Договор транспортной экспедиции – это договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза.
Структура договора экспедирования простая: стороны, предмет договора с перечнем предоставляемых услуг: права, обязательства и ответственности сторон; согласованные тарифы, сборы, ставки; экспедиторское вознаграждение: страхование, таможенные операции, обитая, авария, порядок расчетов за услуги, а также удовлетворение претензий и исков: соглашение сторон об арбитраже и о нормах применяемого права, оговариваются условия приостановки исполнения договора, прочие условия, юридические адреса и банковские реквизиты сторон (Приложение Б).
Для автомобильного транспорта транспортно-экспедиционное обслуживание дифференцируется по:
ü прямому автомобильному сообщению;
ü смешанному автомобильно-железнодорожному и автомобильно-авиационному сообщению.
Уставом автомобильного транспорта и Правилами транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО) предприятий, организаций и учреждений в Украине определены условия транспортно-экспедиционного обслуживания ТЭО в смешанном автомобильно-железнодорожном и автомобильно-авиационном сообщении. Согласно указанному документу АТП при осуществлении централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом на места пользования станций железных дорог, морских и речных портов, а также аэропортов выполняют для грузоотправителей и грузополучателей по годовым договорам на централизованную перевозку грузов со станций железных дорог, портов (пристаней), аэропортов и на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты, заключаемым в соответствии с годовым договором, следующие виды операций и услуг:
а) по отправлению грузов:
- представление станциям железных дорог, морским, речным портам (пристаням) и аэропортам пятидневной или декадной заявки на отправление грузов от имени грузоотправителей в счет установленных для них планов перевозок;
- получение от станций железных дорог, морских, речных портов (пристаней) и аэропортов разрешения (визы) на завоз грузов согласно установленному расписанию приема грузов;
- информирование грузоотправителей о получении разрешения (визы) на отправление грузов;
- прием грузов от грузоотправителей;
- сопровождение и охрана грузов при перевозке автомобильным транспортом;
- сдача грузов станциям железных дорог, морским, речным портам (пристаням), аэропортам отправления;
- оплата стоимости перевозок и дополнительных сборов железной дороге, морскому, речному и воздушному транспорту;
- получение от станций железных дорог, морских, речных портов (пристаней), аэропортов документов, подтверждающих прием грузов к перевозке и оплату платежей, причитающихся за перевозку;
- доставка грузоотправителям квитанций на сданные к отправлению грузы и других документов;
б) по прибытии грузов:
- раскредитование документов на прибывшие в адрес грузополучателей грузы;
- информирование грузополучателей о прибытии в их адрес грузов;
- оформление товарно-транспортных накладных на перевозку грузов автомобильным транспортом в соответствии с Правилами централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты;
- прием грузов от станций железных дорог, морских, речных портов (пристаней) и аэропортов;
- сопровождение и охрана грузов при перевозке автомобильным транспортом;
- сдача грузов получателям;
- доставка грузополучателям транспортных и других документов.
В годовых договорах на централизованную перевозку грузов со станций железных дорог, портов (пристаней), аэропортов и на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты может по согласованию сторон с учетом местных условий и возможностей предусматриваться выполнение дополнительных операций и услуг:
Наведение и выдача справок о движении грузов.
Маркировка предназначенных к отправлению грузов, изготовление и заполнение бирок.
Завоз грузов на склады, укрупнение мелких отправок и подгруппировка грузов по направлениям и назначению.
Краткосрочное хранение грузов на собственных или арендованных складах.
Погрузка грузов у отправителей и разгрузка грузов у получателей.
Предъявление претензий и исков железнодорожному, водному и воздушному транспорту за просрочку в доставке грузов.
Другие операции и услуги.
Информационные услуги, оказываемые экспедитором, включают:
а) уведомление об отправке грузов в адрес грузополучателей;
б) уведомление о прибытии грузов в адрес грузополучателей;
в) заблаговременное уведомление о прибытии грузов в адрес грузополучателей на входные станции железной дороги.
Расчетными операциями, производимыми в рамках транспортно-экспедиционного обслуживания, являются:
а) по отправлению грузов:
- производство от имени грузоотправителей и за их счет всех расчетов со станциями железных дорог, морскими, речными портами (пристанями) и аэропортами за отправку соответствующим видом транспорта грузов;
- получение документов на оплату платежей за отправку грузов железнодорожным, водным и воздушным транспортом, проверка указанных в них данных и доставка указанных документов грузоотправителям;
б) по прибытии грузов:
- оплата причитающихся соответствующему виду транспорта платежей и сборов;
- получение от станций железных дорог, морских, речных портов пристаней) и аэропортов транспортных документов на прибывшие грузы, проверка правильности начисления платежей и доставка этих документов грузополучателям.
Прием грузов от грузоотправителей и сдача их грузополучателям производятся автотранспортными предприятиями в порядке, действующем соответственно на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте. Во взаимоотношениях с железнодорожным, морским, речным и воздушным транспортом автотранспортные предприятия выступают как представители обслуживаемых ими конкретных грузоотправителей и грузополучателей и пользуются правами, несут обязанности и ответственность за выполнение принятых на себя обязательств в пределах, предусмотренных уставами соответствующих видов транспорта для грузоотправителей и грузополучателей.
6.2 Порядок выполнения
1. Заполнить договор транспортной экспедиции (Приложение Б)
Практическое занятие №7
Тема. Рассмотрение претензий и оформление документов (3 часа)
Цель занятия:
1. Изучить порядок и сроки предъявлений претензий к автотранспортным предприятиям по требованиям, вытекающим из перевозки.
2. Изучить порядок и сроки предъявления претензий автотранспортными предприятиями к грузоотправителям (грузополучателям).
3. Рассмотреть, каким образом производится взыскание имущественных санкций в бесспорном порядке.
Задание на занятие:
1. Научиться оформлять претензию по требованиям, вытекающим из перевозки.
2. Научиться составлять ответ на предъявленную претензию.
7.1 Общие сведения
7.1.1 Понятие претензионного порядка
Предприятия, учреждения, организации и граждане вправе в установленном порядке обратиться в соответствующие органы (суды, арбитраж и др.) за защитой своих прав и охраняемых законом интересов. Необходимость подобного обращения возникает и тоща, когда то или иное лицо не соблюдает обязанностей в правоотношениях, нарушает имущественные права и интересы другой стороны.
Например, в случае утраты по вине автотранспортного предприятия принятого к перевозке груза, грузополучатель имеет право потребовать от автотранспортного предприятия возмещения стоимости утраченного груза. Если автотранспортное предприятие безосновательно отказывается от удовлетворения заявленного грузополучателем требования, то последний имеет право обратиться с требованием о принудительном осуществлении своего права (взыскании стоимости утраченного груза) через соответствующий государственный орган (суд, арбитраж в др.), решения которого имеют властно-обязательный характер.
Согласно ст. 158 УАТ, до предъявления грузоотправителем или грузополучателем к автотранспортному предприятию иска по требованиям, вытекающим из УАТ, необходимо предъявление претензии.
Претензия - это обращенное к соответствующей организации требование об осуществлении своего права или защите нарушенного интереса (об уплате неустойки, пени, штрафа, возмещении убытков и т. п.). Претензией называется также документ, в котором изложены эти требования. Порядок, при котором одна сторона, в цепях принятия непосредственных мер к урегулированию спора, предъявляет соответствующую претензию другой стороне, а последняя, в установленном порядке, отвечает на нее, называется претензионным.
Претензионный порядок заключается не только в том, что одна из сторон направила другой соответствующую претензию. Стороны спорного правоотношения обязаны принять исчерпывающие меры к урегулированию возникших между ними разногласий. В этих целях они должны принять все возможные при данных обстоятельствах меры, чтобы добровольно (до суда или арбитража) урегулировать разногласия: сверить расчеты, выяснить спорные вопросы с ответственными представителями сторон и т. д. Сторона, которой направлена претензия, обязана ответить на нее в установленные сроки.
7.1.2 Значение претензионного порядка
Претензионный порядок служит эффективным средством урегулирования разногласий сторонами без вмешательства властных государственных органов (суда, арбитража и др.). Он является действенным средством устранения излишних и ненужных споров, дает возможность обеспечить наиболее быстрое восстановление нарушенных прав предприятий, учреждений, организаций и граждан, способствует выявлению, устранению причин и условий, порождающих факты невыполнения плановых заданий, договорных; обязательств, бесхозяйственности и других нарушений государственной дисциплины.
Юридическое значение претензионного порядка состоит в том, что он представляет собой необходимую предпосылку права на предъявление иска (т.е. права на обращение за защитой в суд, арбитраж или другой орган). Если претензионный порядок не соблюден, заявленное требование ни судом, ни арбитражем к рассмотрению не принимается. Так, согласно ст. 165 УАТ, иски грузоотправителей и грузополучателей к автотранспортным предприятиям и организациям, вытекающие из Устава автомобильного транспорта, могут быть предъявлены только в случае полного или частичного отказа автотранспортного предприятия или организации удовлетворить претензию либо при неполучении от них ответа в установленные сроки.
7.1.3 Требования, предъявляемые к оформлению претензий
В претензионном заявлении должны быть указаны следующие данные:
а) в связи с чем предъявляется претензия (полной или частичной утратой груза, повреждением, порчей груза, просрочкой в доставке и т. п.) и краткое обоснование претензии;
б) сумма претензии по каждому виду требования н каждому документу,
в) подробный почтовый адрес, по которому заявитель претензии ждет ответа;
г) отделение банка, в котором открыт расчетный счет заявителя претензии, и номер счета;
д) дата составления претензионного заявления (§ 8 Правил предъявления и рассмотрения претензий),
Претензионное заявление должно быть подписано руководителем организации либо его заместителем. К заявлению должны быть приложены подлинники документов, подтверждающих претензию.
УАТ и Правила предъявления и рассмотрения претензий детально регламентируют порядок предъявления претензий по отдельным видам требований. Так, в отношении утраты, недостачи, порчи или повреждения груза к претензии помимо перечисленных выше документов, подтверждающих право на предъявление претензии, должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза. К претензионному заявлению о недостаче груза прилагается расчет суммы претензии, если расчет не был сделан в самом претензионном заявлении.
В том случае, когда расчеты между грузоотправителем и грузополучателем за перевозку осуществляются с учетом нормируемой или фактической влажности перевозимого груза, к претензиям на недостачу груза должен быть приложен документ (качественное удостоверение, сертификаты и др.), подтверждающий, с какой влажностью груз был отправлен, а также данные анализа о влажности прибывшего груза, если такой анализ был сделан.
К заявлению по претензии за порчу скоропортящихся грузов, при выдаче которых была уценена или понижена сортность, торгующая организация обязана представить справку о том, по какой цене реализован уцененный груз. Если груз еще не был реализован, то представляется справка о его перемаркировке соответствующим сортом. Справка подписывается руководителем организации и главным (старшим) бухгалтером и заверяется печатью.
В случае предъявления требований об уплате штрафа за невыполнение плана перевозок к претензионному заявлению обязательно прилагается учетная карточка. По требованиям о взыскании штрафа за просрочку в доставке груза при междугородных перевозках необходимы товарно-транспортные документы с отметкой времени принятия груза к перевозке от грузоотправителя и времени сдачи груза получателю.
К претензионному заявлению о взыскании с автотранспортного предприятия штрафа за несвоевременную подачу подвижного состава в пункт погрузки по сравнению с согласованным временем грузоотправителем прилагаются товарно-транспортные документы с отметками времени прибытия и убытия автомобилей.
Приложение к претензии всех необходимых документов имеет важное юридическое значение, иначе считается, что претензионный порядок грузоотправителем (грузополучателем) нарушен.
Претензионное заявление, поданное без таких документов, возвращается заявителю в 10-дневный срок со дня получения с обязательным указанием причин возврата. Если автотранспортное предприятие в 10-дневный срок не возвратит такую ненадлежащее оформленную претензию, то она считается принятой к рассмотрению. Подача претензионных заявлений без оформленных документов не прерывает течения сроков, установленных для предъявления претензий.
Автотранспортное законодательство определяет условия, касающиеся требований, предъявляемых по отдельным отправкам. Установлено, что претензии о возмещении за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза должны предъявляться по каждой отправке в отдельности. Лишь по однородным грузам, погружаемым одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя, допустимо предъявление одной претензии на группу отправок, но не более пяти. В остальных случаях количество требований, объединяемых в одном претензионном заявлении, не ограничивается. Однако претензионные заявления не должны объединять в себе требования, для рассмотрения которых необходимы товарно-транспортные накладные, с требованиями, для которых эти документы не нужны.
При заявлении претензии пассажиром по требованиям, вытекающим из договора перевозки пассажира и багажа, также должны быть приложены документы, подтверждающие претензию.
7.1.4 Сроки предъявления претензий
По общему правилу все претензии грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров к автотранспортному предприятию предъявляются в течение 6 месяцев. Исключение составляют претензии об уплате штрафа. Они должны быть заявлены в течение 45 дней.
Согласно ст. 163 УАТ сроки предъявления претензий исчисляются:
а) по претензиям о возмещении за порчу, повреждение или недостачу груза или багажа - со дня выдачи груза или багажа;
б) по претензиям о возмещении за утрату груза — по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки груза при междугородных перевозках и 10 суток - со дня приема груза при городских и пригородных перевозках;
в) по претензиям о возмещении за утрату багажа - по истечении 10 суток после окончания сроков доставки багажа;
г) по претензиям о просрочке в доставке груза или багажа - со дня выдачи груза или багажа;
д) по претензиям о возмещении за утрату груза при перевозках в прямом смешанном сообщении - по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке;
е) по претензиям о невыполнении плана перевозок - со дня окончания срока, установленного Правилами для сверки записей в учетном документе по выполнению плана и принятого к исполнению разового заказа;
ж) по претензиям о возврате штрафа за простой автомобилей, задержку контейнеров, взысканного в безакцептном порядке, - со дня получения заявителем претензии копии платежного требования (счета) автотранспортного предприятия о начислении штрафа,
В остальных случаях претензионные сроки исчисляются со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.
7.1.5 Взыскание автотранспортными предприятиями имущественных санкций в бесспорном порядке
Наряду с претензионным способом защиты права применяется и форма непосредственного, т.е. без предъявления претензии, по распоряжениям самой организации, чьи права нарушены, бесспорного взыскания сумм банком с нарушителя. Такой порядок применяется лишь в случаях, прямо установленных законодательством. УАТ предусматривает возможность бесспорного взыскания только по требованиям автотранспортных предприятий.
Если для взыскания соответствующих сумм предусмотрен бесспорный порядок, то предъявление иска в арбитраж не допускается.
Виды бесспорного взыскания санкции.
УАТ устанавливает бесспорный порядок взыскания штрафов с грузоотправителей и грузополучателей и следующих четырех случаях:
а) при задержке по вине грузоотправителя или грузополучателя автомобилей, поданных под погрузку или выгрузку, сверх установленных сроков (простой);
б) при задержке контейнеров сверх норм;
в) при необоснованном отказе от оформления товарно-транспортных документов или за неправильное их оформление;
г) при задержке автомобилей и контейнеров, возникшей вследствие неприложения грузоотправителем (грузополучателем) документов, необходимых для исполнения таможенных, санитарных и других административных правил (ст. 148 УАТ).
Сущность данного порядка состоит в том, что учреждения банка при предъявлении платежного требования органа транспорта взыскивают штраф за названные нарушения со счета грузоотправителя или грузополучателя без их согласия на указанное взыскание.
Поскольку, согласно УАТ, станции железных дорог, порты (пристани) и аэропорты несут ответственность за простой автомобилей, предусмотренную для грузоотправителей и грузополучателей, в случае отказа от оформления или неправильного оформления товарно-транспортных документов с указанных предприятий транспорта названные штрафы взыскиваются также в бесспорном порядке.
Обратное взыскание бесспорно списанных сумм.
При предъявлении требований на бесспорное списание сумм штрафов со счетов грузоотправителей (грузополучателей) органы банка проверяют лишь соблюдение установленных банковскими инструкциями правил, но не контролируют и не входят в обсуждение вопроса обоснованности самого взыскания и его размера, Поэтому, если грузоотправитель или грузополучатель считает, что штраф с него взыскан неправильно, он может предъявить в установленном порядке к автотранспортному предприятию или организации требование об обратном взыскании неосновательно списанных сумм.
На такие требования распространяется на общих условиях претензионный порядок, предусмотренный УАТ и Правилами предъявления и рассмотрения претензий.
По претензиям о возврате штрафов прилагается документ, подтверждающий уплату грузоотправителем (грузополучателем) соответствующей суммы штрафа автотранспортному предприятию (копня платежного требования, выписка из расчетного счета и т.п.).
Если предприятия или организации, с которых взыскан штраф, фактически автотранспорт не заказывали и его услугами не пользовались, то к претензионному заявлению о возврате штрафа должна прилагаться справка об этом за подписью руководителя предприятия или организации и документ, подтверждающий уплату штрафа.
7.2 Порядок выполнения
1. Оформить претензию по требованиям, вытекающим из перевозки (Приложение В).
2. Составить ответ на предъявленную претензию (Приложение В)
ЛИТЕРАТУРА
1. Батищев И.И. Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ на автомобильном транспорте: Учебник для автотранспортных техникумов. - М.: Транспорт, 1988, 367 с
2. Плужников К.И. Транспортное экспедирование: Учебник - М.: Рос-Консульт, 1999 - 576 с.
3. Савин В.И. перевозки грузов автомобильным транспортом: Справочное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. – 544 с.
4. Ченцов К.П. Транспортно - экспедиционное обслуживание предприятий и организаций. - К.: Техника, 1979, 143 с.
5. Шишков В.И., Пеньковецкий С.У., Калашников Ю.В. Экспедиционное обслуживание предприятий и организаций автомобильным транспортом. - М.: Транспорт, 1982 - 222 с.
6. Правила перевезень вантажів автомобільним транспортом в Україні. - К., 1998 - 132 с.
Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Транспортно-экспедиционная работа (для студентов специальности 6.100400 «Организация перевозок и управления на автомобильном транспорте» дневной формы обучения)
Составитель: С.В. Шевченко, ст.преподаватель
Ответственный
за выпуск: И.П. Головченко, к.т.н., доцент
Подписано в печать Усл. печ. лист
Заказ № формат 70х90/16
Тираж 100 экз.
ДИАТ
83003, г. Донецк, пр. Дзержинского, 7