Немного об образовании и культуре




Первоочередной задачей была ликвидация безграмотности. Следует помнить, что ко времени освобождения страны только 35 % детей школьного возраста имели возможность ходить в школу. В северных регионах ситуация была еще хуже, там 85 % населения были неграмотными[25]. Поэтому систему школьного образования создавали фактически с нуля, однако уже в 1956 г., когда уровень экономики достиг довоенного, была создана система обязательного начального образования. Позднее появились обязательное среднее образование, а 28 октября 1959 г. – профессионально-техническое[26].

Поначалу одной из особенностей северокорейской системы образования стала подготовка кадров за рубежом. До 1951 г. только в Советском Союзе ежегодно обучалось по 100-200 человек. В 1953-54 гг., когда география стран обучения расширилась, количество студентов-стажеров за рубежом (включая исследовательские группы, практикантов, сирот, чьи родители стали жертвами войны) достигло 5 тысяч.По числу обучающихся заграницей студентов в тот период Северная Корея превосходила Южную, где число студентов, побывавших за границей в период с 1951 по 1961 гг. по программе обмена, консультаций и краткосрочной практики, составило всего 2309 человек[27] за 10 лет.

Однако после событий конца 1950-х годов Ким Ир Сен начал укреплять идеологический контроль над сферой образования в рамках «монолитного идеологического воспитания»[28]. В министерстве образования и в высших учебных заведениях прошли идеологические чистки. Еще недавно восхваляемая советская модель образования стала объектом критических замечаний. Все предметы изучались с позиции главенства самобытности нации и практической значимости для Северной Кореи. Учебные пособия других стран проверялись на наличие догматических постулатов, а перечень предметов и их содержание значительно пересматривались[29].

Сократилось и количество обучающихся за рубежом. В соответствии с личным указанием Ким Ир Сена от 1957 г. «в братские страны следовало направлять только лиц с высшим образованием для повышения уровня уже приобретенных знаний». К 1958 г. число студентов в зарубежных ВУЗах, составило около 6 тысяч человек[30]. Хотя постепенно единственной страной, в которой учились северокорейские студенты, остался Советский Союз, по мнению властей КНДР, ситуация оставалась «опасной ревизионизмом»[31], и постепенно количество студентов и там свелось к минимуму.

Другим изменением в образовательной политике стала «реформа правил поступления в ВУЗы», согласно которой привилегиями при поступлении в ВУЗ пользовались отслужившие в армии и получившие рекомендации из ЦК партии. Уже в 1958-59 учебном году доля рабочей молодежи среди всех студентов составила 70 %[32].

 

 


[1] Cumings В. Korea’s place… С. 52. Кстати, первый из иероглифов, обозначающих в это понятие, входит в имя Ким Чен Ира.

[2] Cumings В. Korea’s place… С. 206, 207.

[3] Отметим, что в СССР всегда были определенные проблемы с переводом корейских лозунгов. Например, появившийся термин «Чхоллима » некоторые переводили как «Большой скачок» и лишь потом стали употреблять его без перевода.

[4] Курбанов С. О. Элементы традиционной дальневосточной общественной мысли в северокорейских идеях чучхе в 1980-х - 1990-х гг. // Доклад на конференции: Восточная Азия - Санкт-Петербург - Европа: межцивилизационные контакты и перспективы экономического сотрудничества. 2-6 октября 2000 г.

[5] Cumings B. Korea’s place... С. 403.

[6] https://www.hrono.ru/statii/2003/sud.html

[7] Внук руководителя Ыйбён Хо Ви, впоследствии – известный историк и автор одной из наиболее известных антикимирсеновских книг под псевдонимом Лим Ын.

[8] История Кореи. Том 1 Пер. с корейского Ким Дю Бона, М., Хана, Ю. Н. Шувалова. Редакция и предисловие М. Пака. М., 1960.

 

[9] Капица М. С. На разных параллелях.С. 237.

[10] Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. С. 223 — 224

[11] Капица М. С. На разных параллелях.С. 239.

[12] История Кореи (Новое прочтение). С. 375-376.

[13] Ткаченко В. П. Корейский полуостров и интересы России, с. 21.

[14] https://slon.ru/articles/42743/?ext=subscribe

 

[15] https://www.agentura.ru/dossier/russia/people/lankov/nippon/

 

[16] Tessa Morris-Suzuki. Exodus to North Korea: Shadows from Japan's Cold War

[17] Интересно, что ряд южнокорейских политологов приписывает авторство «теории трех революций» не Ким Ир Сену, а непосредственно руководителю идеологического сектора Хван Чжан Ёпу, из которого пытаются сделать противника Ким Ир Сена, создавшего эту теорию как альтернативу чучхэ или как способ оздоровить общество. Представляется, что такая точка зрения получила распространение среди историков после бегства Хвана на Юг и в значительной степени для того, чтобы обелить его образ и сделать из бывшего главного идеолога режима не жертву внутрипартийных интриг, а идейного противника Ким Чен Ира.

[18] Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. С. 198 — 199

[19] Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. С. 191

[20] Автор рекомендует запомнить эту цифру, когда впоследствии речь пойдет о «продовольственной безопасности» страны.

[21] Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. С. 193

[22] С. 190 — 191

[23] Cumings B. North… С. 197.

[24] Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. С. 199 — 200

[25] Нам. С. 403.

[26] Син Хё Сук. Трансформация северокорейского общества и подготовка профессиональных кадров (1945-1960 гг.) // Проблемы Дальнего Востока, 5/2003.

[27] Син Хё Сук.

[28] Напомним, что в северокорейской пропаганде «монолитность» означает в первую очередь отсутствие фракций и достижение единомыслия. Между тем значительное число критиков режима вышло именно из академической среды.

[29] Син Хё Сук.

[30] Син Хё Сук.

[31] Следует отметить, что одним из решающих аргументов в пользу сворачивания обучения в странах Восточной Европы были события 1956 г. в Венгрии, которые были поддержаны рядом корейских студентов, проходивших тогда там обучение. Конечно, по возвращении домой они были «подвергнуты критике», однако опасность того, что полученные за рубежом знания об окружающем мире и знакомство с либеральной идеологией могут разрушить железный занавес, была сочтена слишком высокой. Мы уже говорили о том, как Пхеньян пытался похищать и переправлять домой тех северокорейских студентов, которые во время обучения в СССР «впали в ревизионизм» и начали вести себя неподобающе.

[32] Син Хё Сук.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: