли­яние на ее про­из­во­дительность, зат­ра­ты тру­да и средств с уче­том ка­чес­тва ра­боты и воз­действия на ок­ру­жа­ющую сре­ду.

По­каза­тели, фор­ми­ру­ющие экс­плу­ата­ци­он­ные ха­рак­те­рис­ти­ки мо­бильных аг­ре­гатов, мож­но раз­де­лить на груп­пы: тех­но­логи­чес­кие, эко­логи­чес­кие, энер­ге­тичес­кие, эко­номи­чес­кие, эр­го­номи­чес­кие и по­каза­тели на­деж­ности.

Тех­но­логи­чес­кие по­каза­тели ха­рак­те­ризу­ют ка­чес­тво вы­пол­не­ния аг­ре­гатом тех­но­логи­чес­кой опе­рации в со­от­ветс­твии с на­уч­но обос­но­ван­ны­ми аг­ро­тех­ни­чес­ки­ми тре­бова­ни­ями. К этим по­каза­телям мож­но от­нести глу­бину об­ра­бот­ки, сте­пень кро­шения плас­та, греб­нистость, нор­му вы­сева се­мян, до­зу вне­сения удоб­ре­ний, ши­рину за­щит­ной зо­ны, по­тери уро­жая и т.д.

Эко­логи­чес­кие по­каза­тели ха­рак­те­ризу­ют воз­действие аг­ре­гатов на ок­ру­жа­ющую сре­ду (поч­ву, воз­дух, рас­ти­тельный и жи­вот­ный мир, во­ду), нап­ри­мер удельное дав­ле­ние на поч­ву.

Энер­ге­тичес­кие по­каза­тели ха­рак­те­ризу­ют удельный рас­ход энер­гии в рас­че­те на еди­ницу объема вы­пол­ненной ра­боты, за­вися­щей от сил соп­ро­тив­ле­ния, соз­да­ва­емых об­ра­баты­ва­емой сре­дой на ра­бочих ор­га­нах ма­шин. К этим по­каза­телям от­но­сят­ся удельное соп­ро­тив­ле­ние ма­шин, мощ­ность, пе­реда­ва­емая че­рез вал от­бо­ра мощ­ности (ВОМ).

Эко­номи­чес­кие по­каза­тели вы­ража­ют­ся про­из­во­дительностью и экс­плу­ата­ци­он­ны­ми зат­ра­тами в про­цес­се ра­боты ма­шин в сос­та­ве аг­ре­гатов, это преж­де все­го про­из­во­дительность аг­ре­гата, зат­ра­ты тру­да и де­неж­ных средств.

Эр­го­номи­чес­кие по­каза­тели ха­рак­те­ризу­ют свойства ма­шин и аг­ре­гатов, обус­ловли­ва­ющие са­нитар­но-фи­зи­оло­гичес­кие ус­ло­вия тру­да (тип ка­бины, удобс­тво си­денья, обо­грев, вен­ти­ляция), удобс­тво об­слу­жива­ния, бе­зопас­ность тру­да, эс­те­тичес­кие по­каза­тели и т.д.

По­каза­тели на­деж­ности ха­рак­те­ризу­ют в уп­ро­щен­ном из­ло­жении спо­соб­ность ма­шины (аг­ре­гата) на­деж­но ра­ботать в за­дан­ных ус­ло­ви­ях в те­чение тре­бу­емо­го про­межут­ка вре­мени. На­деж­ность ма­шины зак­ла­дыва­ет­ся еще на ста­дии про­ек­ти­рова­ния и из­го­тов­ле­ния. На по­каза­тели на­деж­ности су­щес­твен­ное вли­яние ока­зыва­ют ре­жимы экс­плу­ата­ции и ква­лифи­кация ра­бот­ни­ка.

 

Правила комплектования агрегатов

Про­из­во­дительность тех­ни­ки во мно­гом за­висит от пра­вильно­го ком­плек­то­вания ма­шин­но-трак­торных аг­ре­гатов, вы­бора луч­ших из них и под­го­тов­ки их к ра­боте.

При ком­плек­то­вании ре­ша­ют сле­ду­ющие воп­ро­сы:

  • вы­бор ра­бочих ор­га­нов, ма­шин, сце­пок и трак­то­ров, ко­торые в кон­крет­ных ус­ло­ви­ях обес­пе­чат вы­сокое ка­чес­тво ра­боты;
  • оп­ре­деле­ние сос­та­ва и ре­жима ра­боты аг­ре­гата, обес­пе­чива­ющих на­ибольшую про­из­во­дительность и эко­номич­ность за счет на­илуч­ше­го ис­пользо­вания мощ­ности дви­гате­ля;
  • со­еди­нение ма­шин, сцеп­ки и трак­то­ра в аг­ре­гате так, что­бы по­лучить вы­сокие ка­че­ствен­ные и эко­номи­чес­кие по­каза­тели.

Ис­ходные дан­ные для ком­плек­то­вания аг­ре­гатов:

  • вид и ха­рак­те­рис­ти­ка об­ра­баты­ва­емой поч­вы или рас­те­ний;
  • раз­ме­ры и рельеф по­лей;
  • аг­ро­тех­ни­чес­кие тре­бова­ния к вы­пол­ня­емой ра­боте;
  • аг­ро­тех­но­логи­чес­кие свойства ма­шин и трак­то­ров;
  • удельное соп­ро­тив­ле­ние ра­бочих ма­шин;
  • тя­говые свойства трак­то­ра.

Ком­плек­то­вание аг­ре­гата на­чина­ют с вы­бора ра­бочих ор­га­нов, ма­шин и трак­то­ров.

Сельско­хозяйствен­ные ма­шины (ору­дия) сле­ду­ет вы­бирать с уче­том преж­де все­го ка­чес­тва ра­боты, со­от­ветс­тву­юще­го аг­ро­тех­ни­чес­ким тре­бова­ни­ям для за­дан­ных ус­ло­вий ра­боты. Ма­шины дол­жны быть удоб­ны­ми в об­слу­жива­нии. Чис­ло их под­би­ра­ют с та­ким рас­че­том, что­бы ра­ци­онально ис­пользо­вать тя­говое уси­лие и мощ­ность трак­то­ра. При этом не­об­хо­димо стре­миться к то­му, что­бы аг­ре­гат об­ла­дал дос­та­точ­ной про­ходи­мостью, от­ве­чал сов­ре­мен­ным эр­го­номи­чес­ким и эко­логи­чес­ким тре­бова­ни­ям, был ма­нев­ренным и бе­зопас­ным в ра­боте.

При сос­тавле­нии МТА на ба­зе мощ­ных трак­то­ров мож­но од­новре­мен­но ис­пользо­вать нес­колько ма­шин, ко­торые со­еди­ня­ют с трак­то­рами с по­мощью уни­вер­сальных или спе­ци­альных сце­пок.

Трак­то­ры сле­ду­ет вы­бирать, ис­хо­дя из на­личия их в хо­зяйстве и с уче­том зо­нальной сис­те­мы ма­шины. При этом не­об­хо­димо учи­тывать тип поч­вы, удельные и тя­говые со­про­тив­ле­ния аг­ре­гатов, раз­ме­ры ра­бочих учас­тков, на­бор сельско­хозяйствен­ных культур. Выб­ранный трак­тор дол­жен удов­летво­рять аг­ро­тех­ни­чес­ким тре­бова­ни­ям, т.е. впи­сываться в меж­ду­рядья с дос­та­точ­ной за­щит­ной зо­ной.

Трак­то­ры дол­жны так­же об­ла­дать дос­та­точ­ны­ми мощ­ностью и тя­говым уси­ли­ем для вы­пол­не­ния за­дан­ной опе­рации. Так, за­пас по тя­гово­му уси­лию гу­сенич­ных трак­то­ров дол­жен сос­тавлять 25%, ко­лес­ных — 15, а при бук­со­вании — со­от­ветс­твен­но не бо­лее 5 и 12%.

При вы­пол­не­нии опе­раций (па­хоты, дис­ко­вания, рых­ле­ния) аг­ре­гаты на­ибо­лее це­лесо­об­разно ком­плек­то­вать с трак­то­рами ДТ-75М, ВТ-100, ДТ-175С, Т-150, ВТ-130К, К-701, К-744, при тя­желых ус­ло­ви­ях ра­боты — с трак­то­рами Т-4А, Т-130, Т-130Б, а для культи­вации, бо­роно­вания и по­сева зер­но­вых — с гу­сенич­ны­ми трак­то­рами. Ку­зов­ные раз­бра­сыва­тели удоб­ре­ний сле­ду­ет аг­ре­гати­ровать с ко­лес­ны­ми трак­то­рами.

Для по­сева и об­ра­бот­ки про­паш­ных культур, ска­шива­ния зер­но­вых, убор­ки со­ломы, за­готов­ки се­на и на тран­спортных ра­ботах эко­номи­чес­ки вы­год­но ис­пользо­вать трак­то­ры ти­па МТЗ, ЛТЗ. На лег­ких поч­вах и не­больших учас­тках с ко­рот­ки­ми го­нами це­лесо­об­разно при­менять трак­то­ры МТЗ и ЮМЗ-6АЛ/АМ, так­же их мож­но ис­пользо­вать для культи­вации и да­же для па­хот­ных ра­бот.

При воз­де­лыва­нии са­хар­ной свек­лы (по­сев, меж­ду­ряд­ная об­ра­бот­ка и т.д.) не­об­хо­димо ис­пользо­вать трак­то­ры Т-70С и Т-90С. Их ко­лея впи­сыва­ет­ся в меж­ду­рядья по­севов, и по срав­не­нию с ко­лес­ны­ми трак­то­рами они меньше уп­лотня­ют поч­ву, что для рас­смат­ри­ва­емой культу­ры очень важ­но.

При оп­ре­деле­нии сос­та­ва аг­ре­гата мож­но ис­пользо­вать рас­четный или опыт­ный ме­тод. На прак­ти­ке ча­ще все­го от­да­ют пред­почте­ние опыт­но­му ме­тоду, ис­пользуя ре­комен­да­ции, из­ло­жен­ные в ти­повых зо­нальных опе­раци­он­ных тех­но­логи­ях. Ес­ли сос­тав аг­ре­гата из­вестен, то ос­та­ет­ся только оп­ре­делить ра­бочую ско­рость и со­от­ветс­тву­ющую ей пе­реда­чу.

Ра­бочая ско­рость всех аг­ре­гатов ог­ра­ниче­на преж­де все­го ка­чес­твом вы­пол­не­ния ра­боты. Кро­ме то­го, для тя­говых аг­ре­гатов она ог­ра­ничи­ва­ет­ся тя­гово-сцеп­ны­ми свойства­ми, а для тя­гово-при­вод­ных и са­моход­ных аг­ре­гатов — про­пус­кной спо­соб­ностью и мощ­ностью дви­гате­ля.

На прак­ти­ке ра­бочую ско­рость аг­ре­гата вы­бира­ют, ис­хо­дя из по­каза­ния та­хос­пи­домет­ра, ус­та­нов­ленно­го на сов­ре­мен­ных трак­то­рах. Зная ди­апа­зон аг­ро­тех­ни­чес­ки до­пус­ти­мых ско­рос­тей для дан­ной сельско­хозяйствен­ной ма­шины, по спи­домет­ру оп­ре­деля­ют пе­реда­чу трак­то­ра (ско­рость дви­жения), на ко­торой МТА дол­жен вхо­дить в этот ди­апа­зон. По час­то­те вра­щения ко­лен­ча­того ва­ла оп­ре­деля­ют сте­пень заг­рузки дви­гате­ля. Ра­ботать нуж­но при час­то­те вра­щения ко­лен­ча­того ва­ла нем­но­го большей, чем но­минальная (ука­зана на та­хос­пи­домет­ре). Ес­ли ра­бочая ско­рость меньше, то пе­рехо­дят на бо­лее низ­кую пе­реда­чу.

Раз­ли­ча­ют три ос­новных спо­соба оп­ре­деле­ния чис­ла ма­шин в аг­ре­гате: ана­лити­чес­кий, гра­фо­ана­лити­чес­кий и гра­фичес­кий.

Ана­лити­чес­кий спо­соб пре­дус­матри­ва­ет оп­ре­деле­ние чис­ла ма­шин в аг­ре­гате рас­че­тами по со­от­ветс­тву­ющим фор­му­лам.

Гра­фо­ана­лити­чес­кий спо­соб ос­но­ван на ра­ци­ональном со­чета­нии рас­че­тов с гра­фичес­ким пос­тро­ени­ем.

Гра­фичес­кий спо­соб пре­дус­матри­ва­ет оп­ре­деле­ние чис­ла ма­шин в аг­ре­гате не­по­средс­твен­но по тя­говым ха­рак­те­рис­ти­кам трак­то­ра при из­вес­тных зна­чени­ях тя­гово­го соп­ро­тив­ле­ния от­дельных ма­шин.

Ос­новные пре­иму­щес­тва ана­лити­чес­ко­го спо­соба — вы­сокая точ­ность, обес­пе­чива­ющая вы­сокую эф­фектив­ность аг­ре­гата. Не­дос­та­ток это­го ме­тода — его слож­ность и не­удобс­тво опе­ратив­но­го при­мене­ния в ус­ло­ви­ях про­из­водс­тва.

Пре­иму­щес­тво гра­фо­ана­лити­чес­ко­го и гра­фичес­ко­го спо­собов зак­лю­ча­ет­ся в на­гляд­ности и прос­то­те их опе­ратив­но­го при­мене­ния не­пос­редс­твен­но в ус­ло­ви­ях про­из­вод­ства, од­на­ко эти спо­собы ме­нее точ­ны.

При ком­плек­то­вании ма­шин­но-трак­торно­го аг­ре­гата для вы­пол­не­ния оп­ре­делен­но­го ви­да ра­бот не­об­хо­димо по­доб­рать ко­личес­тво ра­бочих ма­шин и выб­рать та­кой ре­жим ра­боты (пе­реда­чу), что­бы трак­тор был заг­ру­жен на­ибо­лее ра­ци­онально.

Заг­рузка трак­то­ра ха­рак­те­ризу­ет­ся ко­эф­фи­ци­ен­том ис­пользо­вания тя­гово­го уси­лия. Ко­эф­фи­ци­ент за­висит от ви­да вы­пол­ня­емых ра­бот: при вспаш­ке он ра­вен 0,90…0,95; пред­по­сев­ной культи­вации — 0,80…0,94; бо­роно­вании — 0,85…0,96; лу­щении дис­ко­выми лу­щильни­ками — 0,92…0,96; по­севе се­ял­ка­ми с дис­ко­выми сош­ни­ками — 0,93…0,95. Та­ким об­ра­зом, для га­ран­тии ра­ботос­по­соб­ности аг­ре­гата в слу­чае по­выше­ний соп­ро­тив­ле­ния ма­шин или сни­жений тя­гово­го уси­лия трак­то­ра часть крю­ково­го уси­лия ос­та­ет­ся в за­пасе (4…10%).

Кро­ме ра­ци­ональной заг­рузки трак­то­ра при ком­плек­то­вании учи­тыва­ют до­пус­ти­мые ско­рос­ти дви­жения аг­ре­гатов, обес­пе­чива­ющие нор­мальное ка­чес­тво при вы­пол­не­нии раз­личных про­из­водс­твен­ных про­цес­сов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: