ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов (с Изменениями N 1, 2, 3)




Штриховое кодирование и транспортная маркировка грузов.

Вопросы:

1. Маркировка. Определение, содержание.

Манипуляционные знаки.

Способы нанесения транспортной маркировки.

Штриховое кодирование.

Вопрос 1.

ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов (с Изменениями N 1, 2, 3)

ГОСТ 14192-96

Группа Д79

 

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

МАРКИРОВКА ГРУЗОВ

Marking of cargoes


МКС 55.200
ОКСТУ 0079

Дата введения 1998-01-01

 

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским экспериментально-конструкторским институтом тары и упаковки (НИЭКИТУ), Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 223 "Упаковка"

 

ВНЕСЕН Госстандартом России

 

2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 10 от 4 октября 1996 г.)

 

Маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведение информации до потребителя об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара

 

3 Содержание маркировки

3.1 Транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи.

 

3.2 Манипуляционные знаки - изображения, указывающие на способы обращения с грузом.

 

3.3 Основные надписи должны содержать:

- полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузополучателя;

- наименование пункта назначения с указанием, при необходимости, станции или порта перегрузки.

Если пунктом назначения является железнодорожная станция (порт), должно быть указано полное наименование станции (порта) и сокращенное наименование дороги (пароходства) назначения;

- количество грузовых мест в партии и порядковый номер места внутри партии указывают дробью: в числителе - порядковый номер места в партии, в знаменателе - количество мест в партии.

Количество грузовых мест и порядковый номер места следует указывать при перевозке следующих грузов:

- разнородных или разносортных грузов в однотипной таре (например, разные сорта хлопка в кипах);

- однородных грузов в разнотипной таре;

- однородных грузов, когда недопустимо смешение сортов в партии;

- комплектов оборудования;

- грузов в одном вагоне мелкими отправками.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

 

3.4 Дополнительные надписи должны содержать:

- полное или условное зарегистрированное в установленном порядке наименование грузоотправителя;

- наименование пункта отправления с указанием железнодорожной станции отправления и сокращенное наименование дороги отправления;

- надписи транспортных организаций (содержание надписей и порядок нанесения устанавливаются правилами транспортных министерств).

 

3.5 Информационные надписи должны содержать:

- массы брутто и нетто грузового места в килограммах. Допускается вместо массы нетто указывать количество изделий в штуках, а также не наносить массу брутто и нетто или количество изделий в штуках, если они указаны в маркировке, характеризующей упакованную продукцию;

- габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина и высота или диаметр и высота).

 

Габаритные размеры не указывают, если ни один из габаритных размеров не превышает 1 м при транспортировании груза на открытом подвижном составе, 1,2 м - в крытом и 0,7 м при транспортировании воздушным транспортом.

 

3.6 При перевозке грузов транспортными пакетами на каждом из них должны быть нанесены основные, дополнительные и информационные надписи. При этом вместо порядкового номера места и количества грузовых мест в партии наносят:

в числителе - общее количество пакетов в партии;
в знаменателе - количество грузовых мест в пакете, в скобках порядковый номер пакета, например: (2).

Основные, дополнительные и информационные надписи (кроме массы брутто и нетто) не наносят на отдельные грузовые места, из которых сформирован пакет.

На пакетах, сформированных из грузов, перевозимых без упаковки, необходимость нанесения общего количества пакетов в партии, количества грузовых мест в пакете и порядкового номера пакета устанавливают в нормативном документе на конкретные виды продукции.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

 

3.7 По согласованию между торговыми партнерами и транспортными организациями на упаковку (транспортный пакет), груз может быть нанесена дополнительная маркировка с использованием машиночитаемых носителей данных (символов линейного штрихового кода, двумерных символов, а также радиочастотных меток).

Примечание - Указанная маркировка предназначена для автоматизации управленческих операций, связанных с процессами отгрузки, транспортирования и приемки грузов. Информация на машиночитаемом носителе данных служит ключом для доступа к соответствующей базе данных, содержащей детальную информацию о транспортируемой единице, включая информацию, передаваемую путем электронного обмена данными.
Каждой транспортируемой единице рекомендуется присваивать уникальный идентификатор транспортируемых единиц по ГОСТ ИСО/МЭК 15459-1.

 

Вопрос 2. Манипуляционные знаки

1 Изображение, наименование и назначение манипуляционных знаков должны соответствовать указанным в таблице 1.

 

Таблица 1

     
Номер и наименование знака Изображение знака Назначение знака
1 Хрупкое. Осторожно Хрупкость груза. Осторожное обращение с грузом
  Пример расположения  
2 Беречь от солнечных лучей Груз следует защищать от солнечных лучей
3 Беречь от влаги Необходимость защиты груза от воздействия влаги
4 Беречь от излучения Любой из видов излучения может влиять на свойства груза или изменять их (например, непроявленные пленки)
5 Пределы температуры Диапазон температур, при которых следует хранить груз или манипулировать им
Примеры расположения... °С
6 Скоропортящийся груз Груз при транспортировании и хранении не может находиться под влиянием высокой или низкой температуры и для защиты груза требуются соответствующие мероприятия (искусственное охлаждение или нагревание, проветривание и др.). Знак наносят на грузы, которые транспортируют в соответствии с правилами перевозки скоропортящихся грузов, установленными транспортными министерствами
7 Герметичная упаковка При транспортировании, перегрузке и хранении открывать упаковку запрещается
8 Крюками не брать Запрещение применения крюков при поднятии груза
9 Место строповки Указывает место расположения канатов или цепей для подъема груза
  Пример расположения  
10 Здесь поднимать тележкой запрещается Указывает места, где нельзя применять тележку при подъеме груза
11 Верх Указывает правильное вертикальное положение груза
Пример расположения
12 Центр тяжести Место центра тяжести груза Примечание - Пример расположения знака указывает место центра тяжести груза. Знак наносят, если центр тяжести не совпадает с геометрическим центром тяжести
Пример расположения
13 Тропическая упаковка Знак наносят на груз, когда повреждения упаковки при погрузочно-разгрузочных работах, транспортировании или хранении могут привести к порче груза вследствие неблагоприятного воздействия тропического климата. Обозначения: Т - знак тропической упаковки; 00-00 - месяц и год упаковывания
14 Штабелировать запрещается Не допускается штабелировать груз. На груз с этим знаком при транспортировании и хранении не допускается класть другие грузы
15 Поднимать непосредственно за груз Подъем осуществляется только непосредственно за груз, т.е. поднимать груз за упаковку запрещается
16 Открывать здесь Упаковку открывают только в указанном месте
17 Защищать от радиоактивных источников Проникание излучения может снизить или уничтожить ценность груза
18 Не кантовать Транспортную упаковку нельзя кантовать
19 Предел штабелирования по массе Указывает максимальную нагрузку при штабелировании, допущенную для размещения на транспортной упаковке
20 Зажимать здесь Указывает места, где следует брать груз зажимами
21 Не зажимать Упаковка не должна зажиматься по указанным сторонам груза
22 Предел по количеству ярусов в штабеле Максимальное количество одинаковых грузов, которые можно штабелировать один на другой, где n - предельное количество
23 Вилочные погрузчики не использовать Запрещено применение вилочных погрузчиков

 


Вопрос 3 Место и способ нанесения транспортной маркировки

Транспортная маркировка (основные, дополнительные, информационные надписи и манипуляционные знаки) должна быть нанесена на бумажные, картонные, фанерные, металлические и другие ярлыки или непосредственно на тару.

 

- При транспортировании грузов на открытом подвижном составе, в смешанном железнодорожно-водном сообщении или водным транспортом, а также мелкими отправками, при хранении груза более одного года маркировка должна быть нанесена непосредственно на тару или ярлыки, которые должны быть прочно прикреплены и защищены или изготовлены из материалов, обеспечивающих сохранность маркировки.

 

Основные, дополнительные и информационные надписи располагают:

- на ящиках - на одной из боковых сторон. Для решетчатых ящиков и ящиков, имеющих наружные планки, должна быть обеспечена возможность размещения маркировки (прикрепление планок, закрытие просветов между дощечками и др.). При транспортировании в открытом железнодорожном подвижном составе мелкими отправками грузов, на которые нанесен знак, имеющий значение "Верх", транспортная маркировка (кроме наименования грузоотправителя и пункта отправления) должна быть нанесена дополнительно на верхней стороне (крышке) упаковки;

- на бочках и барабанах - на одном из днищ. Допускается наносить маркировку на корпусе;

- на мешках - в верхней части у шва;

- на тюках - на одной из боковых поверхностей;

- на кипах - на торцовой поверхности. Допускается наносить маркировку на боковую поверхность;

- на других видах тары и грузах, не упакованных в транспортную тару, - в наиболее удобных хорошо просматриваемых местах.

Маркировку наносят типографским, литографским, электролитическим способами, окраской по трафарету, штемпелеванием, штампованием, выжиганием, продавливанием, печатанием на машинке, маркировочными машинами.

Допускается на ярлыках четко и разборчиво наносить наименование грузополучателя и пункта назначения, а также на ярлыках и непосредственно на таре - количество грузовых мест и порядковый номер места в партии от руки при условии обеспечения сохранности надписей до получателя.

 

Ярлыки прикрепляют к упаковке (грузу) клеем, болтами, шурупами, проволокой, шпагатом и другими материалами, обеспечивающими сохранность груза и маркировки.

Краска, применяемая для маркировки, не должна быть липкой и стираемой, при необходимости краска должна быть водостойкой, светостойкой, солестойкой и стойкой к воздействию тропического климата, высоких и низких температур.

Манипуляционные знаки, надписи, экологические знаки должны быть черного цвета. Если цвет поверхности тары (упаковки) такой, что черный цвет не виден, целесообразно применять светлый фон, предпочтительно белый.
Не рекомендуется при маркировании использовать цвета, которые совпадают с цветами маркировки опасных грузов.
Не рекомендуется применять красный, оранжевый и желтый цвета, кроме случаев, если их применение предусмотрено национальными нормативными или техническими документами.

8.4 Способы нанесения маркировки тары:

- деревянной - окраской по трафарету, штемпелеванием, выжиганием;

- картонной - типографским способом, штемпелеванием;

- металлической - окраской по трафарету, выдавливанием;

- пластмассовой - маркировка выполняется на пресс-форме.

Маркировка, характеризующая тару, может наноситься специальными маркировочными машинами.
Расположение маркировочных ярлыков
(справочное)

 

Рисунок Б.1


Рисунок Б.2


Расположение маркировки на транспортном пакете


Рисунок Б.3

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж (рекомендуемое). Экологические знаки

 

     
Наименование знака Изображение знака Назначение знака
1 Подлежит утилизации (подлежит вторичной переработке) Идентифицирует тару и упаковочные материалы, подвергающиеся утилизации (вторичной переработке)
2 То же То же
3 Беречь от загрязнений окружающую среду Указывает на необходимость защиты окружающей среды - не сорить, поддерживать чистоту и сдавать использованную тару для переработки.

 


Вопрос 2

Штриховые коды – знаки, предназначенные для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов. В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке продукции является обязательным усло­вием их экспорта. Применяют два вида штриховых кодов: европейский ЕАN и американский UPC. Коды ЕАN подразделяют на три типа: ЕАN-8, EAN-13 и ITF-14, используемый только для транспортной тары.

Компонентные знаки - знаки, предназначенные для информации о при­меняемых пищевых добавках или иных компонентах, свойственных (или не­свойственных) продукции. К наиболее часто встречающимся компонентным знакам относятся знаки, используемые как альтернативные обозначения названий пищевых добавок, которые зачастую бывают длинными и труднопроизносимыми. ЕС разработал систему их цифровой кодификации с литерой «Е» (Еurоре) и трехзначным или четырехзначным цифровым кодом. С незначительными изменениями эта система была включена в Кодекс ВОЗ/ФАО для пищевых продуктов (Кодекс Алиментариус) как Международная цифровая система кодификации пищевых добавок INS и рекомендована для использования. Все пищевые добавки разделены на классы в зависимости от технологических функций:

E100-E182 - красители (применяются для окраски некоторых пищевых продуктов).

Е200 и далее — консерванты (применяются для продления сроков хранения пищевых продуктов).

ЕЗОО и далее — антиокислители (антиоксиданты) (замедляют окисление, предохраняя тем самым пищевые продукты от порчи).

Е400 и далее — стабилизаторы (сохраняют заданную консистенцию пищевых продуктов).

Е500 и далее — эмульгаторы (поддерживают определенную структуру продуктов питания)

Е6ОО и далее - усилители вкуса и аромата (усиливают вкусовые и ароматические свойства пищевых продуктов).

Е700 и далее — запасные индексы.

Е800 и далее - антифламинги (понижают пенистость пищевых продуктов).

Е1000 и далее — формируемая группа: глазирующие агенты, подсластители, античерствители и другие.

Существует великое множество различных штриховых кодов. Наиболее употребимыми являются коды EAN (европейский) и UPSm (американский). Коды EAN подразделяются на два основных типа: EAN 13 и EAN 8 (чаще используется для мелкого товара, например, для сигарет) (рис. 5, 6). При 13-значном штриховом коде первые две цифры говорят о стране, в которой находится банк данных о штриховом коде, следующие пять - обозначают предприятие-изготовитель, еще пять — наименование товара, его потребительские признаки (массу, цвет, сорт и тому подобное).

Этот код товара присваивается фирмой-производителем самостоятельно, поэтому один и тот же код может соответствовать разным товарам, произведенным разными фирмами (колбаса с разных мясокомбинатов). Последняя цифра — контрольная, она служит для проверки считывания сканером, и если знать, как ее вычислить, можно определить подлинность товара.

Каждой стране ассоциации EAN централизованно выдаются диапазоны кодов (чаще бывают двухзначные), например, Франция 30-37, США и Канада 00-09, Япония 43-49, но иногда коды могут быть и трехзначными (СНГ 460— 469) за счет уменьшения кода изготовителя на один знак. Штриховой код наносится полиграфическим способом на упаковку, эти-СНГили на самоклеящиеся этикетки, ярлыки товаров. В странах СНГ вопросами штрихового кодирования занимается Всесоюзная ассоциация автоматической идентификации (ЮИИСКАН).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: