Интересно? Расскажите друзьям
Вконтакте |
Версия для печати
1. Государство участвует в экономике практически повсюду, становясь все более активными участниками рыночных отношений. Оно использует различные методы регулирования экономической жизни.
А. Правовые методы
Заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.
Б. Финансово-экономические методы
К ним относятся прежде всего налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики. Под денежной политикой понимают политику государства по управлению денежной массой и кредитами. Главную ответственность за ее проведение, как правило, несет государственный банк страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью банк либо ограничивает, либо расширяет возможности получения предпринимателями кредита на развитие производства.
Государство также может помочь товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины. Пошлина — это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны, сдерживает импорт, а с другой — защищает соответствующие отечественные отрасли (так, например, поступает правительство РФ при защите отечественных производителей автомобилей). К этой же группе относятся налоги, бюджет, государственные инвестиции и др.
|
В. Экономическое программирование
Заключается в том, что государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период. Но в отличие от командной экономики, где подобные планы являются обязательными и внедряются при помощи приказов сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.
Тема 16. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
Интересно? Расскажите друзьям
Вконтакте |
Версия для печати
1. Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации за каждым гражданином России закреплено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Бизнес (англ. business — дело, занятие, торговля) | Предпринимательство |
Экономическая деятельность людей, целью которой является прибыль, доход или иные личные выгоды. Данная деловая активность направлена в конечном счете на совершение коммерческих операций по обмену товарами или услугами | Инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг |
Понятие бизнеса отличается от понятия предпринимательства именно тем, что к бизнесу относится совершение любых единичных разовых коммерческих сделок в любой сфере деятельности.
|
Не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпринимательством, а ту, которая связана с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском.
2. В предпринимательстве выделяют субъекты и объекты.
· субъекты предпринимательства – частные лица, различные ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы), государство;
· объекты предпринимательства – любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами.
3. Субъекты предпринимательства:
3а. Юридическое лицо – организация, учреждение, фирма, выступающие в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей
3а.1. Признаки юридического лица:
· независимость его существования от входящих в его состав отдельных лиц;
· наличие имущества;
· право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью;
· право осуществлять от своего имени экономические операции;
· самостоятельная имущественная ответственность;
· право выступать от своего имени в суде.
3а.2. Виды юридических лиц:
· коммерческие – имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (предприятия связи и транспорта, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, организации бытового обслуживания);
|
· некоммерческие – не ставят в качестве основной цели извлечение прибыли (финансируемые из различных бюджетов учреждения (больницы, школы, институты), потребительские кооперативы, благотворительные фонды).
Отдельными видами деятельности (банковской, страховой) юридические лица вправе заниматься только на основании специального разрешения — лицензии.
3б. Физическое лицо – человек, участвующий в экономической деятельности в качестве ее полноценного субъекта. Действует от собственного имени, может заниматься предпринимательством с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Применяются те правила, которые регулируют деятельность коммерческих организаций
4. Виды предпринимательства:
· производственное предпринимательство – осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей;
· коммерческое предпринимательство – состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров, услуг и не связано с производством продукции;
· финансовое предпринимательство – является разновидностью коммерческого предпринимательства. Объектом купли-продажи здесь выступают деньги, валюта, ценные бумаги;
· посредническое предпринимательство – проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны;
· страховое предпринимательство – особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая.
5. Формы предпринимательства
По признаку объектов предпринимательства
· Малый бизнес (до 50 человек)
o Франчайзинг (от фр. franshise — льгота) — это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и своей деятельности на определенной территории и в определенной форме.
o Венчурная (от англ. venture — рискованная затея) фирма — это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка
· Средний бизнес (до 500 человек) – он непрочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и с мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя.
· Крупный бизнес (до нескольких тысяч человек) – отличается большей прочностью, чем средний или мелкий. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию
По типу фирм
· Индивидуальное, или частное предпринимательство – бизнес, владельцем которого является один человек. Он несет неограниченную имущественную ответственность, и у него невелик капитал.
· Товарищество, или партнерство – бизнес, которым владеют два и более человек. Они принимают совместные решения и несут личную имущественную ответственность за ведение дела.
· Кооператив – похож на партнерство, но имеет большее число пайщиков.
· Корпорация – совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акции, а сама корпорация —акционерным обществом (АО)
6. Основные принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность:
· свобода предпринимательской деятельности;
· инициативная и самостоятельная деятельность;
· получение прибыли как главная цель предпринимательской деятельности;
· юридическое равенство различных форм собственности;
· законность в предпринимательской деятельности;
· свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
· государственное регулирование:
o Прямое (регистрация и лицензирование предприятий, сертификация продукции);
o Косвенное (льготные кредиты, льготы по налогообложению).
7. Функции предпринимательства
· ресурсная – соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое;
· организационная – использование предпринимателями своих способностей для получения высокого дохода;
· творческая – использование новаторства в деятельности.
8. Потребитель — это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Потребителем выступает фирма, организация и государство в целом.
9. Цель потребителя — извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг.
Ограничения на пути достижения цели потребителя:
· семейный (потребительский) бюджет – баланс денежных доходов и расходов семьи;
· цены на товары и услуги;
· ассортимент предлагаемых товаров и услуг.
Рациональное поведение потребителя — это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами.
Суверенитет потребителя – это право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием.
10. Доход потребителя — это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления.
При составлении бюджета семьи используются показатели номинальных {денежных) доходов.
Основные источники номинального (денежного) дохода потребителя:
· заработная плата;
· социальные выплаты государства отдельным гражданам (пособия, пенсии, стипендии);
· доход от предпринимательской и иной деятельности;
· доход от собственности (плата, полученная за аренду квартиры, процент на денежный капитал, дивиденды по ценным бумагам).
Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода. Это обобщающий показатель уровня жизни населения страны. Он зависит от объема конечных доходов (номинальный доход минус подоходный налог) и уровня цен на товары и услуги и исчисляется как частное от деления объема конечных доходов на индекс потребительских цен.
11. Потребительские расходы делятся на:
· обязательные расходы (минимально необходимые) — расходы на питание, одежду, транспорт, оплату коммунальных услуг и т.п.;
· произвольные расходы (покупка книг, картин, машины и др.) – расходы в случае, если личные доходы потребителя не превышают обязательные расходы
Чем выше доход семьи, тем меньше доля расходов на питание и больше на товары длительного пользования, а также тем больше удельный вес сбережений.
Немецкий исследователь-статистик Э. Энгель (1821—1896) установил связь между доходами населения и структурой потребления. Согласно «Закону Энгеля»:
чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля ее расходов на продовольственные товары. Соответственно возрастает спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня доходов существенно увеличиваются затраты на высококачественные товары и услуги. Таким образом, структура расходов на потребление изменяется в прямой зависимости от размера дохода.
По доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния разных групп населения одной страны и сравнивать благосостояние граждан разных стран.
12. Уровень жизни — это уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения страны промышленными товарами, продуктами питания, жилищем и т.п.).
Качество жизни – включает в себя помимо уровня жизни условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие и др.