В ходе развития рыночных отношений объективно обозначилась потребность в управлении конкурентоспособностью. В настоящее время система принципов, методов и способов изучения конкурентоспособности окончательно не сложилась, что делает необходимыми обоснование конкурентоспособности как интегрированной экономической категории и определение специфических подходов и инструментов управления конкурентоспособностью. [5] Разберём наиболее значимые для исследования подходы к управлению конкурентоспособностью[6]
Критерием функционирования фирмы является максимизация прибыли или повышение конкурентоспособности компании в целом при соблюдении норм законодательства, т. е. цели системы совершенно не совпадают с целями ее компонентов, а каждый компонент в системе выполняет свои задачи, приводящие к реализации ее целей.
Методы оценки конкурентоспособности предприятия:
Компании придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счёт которых оно могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности компании часто используют различные маркетинговые инструменты такие как Матрица БКГ, SWOT-анализ. Рассмотрим более подробно.
Таблица 1.1
SWOT-анализ: характеристики при оценке сильных, слабых сторон компании, ее возможностей и угроз ей.[7]
Потенциальные внутренние сильные стороны: · полная компетентность в ключевых вопросах · адекватные финансовые ресурсы · хорошее впечатление, сложившееся о компании у покупателей · признанный лидер рынка · лучшая рекламная кампания · опыт в разработке новых товаров · проверенный менеджмент · большой опыт (опережение по кривой опыта) · превосходные технологические навыки · другое | Потенциальные внешние возможности фирмы: · способность обслужить дополнительные группы клиентов или выйти на новые рынки или новые сегменты рынка · пути расширения рынка сбыта · способность использовать навыки и технологические ноу-хау в выпуске новой продукции или в новых видах уже выпущенной продукции · вертикальная интеграция (вперед или назад) · снижение торговых барьеров на привлекательных иностранных рынках · ослабление позиций фирм-конкурентов · другое |
Потенциальные внутренние слабые стороны: · нет четкого стратегического направления развития · устарелое оборудование · отсутствие определенных способностей и навыков в ключевых областях деятельности · плохо зарекомендовавшая себя стратегия компании · отставание в области исследований и разработок · слишком узкий ассортимент продукции · недостаточный имидж на рынке · плохая сбытовая сеть · неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности · недостаток денег на финансирование необходимых изменений в стратегии · себестоимость каждого изделия выше, чем у основных конкурентов · другое | Потенциальные внешние угрозы: · выход на рынок иностранных конкурентов с более низкими издержками · рост продаж продуктов-субститутов · медленный рост рынка · дорогостоящие законодательные требования · высокая зависимость от снижения спроса и этапа жизненного цикла · растущая требовательность покупателей и поставщиков · изменение потребностей и вкусов покупателей · другое |
Если руководство компании не знает ее сильных и слабых сторон, не представляет себе внешних возможностей и не подозревает об угрозах, оно не в состоянии разработать стратегию, соответствующую положению фирмы. Поэтому SWOT-анализ является необходимым компонентом стратегической оценки этого положения.
Подводя итог вышесказанному необходимо отметить что, существующие методы и научные разработки по вопросам оценки конкурентоспособности касаются, как и продукции, так и деятельности предприятия.
Анализ методических и теоретических разработок по вопросам обеспечения конкурентоспособности предприятия подтверждает необходимость ее комплексной оценки для выявления возможных резервов улучшения основных показателей его деятельности.
Глава 2. Анализ конкурентоспособности фирмы на примере Общества с ограниченной ответственностью "Меркурий"
2.1 Характеристика общества с ограниченной ответственностью «Меркурий»
Полное наименование предприятия: Общество с ограниченной ответственностью «Меркурий». Адрес местонахождения предприятия: Республика Карелия, Пряжинский район, пос. Новые Пески, ул. Центральная, д.8.
ООО «Меркурий» работает на рынке продовольственных товаров, хозяйственных товаров и бытовой химии с 1992 года. ООО «Меркурий» представляет собой розничный магазин общей площадью помещения 120 кв.м., находящийся в центре поселка, и являющийся главным (основным) центром продаж розничных товаров в поселке Новые Пески. Ассортимент продукции весьма разнообразен, несмотря на немногочисленное поселение. В ассортимент продукции входит:
· Продовольственные товары: бакалея, хлебобулочная продукция, рыба и морепродукты, консервация, соки, лимонады, сыромолотная продукция, молочная продукция, кондитерские изделия, мороженое, крупы и т.д;
· Алкогольная продукция: слабоалкогольная и крепкоалкогольная продукция и т.д;
· Табачные изделия
· Бытовая химия: средства для кухни, для унитаза, для ванной комнаты, для стирки, для личной гигиены, для автомобиля и т.д;
· Хозяйственные товары
· Посуда
· Канцелярские товары
· Игрушки: мягкие игрушки, пазлы, конструктор, игры для развития ребенка, куклы, наборы для творчества и т.д.
· Строительные материалы
На сегодняшний день ООО «Меркурий» сохраняет позиции ведущего поставщика товаров в поселке Новые Пески, расширяет свой ассортимент, сотрудники компании проходят ежегодное обучение в г. Петрозаводск.
Для определения точной позиции, которую ООО «Меркурий» занимает на рынке потребительских товаров в поселке Новые Пески, следует рассмотреть основных конкурентов. Анализ конкурентоспособности проведем в следующем параграфе.
2.2 Анализ конкурентной среды фирмы "Меркурий"
Любое предприятие, действующее на рынке, рассматривается не само по себе, а с учетом всей совокупности факторов внешней и внутренней среды[8]
В поселке Новые Пески реализацией товаров народного потребления занимаются три магазина.
Следовательно, основными потенциальными конкурентами компании «Меркурий» являются: ИП Деделла И.В. и ООО «Лесторг».
Рассмотрим каждого потенциального конкурента компании отдельно, разберем из приемущества и недостатки. Итак, ИП Деделла И.В. работает на рынке в поселке Новые Пески с 2001 года. ИП Деделла представляет собой небольшой магазин, реализуемый продовольственные товары. Приемуществами данной организации является удобное месторасположение, около автобусной остановки, комфортная обстановка, то есть огороженная территория со скамейками и террасой на улице, покупателям предлагаются напитки и продовольственные товары. Недостатками данной организации можно считать маленький ассортимент товаров, только продовольственные, режим работы всего лишь с 09.00 до 18-00. Также в связи с небольшим ассортиментом и небольшими объемами ценовой диапазон ИП Деделла И.В. сравнительно выше, чем у ООО «Меркурий».
Далее ООО «Лесторг». ООО «Лесторг» принадлежит организации ЗАО «Шуялес», у которого в свою очередь открыта общественная столовая в поселке Новые Пески. Преимуществами ООО «Лесторг» является большое помещение для реализации продукции, достаточно большой ассортимент, который включает продовольственные товары, алкогольную продукцию, канцелярские товары, посуду, хозяйственные и бытовые товары, одежду. Также преимуществом является то, что магазин и столовая работают сообща. Также важным преимуществом является то, что ООО «Лесторг» может реализовать товары в рассрочку.
К недостаткам данной организации можно отнести не удобное месторасположение для населения, то есть ООО «Лесторг» располагается на окраине поселка Новые Пески на территории биржи ЗАО «Шуялес». Так первоочередная миссия столовой заключается в удовлетворении потребительских нужд рабочих ЗАО «Шуялес».
Проведя сравнение конкурентов компании «Меркурий» по основным образующим факторам сведем всё в сравнительную таблицу.
Таблица 2.1
Оценка конкурентоспособности ООО «Меркурий»
относительно ведущих конкурентов
Показатель | «Меркурий» | «Лесторг» | ИП Деделла И.В. |
1.Применяемые стратегии стимулирования сбыта: | |||
- меняющаяся цена в зависимости от объемов | - | + | + |
- Кредит | - | + | - |
2. Дополнительные услуги: | |||
- Доставка и транспортировка товара | + | - | + |
- Бронирование и предзаказ | + | - | - |
3. Формы платежа | Наличная | Наличная | Наличная, безналичная |
4. Степень известности среди потребителей (1-5 баллов) | |||
5. Уровень качества обслуживания (1-5 баллов) | |||
6. Уровень образования и квалификации персонала (1-5 баллов) | |||
7.Местонахождение (1-5 баллов) |
После проведенных исследований по сравнению основных конкурентов, можно выделить следующее.
Представленная таблица 2.1 наглядно демонстрирует конкурентные преимущества компании «Меркурий» перед другими компаниями - это наличие доставки и транспортировки товара, возможность бронирования и предзаказа товара, а также уровень образования сотрудников ООО «Меркурий» выше, чем в других организациях. Также посредством данных таблицы возможно выявить следующие недостатки компании: не наличие гибкой ценовой политики, не изменчивая цена в зависимости от объема приобретаемого товара.
Оценка конкурентоспособности фирмы необходима для обоснования принимаемых руководством предприятия решений по управлению его деятельностью. Основные методы оценки рассмотрим в следующем параграфе.
2.3 Оценка конкурентоспособности фирмы "Меркурий"
В данном параграфе опишем характеристики ООО «Меркурий», которые могут помочь руководству определить конкурентоспособность уже существующей компании. К таким характеристикам относятся:
1. Удобство оплаты
2. Время работы
3. Скорость обслуживания и доставки
4. Качество товаров и услуг
5. Стоимость товаров и услуг
6. Местоположение офиса
7. Информационная доступность
8. Комплекс дополнительных услуг (Доставка и транспортировка товара, Бронирование и предзаказ)
Данная методика оценки конкурентоспособности предприятия включает следующие три этапа:
1. Анкетный опрос клиентов компании. На исследуемом предприятии он производился с помощью анкеты, приведенной в Приложении 1. Всего было заполнено 50 анкет.
2. Определение степени удовлетворенности клиентов на основе обработки анкет оценки компании.
3. Выработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия.
Таблица 2.2
Результаты обработки анкет
№ п/п | Название критерия | Важность критерия для клиентов | Оценка степени удовлетворенности по пятибалльной шкале |
Удобство оплаты | 4,0 | ||
Время работы | 4,4 | ||
Скорость обслуживания и доставки | 4,6 | ||
Качество товаров и услуг | 4,3 | ||
Стоимость товаров и услуг | 4,8 | ||
Местоположение магазина | 4,7 | ||
Информационная доступность | 4,6 | ||
Комплекс дополнительных услуг (Доставка и транспортировка товара, Бронирование и предзаказ) | 4,8 |
На основе данных таблицы 2.2 можно сделать следующие выводы:
Для клиентов исследуемой фирмы наиболее важны качество обслуживания, стоимость услуг, удобство оплаты и, конечно, скорость доставки товаров и услуг.
Клиенты удовлетворены работой фирмы в большей степени по наиболее важному критерию –стоимостью товаров и скоростью обслуживания и доставки, и наименее важному – комплексу дополнительных услуг. В достаточной степени клиенты удовлетворены месторасположением магазина и временем работы компании.
Клиенты не удовлетворены по одному из наиболее важных показателей для «прямых продаж»: удобству оплаты и качеством товаров и услуг.
Для повышения конкурентоспособности ООО «Меркурий» необходимо в первую очередь рассмотреть возможности:
· Реализовать возможность безналичного расчета за приобретенные товары
· Поиска новых поставщиков товаров
· Поиск новых путей снижения издержек фирмы, не за счет приобретения товаров низкого качества, например увеличение объемов и ассортимента продукции, анализ и оценка существующего положения товаров в выручке фирмы.
· Разработать систему скидок от приобретаемого объема продукции Рассмотреть возможность выдачи товаров в кредит или в рассрочку.
Для обобщения и систематизации данных о всех выявленных сильных и слабых сторонах компании можно использовать SWOT-анализ.
Для проведения SWOT-анализа определимся с целевой установкой анализа - исследование факторов, определяющих состояние компании, его устойчивость и конкурентоспособность. Обеспечение уровня конкурентоспособности дает возможность избежать кризиса. Заметим, что SWOT-анализ учитывает исключительно крайности, что вытекает из его названия. SWOT - это аббревиатура английских слов: Strengths - сильные стороны; Weaknesses - слабые стороны; Opportunities - возможности; Threats - угрозы.
Таблица 2.3
SWOT-анализ (матрица SWOT-анализа) ООО "Меркурий"
Сильные стороны | Слабые стороны | |
Возможности | 1. Наличие благоприятной политики государства позволит увеличить объем и качество услуг компании, что приведет к увеличению количества клиентов, а следовательно увеличиться численность персонала. 2. Повышение уровня жизни населения также способствует увеличению количества клиентов данной фирмы, что в свою очередь, послужит улучшению финансового состояния предприятия. 3. Улучшение сервиса и проведение эффективной маркетинговой политики также привлечет большее количество клиентов. | 1. Улучшение уровня жизни населения, а, следовательно, улучшение финансового состояния предприятия могут помочь ему в приобретении собственных площадей (выкупить арендуемые помещения). 2. Возможно, новая политика государства позволит повысить уровень цен в регионе на услуги, предоставляемые фирмами рассматриваемой сферы услуг, а так же снизить цены на товары. |
Угрозы | Угроза появления новых конкурентов, а так же давление со стороны уже существующих, окажет влияние на технологический уровень и кадры предприятия. Фирма будет стремиться к ежегодному обновлению большего количества оборудования, увеличению количества линий инструментального контроля, повышению квалификации | 1. Разрыв отношений с основными поставщиками, плохая маркетинговая политика, неграмотное управление персоналом |
Результаты проведенного анализа будут использованы в дальнейшем при разработке стратегических рекомендаций в целях выработки конкурентной стратегии предприятия в следующей главе.