Приложение, Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3




Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово

Есть науки древние, возраст которых определяется даже не веками, а тысячелетиями. Например, медицина, астрономия, геометрия. У них есть богатый опыт, традиции, которые берут свое начало с древности, развиваются и действуют в наше время. Так, обычай выпускников медицинских институтов давать клятву Гиппократа родился три тысячи лет назад и носит имя великого греческого врача, жившего в 460-356 гг. до н. э. на острове Коса.

Есть науки совсем молодые, которые родились только в прошлом веке. Например, экология.

Но есть и такие науки, чей возраст определить очень трудно. К таким наукам относится стилистика. С одной стороны наука как предмет сформировалась в начале нашего века. Но в то же время человек очень давно стал задумываться, что мы говорим и как говорим. А этим и занимается стилистика – наука о стилях. Кроме того, на “древность” указывает и сам термин, – так древние называли заостренную палочку, которой писали на восковых дощечках.

Тема нашего урока: Стили речи. (Приложение)

Обратите внимание на эпиграф:

Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму.
Китайская притча

Сообщить о целях урока.

3. Опрос домашнего задания:

Итак, что вы знаете о функциональных стилях речи?

Работа с учебно-методическим пособием (стр. 108-109). Давайте рассмотрим таблицу “Функциональные стили русского языка”

4. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.

Ряд заданий ЕГЭ как раз и предполагают проверку речеведческих знаний – умения применять их к анализу текста. Это означает, что вы должны свободно владеть понятийным и терминологическим аппаратом: хорошо знать стили речи (и их основные особенности), типы текстов (и их признаки), средства и способы связи предложений в тексте, и языковые средства выразительности.

А теперь применим весь материал на практике.

Каждый из вас получил рабочий лист, в котором мы с вами выполним несколько заданий. Перед вами тексты для работы, они пронумерованы.

Обратимся к тексту № 1.

Задание: определить к какому стилю речи относится данный текст, поставить ударение в слове каталог.

В целях ознакомления с ассортиментом выпускаемой вами продукции просим направить нам каталоги женской обуви с указанием размера отпускных цен.

Директор И.В. Иванов

Обратимся к тексту № 2.

Задание: определить стиль текста, расставить знаки препинания.

Реформа орфографии 1918 года приблизила письмо к живой речи (т.е. отменила целый ряд традиционных, а не фонетических орфограмм). Приближение орфографии к живой речи обычно вызывает и движение в другом направлении: стремление сблизить произношение с орфографией…

Однако влияние письма контролировалось развитием внутренних фонетических тенденций. Только те орфографические особенности оказали сильное влияние на литературное произношение, которые помогали развиваться русской фонетической системе или способствовали устранению фразеологизмов в этой системе…

При этом надо подчеркнуть, что, во-первых, эти особенности были известны и в конце XIX в. И что, во-вторых, их и сейчас нельзя считать полностью победившими в современном русском литературном произношении. С ними конкурируют старые литературные нормы.

(Цитируется по книге: Фонетика современного русского литературного языка. – М., 1968.С 16-17).

Текст известного отечественного лингвиста Михаила Викторовича Панова

Данный текст реализует функцию сообщения. Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера самих наук (естественных, точных, гуманитарных)

Следующий текст № 3.

Послушайте следующий отрывок.

Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушённый морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. И особенно хороши они сегодня, над свежим снегом и зелёным бором. Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и чётким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны, как хоругви, замерли под глубоким небом. (И.А. Бунин)

Словарная работа: хоругвь(и), ж.р. 1. В старину: войсковое знамя.

2. Принадлежность церковных шествий – укреплённое на длинном древке большое полотнище с изображением святых.

Задание: определить стиль текста, найти и выписать средства выразительной речи.

Молодцы! Мы с вами повторили и углубили знания ранее изученного материала.

А теперь назовите, пожалуйста, характерные признаки публицистического стиля?

Что общего у публицистического стиля с художественным?

Какие жанры публицистического стиля вы знаете?

(К жанрам публицистического стиля можно отнести речи адвокатов, ораторов, выступления в печати (статья, заметка, репортаж, фельетон), а также путевой очерк, портретный очерк, эссе).

Слово учителя.

Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества – политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к художественной литературе. Так же как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон.

Словарная работа.

  • Беллетристика – повествовательная художественная литература.
  • Беллетрист – автор повествовательного произведения.

Работа с интерактивной доской:

Выделите слова, относящиеся к публицистическому стилю

Ассортимент, благоуханный, взоры, бездуховность, демократический, популистский, колея, беспрецедентный, интервью, эксклюзив, приоритетный, кулуары власти, безнравственность, пирушка, амперметр, экстремальный, политикан, реформатор, экономические рычаги, головомойка, рейтинг.

Подчеркните названия жанров публицистики.

Элегия, баллада, роман, очерк, трагедия, сонет, рассказ, фельетон, эпиграмма, новелла, повесть, поэма, интервью, ода, басня, комедия, эссе, статья, сатира.

Укажите в приведенном списке тем лишь те проблемы, которые являются предметом обсуждения в публицистической литературе.

  • Построение сложноподчиненных предложений;
  • проблемы, связанные с техногенными катастрофами;
  • выборы президента;
  • решение линейных уравнений;
  • соединение химических элементов;
  • работа администрации района;
  • рейтинг исполнителей современной музыки;
  • использование акваланга для проведения ремонтных работ под водой;
  • литературоведческий анализ текста.

Послушайте образец текста публицистического стиля.(Приложение 2)

– Постарайтесь пропустить через себя основную мысль Д.С. Лихачёва

Интеллигентность не только в знаниях, а в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу. Не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и ещё какой!)

Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и людям.

Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях. (Д.С. Лихачёв)

Работа по тексту (в форме задания С – подготовка к ЕГЭ)

Вот мы с вами и подошли к завершению нашего урока.

– Над чем мы с вами работали на уроке?

Сегодня на уроке мы не только анализировали тексты, но и попытались следовать советам писателей.

В первую очередь в любой ситуации мы должны оставаться высоконравственными людьми, владеющими различными стилями, языковыми средствами, свободно ориентирующимися в любой сфере общения. Я увидела, что вы научились чувствовать слово.

Скоро вы покинете стены нашей школы, но мне очень хочется, чтобы вы в первую очередь стали по-настоящему интеллигентными.

Развивайте в себе интеллигентность!

Сегодня за урок (выставление оценок)

Домашнее задание

  1. Повторить теоретический материал по теме “ Функциональные стили речи”
  2. Подготовить сообщение по одному из разделов темы (“Научный стиль”) в форме мультимедиапрезентации. (Данное задание не является обязательным для всех учащихся.) Его выполняют только учащиеся, проявляющие интерес к предмету).
  3. Из учебно-методического пособия (Автор – Н.А. Сенин) выполнить задания А 30-31; В 1-8 и С (вариант №5).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: