МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к выполнению практических работ
по дисциплине «Транспортно-экспедиционная работа»
(для студентов специальности 6.100400
«Организация перевозок и управления на автомобильном транспорте»
дневной формы обучения)
Донецк 2008
ЧАСТНОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к выполнению практических работ
по дисциплине «Транспортно-экспедиционная работа»
(для студентов специальности 6.100400
«Организация перевозок и управления на автомобильном транспорте» дневной формы обучения)
Утверждено на заседании методической комиссии специальности 6.100400 Протокол № __ от ___________ | Утверждено на заседании кафедры «Организация перевозок» Протокол № __ от ____________ |
Донецк 2008
Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Транспортно-экспедиционная работа» (для студентов специальности 6.100400 «Организация перевозок и управления на автомобильном транспорте» дневной формы обучения) / Сост. Шевченко С.В. – Донецк: ДИАТ, 2007, 35с.
Содержит исходные данные, а также методические рекомендации к выполнению практических занятий по транспортно-экспедиционной работе.
Составитель: С.В. Шевченко, ст.преподаватель
Ответственный
за выпуск: И.П. Головченко, к.т.н., доцент
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Практическое занятие №1. Изучение базисных условий поставки товаров | |
Практическое занятие № 2. Заполнение транспортной и путевой документации | |
Практическое занятие № 3. Заполнение документации на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов | |
Практическое занятие № 4. Значение договора на перевозку пассажиров | |
Практическое занятие № 5. Годовой договор на перевозку грузов | |
Практическое занятие № 6. Понятие и значение транспортного договора | |
Практическое занятие № 7. Понятие претензионного порядка подачи документов. Значение претензионного порядка ведения дела Литература | |
Введение
Общие положения
Транспорт – одна из важнейших отраслей народного хозяйства, без которой невозможна организация современного обязательного производства. Транспорт не может существовать и развиваться в отрыве от деятельности предприятий, пользующихся его услугами. А это значит, что надлежащая организация транспортного потока невозможна без согласованных действий всех его участников.
Перевозка грузов и пассажиров осуществляется транспортными предприятиями и другими организациями, для которых деятельность по оказанию транспортных услуг является их уставной задачей. В процессе этой деятельности транспортные предприятия вступают с другими нетранспортными предприятиями в различные транспортные отношения по перевозке грузов и пассажиров. Таким образом, первой задачей этой дисциплины является изучение основных положений правил перевозки грузов и пассажиров. Необходимо также отметить, что перевозка грузов автомобильным транспортом осуществляется только при наличии правильно оформленной документации, следовательно, второй задачей дисциплины является рассмотрение документации на перевозку грузов.
Задача данного пособия состоит в том, чтобы оказать помощь студентам в организации самостоятельной подготовки по дисциплине «Транспортно-экспедиционная работа».
Методические указания составлены в соответствии с программой специальности «Организация перевозок и управления на автомобильном транспорте».
Целью практических занятий является закрепление теоретических знаний по дисциплине «Транспортно-экспедиционная работа».
Практическое занятие №1
Тема. Изучение базисных условий поставки товаров (2 часа)
Цель занятия:
1. Ознакомиться с базисными условиями для продавца и покупателя
2. Приобрести практические навыки по описанию условий поставок.
Методические указания
Базисные условия поставки товаров определяют: кто несет расходы, связанные с транспортировкой товара от экспортера к импортеру, момент перехода права распоряжения товаром, момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя.
Они указывают, кто, т.е. продавец или покупатель, организует перевозку груза, выдает экспедиторское поручение на производство экспедиционных работ.
Изложим содержание Правил в форме наиболее удобной для использования в экспедиторской практике.
Термины делятся на 4 группы. В качестве индикатора каждой группы используется первая буква термина, которой обозначается данная группа: Е, F, C и D.
Первая группа – Е содержит всего один термин: EXW – «С завода»; буква Е говорит о факте совершения приемки/сдачи товара.
Вторая группа – F происходит от термина «Свободно от риска» (Free of Risk) и обуславливает переход риска от продавца к покупателю в момент передачи товара: FCA – «франко - перевозчик», FAS – ФАС и FOB – ФОБ.
Третья группа – С происходит от слова «cost» - «цена», «стоимость» и означает, что продавец, хоть и освободился от риска за товар, отправив груз, но продолжает нести определенные расходы по доставке покупателю.
Четвертая группа D – от начальной буквы слова «delivery» - «поставка».
Все базисные условия содержат ряд общих обязательных условий для продавца:
ü поставить товар покупателю, т.е. передать его в соответствии с условиями, изложенными в контракте; они касаются его индивидуализации (маркировкой, оформлением специальной документации и т.п.);
ü своевременно уведомить покупателя о готовности товара к отгрузке или о произведенной отгрузке товара, или о назначенной дате предоставления товара в распоряжение покупателя;
ü оплатить расходы, вызываемые проверкой качества товара и предоставить покупателю «чистый» транспортный документ, удостоверяющий поставку товара (под «чистым» - «clean» понимается документ, не содержащий каких-либо пометок (оговорок) о наличии у перевозчика претензий в отношении количества и качества принятого к перевозке груза или к его таре, упаковке);
ü получить за свой счет экспертную лицензию и другое правительственное разрешение, необходимое для осуществления экспорта; ветеринарные и фитосанитарные свидетельства, выдаваемые органами государственного карантинного надзора;
ü нести риски и расходы до момента предоставления товара и распоряжение покупателя в месте, установленном базисным условием, и в срок, обусловленный в контракте.
При этом необходимо иметь в виду следующее обстоятельство: покупатель, если не сделал на этот счет особой оговорки в контракте, может обратиться к продавцу с поручением выполнить то его имени за его счет отдельные операции, входящие в перечень его (покупателя) обязательств по контракту. Например, оформить документы, необходимые для ввоза товара в страну назначения: сертификат (свидетельство) о происхождении товара (certificate of origin-c/o); консульскую фактуру (consular invoice-ci) и др. или «разрешение на транзит» («transit permit») для транзита товара через территорию третьей страны.
Покупатель может обратиться к продавцу ил к его экспедитору, или экспедитор покупателя может поручить экспедитору продавца: арендовать контейнеры, оформить отправку груза в сборном вагоне или в сборном контейнере, отгрузить груз на первом отходящем судне и др.
Покупатель, прежде всего, обязан уплатить продавцу за товар определенную денежную сумму – цену, оговоренную в контракте. Все детали установления цены, сроков и документального оформления платежей должны быть известны экспедитору. Экспедитору продавца очень часто поручается оформление платежа за товар в банке экспортера.
Покупатель также обязан:
ü принять товар, предоставленный в его распоряжение продавцом, в месте и в срок, обозначенное в контракте, или принять предусмотренные контрактом документы на товар;
ü нести все расходы и риски, которым может подвергаться товар в связи с несвоевременным принятием товара(соответственно экспедитор покупателя обязан принимать в этом случае конкретные решения, поддерживать связь с экспедитором продавца, агентом перевозчика и другими лицами);
ü оплатить все расходы и сборы, возникшие в связи с получением документов в стране экспорта или происхождения товара, необходимых покупателю.
Выше отмечалось, что в современных условиях экспедиторы стремятся обеспечивать перевозку товара на всем участке от производителя до потребителя и использовать все преимущества и возможности управления доставкой товара в соответствии с принципами логистической системы. Для этого, чтобы такой возможностью располагал экспедитор продавца товар должен быть продан на условиях DDP и DDU, а для того, чтобы такую операцию выполнил экспедитор покупателя товар должен быть куплен на условиях EXW.
Пример: Условию EXW – «франко - завод» соответствуют обиходные выражения: «франко - фабрика» (Ex - factory), «со склада» (Ex - warehouse), «с рудника, шахты» (Ex - mine) и др. этот термин сопровождается многоточием, на его месте записывается подробный адрес места приемки – сдачи конкретного товара.
Основной характеристикой этого условия является то, что продавец не несет никаких обязанностей по транспортировке товара. (По существу на этом условии каждый из нас принимает в магазине купленный товар от продавца или от кассира после его оплаты). Обязательства выполняются продавцом в своей стране, строго говоря, на своем предприятии. При этом продавец должен передать покупателю счет – фактуру (invoice) на товар, спецификации, сертификаты и уведомить покупателя о том, что товар находится на определенную дату в его распоряжении на конкретном месте. Товар должен быть индивидуализирован: продавец отвечает за упаковку, за идентификацию марок навалочных и насыпных грузов.
Порядок выполнения:
1. По варианту произвести выбор одного из базовых условий поставки грузов по таблице 1.1.
2. Сделать описание данного условия поставки.
3. Охарактеризовать группу, к которой относится заданное условие.
4. Описать отличия данной группы от остальных групп.
Таблица 1.1 – Исходные данные для выполнения задания
Вариант | Условия поставки грузов |
1 | 2 |
EXW – Франко-завод | |
FCA – Франко-перевозчик | |
FAS – Свободно вдоль борта судна | |
FOB – Свободно по борту судна | |
CFR – Стоимость и фрахт (порт назначения) | |
Продолжение таблицы 1.1 | |
1 | 2 |
CIF – Стоимость, страхование и фрахт | |
CPT – Перевозка оплачена до | |
CIP – Перевозка и страхование оплачены до | |
DAF – Поставка до границы | |
DES – поставка с судна (наименование порта) | |
DDU – Поставка без оплаты пошлины | |
DDP – Поставка с оплатой пошлины |
Практическая работа №2