ОГЭ-2020. Задание № 3. Пунктуационный анализ предложения




ОГЭ-2020. Задание № 3

Пунктуационный анализ предложения

Выполните пунктуационный анализ предложения.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В Александрии работало немало выдающихся учёных (1) среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5)написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший (8) что Земля – шар (9) вращающийся вокруг Солнца

Ответ: ___________________________.

 

Рекомендации по выполнению задания

 

На экзамене вам нужно будет расставить пропущенные запятые в предложении (тексте) объемом 50 - 70 слов. Знаки препинания выполняют важную смысловую функцию, поэтому прежде всего необходимо внимательно прочитать предложение и понять его содержание. Учащиеся допускают ошибки в расстановке знаков препинания чаще всего потому, что не вникают в смысл прочитанного, не анализируют связи между разными частями предложения, и запятые ставят на авось. Расстановка запятых отражает логику предложения, его структуру, поэтому она подчиняется основным правилам: запятые ставятся

1) между однородными членами предложения;

2) при вводных словах и обращениях;

3) при обособленных членах предложения;

4) между частями сложного предложения.

Следовательно, нужно уметь производить синтаксический разбор предложения и хорошо знать правила, регулирующие постановку запятых.

 

Алгоритм выполнения задания

1. Прочитайте предложение для пунктуационного разбора.

2. Проанализируйте его содержание и про себя ответьте на вопрос: о чем в нем говорится.

3. Рассмотрите синтаксическую структуру предложения: сколько в нем грамматических основ, как они связаны между собой, чем осложнено предложение. Желательно построить схему.

4. Определите синтаксические явления, которые на письме оформляются запятыми.

5. Расставьте знаки препинания, не обращая внимания на те позиции, которые в задании обозначены цифрами.

6. Проверьте расстановку запятых, прочитав предложение вслух.

7. Запишите в ответную строку цифры, на месте которых ставятся запятые.

 

Комментарий (рассуждение по алгоритму при выполнении заданий)

В комментарии показано выполнение задания № 3, которое мы привели в качестве примера.

В Александрии работало немало выдающихся учёных (1) среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5)написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший (8) что Земля – шар (9) вращающийся вокруг Солнца.

Мы прочитали это предложение. В нем говорится о том, что в древней Александрии работали выдающие ученые, перечисляются их имена, указываются их научные достижения.

Логически оно состоит из двух частей: 1 )…работало немало ученых …; 2) среди которых (перечисляются их имена) Но во второй части есть еще одна грамматическая основа, присоединяемая союзом «что»: «Земля – шар». Итак, перед нами сложное предложение, содержащее 3 грамматические основы, связанные последовательным подчинением. Схематически это можно показать так:

[ ], (среди которых…), (что…)

Вторая часть осложнена обособленными определениями, мы найдём их по «сигналам»: это относящиеся к подлежащим причастия (сумевший, написавший, установивший) с зависимыми словами, то есть причастные обороты, которые в этом предложении обособляются потому, что стоят после обособляемых слов. Теперь мы можем расставить все запятые.

В Александрии работало немало выдающихся учёных (, -отделяет главное предложение от придаточного) среди которых географ и математик Эратосфен (, - причастный оборот) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (, - граница причастного оборота, однородное подлежащее) математик Эвклид (, - причастный оборот) написавший 13 томов «Начал» геометрии (, - граница причастного оборота, однородное подлежащее) астроном Аристарх Самосский (, - причастный оборот) почти за две тысячи лет до Коперника установивший (, - граница причастного оборота, отделение придаточного изъяснительного) что Земля – шар (, - причастный оборот) вращающийся вокруг Солнца.

Укажем номера позиций, где мы поставили запятые: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Мы видим, что это задание нельзя выполнить механически, полагаясь на какие-то отдельные сигнальные признаки, нужно тщательно анализировать смысл и синтаксическую структуру предложения, обращать внимание на грамматические особенности слов, учитывать интонацию и логические связи между элементами.

 

Анализ типичных ошибок

Ошибки, которые допускаются экзаменуемыми при выполнении этого задания, как, впрочем, и во всех заданиях, которые касаются синтаксиса и пунктуации, обусловлены слабым знанием теории, что не позволяет правильно производить синтаксический разбор предложения, а это приводит к различным ошибкам: неверно определяется грамматическая основа, не опознаются второстепенные члены предложения, не выявляются условия обособления, разделения запятой и т. д.

Поэтому прежде всего нужно хорошо выучить основные теоретические понятия синтаксиса, которые Вы найдёте в разделе «Справочные материалы», и на их основе научиться делать точный анализ синтаксической структуры предложения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: