Назначение и классификация кузовов




Ку­зов пред­став­ля­ет со­бой си­ло­вую не­су­щую кон­струк­цию, обес­пе­чи­ва­ю­щую не­об­хо­ди­мую ком­фор­та­бель­ность, за­щи­ту во­ди­те­ля и пас­са­жи­ров от внеш­них ат­мо­сфер­ных воз­дей­ствий и ава­рий­ных си­ту­а­ций.

Об­щие све­де­ния. К ку­зо­ву кре­пят­ся прак­ти­че­ски все эле­мен­ты ав­то­мо­би­ля (дви­га­тель и си­сте­мы, его об­слу­жи­ва­ю­щие, под­вес­ка ко­лес, топ­лив­ный бак, про­во­да и эле­мен­ты элек­тро­обо­ру­до­ва­ния и т. д.). Фор­ма, гео­мет­ри­че­ские про­пор­ции, ком­по­зи­ция, внеш­нее и внут­рен­нее оформ­ле­ние кон­струк­ции и ее эле­мен­тов, цвет ку­зо­ва и обо­ру­до­ва­ния са­ло­на опре­де­ля­ют эс­те­ти­че­ские ка­че­ства ав­то­мо­би­ля.

Ку­зов и его гео­мет­ри­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки ока­зы­ва­ют су­ще­ствен­ное вли­я­ние на тя­го­во-ско­рост­ные и про­чие экс­плу­а­та­ци­он­ные свой­ства ав­то­мо­би­ля: топ­лив­ную эко­но­мич­ность, плав­ность хо­да, про­хо­ди­мость, ма­нев­рен­ность и устой­чи­вость. Кон­струк­ция и ар­хи­тек­ту­ра ку­зо­ва обу­слов­ли­ва­ют проч­ност­ные ха­рак­те­ри­сти­ки, дол­го­веч­ность, без­опас­ность, эс­те­ти­ку, удоб­ство экс­плу­а­та­ции и по­тре­би­тель­ский спрос.

Ку­зов со­вре­мен­но­го ав­то­мо­би­ля про­ек­ти­ру­ют та­ким об­ра­зом, что­бы его пе­ред­няя и зад­няя ча­сти не­су­щей кон­струк­ции лег­ко де­фор­ми­ро­ва­лись и мог­ли по­гло­тить часть ки­не­ти­че­ской энер­гии при столк­но­ве­нии. В та­ком слу­чае для пас­са­жи­ров зна­чи­тель­но по­вы­ша­ет­ся ве­ро­ят­ность остать­ся жи­вы­ми или по­лу­чить не­боль­шое трав­ми­ро­ва­ние.

Ку­зо­ва ав­то­мо­би­ля клас­си­фи­ци­ру­ют по ря­ду при­зна­ков: на­зна­че­нию, си­ло­вой схе­ме, ти­пу кор­пу­са, фор­ме ку­зо­ва, ма­те­ри­а­лу кон­струк­ции, ви­ду об­ли­цо­воч­ных эле­мен­тов и др. В том чис­ле ку­зо­ва мо­гут быть от­кры­тые (не име­ю­щие свер­ху укры­тия или име­ю­щие лег­кое склад­ное укры­тие) и за­кры­тые. Клас­си­фи­ка­ция ку­зо­вов по на­зна­че­нию сов­па­да­ет с клас­си­фи­ка­ци­ей лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей. По си­ло­вой схе­ме ку­зо­ва де­лят­ся на рам­ные, где ку­зов не яв­ля­ет­ся не­су­щей ча­стью ав­то­мо­би­ля, по­лу­не­су­щие и не­су­щие.

Не­ко­то­рые кон­струк­тив­ные осо­бен­но­сти не­су­щих кон­струк­ций ав­то­мо­би­ля бы­ли рас­смот­ре­ны в под­разд. 4.2.

Не­су­щие ку­зо­ва не име­ют си­ло­вой ра­мы, все си­лы и на­груз­ки вос­при­ни­ма­ют­ся са­мим ку­зо­вом. При этом не­су­щий ку­зов обес­пе­чи­ва­ет зна­чи­тель­ное сни­же­ние мас­сы, умень­ша­ет ко­ли­че­ство де­та­лей ав­то­мо­би­ля и име­ет дру­гие пре­иму­ще­ства по срав­не­нию с рам­ны­ми кон­струк­ци­я­ми.

Сле­ду­ет от­ме­тить, что си­ло­вые ра­мы, при­ме­ня­е­мые в кон­струк­ци­ях ку­зо­вов на лег­ко­вых ав­то­мо­би­лях выс­ше­го клас­са и по­вы­шен­ной про­хо­ди­мо­сти, со­еди­ня­ют­ся с внеш­ним кор­пу­сом ав­то­мо­би­ля че­рез ре­зи­но­вые или дру­гие упру­гие про­клад­ки (см. гл. 4). Та­кие ку­зо­ва на­зы­ва­ют­ся раз­гру­жен­ны­ми.

Ку­зов вы­пол­ня­ет­ся кар­кас­ным, по­лу­кар­кас­ным или бес­кар­кас­ным.

Кар­кас­ный ку­зов име­ет жест­кий про­стран­ствен­ный кар­кас, не­су­щий функ­цию си­ло­во­го зве­на, к ко­то­ро­му кре­пят­ся тон­ко­стен­ные па­не­ли или обо­лоч­ки, раз­де­ля­ю­щие внут­рен­ний объ­ем ку­зо­ва с окру­жа­ю­щей сре­дой, но толь­ко ча­стич­но или не раз­гру­жа­ю­щие кар­кас от си­ло­вых на­гру­зок.

По­лу­кар­кас­ный ку­зов име­ет от­дель­ные си­ло­вые ча­сти кон­струк­ции (стой­ки, ду­ги, уси­ли­те­ли и др.), ко­то­рые со­еди­ня­ют­ся меж­ду со­бой на­руж­ны­ми и внут­рен­ни­ми си­ло­вы­ми об­ли­цо­воч­ны­ми па­не­ля­ми. В та­ком ку­зо­ве на­груз­ки вос­при­ни­ма­ют­ся все­ми ча­стя­ми ку­зо­ва.

Для сни­же­ния мас­сы и сто­и­мо­сти при­ме­ня­ют штам­по­ван­ные не­су­щие ку­зо­ва, ко­то­рые пред­став­ля­ют со­бой про­стран­ствен­ную ра­му из вза­и­мо­свя­зан­ных ба­лок, вы­пол­нен­ных из вы­дав­лен­ных и гну­тых про­фи­лей. Сна­ру­жи к та­кой ра­ме кре­пят­ся ме­тал­ли­че­ские или пла­сти­ко­вые па­не­ли.

В бес­кар­кас­ных кон­струк­ци­ях ку­зов пред­став­ля­ет со­бой си­ло­вую про­стран­ствен­ную обо­лоч­ку, вы­пол­нен­ную из боль­ших штам­по­ван­ных ча­стей и па­не­лей, со­еди­нен­ных меж­ду со­бой свар­кой. Та­кие ку­зо­ва об­ла­да­ют вы­со­кой проч­но­стью и жест­ко­стью при не­боль­шой мас­се. Бес­кар­кас­ные ку­зо­ва при­ме­ня­ют на боль­шин­стве лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей, по­сколь­ку их просто производить за счет ис­поль­зо­ва­ния кон­вей­ер­ной ав­то­ма­ти­че­ской свар­ки па­не­лей. Па­не­ли и дру­гие эле­мен­ты кар­ка­са и об­ли­цов­ки ку­зо­ва из­го­тав­ли­ва­ют в ос­нов­ном из ли­сто­вой ста­ли, но ряд фирм ис­поль­зу­ет и дру­гие ма­те­ри­а­лы, на­при­мер пласт­мас­сы и алю­ми­ни­е­вые спла­вы.

Пласт­мас­со­вые ку­зо­ва име­ли ав­то­мо­би­ли «Шев­ро­ле Кор­вет» (США) и «Тра­бант» (ГДР); алю­ми­ни­е­вые спла­вы для ку­зо­вов ис­поль­зу­ют на со­вре­мен­ных ав­то­мо­би­лях «Ауди» и «Ягу­ар». На оте­че­ствен­ных ав­то­мо­би­лях эле­мен­ты кар­ка­са из пласт­мас­сы при­ме­ня­ют­ся как ре­монт­ные, на­при­мер пе­ред­ние кры­лья для ав­то­мо­би­лей ВАЗ.

Ти­пы ку­зо­вов. Ку­зов со­вре­мен­но­го лег­ко­во­го ав­то­мо­би­ля со­сто­ит из кар­ка­са-кор­пу­са, яв­ля­ю­ще­го­ся ос­но­вой (ске­ле­том) кон­струк­ции, две­рей, лю­ков, кры­льев (пе­ред­них и зад­них), ка­по­та, си­де­ний и дру­го­го обо­ру­до­ва­ния, обес­пе­чи­ва­ю­ще­го удоб­ство и ком­форт. Сам кор­пус пред­став­ля­ет со­бой на­бор не­су­щих уз­лов: по­ла, бо­ко­вин, пе­ред­ней и зад­ней си­ло­вых ча­стей, кры­ши и пе­ре­го­ро­док.

Сле­ду­ет от­ме­тить, что до­пол­ни­тель­но к вы­ше­пе­ре­чис­лен­ным клас­си­фи­ка­ци­он­ным при­зна­кам ку­зо­ва ав­то­мо­би­лей де­лят и по ря­ду осо­бен­но­стей, опре­де­ля­е­мых фор­мой, ко­ли­че­ством мест, ти­пом кры­ши и др.

Се­дан — трех­объ­ем­ный за­кры­тый че­ты­рех­двер­ный ку­зов с вы­сту­па­ю­щи­ми дви­га­тель­ным от­се­ком и ба­гаж­ни­ком.

Уни­вер­сал — дву­х­объ­ем­ный за­кры­тый трех- или пя­ти­двер­ный ку­зов, до­пол­ни­тель­ная дверь в ко­то­ром на­хо­дит­ся в на­клон­ной зад­ней стен­ке ку­зо­ва. При скла­ды­ва­нии зад­не­го си­де­ния лег­ко пре­вра­ща­ет­ся в гру­зо­пас­са­жир­ский ав­то­мо­биль.

Хэтч­бек — дву­х­объ­ем­ный за­кры­тый трех- или пя­ти­двер­ный ку­зов, с кры­шей, плав­но пе­ре­хо­дя­щей в ба­гаж­ник, за­ни­ма­ю­щий про­ме­жу­точ­ное по­ло­же­ние меж­ду се­да­ном и уни­вер­са­лом. Ку­зов хэтч­бе­ка лег­ко пре­об­ра­зу­ет­ся в гру­зо­пас­са­жир­ский пу­тем сня­тия съем­ной склад­ной пол­ки и скла­ды­ва­ния зад­не­го си­де­нья.

Ку­пе — трех­объ­ем­ный за­кры­тый двух­двер­ный ку­зов с од­ним или дву­мя ря­да­ми си­де­ний. Для до­сту­па к зад­ним си­де­ньям не­об­хо­ди­мо от­ки­нуть пе­ред­ние.

Каб­ри­о­лет — трех­объ­ем­ный че­ты­рех­двер­ный ку­зов с от­кры­ва­ю­щей­ся жест­кой или мяг­кой кры­шей. Все стек­ла в две­рях и бо­ко­ви­нах опус­ка­ю­щи­е­ся.

Ли­му­зин — вы­со­ко­ком­фор­та­бель­ный трех­объ­ем­ный че­ты­рех­двер­ный ку­зов с пе­ре­го­род­кой, от­де­ля­ю­щей во­ди­те­ля от пас­са­жир­ско­го са­ло­на име­ет до­пол­ни­тель­ные скла­ды­ва­ю­щи­е­ся си­де­нья.

Фа­э­тон — пол­но­стью от­кры­ва­ю­щий­ся двух- или трех­объ­ем­ный ку­зов. Име­ет две или че­ты­ре две­ри, мяг­кий скла­ды­ва­ю­щий­ся верх и съем­ные бо­ко­ви­ны с ок­на­ми.

Род­стер — двух­мест­ный ав­то­мо­биль с от­кры­тым или за­кры­тым ку­зо­вом.

Тор­пе­до — пол­но­стью от­кры­тый ку­зов с от­кид­ным вет­ро­вым стек­лом.

Ва­гон — двух­двер­ный или трех­двер­ный ку­зов, не име­ю­щий вы­сту­па­ю­щих мо­тор­но­го от­се­ка и ба­гаж­но­го от­де­ле­ния.

Наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны двух- и трех­объ­ем­ные ку­зо­ва.

Дву­х­объ­ем­ный ку­зов име­ет раз­де­лен­ные дви­га­тель­ный от­сек и пас­са­жир­ский са­лон, объ­еди­нен­ный с ба­гаж­ным от­де­ле­ни­ем. Дву­х­объ­ем­ный ку­зов поз­во­ля­ет умень­шить дли­ну ав­то­мо­би­ля и его мас­су без ухуд­ше­ния ком­фор­та­бель­но­сти.

Трех­объ­ем­ный ку­зов име­ет три раз­дель­ных от­се­ка: мо­тор­ный, пас­са­жир­ский са­лон и ба­гаж­ное от­де­ле­ние.

Со­зда­ны и од­но­объ­ем­ные ку­зо­ва лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей, по внеш­не­му ви­ду на­по­ми­на­ю­щие мик­ро­ав­то­бус. В та­ких ав­то­мо­би­лях име­ет­ся од­но пас­са­жир­ское от­де­ле­ние, объ­еди­нен­ное с дви­га­тель­ным от­се­ком и ба­гаж­ни­ком.

В пе­ред­ней или зад­ней ча­стях кор­пу­са ку­зо­ва в за­ви­си­мо­сти от уста­нов­ки дви­га­те­ля на ря­де ав­то­мо­би­лей име­ет­ся ко­рот­кая ра­ма (под­мо­тор­ная ра­ма) лон­же­рон­но­го ти­па, пред­на­зна­чен­ная для креп­ле­ния си­ло­во­го аг­ре­га­та и под­вес­ки.

Для удоб­ства об­зо­ра ку­зов обо­ру­до­ван вет­ро­вым, бо­ко­вы­ми и зад­ним ок­на­ми с гну­ты­ми, по­ли­ро­ван­ны­ми, за­ка­лен­ны­ми стек­ла­ми. Спе­ре­ди и сза­ди ку­зов за­щи­щен энер­го­ем­ки­ми бам­пе­ра­ми. В пас­са­жир­ском са­ло­не уста­нов­ле­ны си­де­нья «ана­то­ми­че­ско­го» ти­па, из­го­тов­лен­ные с уче­том наи­бо­лее удоб­ной фор­мы для си­дя­че­го по­ло­же­ния че­ло­ве­че­ско­го те­ла. Пас­са­жир­ский са­лон так­же обо­ру­до­ван си­сте­мой кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­ния, или си­сте­мой вен­ти­ля­ции и отоп­ле­ния, зер­ка­ла­ми зад­не­го ви­да, ве­ще­вым ящи­ком, осве­ще­ни­ем, пе­ред­ней па­не­лью с ком­би­на­ци­ей при­бо­ров, устрой­ства­ми обес­пе­че­ния без­опас­но­сти и др.

 

Устройство кузовов легковых автомобилей

Боль­шин­ство ку­зо­вов за­ру­беж­ных и оте­че­ствен­ных лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей из­го­тав­ли­ва­ют за­кры­ты­ми, цель­но­ме­тал­ли­че­ски­ми, не­су­щи­ми, двух- или трех­объ­ем­ны­ми. Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли ку­зо­ва ти­па се­дан, хэтч­бек, уни­вер­сал и ва­гон. На­при­мер, оте­че­ствен­ные ав­то­мо­би­ли ВАЗ име­ют раз­лич­ные ти­пы ку­зо­вов, но в ос­нов­ном это се­дан, хэтч­бек и уни­вер­сал.

Как ука­зы­ва­лось, осто­вом ку­зо­ва яв­ля­ет­ся кар­кас, ос­нов­ные эле­мен­ты ко­то­ро­го — пе­ре­док, пол, бо­ко­ви­ны, кры­ша с ра­мой вет­ро­во­го ок­на (хэтч­бек) или кры­ша с ра­мой вет­ро­во­го и зад­не­го окон (се­дан), па­нель зад­ка, си­ло­вые эле­мен­ты кар­ка­са (лон­же­ро­ны, по­пе­ре­чи­ны, стой­ки) и др. в за­ви­си­мо­сти от ти­па ку­зо­ва. Ли­це­вые па­не­ли ку­зо­ва и на­вес­ные уз­лы от­но­сят­ся к так на­зы­ва­е­мо­му опе­ре­нию.

Все де­та­ли и уз­лы ку­зо­ва, кро­ме на­вес­ных уз­лов и пе­ред­них кры­льев, со­еди­ня­ют в еди­ное це­лое кон­такт­ной то­чеч­ной свар­кой. Ряд наи­бо­лее на­гру­жен­ных де­та­лей и уз­лов до­пол­ни­тель­но при­ва­ри­ва­ют элек­тро­ду­го­вой свар­кой.

На каж­дой фир­ме, вы­пус­ка­ю­щей ав­то­мо­би­ли, при­нят в за­ви­си­мо­сти от ти­па ку­зо­ва опре­де­лен­ный тех­но­ло­ги­че­ский цикл и тех­но­ло­гия из­го­тов­ле­ния. Тех­но­ло­ги­че­ский уро­вень, при­ня­тый при из­го­тов­ле­нии, опре­де­ля­ет ка­че­ство со­зда­ва­е­мой кон­струк­ции, вли­я­ет на внеш­ний вид и мно­го­об­ра­зие форм, обес­пе­чи­ва­ет воз­мож­ность быст­ро­го пе­ре­хо­да на мо­ди­фи­ци­ро­ван­ные и но­вые мо­де­ли.

Рас­смат­ри­вая кон­струк­цию две­рей ку­зо­ва, мож­но ви­деть, что боль­шин­ство бо­ко­вых две­рей от­кры­ва­ет­ся вбок про­тив дви­же­ния ав­то­мо­би­ля впе­ред. В слу­чае от­кры­ва­ния две­ри на хо­ду на­бе­га­ю­щий по­ток воз­ду­ха бу­дет по­мо­гать ее за­крыть. В не­ко­то­рых мо­де­лях ав­то­мо­би­лей две­ри от­кры­ва­ют­ся вверх или на­зад. Обыч­но та­кую схе­му при­ме­ня­ют на ав­то­мо­би­лях без сред­ней си­ло­вой стой­ки. Как пра­ви­ло, две­ри снаб­же­ны огра­ни­чи­те­лем уг­ла от­кры­ва­ния и фик­са­то­ром ее в от­кры­том по­ло­же­нии. В ниж­ней ча­сти бо­ко­вых и зад­них две­рей име­ют­ся ще­ли для сто­ка во­ды, по­па­да­ю­щей внутрь две­ри.

Рас­смот­рим кар­ка­сы ку­зо­вов лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей, по­лу­чив­ших наи­бо­лее ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние на оте­че­ствен­ных и за­ру­беж­ных мо­де­лях, вы­пол­нен­ных по «клас­си­че­ской» — зад­не­при­вод­ной — и пе­ред­не­при­вод­ной схе­мам.

Седан. Ку­зов ав­то­мо­би­ля ти­па «се­дан» име­ет мо­тор­ный от­сек, пас­са­жир­ский са­лон, ба­гаж­ное от­де­ле­ние и че­ты­ре бо­ко­вых две­ри (две пе­ред­ние и две зад­ние). Де­та­ли ку­зо­ва вы­штам­по­ва­ны из ли­сто­вой ста­ли тол­щи­ной 0,7—2,5 мм в за­ви­си­мо­сти от вос­при­ни­ма­е­мых на­гру­зок и, со­от­вет­ствен­но, на­зна­че­ния в со­ста­ве кар­ка­са. Не­рав­но­проч­ная и не­рав­но­жест­кая кон­струк­ция ку­зо­ва обес­пе­чи­ва­ет раз­лич­ную со­про­тив­ля­е­мость уда­ру при до­рож­но-транс­порт­ных про­ис­ше­стви­ях.

Кон­струк­ция пе­ред­ней и зад­ней ча­стей ку­зо­ва лег­ко де­фор­ми­ру­ет­ся, на что при столк­но­ве­нии (или уда­ре) за­тра­чи­ва­ет­ся боль­шая часть энер­гии, в то вре­мя как пас­са­жир­ский са­лон предо­хра­ня­ет­ся от де­фор­ма­ций, обес­пе­чи­вая не­об­хо­ди­мое про­стран­ство для вы­жи­ва­ния во­ди­те­ля и пас­са­жи­ров.

Пе­ре­док ку­зо­ва име­ет вер­ти­каль­ный щи­ток, брыз­го­ви­ки пе­ред­них кры­льев, стой­ки брыз­го­ви­ков, по­пе­ре­чи­ны па­не­лей при­бо­ров, ко­роб­ку воз­ду­хо­при­то­ка. В пе­ред­ней ча­сти ку­зо­ва раз­ме­щен дви­га­тель, от­сек ко­то­ро­го за­кры­ва­ет­ся ка­по­том.

Ка­пот уста­нов­лен на ре­гу­ли­ру­е­мых пет­лях, поз­во­ля­ю­щих ре­гу­ли­ро­вать по­ло­же­ние крыш­ки в про­еме от­де­ле­ния дви­га­те­ля. Ка­пот в за­кры­том по­ло­же­нии удер­жи­ва­ет­ся зам­ком, ко­то­рый от­пи­ра­ет­ся из­нут­ри са­ло­на. Вза­ви­си­мо­сти от кон­струк­ции ка­пот мо­жет от­кры­вать­ся как впе­ред по хо­ду дви­же­ния ма­ши­ны, так и на­зад к вет­ро­во­му стек­лу.

Пол ку­зо­ва с па­не­лью зад­ка со­сто­ит из пе­ред­не­го и зад­не­го по­лов, по­ла ба­гаж­ни­ка, по­ла за­пас­но­го ко­ле­са и по­ла топ­лив­но­го ба­ка. С па­не­ля­ми по­лов сва­ре­ны лон­же­ро­ны и по­пе­ре­чи­ны по­лов, со­еди­ни­те­ли цен­траль­ных сто­ек, крон­штейн по­пе­реч­ной тя­ги зад­ней под­вес­ки и дру­гие де­та­ли.

К зад­ку ку­зо­ва от­но­сят­ся ар­ки зад­них ко­лес, бо­ко­вые внут­рен­ние па­не­ли кры­ши, рам­ка зад­ней пе­ре­го­род­ки с пол­кой. Ба­гаж­ное от­де­ле­ние за­кры­ва­ет­ся крыш­кой, уста­нов­лен­ной на ре­гу­ли­ру­е­мых пет­лях. Пет­ли име­ют ры­чаж­ный или тор­си­он­ный ме­ха­низм, об­лег­ча­ю­щий от­кры­ва­ние крыш­ки и фик­си­ру­ю­щий ее в от­кры­том по­ло­же­нии. Крыш­ка ба­гаж­ни­ка име­ет за­мок, удер­жи­ва­ю­щий ее в за­кры­том по­ло­же­нии.

К ли­це­вым де­та­лям ку­зо­ва от­но­сят­ся пе­ред­ние и зад­ние кры­лья, па­нель кры­ши, бо­ко­ви­ны, бо­ко­вые па­не­ли кры­ши, ра­ма вет­ро­во­го ок­на, па­нель зад­не­го ок­на, па­не­ли зад­ка и пе­ред­ка с ко­жу­хом фа­ры. На­руж­ные па­не­ли вы­штам­по­ва­ны из ста­ли тол­щи­ной 0,7 мм, пе­ред­ний пол и па­нель кры­ши — 0,9 мм, брыз­го­ви­ки пе­ред­них кры­льев, ар­ки зад­не­го ко­ле­са, лон­же­ро­ны, по­пе­ре­чи­ны по­ла — 1,0 мм, силь­но на­гру­жен­ные де­та­ли (пе­ред­ние лон­же­ро­ны, цен­траль­ные стой­ки) — 1,5 мм. На сва­рен­ный ку­зов на­ве­ше­ны съем­ные уз­лы: две­ри, ка­пот, крыш­ка ба­гаж­ни­ка (или дверь зад­ка).

Хэтчбек. Ку­зов ти­па «хэтч­бек», в от­ли­чие от ку­зо­ва ти­па «се­дан», име­ет мень­шее ко­ли­че­ство де­та­лей и вы­пол­нен с ис­поль­зо­ва­ни­ем круп­но­га­ба­рит­ных па­не­лей. Та­кая кон­струк­ция поз­во­ля­ет зна­чи­тель­но со­кра­тить ко­ли­че­ство то­чек свар­ки и швов элек­тро­ду­го­вой свар­ки. Ку­зов дву­х­объ­ем­ный, лег­ко транс­фор­ми­ру­ю­щий­ся из пас­са­жир­ско­го в гру­зо­пас­са­жир­ский пу­тем скла­ды­ва­ния зад­не­го си­де­нья. Ку­зов име­ет пять две­рей: по две бо­ко­вых и од­ну зад­нюю для по­груз­ки и раз­груз­ки ба­га­жа.

Пе­ре­док ку­зо­ва со­сто­ит из вер­ти­каль­но­го щит­ка пе­ред­ка, брыз­го­ви­ков и ко­роб­ки воз­ду­хо­при­то­ка. Брыз­го­ви­ки име­ют пе­ред­ние лон­же­ро­ны.

Пол ку­зо­ва со­сто­ит из пе­ред­ней, сред­ней и зад­ней па­не­лей. Пе­ред­няя па­нель ко­ры­то­об­раз­ной фор­мы с тун­не­лем для про­клад­ки вы­пуск­ных труб, топ­ли­во­про­во­дов и тру­бо­про­во­дов, зад­няя па­нель по­ла име­ет цель­но­штам­по­ван­ную ни­шу для за­пас­но­го ко­ле­са. Вдоль все­го по­ла при­ва­ре­ны лон­же­ро­ны, об­ра­зу­ю­щие с пе­ред­ни­ми и зад­ни­ми лон­же­ро­на­ми си­ло­вую кон­струк­цию. К по­лу так­же при­ва­ре­ны пе­ред­няя, сред­няя и зад­няя по­пе­ре­чи­ны.

Бо­ко­ви­ны со­сто­ят из на­руж­ных и внут­рен­них па­не­лей. На­руж­ные па­не­ли бо­ко­вин вы­пол­ня­ют­ся сов­мест­но с пе­ред­ни­ми, цен­траль­ны­ми и зад­ни­ми стой­ка­ми, внут­рен­ние — сов­мест­но с ар­ка­ми зад­них ко­лес и уси­ли­те­ля­ми сто­ек. Ра­ма вет­ро­во­го ок­на штам­по­ва­на как еди­ная де­таль, к ней в верх­ней и ниж­ней ча­стях при­ва­ре­ны уси­ли­те­ли для уве­ли­че­ния жест­ко­сти. Па­нель кры­ши име­ет два уси­ли­те­ля и сза­ди бал­ку для на­вес­ки две­ри зад­ка. К верх­ней и ниж­ней по­пе­ре­чи­нам па­не­ли зад­ка при­креп­ле­ны зад­ние фо­на­ри. Опе­ре­ние ку­зо­ва вклю­ча­ет в се­бя пе­ред­ние кры­лья, на­руж­ные па­не­ли бо­ко­вин, ра­му вет­ро­во­го ок­на, па­нель кры­ши и па­нель зад­ка.

Ос­нов­ные де­та­ли ку­зо­ва вы­штам­по­ва­ны из ли­сто­вой низ­ко­уг­ле­ро­ди­стой хо­лод­но­ка­та­ной ста­ли с тол­щи­ной ли­стов 0,7—0,8 мм. Уси­ли­те­ли и пе­ред­ние лон­же­ро­ны име­ют тол­щи­ну 1—1,8 мм, осталь­ные де­та­ли ку­зо­ва, в том чис­ле и мел­кие де­та­ли (со­еди­ни­те­ли, крон­штей­ны, над­став­ки), из­го­тов­ле­ны из ста­ли тол­щи­ной 0,8—2,5 мм.

На ку­зов на­ве­ше­ны съем­ные уз­лы: пе­ред­ние и зад­ние бо­ко­вые две­ри, дверь зад­ка, ка­пот, пе­ред­ние кры­лья, бам­пе­ры, об­ли­цов­ка ра­ди­а­то­ра и др. Пе­ред­ние кры­лья при­креп­ле­ны к кар­ка­су ку­зо­ва са­мо­на­ре­за­ю­щи­ми вин­та­ми, для умень­ше­ния виб­ра­ций и обес­пе­че­ния шу­мо­изо­ля­ции под пе­ред­ние кры­лья уста­нов­ле­ны про­клад­ки.

Конструктивные особенности и оформление кузовов и салона. Все ти­пы ку­зо­вов по­ми­мо кон­струк­тив­ных осо­бен­но­стей име­ют мно­го об­ще­го в ча­сти оформ­ле­ния ку­зо­ва и са­ло­на, обес­пе­че­ния шу­мо­изо­ля­ции и ан­ти­кор­ро­зи­он­ных свойств.

Де­та­ли ку­зо­ва, наи­бо­лее под­вер­жен­ные кор­ро­зии, из­го­тав­ли­ва­ют из ста­ли с од­но­сто­рон­ним или дву­сто­рон­ним цин­ко­ме­тал­ли­че­ским по­кры­ти­ем. К та­ким де­та­лям от­но­сят­ся пе­ред­няя рам­ка ра­ди­а­то­ра, сред­няя и зад­няя по­пе­ре­чи­ны по­ла, раз­де­ли­тель по­ро­гов две­рей, пе­ред­ние кры­лья и ряд мел­ких со­еди­ни­тель­ных де­та­лей. На ря­де ав­то­мо­би­лей для за­щи­ты от кор­ро­зии де­та­ли из­го­тав­ли­ва­ют из спе­ци­аль­ной ста­ли, име­ю­щей по­кры­тие из не­ор­га­ни­че­ско­го слоя на хро­мо­вой ос­но­ве и цин­ко­на­сы­щен­но­го слоя на эпок­сид­ной ос­но­ве. Гер­ме­ти­за­цию ку­зо­ва обес­пе­чи­ва­ют ре­зи­но­вы­ми уплот­ни­те­ля­ми раз­лич­ных про­фи­лей, уплот­ни­тель­ны­ми ма­сти­ка­ми, ре­зи­но­вы­ми за­глуш­ка­ми, а так­же тща­тель­ной под­гон­кой со­пря­га­е­мых де­та­лей.

Ко­роб­ку воз­ду­хо­при­то­ка и про­ем две­ри зад­ка уплот­ня­ют про­фи­ли­ро­ван­ной ре­зи­ной, кре­пя­щей­ся к ме­тал­ли­че­ско­му кар­ка­су. Про­емы бо­ко­вых две­рей снаб­жа­ют уплот­ни­те­ля­ми из губ­ча­той ре­зи­ны труб­ча­той фор­мы с пласт­мас­со­вым об­ли­цо­воч­ным кан­том и ме­тал­ли­че­ским пер­фо­ри­ро­ван­ным кар­ка­сом. Ме­тал­ли­че­ский кар­кас обес­пе­чи­ва­ет креп­ле­ние уплот­ни­те­ля на флан­це двер­но­го про­ема.

Уплот­ни­те­ли опус­ка­е­мых сте­кол бо­ко­вых две­рей из­го­тав­ли­ва­ют из ре­зи­ны спе­ци­аль­ных про­фи­лей, на уплот­ня­ю­щую по­верх­ность ко­то­рых на­кле­и­ва­ют ворс для умень­ше­ния сил тре­ния при пе­ре­ме­ще­нии стек­ла.

За­зо­ры в со­еди­не­ни­ях де­та­лей ку­зо­ва гер­ме­ти­зи­ру­ют не­вы­сы­ха­ю­щей ма­сти­кой, а свар­ные швы ку­зо­ва — пла­сти­зо­лем, за­твер­де­ва­ю­щем при суш­ке ку­зо­ва по­сле окрас­ки. Шу­мо­изо­ля­ция са­ло­на ку­зо­ва обес­пе­чи­ва­ет­ся по­кры­ти­ем по­верх­но­стей пе­ред­ней ча­сти (щит­ка и бо­ко­вых па­не­лей), по­ла, его по­ро­гов, тон­не­ля и ба­гаж­но­го от­де­ле­ния би­тум­ны­ми ли­сто­вы­ми про­клад­ка­ми, плот­но сли­па­ю­щи­ми­ся с за­грун­то­ван­ной по­верх­но­стью.

На­руж­ную по­верх­ность дни­ща ку­зо­ва, пе­ред­них кры­льев, брыз­го­ви­ков, арок ко­лес, лон­же­ро­нов и по­пе­ре­чин по­ла по­кры­ва­ют пла­сти­зо­лем.

Тер­мо­шу­мо­изо­ля­ция по­тол­ка са­ло­на осу­ществ­ля­ет­ся при­ме­не­ни­ем в обив­ке тон­ко­го слоя из пе­но­по­ли­уре­та­на.

По­верх­ность ку­зо­ва окра­ши­ва­ют не­сколь­ки­ми сло­я­ми син­те­ти­че­ской эма­ли, на­но­си­мой на по­верх­ность ме­тал­ла, за­грун­то­ван­ной ме­то­дом ка­та­фо­ре­за. Суш­ка окра­шен­ной по­верх­но­сти про­во­дит­ся при вы­со­ких тем­пе­ра­ту­рах.

Внут­рен­нюю по­верх­ность ку­зо­ва об­ли­цо­вы­ва­ют раз­лич­ны­ми ма­те­ри­а­ла­ми, име­ю­щи­ми ма­то­вую по­верх­ность, не да­ю­щую бли­ков. Цвет оби­вок по­тол­ка са­ло­на, две­рей, си­де­ний, бо­ко­вин под­би­ра­ют в за­ви­си­мо­сти от цве­та ку­зо­ва. По­лы са­ло­на и ба­гаж­но­го от­де­ле­ния по­кры­ва­ют ков­ра­ми из не­тка­но­го ма­те­ри­а­ла с ос­но­вой из по­ли­эти­ле­на.

Бо­ко­вые две­ри и дверь зад­ка (при ее на­ли­чии) со­сто­ят из сталь­ных штам­по­ван­ных на­руж­ных и внут­рен­них па­не­лей, про­фи­ли­ро­ван­ных ра­мок окон две­рей и уси­ли­те­лей. Внут­ри две­рей смон­ти­ро­ва­ны за­мок, стек­ло­подъ­ем­ни­ки и на­прав­ля­ю­щие же­лоб­ки для опус­ка­е­мо­го стек­ла. Внут­рен­ний объ­ем две­рей вен­ти­ли­ру­е­мый, что предо­хра­ня­ет их от кор­ро­зии. Про­со­чив­ша­я­ся меж­ду уплот­ни­те­ля­ми и опус­ка­ю­щи­ми­ся стек­ла­ми во­да сте­ка­ет внутрь две­рей и че­рез слив­ные от­вер­стия в ниж­ней ча­сти две­рей вы­те­ка­ет на­ру­жу.

Две­ри осна­ще­ны огра­ни­чи­те­ля­ми от­кры­ва­ния и руч­ка­ми на на­руж­ной и внут­рен­ней па­не­лях. Две­ри под­ве­ше­ны на пет­лях, поз­во­ля­ю­щих ре­гу­ли­ро­вать их по­ло­же­ние в про­еме. Зам­ки две­рей мо­гут быть ро­тор­но­го или виль­ча­то­го ти­па, что от­ве­ча­ет со­вре­мен­ным тре­бо­ва­ни­ям без­опас­но­сти. Для предот­вра­ще­ния до­сту­па в са­лон ав­то­мо­би­ля сна­ру­жи преду­смот­ре­но вы­клю­че­ние зам­ка, бло­ки­ру­ю­щее дей­ствие на­руж­ной руч­ки. Вы­клю­че­ние и вклю­че­ние зам­ка осу­ществ­ля­ет­ся кноп­кой вы­клю­че­ния или вы­клю­ча­те­лем зам­ка две­ри. Зам­ки зад­них бо­ко­вых две­рей от­ли­ча­ют­ся от пе­ред­них на­ли­чи­ем до­пол­ни­тель­но­го спе­ци­аль­но­го ры­ча­га бло­ки­ров­ки внут­рен­ней руч­ки две­ри для обес­пе­че­ния без­опас­но­сти при пе­ре­воз­ке де­тей на зад­нем си­де­нье.

На ав­то­мо­би­лях ВАЗ ко­нец ры­ча­га бло­ки­ров­ки две­ри вхо­дит в то­рец две­ри. Бло­ки­ров­ка внут­рен­ней руч­ки этим ры­ча­гом осу­ществ­ля­ет­ся толь­ко при от­кры­той две­ри, пе­ред за­кры­ти­ем ко­то­рой ры­чаг опус­ка­ет­ся вниз и дверь за­кры­ва­ет­ся. От­крыть зад­нюю бо­ко­вую дверь в этом слу­чае мож­но руч­кой сна­ру­жи при вы­клю­чен­ной об­щей бло­ки­ров­ке зам­ка две­ри.

Зад­няя дверь ку­зо­ва со­сто­ит из на­руж­ной и внут­рен­ней штам­по­ван­ных па­не­лей с уси­ли­те­ля­ми в ме­стах креп­ле­ния зам­ка, стек­ло­очи­сти­те­ля, пе­тель и бо­ко­вых упо­ров. Дверь под­ве­ше­на к ку­зо­ву на двух внут­рен­них пет­лях. Удер­жи­ва­ют­ся две­ри в верх­нем по­ло­же­нии (от­кры­том) с по­мо­щью двух те­ле­ско­пи­че­ских га­зо-на­пол­нен­ных упо­ров. Фик­са­ция зад­ней две­ри в ниж­нем за­кры­том по­ло­же­нии осу­ществ­ля­ет­ся зам­ком; от­пи­ра­ние зам­ка воз­мож­но толь­ко клю­чом сна­ру­жи.

Ка­пот со­сто­ит из на­руж­ной и внут­рен­ней па­не­лей, из­го­тов­лен­ных из ли­сто­вой ста­ли (тол­щи­на 0,7—0,8 мм) и со­еди­нен­ных меж­ду со­бой за­гиб­кой флан­цев с кле­е­вым сло­ем. Ка­пот на­ве­ши­ва­ет­ся на двух внут­рен­них пет­лях, ко­то­рые мо­гут рас­по­ла­гать­ся как сза­ди мо­тор­но­го от­се­ка, так и спе­ре­ди. Рас­по­ло­же­ние пе­тель в пе­ред­ней ча­сти мо­тор­но­го от­се­ка не­сколь­ко за­труд­ня­ет до­ступ к дви­га­те­лю, но ис­клю­ча­ет са­мо­про­из­воль­ное от­кры­ва­ние ка­по­та встреч­ным по­то­ком воз­ду­ха, т. е. по­вы­ша­ет­ся без­опас­ность дви­же­ния. От­кры­тие ка­по­та на­зад по хо­ду дви­же­ния ав­то­мо­би­ля (пет­ли рас­по­ла­га­ют­ся сза­ди) обес­пе­чи­ва­ет удоб­ный до­ступ к дви­га­те­лю и, со­от­вет­ствен­но, улуч­ша­ет об­слу­жи­ва­ние. В од­ном и дру­гом слу­чае ка­пот обо­ру­до­ван зам­ком, от­пи­ра­е­мым из­нут­ри ку­зо­ва, а при ка­по­те, от­кры­ва­ю­щем­ся на­зад по хо­ду ав­то­мо­би­ля, ка­пот обо­ру­ду­ет­ся до­пол­ни­тель­ным фик­са­то­ром, предот­вра­ща­ю­щем са­мо­про­из­воль­ное от­кры­ва­ние его при дви­же­нии. В от­кры­том по­ло­же­нии ка­пот фик­си­ру­ет­ся спе­ци­аль­ным упо­ром.

С на­руж­ной сто­ро­ны ку­зо­ва спе­ре­ди и сза­ди рас­по­ло­же­ны энер­го­ем­кие бам­пе­ры, вос­при­ни­ма­ю­щие си­ло­вое воз­дей­ствие на ав­то­мо­биль в про­доль­ном на­прав­ле­нии при воз­мож­ных столк­но­ве­ни­ях или не­об­хо­ди­мо­сти упо­ра. Бам­пе­ры из­го­тав­ли­ва­ют из сталь­но­го ли­ста или из алю­ми­ни­е­вой бал­ки с при­креп­лен­ной к ней пе­но­по­ли­уре­та­но­вой об­ли­цов­кой с вклю­че­ни­ем стек­ло­во­лок­на, или ис­поль­зу­ют про­сто упроч­нен­ную пласт­мас­су. Бал­ки кре­пят к ку­зо­ву с по­мо­щью двух крон­штей­нов. Об­ли­цов­ку ра­ди­а­то­ра из­го­тав­ли­ва­ют из мик­ро­по­ри­сто­го пе­но­по­ли­уре­та­на или тон­ко­го ме­тал­ли­че­ско­го ли­ста. К об­ли­цов­ке кре­пят ре­шет­ку ра­ди­а­то­ра.

Для обес­пе­че­ния хо­ро­шей об­зор­но­сти ку­зов име­ет остек­ле­ние, вклю­ча­ю­щее в се­бя вет­ро­вое стек­ло, зад­нее стек­ло, бо­ко­вые и подъ­ем­ные (опус­ка­е­мые) стек­ла бо­ко­вых две­рей. Фор­ма сте­кол об­те­ка­е­мая, бо­ко­вые стек­ла име­ют ци­лин­дри­че­скую фор­му. Для из­го­тов­ле­ния всех окон ку­зо­ва, кро­ме вет­ро­во­го стек­ла, при­ме­ня­ют за­ка­лен­ные стек­ла, удер­жи­ва­е­мые в окон­ных про­емах с по­мо­щью ре­зи­но­вых уплот­ни­те­лей-дер­жа­те­лей, обес­пе­чи­ва­ю­щих тре­бу­е­мую гер­ме­тич­ность и на­деж­ность креп­ле­ния.

Ос­нов­ное тре­бо­ва­ние к остек­ле­нию ав­то­мо­би­ля — трав­мо­без­опас­ность, т. е. стек­ло не долж­но на­но­сить ра­не­ние сво­и­ми оскол­ка­ми в слу­чае раз­ру­ше­ния. Вет­ро­вые стек­ла долж­ны предот­вра­щать по­па­да­ние в са­лон по­сто­рон­них пред­ме­тов (на­при­мер, кам­ней и др.), т. е. быть до­ста­точ­но проч­ны­ми. В то же вре­мя стек­ла долж­ны обес­пе­чи­вать чет­кую раз­ли­чи­мость пред­ме­тов и сиг­на­лов све­то­фо­ра и не со­зда­вать оп­ти­че­ских ис­ка­же­ний.

Стек­ла мо­гут быть то­ни­ро­ван­ны­ми, со све­то­по­гло­ща­ю­щим по­кры­ти­ем. По нор­ма­тив­ной до­ку­мен­та­ции уста­нов­ле­ны сле­ду­ю­щие зна­че­ния све­то­про­пус­ка­ния ав­то­мо­биль­ных сте­кол: вет­ро­вые — не ме­нее 75 %, пе­ред­них две­рей — не ме­нее 70 %, про­чих сте­кол— не ме­нее 60 %. К не­до­стат­кам то­ни­ро­ван­ных сте­кол от­но­сит­ся ухуд­ше­ние ви­ди­мо­сти и кон­траст­но­сти окру­жа­ю­щей об­ста­нов­ки, осо­бен­но в ве­чер­нее и ноч­ное вре­мя.

Зад­ние стек­ла лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей де­ла­ют с обо­гре­ва­те­лем. Обо­гре­ва­тель мо­жет иметь кон­струк­цию, со­сто­я­щую из не­сколь­ких ни­тей на­ка­ли­ва­ния.

Для обес­пе­че­ния хо­ро­ше­го об­зо­ра с во­ди­тель­ско­го ме­ста при не­бла­го­при­ят­ных по­год­ных усло­ви­ях (дождь, снег или брыз­ги гря­зи) на ав­то­мо­би­ле уста­нав­ли­ва­ют стек­ло­очи­сти­те­ли с элек­тро­при­во­дом. Ос­нов­ной эле­мент стек­ло­очи­сти­те­ля — щет­ки, ко­то­рые со­сто­ят из эла­стич­ной лен­ты, упру­гих пла­стин и кар­ка­са. Лен­та пред­став­ля­ет со­бой ре­зи­но­вую по­ло­су со спе­ци­аль­ным про­фи­лем. Кон­струк­ция кар­ка­са обес­пе­чи­ва­ет «пла­ва­ю­щее» со­сто­я­ние лен­ты, в ре­зуль­та­те че­го ра­бо­чая часть лен­ты мо­жет по всей дли­не при­жи­мать­ся к вы­пук­ло­му стек­лу раз­лич­ной кри­виз­ны, со­скаб­ли­вая с не­го слой во­ды, гря­зи или сне­га.

Вет­ро­вое и зад­нее стек­ла омы­ва­ют­ся жид­ко­стью. Омы­ва­те­ли со­сто­ят из на­гне­та­тель­но­го на­со­са с элек­тро­дви­га­те­лем, пи­та­ю­ще­го бач­ка с жид­ко­стью, элек­тро­маг­нит­но­го кла­па­на омы­ва­те­ля стек­ла, жи­кле­ров омы­ва­те­лей сте­кол, трой­ни­ков-раз­де­ли­те­лей по­то­ка жид­ко­сти и эла­стич­ных со­еди­ни­тель­ных тру­бок. Ба­чок уста­нав­ли­ва­ют в мо­тор­ном от­се­ке, ря­дом с ним за­креп­ля­ют на­гне­та­тель­ный на­сос и элек­тро­маг­нит­ные кла­па­ны. На­сос и кла­па­ны со­еди­ня­ют труб­кам с жи­кле­ра­ми, ко­то­рые уста­нав­ли­ва­ют в от­вер­стия на­руж­ной па­не­ли ка­по­та для смы­ва­ния вет­ро­во­го стек­ла и в па­не­ли кры­ши над две­рью зад­ка при трех- или пя­ти­двер­ном ва­ри­ан­те мо­де­лей ав­то­мо­би­ля.

Па­нель при­бо­ров рас­по­ла­га­ют под вет­ро­вым стек­лом; ее из­го­тав­ли­ва­ют из энер­го­по­гло­ща­ю­ще­го ма­те­ри­а­ла и об­ли­цо­вы­ва­ют де­ко­ра­тив­ной пласт­мас­сой и плен­кой. К па­не­ли кре­пят воз­ду­хо­про­во­ды вен­ти­ля­ции и отоп­ле­ния са­ло­на. Па­нель име­ет пол­ки и ве­ще­вой ящик; на па­не­ли рас­по­ла­га­ют­ся ком­би­на­ция при­бо­ров, раз­лич­ные ры­ча­ги и кноп­ки вклю­че­ния (или вы­клю­че­ния) и управ­ле­ния ра­бо­той си­стем осве­ще­ния, кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­ния, смы­ва­ния и очи­ще­ния сте­кол и др.

Мно­гие со­вре­мен­ные ав­то­мо­би­ли име­ют ме­ха­низ­мы ре­гу­ли­ров­ки по­ло­же­ния ру­ле­во­го ко­ле­са.

Ру­ле­вое ко­ле­со мо­жет за­ни­мать раз­лич­ные по­ло­же­ния в вер­ти­каль­ной (на­клон) и про­доль­ной (из­ме­не­ние дли­ны ру­ле­во­го ва­ла) плос­ко­сти. Ре­гу­ли­ров­ка по­ло­же­ния ру­ле­во­го ко­ле­са мо­жет осу­ществ­лять­ся как вруч­ную, так и с при­ме­не­ни­ем элек­тро­при­во­да, управ­ля­е­мо­го элек­тро­ни­кой.

Не­ко­то­рые ав­то­мо­би­ли «Ауди» снаб­же­ны не­сколь­ки­ми раз­лич­ны­ми ком­плек­та­ми клю­чей, пред­на­зна­чен­ны­ми для чле­нов од­ной се­мьи. При этом по­ло­же­ние ру­ле­во­го ко­ле­са и си­де­нья ав­то­мо­би­ля за­по­ми­на­ет­ся про­грамм­ным ком­му­та­то­ром для каж­до­го чле­на се­мьи. При на­жа­тии кноп­ки на бре­ло­ке от­клю­ча­ет­ся сиг­на­ли­за­ция, от­кры­ва­ют­ся две­ри ав­то­мо­би­ля, а си­де­нье и ру­ле­вое ко­ле­со уста­нав­ли­ва­ют­ся в по­ло­же­ние, ко­то­рое бы­ло за­да­но за­ра­нее для дан­но­го чле­на се­мьи, ко­то­рый бу­дет управ­лять ав­то­мо­би­лем.

 

Оборудование кузовов

Си­де­нья ав­то­мо­би­ля. Пе­ред­ние си­де­нья «ана­то­ми­че­ские», раз­дель­ные, ти­па кре­сел, с под­го­лов­ни­ка­ми (с ре­гу­ли­ру­е­мым или не­ре­гу­ли­ру­е­мым по­ло­же­ни­ем), с бес­сту­пен­ча­той ре­гу­ли­ров­кой на­кло­на спи­нок, с ре­гу­ли­ров­кой по­ло­же­ния си­де­ний по дли­не са­ло­на, а так­же (на ря­де за­ру­беж­ных ав­то­мо­би­лей) с ре­гу­ли­ров­кой и по вы­со­те. Пе­ред­нее си­де­нье ав­то­мо­би­лей уста­нов­ле­но на двух са­лаз­ках и ка­ча­ю­щей­ся стой­ке ос­но­ва­ния, ко­то­рая раз­ме­ще­на шар­нир­но в пе­ред­них крон­штей­нах, за­креп­лен­ных на по­лу ку­зо­ва. При этом с це­лью обес­пе­че­ния без­опас­но­сти ме­ста креп­ле­ния си­де­ний долж­ны быть проч­ны­ми и предот­вра­щать от­рыв си­де­нья при воз­мож­ных ло­бо­вых уда­рах.

Ос­но­ва­ние по­душ­ки си­де­нья со­сто­ит из сталь­ных ра­мок и штам­по­ван­но­го из ста­ли под­до­на, на ко­то­рые на­ло­же­на под­пру­жи­нен­ная по­душ­ка из пе­но­по­ли­уре­та­на. Ниж­няя по­душ­ка си­де­нья име­ет по­пе­реч­ный вы­ступ в пе­ред­ней ча­сти, предот­вра­ща­ю­щий «под­ны­ри­ва­ние» при воз­мож­ном столк­но­ве­нии.

Ос­но­ва­ние спин­ки пред­став­ля­ет со­бой сталь­ные рам­ки с за­креп­лен­ны­ми на них про­во­лоч­ны­ми пру­жи­на­ми. Спин­ка си­де­нья не долж­на скла­ды­вать­ся при уда­ре в нее пас­са­жи­ра, рас­по­ло­жен­но­го сза­ди. Ос­но­ва­ние спин­ки шар­нир­но со­еди­не­но с ос­но­ва­ни­ем по­душ­ки. К ос­но­ва­нию спин­ки при­ва­ре­ны на­прав­ля­ю­щие под­го­лов­ни­ка, ко­то­рый ре­гу­ли­ру­ет­ся вруч­ную по вы­со­те и уг­лу на­кло­на. На не­ко­то­рых ав­то­мо­би­лях пе­ред­нее си­де­нье ав­то­мо­би­ля вы­пол­ня­ет­ся с под­го­лов­ни­ком как еди­ное це­лое и по­ло­же­ние под­го­лов­ни­ка не ре­гу­ли­ру­ет­ся.

На ав­то­мо­би­лях «Хон­да» под­го­лов­ник ре­гу­ли­ру­ет­ся по вы­со­те и фик­си­ру­ет­ся кноп­кой. Ре­гу­ли­ров­ка осу­ществ­ля­ет­ся та­ким об­ра­зом, что­бы верх­няя часть по­душ­ки под­го­лов­ни­ка на­хо­ди­лась на од­ном уров­не с верх­ним кра­ем уш­ной ра­ко­ви­ны че­ло­ве­ка. Та­кое по­ло­же­ние под­го­лов­ни­ка обес­пе­чи­ва­ет наи­боль­шую за­щи­ту шей­ных по­звон­ков при про­доль­ных уско­ре­ни­ях. На ав­то­мо­би­лях «Ре­но» по­ло­же­ние под­го­лов­ни­ка ре­гу­ли­ру­ет­ся пе­ре­ме­ще­ни­ем его вверх, впе­ред и на­зад. Ре­гу­ли­ров­ка по­ло­же­ния под­го­лов­ни­ков осу­ществ­ля­ет­ся вруч­ную.

Каж­дое из пе­ред­них си­де­ний име­ет ме­ха­низ­мы пе­ре­дви­же­ния впе­ред и на­зад, ре­гу­ли­ро­ва­ния на­кло­на спин­ки, а на двух­двер­ных ав­то­мо­би­лях — от­ки­ды­ва­ния впе­ред (для по­сад­ки пас­са­жи­ров на зад­нее си­де­нье). Ме­ха­низм пе­ре­дви­же­ния си­де­нья име­ет са­лаз­ки, со­сто­я­щие из на­прав­ля­ю­щих и пол­зу­нов. На­прав­ля­ю­щие кре­пят­ся зад­ним крон­штей­нам ку­зо­ва, по ним на ро­ли­ках пе­ре­ме­ща­ют­ся пол­зу­ны. Для предо­хра­не­ния ро­ли­ков от вы­па­де­ния и огра­ни­че­ния их сбли­же­ния на ниж­ней плос­ко­сти в край­них и сред­ней ча­сти име­ют­ся вы­штам­пов­ки.

Сме­ще­ние пол­зу­нов вверх и в сто­ро­ны огра­ни­чи­ва­ет­ся про­филь­ны­ми за­кра­и­на­ми пол­зу­нов и на­прав­ля­ю­щих. Пол­зу­ны шар­нир­но со­еди­не­ны с ос­но­ва­ни­ем по­душ­ки. Си­де­нье фик­си­ру­ет­ся в тре­бу­е­мом по­ло­же­нии за­щел­ка­ми, каж­дая из ко­то­рых при­жи­ма­ет­ся пру­жи­ной в од­ном из па­зов гре­бен­ча­то­го фик­са­то­ра ме­ха­низ­ма пе­ре­дви­же­ния. Фик­са­то­ры жест­ко свя­за­ны с на­прав­ля­ю­щи­ми. За­щел­ка на­руж­ных са­ла­зок име­ет ру­ко­ят­ку пе­ре­дви­же­ния си­де­нья. При на­жа­тии на ру­ко­ят­ку за­щел­ка вы­во­дит­ся из за­цеп­ле­ния с гре­бен­ча­тым фик­са­то­ром и си­де­нье мож­но пе­ре­дви­нуть в нуж­ное по­ло­же­ние. При опус­ка­нии ру­ко­ят­ки си­де­нье фик­си­ру­ет­ся за­щел­ка­ми.

Ме­ха­низм ре­гу­ли­ро­ва­ния на­кло­на спин­ки поз­во­ля­ет вруч­ную из­ме­нять ее по­ло­же­ние, со­зда­вая наи­бо­лее удоб­ный угол на­кло­на. Ме­ха­низм со­сто­ит из двух пар верх­них и ниж­них зве­ньев. Верх­ние зве­нья при­ва­ре­ны к ос­но­ва­нию спин­ки и со­еди­не­ны с ниж­ни­ми шар­нир­но с по­мо­щью двух экс­цен­три­ков и двух зуб­ча­тых пар внут­рен­не­го за­цеп­ле­ния. По­во­ро­том ру­ко­ят­ки оба экс­цен­три­ка по­во­ра­чи­ва­ют­ся, обес­пе­чи­вая от­кло­не­ние верх­них зве­ньев и спин­ки пе­ред­не­го си­де­нья на тре­бу­е­мый угол и фик­са­цию дан­но­го по­ло­же­ния.

На ав­то­мо­би­лях «Ре­но» уста­нов­лен ме­ха­низм ре­гу­ли­ров­ки вы­со­ты во­ди­тель­ско­го си­де­нья, для че­го с внеш­ней сто­ро­ны во­ди­тель­ско­го си­де­нья име­ет­ся спе­ци­аль­ный ры­чаг. Ана­ло­гич­ный ме­ха­низм за­дей­ство­ван и на ав­то­мо­би­лях «Хон­да», где ре­гу­ли­ров­ка по­душ­ки си­де­нья во­ди­те­ля



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: