Кузов представляет собой силовую несущую конструкцию, обеспечивающую необходимую комфортабельность, защиту водителя и пассажиров от внешних атмосферных воздействий и аварийных ситуаций.
Общие сведения. К кузову крепятся практически все элементы автомобиля (двигатель и системы, его обслуживающие, подвеска колес, топливный бак, провода и элементы электрооборудования и т. д.). Форма, геометрические пропорции, композиция, внешнее и внутреннее оформление конструкции и ее элементов, цвет кузова и оборудования салона определяют эстетические качества автомобиля.
Кузов и его геометрические характеристики оказывают существенное влияние на тягово-скоростные и прочие эксплуатационные свойства автомобиля: топливную экономичность, плавность хода, проходимость, маневренность и устойчивость. Конструкция и архитектура кузова обусловливают прочностные характеристики, долговечность, безопасность, эстетику, удобство эксплуатации и потребительский спрос.
Кузов современного автомобиля проектируют таким образом, чтобы его передняя и задняя части несущей конструкции легко деформировались и могли поглотить часть кинетической энергии при столкновении. В таком случае для пассажиров значительно повышается вероятность остаться живыми или получить небольшое травмирование.
Кузова автомобиля классифицируют по ряду признаков: назначению, силовой схеме, типу корпуса, форме кузова, материалу конструкции, виду облицовочных элементов и др. В том числе кузова могут быть открытые (не имеющие сверху укрытия или имеющие легкое складное укрытие) и закрытые. Классификация кузовов по назначению совпадает с классификацией легковых автомобилей. По силовой схеме кузова делятся на рамные, где кузов не является несущей частью автомобиля, полунесущие и несущие.
|
Некоторые конструктивные особенности несущих конструкций автомобиля были рассмотрены в подразд. 4.2.
Несущие кузова не имеют силовой рамы, все силы и нагрузки воспринимаются самим кузовом. При этом несущий кузов обеспечивает значительное снижение массы, уменьшает количество деталей автомобиля и имеет другие преимущества по сравнению с рамными конструкциями.
Следует отметить, что силовые рамы, применяемые в конструкциях кузовов на легковых автомобилях высшего класса и повышенной проходимости, соединяются с внешним корпусом автомобиля через резиновые или другие упругие прокладки (см. гл. 4). Такие кузова называются разгруженными.
Кузов выполняется каркасным, полукаркасным или бескаркасным.
Каркасный кузов имеет жесткий пространственный каркас, несущий функцию силового звена, к которому крепятся тонкостенные панели или оболочки, разделяющие внутренний объем кузова с окружающей средой, но только частично или не разгружающие каркас от силовых нагрузок.
|
Полукаркасный кузов имеет отдельные силовые части конструкции (стойки, дуги, усилители и др.), которые соединяются между собой наружными и внутренними силовыми облицовочными панелями. В таком кузове нагрузки воспринимаются всеми частями кузова.
Для снижения массы и стоимости применяют штампованные несущие кузова, которые представляют собой пространственную раму из взаимосвязанных балок, выполненных из выдавленных и гнутых профилей. Снаружи к такой раме крепятся металлические или пластиковые панели.
В бескаркасных конструкциях кузов представляет собой силовую пространственную оболочку, выполненную из больших штампованных частей и панелей, соединенных между собой сваркой. Такие кузова обладают высокой прочностью и жесткостью при небольшой массе. Бескаркасные кузова применяют на большинстве легковых автомобилей, поскольку их просто производить за счет использования конвейерной автоматической сварки панелей. Панели и другие элементы каркаса и облицовки кузова изготавливают в основном из листовой стали, но ряд фирм использует и другие материалы, например пластмассы и алюминиевые сплавы.
|
Пластмассовые кузова имели автомобили «Шевроле Корвет» (США) и «Трабант» (ГДР); алюминиевые сплавы для кузовов используют на современных автомобилях «Ауди» и «Ягуар». На отечественных автомобилях элементы каркаса из пластмассы применяются как ремонтные, например передние крылья для автомобилей ВАЗ.
Типы кузовов. Кузов современного легкового автомобиля состоит из каркаса-корпуса, являющегося основой (скелетом) конструкции, дверей, люков, крыльев (передних и задних), капота, сидений и другого оборудования, обеспечивающего удобство и комфорт. Сам корпус представляет собой набор несущих узлов: пола, боковин, передней и задней силовых частей, крыши и перегородок.
Следует отметить, что дополнительно к вышеперечисленным классификационным признакам кузова автомобилей делят и по ряду особенностей, определяемых формой, количеством мест, типом крыши и др.
Седан — трехобъемный закрытый четырехдверный кузов с выступающими двигательным отсеком и багажником.
Универсал — двухобъемный закрытый трех- или пятидверный кузов, дополнительная дверь в котором находится в наклонной задней стенке кузова. При складывании заднего сидения легко превращается в грузопассажирский автомобиль.
Хэтчбек — двухобъемный закрытый трех- или пятидверный кузов, с крышей, плавно переходящей в багажник, занимающий промежуточное положение между седаном и универсалом. Кузов хэтчбека легко преобразуется в грузопассажирский путем снятия съемной складной полки и складывания заднего сиденья.
Купе — трехобъемный закрытый двухдверный кузов с одним или двумя рядами сидений. Для доступа к задним сиденьям необходимо откинуть передние.
Кабриолет — трехобъемный четырехдверный кузов с открывающейся жесткой или мягкой крышей. Все стекла в дверях и боковинах опускающиеся.
Лимузин — высококомфортабельный трехобъемный четырехдверный кузов с перегородкой, отделяющей водителя от пассажирского салона имеет дополнительные складывающиеся сиденья.
Фаэтон — полностью открывающийся двух- или трехобъемный кузов. Имеет две или четыре двери, мягкий складывающийся верх и съемные боковины с окнами.
Родстер — двухместный автомобиль с открытым или закрытым кузовом.
Торпедо — полностью открытый кузов с откидным ветровым стеклом.
Вагон — двухдверный или трехдверный кузов, не имеющий выступающих моторного отсека и багажного отделения.
Наиболее распространены двух- и трехобъемные кузова.
Двухобъемный кузов имеет разделенные двигательный отсек и пассажирский салон, объединенный с багажным отделением. Двухобъемный кузов позволяет уменьшить длину автомобиля и его массу без ухудшения комфортабельности.
Трехобъемный кузов имеет три раздельных отсека: моторный, пассажирский салон и багажное отделение.
Созданы и однообъемные кузова легковых автомобилей, по внешнему виду напоминающие микроавтобус. В таких автомобилях имеется одно пассажирское отделение, объединенное с двигательным отсеком и багажником.
В передней или задней частях корпуса кузова в зависимости от установки двигателя на ряде автомобилей имеется короткая рама (подмоторная рама) лонжеронного типа, предназначенная для крепления силового агрегата и подвески.
Для удобства обзора кузов оборудован ветровым, боковыми и задним окнами с гнутыми, полированными, закаленными стеклами. Спереди и сзади кузов защищен энергоемкими бамперами. В пассажирском салоне установлены сиденья «анатомического» типа, изготовленные с учетом наиболее удобной формы для сидячего положения человеческого тела. Пассажирский салон также оборудован системой кондиционирования, или системой вентиляции и отопления, зеркалами заднего вида, вещевым ящиком, освещением, передней панелью с комбинацией приборов, устройствами обеспечения безопасности и др.
Устройство кузовов легковых автомобилей
Большинство кузовов зарубежных и отечественных легковых автомобилей изготавливают закрытыми, цельнометаллическими, несущими, двух- или трехобъемными. Наибольшее распространение получили кузова типа седан, хэтчбек, универсал и вагон. Например, отечественные автомобили ВАЗ имеют различные типы кузовов, но в основном это седан, хэтчбек и универсал.
Как указывалось, остовом кузова является каркас, основные элементы которого — передок, пол, боковины, крыша с рамой ветрового окна (хэтчбек) или крыша с рамой ветрового и заднего окон (седан), панель задка, силовые элементы каркаса (лонжероны, поперечины, стойки) и др. в зависимости от типа кузова. Лицевые панели кузова и навесные узлы относятся к так называемому оперению.
Все детали и узлы кузова, кроме навесных узлов и передних крыльев, соединяют в единое целое контактной точечной сваркой. Ряд наиболее нагруженных деталей и узлов дополнительно приваривают электродуговой сваркой.
На каждой фирме, выпускающей автомобили, принят в зависимости от типа кузова определенный технологический цикл и технология изготовления. Технологический уровень, принятый при изготовлении, определяет качество создаваемой конструкции, влияет на внешний вид и многообразие форм, обеспечивает возможность быстрого перехода на модифицированные и новые модели.
Рассматривая конструкцию дверей кузова, можно видеть, что большинство боковых дверей открывается вбок против движения автомобиля вперед. В случае открывания двери на ходу набегающий поток воздуха будет помогать ее закрыть. В некоторых моделях автомобилей двери открываются вверх или назад. Обычно такую схему применяют на автомобилях без средней силовой стойки. Как правило, двери снабжены ограничителем угла открывания и фиксатором ее в открытом положении. В нижней части боковых и задних дверей имеются щели для стока воды, попадающей внутрь двери.
Рассмотрим каркасы кузовов легковых автомобилей, получивших наиболее широкое распространение на отечественных и зарубежных моделях, выполненных по «классической» — заднеприводной — и переднеприводной схемам.
Седан. Кузов автомобиля типа «седан» имеет моторный отсек, пассажирский салон, багажное отделение и четыре боковых двери (две передние и две задние). Детали кузова выштампованы из листовой стали толщиной 0,7—2,5 мм в зависимости от воспринимаемых нагрузок и, соответственно, назначения в составе каркаса. Неравнопрочная и неравножесткая конструкция кузова обеспечивает различную сопротивляемость удару при дорожно-транспортных происшествиях.
Конструкция передней и задней частей кузова легко деформируется, на что при столкновении (или ударе) затрачивается большая часть энергии, в то время как пассажирский салон предохраняется от деформаций, обеспечивая необходимое пространство для выживания водителя и пассажиров.
Передок кузова имеет вертикальный щиток, брызговики передних крыльев, стойки брызговиков, поперечины панелей приборов, коробку воздухопритока. В передней части кузова размещен двигатель, отсек которого закрывается капотом.
Капот установлен на регулируемых петлях, позволяющих регулировать положение крышки в проеме отделения двигателя. Капот в закрытом положении удерживается замком, который отпирается изнутри салона. Взависимости от конструкции капот может открываться как вперед по ходу движения машины, так и назад к ветровому стеклу.
Пол кузова с панелью задка состоит из переднего и заднего полов, пола багажника, пола запасного колеса и пола топливного бака. С панелями полов сварены лонжероны и поперечины полов, соединители центральных стоек, кронштейн поперечной тяги задней подвески и другие детали.
К задку кузова относятся арки задних колес, боковые внутренние панели крыши, рамка задней перегородки с полкой. Багажное отделение закрывается крышкой, установленной на регулируемых петлях. Петли имеют рычажный или торсионный механизм, облегчающий открывание крышки и фиксирующий ее в открытом положении. Крышка багажника имеет замок, удерживающий ее в закрытом положении.
К лицевым деталям кузова относятся передние и задние крылья, панель крыши, боковины, боковые панели крыши, рама ветрового окна, панель заднего окна, панели задка и передка с кожухом фары. Наружные панели выштампованы из стали толщиной 0,7 мм, передний пол и панель крыши — 0,9 мм, брызговики передних крыльев, арки заднего колеса, лонжероны, поперечины пола — 1,0 мм, сильно нагруженные детали (передние лонжероны, центральные стойки) — 1,5 мм. На сваренный кузов навешены съемные узлы: двери, капот, крышка багажника (или дверь задка).
Хэтчбек. Кузов типа «хэтчбек», в отличие от кузова типа «седан», имеет меньшее количество деталей и выполнен с использованием крупногабаритных панелей. Такая конструкция позволяет значительно сократить количество точек сварки и швов электродуговой сварки. Кузов двухобъемный, легко трансформирующийся из пассажирского в грузопассажирский путем складывания заднего сиденья. Кузов имеет пять дверей: по две боковых и одну заднюю для погрузки и разгрузки багажа.
Передок кузова состоит из вертикального щитка передка, брызговиков и коробки воздухопритока. Брызговики имеют передние лонжероны.
Пол кузова состоит из передней, средней и задней панелей. Передняя панель корытообразной формы с туннелем для прокладки выпускных труб, топливопроводов и трубопроводов, задняя панель пола имеет цельноштампованную нишу для запасного колеса. Вдоль всего пола приварены лонжероны, образующие с передними и задними лонжеронами силовую конструкцию. К полу также приварены передняя, средняя и задняя поперечины.
Боковины состоят из наружных и внутренних панелей. Наружные панели боковин выполняются совместно с передними, центральными и задними стойками, внутренние — совместно с арками задних колес и усилителями стоек. Рама ветрового окна штампована как единая деталь, к ней в верхней и нижней частях приварены усилители для увеличения жесткости. Панель крыши имеет два усилителя и сзади балку для навески двери задка. К верхней и нижней поперечинам панели задка прикреплены задние фонари. Оперение кузова включает в себя передние крылья, наружные панели боковин, раму ветрового окна, панель крыши и панель задка.
Основные детали кузова выштампованы из листовой низкоуглеродистой холоднокатаной стали с толщиной листов 0,7—0,8 мм. Усилители и передние лонжероны имеют толщину 1—1,8 мм, остальные детали кузова, в том числе и мелкие детали (соединители, кронштейны, надставки), изготовлены из стали толщиной 0,8—2,5 мм.
На кузов навешены съемные узлы: передние и задние боковые двери, дверь задка, капот, передние крылья, бамперы, облицовка радиатора и др. Передние крылья прикреплены к каркасу кузова самонарезающими винтами, для уменьшения вибраций и обеспечения шумоизоляции под передние крылья установлены прокладки.
Конструктивные особенности и оформление кузовов и салона. Все типы кузовов помимо конструктивных особенностей имеют много общего в части оформления кузова и салона, обеспечения шумоизоляции и антикоррозионных свойств.
Детали кузова, наиболее подверженные коррозии, изготавливают из стали с односторонним или двусторонним цинкометаллическим покрытием. К таким деталям относятся передняя рамка радиатора, средняя и задняя поперечины пола, разделитель порогов дверей, передние крылья и ряд мелких соединительных деталей. На ряде автомобилей для защиты от коррозии детали изготавливают из специальной стали, имеющей покрытие из неорганического слоя на хромовой основе и цинконасыщенного слоя на эпоксидной основе. Герметизацию кузова обеспечивают резиновыми уплотнителями различных профилей, уплотнительными мастиками, резиновыми заглушками, а также тщательной подгонкой сопрягаемых деталей.
Коробку воздухопритока и проем двери задка уплотняют профилированной резиной, крепящейся к металлическому каркасу. Проемы боковых дверей снабжают уплотнителями из губчатой резины трубчатой формы с пластмассовым облицовочным кантом и металлическим перфорированным каркасом. Металлический каркас обеспечивает крепление уплотнителя на фланце дверного проема.
Уплотнители опускаемых стекол боковых дверей изготавливают из резины специальных профилей, на уплотняющую поверхность которых наклеивают ворс для уменьшения сил трения при перемещении стекла.
Зазоры в соединениях деталей кузова герметизируют невысыхающей мастикой, а сварные швы кузова — пластизолем, затвердевающем при сушке кузова после окраски. Шумоизоляция салона кузова обеспечивается покрытием поверхностей передней части (щитка и боковых панелей), пола, его порогов, тоннеля и багажного отделения битумными листовыми прокладками, плотно слипающимися с загрунтованной поверхностью.
Наружную поверхность днища кузова, передних крыльев, брызговиков, арок колес, лонжеронов и поперечин пола покрывают пластизолем.
Термошумоизоляция потолка салона осуществляется применением в обивке тонкого слоя из пенополиуретана.
Поверхность кузова окрашивают несколькими слоями синтетической эмали, наносимой на поверхность металла, загрунтованной методом катафореза. Сушка окрашенной поверхности проводится при высоких температурах.
Внутреннюю поверхность кузова облицовывают различными материалами, имеющими матовую поверхность, не дающую бликов. Цвет обивок потолка салона, дверей, сидений, боковин подбирают в зависимости от цвета кузова. Полы салона и багажного отделения покрывают коврами из нетканого материала с основой из полиэтилена.
Боковые двери и дверь задка (при ее наличии) состоят из стальных штампованных наружных и внутренних панелей, профилированных рамок окон дверей и усилителей. Внутри дверей смонтированы замок, стеклоподъемники и направляющие желобки для опускаемого стекла. Внутренний объем дверей вентилируемый, что предохраняет их от коррозии. Просочившаяся между уплотнителями и опускающимися стеклами вода стекает внутрь дверей и через сливные отверстия в нижней части дверей вытекает наружу.
Двери оснащены ограничителями открывания и ручками на наружной и внутренней панелях. Двери подвешены на петлях, позволяющих регулировать их положение в проеме. Замки дверей могут быть роторного или вильчатого типа, что отвечает современным требованиям безопасности. Для предотвращения доступа в салон автомобиля снаружи предусмотрено выключение замка, блокирующее действие наружной ручки. Выключение и включение замка осуществляется кнопкой выключения или выключателем замка двери. Замки задних боковых дверей отличаются от передних наличием дополнительного специального рычага блокировки внутренней ручки двери для обеспечения безопасности при перевозке детей на заднем сиденье.
На автомобилях ВАЗ конец рычага блокировки двери входит в торец двери. Блокировка внутренней ручки этим рычагом осуществляется только при открытой двери, перед закрытием которой рычаг опускается вниз и дверь закрывается. Открыть заднюю боковую дверь в этом случае можно ручкой снаружи при выключенной общей блокировке замка двери.
Задняя дверь кузова состоит из наружной и внутренней штампованных панелей с усилителями в местах крепления замка, стеклоочистителя, петель и боковых упоров. Дверь подвешена к кузову на двух внутренних петлях. Удерживаются двери в верхнем положении (открытом) с помощью двух телескопических газо-наполненных упоров. Фиксация задней двери в нижнем закрытом положении осуществляется замком; отпирание замка возможно только ключом снаружи.
Капот состоит из наружной и внутренней панелей, изготовленных из листовой стали (толщина 0,7—0,8 мм) и соединенных между собой загибкой фланцев с клеевым слоем. Капот навешивается на двух внутренних петлях, которые могут располагаться как сзади моторного отсека, так и спереди. Расположение петель в передней части моторного отсека несколько затрудняет доступ к двигателю, но исключает самопроизвольное открывание капота встречным потоком воздуха, т. е. повышается безопасность движения. Открытие капота назад по ходу движения автомобиля (петли располагаются сзади) обеспечивает удобный доступ к двигателю и, соответственно, улучшает обслуживание. В одном и другом случае капот оборудован замком, отпираемым изнутри кузова, а при капоте, открывающемся назад по ходу автомобиля, капот оборудуется дополнительным фиксатором, предотвращающем самопроизвольное открывание его при движении. В открытом положении капот фиксируется специальным упором.
С наружной стороны кузова спереди и сзади расположены энергоемкие бамперы, воспринимающие силовое воздействие на автомобиль в продольном направлении при возможных столкновениях или необходимости упора. Бамперы изготавливают из стального листа или из алюминиевой балки с прикрепленной к ней пенополиуретановой облицовкой с включением стекловолокна, или используют просто упрочненную пластмассу. Балки крепят к кузову с помощью двух кронштейнов. Облицовку радиатора изготавливают из микропористого пенополиуретана или тонкого металлического листа. К облицовке крепят решетку радиатора.
Для обеспечения хорошей обзорности кузов имеет остекление, включающее в себя ветровое стекло, заднее стекло, боковые и подъемные (опускаемые) стекла боковых дверей. Форма стекол обтекаемая, боковые стекла имеют цилиндрическую форму. Для изготовления всех окон кузова, кроме ветрового стекла, применяют закаленные стекла, удерживаемые в оконных проемах с помощью резиновых уплотнителей-держателей, обеспечивающих требуемую герметичность и надежность крепления.
Основное требование к остеклению автомобиля — травмобезопасность, т. е. стекло не должно наносить ранение своими осколками в случае разрушения. Ветровые стекла должны предотвращать попадание в салон посторонних предметов (например, камней и др.), т. е. быть достаточно прочными. В то же время стекла должны обеспечивать четкую различимость предметов и сигналов светофора и не создавать оптических искажений.
Стекла могут быть тонированными, со светопоглощающим покрытием. По нормативной документации установлены следующие значения светопропускания автомобильных стекол: ветровые — не менее 75 %, передних дверей — не менее 70 %, прочих стекол— не менее 60 %. К недостаткам тонированных стекол относится ухудшение видимости и контрастности окружающей обстановки, особенно в вечернее и ночное время.
Задние стекла легковых автомобилей делают с обогревателем. Обогреватель может иметь конструкцию, состоящую из нескольких нитей накаливания.
Для обеспечения хорошего обзора с водительского места при неблагоприятных погодных условиях (дождь, снег или брызги грязи) на автомобиле устанавливают стеклоочистители с электроприводом. Основной элемент стеклоочистителя — щетки, которые состоят из эластичной ленты, упругих пластин и каркаса. Лента представляет собой резиновую полосу со специальным профилем. Конструкция каркаса обеспечивает «плавающее» состояние ленты, в результате чего рабочая часть ленты может по всей длине прижиматься к выпуклому стеклу различной кривизны, соскабливая с него слой воды, грязи или снега.
Ветровое и заднее стекла омываются жидкостью. Омыватели состоят из нагнетательного насоса с электродвигателем, питающего бачка с жидкостью, электромагнитного клапана омывателя стекла, жиклеров омывателей стекол, тройников-разделителей потока жидкости и эластичных соединительных трубок. Бачок устанавливают в моторном отсеке, рядом с ним закрепляют нагнетательный насос и электромагнитные клапаны. Насос и клапаны соединяют трубкам с жиклерами, которые устанавливают в отверстия наружной панели капота для смывания ветрового стекла и в панели крыши над дверью задка при трех- или пятидверном варианте моделей автомобиля.
Панель приборов располагают под ветровым стеклом; ее изготавливают из энергопоглощающего материала и облицовывают декоративной пластмассой и пленкой. К панели крепят воздухопроводы вентиляции и отопления салона. Панель имеет полки и вещевой ящик; на панели располагаются комбинация приборов, различные рычаги и кнопки включения (или выключения) и управления работой систем освещения, кондиционирования, смывания и очищения стекол и др.
Многие современные автомобили имеют механизмы регулировки положения рулевого колеса.
Рулевое колесо может занимать различные положения в вертикальной (наклон) и продольной (изменение длины рулевого вала) плоскости. Регулировка положения рулевого колеса может осуществляться как вручную, так и с применением электропривода, управляемого электроникой.
Некоторые автомобили «Ауди» снабжены несколькими различными комплектами ключей, предназначенными для членов одной семьи. При этом положение рулевого колеса и сиденья автомобиля запоминается программным коммутатором для каждого члена семьи. При нажатии кнопки на брелоке отключается сигнализация, открываются двери автомобиля, а сиденье и рулевое колесо устанавливаются в положение, которое было задано заранее для данного члена семьи, который будет управлять автомобилем.
Оборудование кузовов
Сиденья автомобиля. Передние сиденья «анатомические», раздельные, типа кресел, с подголовниками (с регулируемым или нерегулируемым положением), с бесступенчатой регулировкой наклона спинок, с регулировкой положения сидений по длине салона, а также (на ряде зарубежных автомобилей) с регулировкой и по высоте. Переднее сиденье автомобилей установлено на двух салазках и качающейся стойке основания, которая размещена шарнирно в передних кронштейнах, закрепленных на полу кузова. При этом с целью обеспечения безопасности места крепления сидений должны быть прочными и предотвращать отрыв сиденья при возможных лобовых ударах.
Основание подушки сиденья состоит из стальных рамок и штампованного из стали поддона, на которые наложена подпружиненная подушка из пенополиуретана. Нижняя подушка сиденья имеет поперечный выступ в передней части, предотвращающий «подныривание» при возможном столкновении.
Основание спинки представляет собой стальные рамки с закрепленными на них проволочными пружинами. Спинка сиденья не должна складываться при ударе в нее пассажира, расположенного сзади. Основание спинки шарнирно соединено с основанием подушки. К основанию спинки приварены направляющие подголовника, который регулируется вручную по высоте и углу наклона. На некоторых автомобилях переднее сиденье автомобиля выполняется с подголовником как единое целое и положение подголовника не регулируется.
На автомобилях «Хонда» подголовник регулируется по высоте и фиксируется кнопкой. Регулировка осуществляется таким образом, чтобы верхняя часть подушки подголовника находилась на одном уровне с верхним краем ушной раковины человека. Такое положение подголовника обеспечивает наибольшую защиту шейных позвонков при продольных ускорениях. На автомобилях «Рено» положение подголовника регулируется перемещением его вверх, вперед и назад. Регулировка положения подголовников осуществляется вручную.
Каждое из передних сидений имеет механизмы передвижения вперед и назад, регулирования наклона спинки, а на двухдверных автомобилях — откидывания вперед (для посадки пассажиров на заднее сиденье). Механизм передвижения сиденья имеет салазки, состоящие из направляющих и ползунов. Направляющие крепятся задним кронштейнам кузова, по ним на роликах перемещаются ползуны. Для предохранения роликов от выпадения и ограничения их сближения на нижней плоскости в крайних и средней части имеются выштамповки.
Смещение ползунов вверх и в стороны ограничивается профильными закраинами ползунов и направляющих. Ползуны шарнирно соединены с основанием подушки. Сиденье фиксируется в требуемом положении защелками, каждая из которых прижимается пружиной в одном из пазов гребенчатого фиксатора механизма передвижения. Фиксаторы жестко связаны с направляющими. Защелка наружных салазок имеет рукоятку передвижения сиденья. При нажатии на рукоятку защелка выводится из зацепления с гребенчатым фиксатором и сиденье можно передвинуть в нужное положение. При опускании рукоятки сиденье фиксируется защелками.
Механизм регулирования наклона спинки позволяет вручную изменять ее положение, создавая наиболее удобный угол наклона. Механизм состоит из двух пар верхних и нижних звеньев. Верхние звенья приварены к основанию спинки и соединены с нижними шарнирно с помощью двух эксцентриков и двух зубчатых пар внутреннего зацепления. Поворотом рукоятки оба эксцентрика поворачиваются, обеспечивая отклонение верхних звеньев и спинки переднего сиденья на требуемый угол и фиксацию данного положения.