Методы изучения конкурентоспособности фирмы




В ходе развития рыночных отношений объективно обозначилась потребность в управлении конкурентоспособностью. В настоящее время система принципов, методов и способов изучения конкурентоспособности окончательно не сложилась, что делает необходимыми обоснование конкурентоспособности как интегрированной экономической категории и определение специфических подходов и инструментов управления конкурентоспособностью. [5] Разберём наиболее значимые для исследования подходы к управлению конкурентоспособностью[6]

Критерием функционирования фирмы является максимизация прибыли или повышение конкурентоспособности компании в целом при соблюдении норм законодательства, т. е. цели системы совершенно не совпадают с целями ее компонентов, а каждый компонент в системе выполняет свои задачи, приводящие к реализации ее целей.

Методы оценки конкурентоспособности предприятия:

Компании придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счёт которых оно могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности компании часто используют различные маркетинговые инструменты такие как Матрица БКГ, SWOT-анализ. Рассмотрим более подробно.

 

Таблица 1.1

SWOT-анализ: характеристики при оценке сильных, слабых сторон компании, ее возможностей и угроз ей.[7]

Потенциальные внутренние сильные стороны: · полная компетентность в ключевых вопросах · адекватные финансовые ресурсы · хорошее впечатление, сложившееся о компании у покупателей · признанный лидер рынка · лучшая рекламная кампания · опыт в разработке новых товаров · проверенный менеджмент · большой опыт (опережение по кривой опыта) · превосходные технологические навыки · другое Потенциальные внешние возможности фирмы: · способность обслужить дополнительные группы клиентов или выйти на новые рынки или новые сегменты рынка · пути расширения рынка сбыта · способность использовать навыки и технологические ноу-хау в выпуске новой продукции или в новых видах уже выпущенной продукции · вертикальная интеграция (вперед или назад) · снижение торговых барьеров на привлекательных иностранных рынках · ослабление позиций фирм-конкурентов · другое
Потенциальные внутренние слабые стороны: · нет четкого стратегического направления развития · устарелое оборудование · отсутствие определенных способностей и навыков в ключевых областях деятельности · плохо зарекомендовавшая себя стратегия компании · отставание в области исследований и разработок · слишком узкий ассортимент продукции · недостаточный имидж на рынке · плохая сбытовая сеть · неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности · недостаток денег на финансирование необходимых изменений в стратегии · себестоимость каждого изделия выше, чем у основных конкурентов · другое Потенциальные внешние угрозы: · выход на рынок иностранных конкурентов с более низкими издержками · рост продаж продуктов-субститутов · медленный рост рынка · дорогостоящие законодательные требования · высокая зависимость от снижения спроса и этапа жизненного цикла · растущая требовательность покупателей и поставщиков · изменение потребностей и вкусов покупателей · другое

 

Если руководство компании не знает ее сильных и слабых сторон, не представляет себе внешних возможностей и не подозревает об угрозах, оно не в состоянии разработать стратегию, соответствующую положению фирмы. Поэтому SWOT-анализ является необходимым компонентом стратегической оценки этого положения.

Подводя итог вышесказанному необходимо отметить что, существующие методы и научные разработки по вопросам оценки конкурентоспособности касаются, как и продукции, так и деятельности предприятия.

Анализ методических и теоретических разработок по вопросам обеспечения конкурентоспособности предприятия подтверждает необходимость ее комплексной оценки для выявления возможных резервов улучшения основных показателей его деятельности.

 

 

Глава 2. Анализ конкурентоспособности фирмы на примере Общества с ограниченной ответственностью "Меркурий"

2.1 Характеристика общества с ограниченной ответственностью «Меркурий»

Полное наименование предприятия: Общество с ограниченной ответственностью «Меркурий». Адрес местонахождения предприятия: Республика Карелия, Пряжинский район, пос. Новые Пески, ул. Центральная, д.8.

ООО «Меркурий» работает на рынке продовольственных товаров, хозяйственных товаров и бытовой химии с 1992 года. ООО «Меркурий» представляет собой розничный магазин общей площадью помещения 120 кв.м., находящийся в центре поселка, и являющийся главным (основным) центром продаж розничных товаров в поселке Новые Пески. Ассортимент продукции весьма разнообразен, несмотря на немногочисленное поселение. В ассортимент продукции входит:

· Продовольственные товары: бакалея, хлебобулочная продукция, рыба и морепродукты, консервация, соки, лимонады, сыромолотная продукция, молочная продукция, кондитерские изделия, мороженое, крупы и т.д;

· Алкогольная продукция: слабоалкогольная и крепкоалкогольная продукция и т.д;

· Табачные изделия

· Бытовая химия: средства для кухни, для унитаза, для ванной комнаты, для стирки, для личной гигиены, для автомобиля и т.д;

· Хозяйственные товары

· Посуда

· Канцелярские товары

· Игрушки: мягкие игрушки, пазлы, конструктор, игры для развития ребенка, куклы, наборы для творчества и т.д.

· Строительные материалы

На сегодняшний день ООО «Меркурий» сохраняет позиции ведущего поставщика товаров в поселке Новые Пески, расширяет свой ассортимент, сотрудники компании проходят ежегодное обучение в г. Петрозаводск.

Для определения точной позиции, которую ООО «Меркурий» занимает на рынке потребительских товаров в поселке Новые Пески, следует рассмотреть основных конкурентов. Анализ конкурентоспособности проведем в следующем параграфе.

2.2 Анализ конкурентной среды фирмы "Меркурий"

Любое предприятие, действующее на рынке, рассматривается не само по себе, а с учетом всей совокупности факторов внешней и внутренней среды[8]

В поселке Новые Пески реализацией товаров народного потребления занимаются три магазина.

Следовательно, основными потенциальными конкурентами компании «Меркурий» являются: ИП Деделла И.В. и ООО «Лесторг».

Рассмотрим каждого потенциального конкурента компании отдельно, разберем из приемущества и недостатки. Итак, ИП Деделла И.В. работает на рынке в поселке Новые Пески с 2001 года. ИП Деделла представляет собой небольшой магазин, реализуемый продовольственные товары. Приемуществами данной организации является удобное месторасположение, около автобусной остановки, комфортная обстановка, то есть огороженная территория со скамейками и террасой на улице, покупателям предлагаются напитки и продовольственные товары. Недостатками данной организации можно считать маленький ассортимент товаров, только продовольственные, режим работы всего лишь с 09.00 до 18-00. Также в связи с небольшим ассортиментом и небольшими объемами ценовой диапазон ИП Деделла И.В. сравнительно выше, чем у ООО «Меркурий».

Далее ООО «Лесторг». ООО «Лесторг» принадлежит организации ЗАО «Шуялес», у которого в свою очередь открыта общественная столовая в поселке Новые Пески. Преимуществами ООО «Лесторг» является большое помещение для реализации продукции, достаточно большой ассортимент, который включает продовольственные товары, алкогольную продукцию, канцелярские товары, посуду, хозяйственные и бытовые товары, одежду. Также преимуществом является то, что магазин и столовая работают сообща. Также важным преимуществом является то, что ООО «Лесторг» может реализовать товары в рассрочку.

К недостаткам данной организации можно отнести не удобное месторасположение для населения, то есть ООО «Лесторг» располагается на окраине поселка Новые Пески на территории биржи ЗАО «Шуялес». Так первоочередная миссия столовой заключается в удовлетворении потребительских нужд рабочих ЗАО «Шуялес».

Проведя сравнение конкурентов компании «Меркурий» по основным образующим факторам сведем всё в сравнительную таблицу.

 

Таблица 2.1

Оценка конкурентоспособности ООО «Меркурий»

относительно ведущих конкурентов

 

Показатель «Меркурий» «Лесторг» ИП Деделла И.В.
1.Применяемые стратегии стимулирования сбыта:      
- меняющаяся цена в зависимости от объемов - + +
- Кредит - + -
2. Дополнительные услуги:      
- Доставка и транспортировка товара + - +
- Бронирование и предзаказ + - -
3. Формы платежа Наличная Наличная Наличная, безналичная
4. Степень известности среди потребителей (1-5 баллов)      
5. Уровень качества обслуживания (1-5 баллов)      
6. Уровень образования и квалификации персонала (1-5 баллов)      
7.Местонахождение (1-5 баллов)      

 

После проведенных исследований по сравнению основных конкурентов, можно выделить следующее.

Представленная таблица 2.1 наглядно демонстрирует конкурентные преимущества компании «Меркурий» перед другими компаниями - это наличие доставки и транспортировки товара, возможность бронирования и предзаказа товара, а также уровень образования сотрудников ООО «Меркурий» выше, чем в других организациях. Также посредством данных таблицы возможно выявить следующие недостатки компании: не наличие гибкой ценовой политики, не изменчивая цена в зависимости от объема приобретаемого товара.

Оценка конкурентоспособности фирмы необходима для обоснования принимаемых руководством предприятия решений по управлению его деятельностью. Основные методы оценки рассмотрим в следующем параграфе.

2.3 Оценка конкурентоспособности фирмы "Меркурий"

 

В данном параграфе опишем характеристики ООО «Меркурий», которые могут помочь руководству определить конкурентоспособность уже существующей компании. К таким характеристикам относятся:

1. Удобство оплаты

2. Время работы

3. Скорость обслуживания и доставки

4. Качество товаров и услуг

5. Стоимость товаров и услуг

6. Местоположение офиса

7. Информационная доступность

8. Комплекс дополнительных услуг (Доставка и транспортировка товара, Бронирование и предзаказ)

Данная методика оценки конкурентоспособности предприятия включает следующие три этапа:

1. Анкетный опрос клиентов компании. На исследуемом предприятии он производился с помощью анкеты, приведенной в Приложении 1. Всего было заполнено 50 анкет.

2. Определение степени удовлетворенности клиентов на основе обработки анкет оценки компании.

3. Выработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия.

 

 

Таблица 2.2

Результаты обработки анкет

№ п/п Название критерия Важность критерия для клиентов Оценка степени удовлетворенности по пятибалльной шкале
  Удобство оплаты   4,0
  Время работы   4,4
  Скорость обслуживания и доставки   4,6
  Качество товаров и услуг   4,3
  Стоимость товаров и услуг   4,8
  Местоположение магазина   4,7
  Информационная доступность   4,6
  Комплекс дополнительных услуг (Доставка и транспортировка товара, Бронирование и предзаказ)   4,8

 

На основе данных таблицы 2.2 можно сделать следующие выводы:

Для клиентов исследуемой фирмы наиболее важны качество обслуживания, стоимость услуг, удобство оплаты и, конечно, скорость доставки товаров и услуг.

Клиенты удовлетворены работой фирмы в большей степени по наиболее важному критерию –стоимостью товаров и скоростью обслуживания и доставки, и наименее важному – комплексу дополнительных услуг. В достаточной степени клиенты удовлетворены месторасположением магазина и временем работы компании.

Клиенты не удовлетворены по одному из наиболее важных показателей для «прямых продаж»: удобству оплаты и качеством товаров и услуг.

Для повышения конкурентоспособности ООО «Меркурий» необходимо в первую очередь рассмотреть возможности:

· Реализовать возможность безналичного расчета за приобретенные товары

· Поиска новых поставщиков товаров

· Поиск новых путей снижения издержек фирмы, не за счет приобретения товаров низкого качества, например увеличение объемов и ассортимента продукции, анализ и оценка существующего положения товаров в выручке фирмы.

· Разработать систему скидок от приобретаемого объема продукции Рассмотреть возможность выдачи товаров в кредит или в рассрочку.

Для обобщения и систематизации данных о всех выявленных сильных и слабых сторонах компании можно использовать SWOT-анализ.

Для проведения SWOT-анализа определимся с целевой установкой анализа - исследование факторов, определяющих состояние компании, его устойчивость и конкурентоспособность. Обеспечение уровня конкурентоспособности дает возможность избежать кризиса. Заметим, что SWOT-анализ учитывает исключительно крайности, что вытекает из его названия. SWOT - это аббревиатура английских слов: Strengths - сильные стороны; Weaknesses - слабые стороны; Opportunities - возможности; Threats - угрозы.

Таблица 2.3

SWOT-анализ (матрица SWOT-анализа) ООО "Меркурий"

  Сильные стороны Слабые стороны
Возможности 1. Наличие благоприятной политики государства позволит увеличить объем и качество услуг компании, что приведет к увеличению количества клиентов, а следовательно увеличиться численность персонала. 2. Повышение уровня жизни населения также способствует увеличению количества клиентов данной фирмы, что в свою очередь, послужит улучшению финансового состояния предприятия. 3. Улучшение сервиса и проведение эффективной маркетинговой политики также привлечет большее количество клиентов. 1. Улучшение уровня жизни населения, а, следовательно, улучшение финансового состояния предприятия могут помочь ему в приобретении собственных площадей (выкупить арендуемые помещения). 2. Возможно, новая политика государства позволит повысить уровень цен в регионе на услуги, предоставляемые фирмами рассматриваемой сферы услуг, а так же снизить цены на товары.
Угрозы Угроза появления новых конкурентов, а так же давление со стороны уже существующих, окажет влияние на технологический уровень и кадры предприятия. Фирма будет стремиться к ежегодному обновлению большего количества оборудования, увеличению количества линий инструментального контроля, повышению квалификации 1. Разрыв отношений с основными поставщиками, плохая маркетинговая политика, неграмотное управление персоналом

 

Результаты проведенного анализа будут использованы в дальнейшем при разработке стратегических рекомендаций в целях выработки конкурентной стратегии предприятия в следующей главе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: